город Воронеж |
|
05 июля 2023 г. |
Дело N А14-5337/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от ПАО "Россети Центр" в лице филиала ПАО "Россети Центр" - "Воронежэнерго": Зинковская А.В. - представитель по доверенности N Д-ВР/279 от 18.10.2022, сроком действия до 18.10.2024, предъявлен паспорт, диплом;
от УФАС по Воронежской области: Князева Ю.А.- представитель по доверенности N ДЧ/2028/23 от 15.03.2023, сроком действия на 1 год, предъявлен паспорт, диплом;
от Островерхова А.И.: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Центр" - "Воронежэнерго" на ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ,
третье лицо: Островерхов Андрей Иванович,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "РОССЕТИ ЦЕНТР" в лице филиала ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР"-"Воронежэнерго" (далее - ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР" в лице филиала ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР"-"Воронежэнерго", заявитель), обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России, административный орган, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 13.03.2023 по делу N 036/04/9.21-126/2023 об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело рассматривалось при участии третьего лица Островерхова А.И. (далее также - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 02.05.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Считает, что антимонопольным органом неправомерно вынесено постановление, поскольку за данное правонарушение было привлечено должностное лицо Общества.
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от УФАС по Воронежской области.
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Центр" поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель УФАС по Воронежской области возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Островерхова А.И. явку своего представителя не обеспечил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
27.05.2022 Островерхов А.И. посредством портала ТП РФ направил в сетевую организацию заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств малоэтажной жилой застройки, максимальной мощностью 15 кВт, расположенных по адресу Воронежская область, г. Воронеж, с. Подгорное, ул. 1 мая, д. 101.
16.06.2022 ПАО "Россети Центр" направило Островерхову А.И уведомление о предоставлении недостающей информации и документов по заявке на технологическое присоединение.
16.06.2022 Островерхов А.И. предоставил в ПАО "Россети Центр" недостающие сведения и документы.
07.09.2022. ПАО "Россети Центр" направило Островерхову А.И оферту договора об осуществлении технологического присоединения застройки к электрическим сетям, технические условия и счет на оплату.
10.09.2022 Островерхов А.И. направил в ПАО "Россети Центр" мотивированный отказ от подписания договора об осуществлении технологического присоединения застройки к электрическим сетям.
17.10.2022 ПАО "Россети Центр" направило заявителю скорректированный проект договора об осуществлении технологического присоединения Застройки к электрическим сетям, технические условия и счет на оплату.
13.09.2022, 15.09.2022 в Управление поступили обращения от гр. Островерхова А.И. (вх. N 8331-ИП/22, вх. 8437-ЭП/22), в том числе из ФАС России, по вопросу правомерности навязывания ПАО "Россети Центр" невыгодных условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Уведомлением от 23.12.2022 N СМ/9722/22 общество было извещено о составлении протокола об административном правонарушении 27.01.2023.
27.01.2023 уполномоченным должностным лицом УФАС по Воронежской области в отношении ПАО "Россети Центр", в присутствии защитника Общества, действующего на основании доверенности N Д-ВР/348 Тищенко М.А. составлен протокол об административном правонарушении N N 036/04/9.21-107/2023 по ч.2 ст.9.21 КоАП РФ.
Как следует из протокола, обществу вменено нарушение п.15, п.105 Правил технологического присоединения N 861, выразившееся в нарушении срока (3 дня) по размещению уведомления о предоставлении недостающей информации и документов, а также нарушение срока (10 дней) размещения оферты договора об осуществлении технологического присоединения, технические условия и счет на оплату.
07.03.2023 постановлением УФАС по Воронежской области по делу об административном правонарушении N 036/04/9.21-107/2023 ПАО "Россети Центр" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с размером назначенного наказания, ПАО "Россети Центр" обратилось в суд с заявлением о признании постановления незаконным в части.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 500 000 рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600 000 до 1 000 000 рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в области энергетики.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение правил установленного недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям субъекта естественной монополии.
Субъектом правонарушения являются, в том числе, юридические лица.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает, как указано выше, Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике, Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 названного Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила ТП N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, регламентируют процедуру технологического присоединения, устанавливают существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения.
В соответствии с пунктами 3 и 6 Правила ТП N 861 сетевая организация на основании заявки заявителя обязана заключить с ним договор на технологическое присоединение, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств заявителя мероприятия по технологическому присоединению.
В силу пункта 15 Правил ТП N 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
В силу пункта 105 Правил ТП N 861 технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя): условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей; счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию).
Как усматривается из материалов дела, ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР" должно было направить Островерхову А.И. оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия и счет на оплату в срок не позднее 30.06.2022, а уведомление о предоставлении недостающей информации и документов в срок не позднее 31.05.2022.
ПАО "Россети Центр" установленные Правилами ТП N 861 сроки были нарушены. Уведомление о предоставлении недостающей информации и документов были направлены в адрес Островерхова А.И. 16.06.2022. Оферта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия и счет на оплату были направлены 07.09.2022,
Факт нарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 27.01.2023; информацией о поданных заявках на технологическое присоединение к электросетям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения - совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 КоАП РФ).
Наличие повторности как квалифицирующего признака вмененного правонарушения подтверждено постановлениями о привлечении ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР" к административной ответственности от 19.07.2021 по делу N 036/04/9.21-136/2021, от 19.07.2021 по делу N 036/04/9.21-137/2021, от 20.07.2021 по делу N 036/04/9.21-138/2021, от 22.07.2021 по делу N 036/04/9.21-181/2021, от 21.10.2021 по делу N 036/04/9.21-287/2021, от 21.10.2021 по делу N 036/04/9.21-288/2021, от 21.10.2021 по делу N 036/04/9.21-328/2021, от 21.10.2021 по делу N 036/04/9.21-305/2021, от 08.11.2021 по делу N 036/04/9.21-275/2021, от 21.11.2021 по делу N 036/04/9.21-314/2021, от 10.11.2021 по делу N 036/04/9.21-340/2021, от 07.02.2022 по делу N 036/04/9.21- 129/2022, от 06.04.2022 по делу N 036/04/9.21-165/2022, от 19.07.2022 по делу N 036/04/9.21-137/2021 об административном правонарушении.
Таким образом, деяние квалифицировано правильно.
Административным органом доказано наличие в деянии лица объективной стороны вменяемого административного правонарушения.
Срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Наличие объективной стороны правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.
Процессуальных нарушений, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Обстоятельств, исключающих вину Общества, не установлено.
С учетом изложенного, состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ доказан.
Частью 3 ст.4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с требованиями части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Административный штраф назначен Обществу ниже нижнего предела, установленного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в размере _ от минимального размера, предусмотренного санкцией - 300 000 рублей, что отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Судом первой инстанции, антимонопольным органом установлено, что ПАО "Россети Центр" выполнило мероприятия по подключению объекта заявителя, к электрическим сетям ранее установленного Правилами N 861 срока, а также оказывало содействие Воронежскому УФАС России в установлении обстоятельств, необходимых для правильного рассмотрении антимонопольного и административного дела по выявленному факту.
Тем самым при назначении наказания установлены и, в пределах предоставленного усмотрения, учтены не только вышеуказанные обстоятельства в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, но и дальнейшие действия со стороны Общества по заглаживанию вреда, причиненного потерпевшему, а также систематичность нарушений в качестве обстоятельств, отягчающих ответственность, недоказанность принятия всех предусмотренных законодательством Российской Федерации мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Довод Общества о применении части 4 статьи 2.1 КоАП РФ ( юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности) - несостоятелен, так как не доказано, что юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, то есть не доказано принятие действенных мер и создания условий, в результате чего нарушения закона прекратились. Такого результата не достигнуто, необходимых организационных мер не принято. О длительном систематическом нарушении Правил Обществом и многократном привлечении его к административной ответственности не могло быть неизвестно соответствующим должностным лицам Общества.
Обществом не приведено обоснования тому, что цель административного наказания - пресечение и профилактика нарушений будут достигнуты в случае назначения еще более мягкого наказания или освобождения от него.
Таким образом, в данном конкретном случае цель административного наказания не может быть достигнута ни более мягкой мерой наказания, ни освобождением от наказания юридического лица.
Поэтому апелляционная коллегия соглашается с тем, что возложение на конкретное должностное лицо обязанностей по соблюдению правил и сроков технологического присоединения не является достаточным мерой со стороны юридического лица и не является безусловным основанием освобождения от ответственности юридического лица.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции является верным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.05.2023 по делу N А14-5337/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-5337/2023
Истец: ПАО "Россети Центр" в лице филиала "Воронежэнерго"
Ответчик: УФАС по Воронежской области
Третье лицо: Островерхов Андрей Иванович