г. Вологда |
|
05 июля 2023 г. |
Дело N А05-10708/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 05 июля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Фирсова А.Д. и Холминова А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Зеленцовой Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт" Борисова А.С. по доверенности от 30.12.2022, от общества с ограниченной ответственностью "ТорСтрой" Костылева В.А. по доверенности от 01.05.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТорСтрой" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 ноября 2020 года по делу N А05-10708/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт" (ОГРН 1107604019962, ИНН 7604193710; адрес: 163001, Архангельская область, город Архангельск, проспект Обводный канал, дом 101, кабинет 506; далее - ТГК) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Облик" (ОГРН 1172901011854, ИНН 2901288941; адрес: 163060, Архангельская область, город Архангельск, улица Урицкого, дом 68, корпус 1, помещение 37; далее - УК) о взыскании 1 052 936 руб. 33 коп. долга за поставленную в июле 2020 года электрическую энергию, 161 руб. 70 коп. в возмещение почтовых расходов (том 1, лист 128).
Решением суда от 12 ноября 2020 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Также с ответчика в пользу истца взыскано 19 200 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины и 161 руб. 70 коп. в возмещение почтовых расходов. С УК в доход федерального бюджета взыскано 4 329 руб. государственной пошлины.
Решение суда вступило в законную силу, судом выданы исполнительные листы.
Общество с ограниченной ответственностью "ТорСтрой" (ОГРН 1222900000476, ИНН 2901308531; адрес: 163002, Архангельская область, город Архангельск, улица Урицкого, дом 10, корпус 4, офис 6; далее -ООО "ТорСтрой"), лицо, не участвующее в деле, обратилось в апелляционный суд с жалобой на решение суда от 12 ноября 2020 года, в которой просит судебный акт изменить (с учетом уточнения просительной части жалобы в судебном заседании 03.07.2023).
В обоснование жалобы ссылается на то, что спорные многоквартирные дома являются ветхими и аварийными, следовательно, объем электрической энергии, поставленной в данные дома, следует рассчитывать исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги (далее - норматив).
Кроме того, ООО "ТорСтрой" заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы.
Протокольным определением от 13.07.2022 апелляционный суд восстановил пропущенный апеллянтом срок подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена применительно к пункту 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве".
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил. Ввиду изложенного дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав представителей истца и подателя жалобы, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, изучив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,
истец (гарантирующий поставщик) направил в адрес ответчика (потребителя) договор энергоснабжения от 01.10.2018 N 11-005735, в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц (сетевые организации) оказывать потребителю услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией, а потребитель обязуется оплатить приобретаемую электрическую энергию и услуги по передаче электрической энергии, а также иные услуги в порядке, количестве (объеме) и сроки, предусмотренные этим договором.
Указанный договор подписан ответчиком с протоколом разногласий, которые не были урегулированы сторонами.
В июле 2020 года истец поставил на объекты ответчика электрическую энергию, что подтверждается ведомостью электропотребления за указанный период и ответчиком не оспаривается, и выставил к оплате счет-фактуру от 31.07.2020 N 31-00061699 на сумму 1 052 936 руб. 33 коп.
Ссылаясь на то, что ответчик денежное обязательство по оплате электрической энергии в полном объеме не исполнил и направленную в его адрес претензию оставил без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании долга и неустойки.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ приведенные сторонами доводы и доказательства в их совокупности и взаимной связи, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего спора приходит к следующим выводам.
Так, на основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Поскольку поставка энергии в данном случае осуществлялась в жилые дома, то к правоотношениям сторон также подлежат применению Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Как следует из части 3 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом осуществляется одним из способов, предусмотренных законом (в том числе управляющей компанией), решение о выборе способа управления многоквартирным домом принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Управляющая организация осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми организацией заключены договоры электроснабжения (часть 6.2 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается в том числе управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
Исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги (подпункты "б", "г" пункта 31 Правил N 354).
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг, с учетом ее функций и обязанностей (статья 161 ЖК РФ), обязана оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, поставленные в многоквартирные жилые дома.
Факт отпуска в спорный период электрической энергии в находящиеся в управлении ответчика многоквартирные жилые дома (МКД) последним не оспаривается.
ООО "ТорСтрой" в апелляционной жалобе ссылается на то, что спорные многоквартирные дома являются ветхими и аварийными, следовательно, объем электрической энергии, поставленной в данные дома, следует рассчитывать исходя из норматива.
Эти доводы апеллянта признаются судом апелляционной инстанции обоснованными.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Как следует из части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, требования указанной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются, в частности, на ветхие, аварийные объекты.
При этом в данной норме не содержится запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, а лишь указывается на отсутствие у собственников обязанности по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом.
В то же время, принимая во внимание тот факт, что в аварийных и ветхих объектах благоприятные условия проживания граждан могут быть существенно ограничены в связи с объективным физическим износом здания, его отдельных частей и инженерных систем, а также направленность нормативно-правового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета в рассматриваемом случае не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных сверх нормативов в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг.
Ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости энергоресурсов, потребленных на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных на общедомовые нужды энергоресурсов ограничен утвержденными нормативами потребления.
Данная правовая позиция приведена в ответе на вопрос 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016.
Определение понятия "ветхое состояние здания" содержится в постановлении Госстроя России от 20.02.2004 N 10 "Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных" (действовало в спорный период) и в Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда МКД 2-04.2004, утвержденном Госстроем России.
В соответствии с приложением 6 к названному методическому пособию ветхое состояние здания - состояние, при котором конструкции здания и здание в целом имеет износ: для каменных домов - свыше 70 %, деревянных домов со стенами из местных материалов, а также мансард - свыше 65 %, основные несущие конструкции сохраняют прочность, достаточную для обеспечения устойчивости здания, однако здание перестает удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям.
Порядок определения технического состояния (физического износа) здания, строения, сооружения определен в Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 N 37. Сведения о физическом износе здания отражаются в их технических паспортах.
В связи с пассивным поведением в судебном процессе УК как ответчика по настоящему делу с целью проверки доводов подателя жалобы о ветхости и аварийности МКД по ходатайствам ООО "ТорСтрой" суд апелляционной инстанции в рамках настоящего дела, а также дел N А05-2030/2020, А05-4288/2020, А05-9623/2020 оказал содействие апеллянту в истребовании у администрации города Архангельска надлежащим образом заверенных копий распоряжений мэрии города Архангельска, заключений о признании жилых домов непригодными для постоянного проживания (далее - распоряжения (заключения)), технических паспортов в отношении МКД, находившихся под управлением УК, а также у Северного филиала публично-правовой компании "Роскадастр" (далее - Роскадастр) имеющихся у него сведений о технической инвентаризации спорных МКД согласно приложенным к ходатайствам спискам.
С учетом поступившей информации истец представил справочный расчет задолженности за спорный период.
Согласно справочному расчету истца, предъявленному в суд апелляционной инстанции (ходатайство от 15.06.2022 о приобщении дополнительных документов), сумма к снижению по сравнению с ранее заявленными требованиями составила 642 682 руб. 97 коп.
Представитель ООО "ТорСтрой" в заседании суда апелляционной инстанции 03.07.2023 согласился с данным расчетом истца, уточнил просительную часть апелляционной жалобы.
С учетом изложенного следует признать, что истец вправе претендовать на взыскание с ответчика за спорный период 410 253 руб. 36 коп. задолженности (1 052 936 руб. 33 коп. - 642 682 руб. 97 коп.).
Поскольку доказательств уплаты долга в указанной выше сумме в материалы дела не предъявлено, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию данная сумма задолженности.
В удовлетворении остальной части иска следует отказать.
Требование о взыскании почтовых издержек в сумме 161 руб. 70 коп. подтверждено документально и подлежит частичному удовлетворению в порядке статьей 106, 110 АПК РФ.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы также подлежат распределению на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям иска и жалобы в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного решение суда подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 ноября 2020 года по делу N А05-10708/2020 изменить, изложить его резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Облик" (ОГРН 1172901011854, ИНН 2901288941) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт" (ОГРН 1107604019962, ИНН 7604193710) 410 253 руб. 36 коп. долга, а также 9 168 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины и 63 руб. 01 коп. в возмещение почтовых издержек.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт" (ОГРН 1107604019962, ИНН 7604193710) в доход федерального бюджета 4 329 руб. государственной пошлины".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт" (ОГРН 1107604019962, ИНН 7604193710) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ТорСтрой" (ОГРН 1222900000476, ИНН 2901308531) 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
А.Д. Фирсов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10708/2020
Истец: ООО "ТГК-2 Энергосбыт", ООО "ТГК-2 Энергосбыт" в лице Архангельского межрайонного отделения "ТГК-2 Энергосбыт"
Ответчик: ООО "Управляющая Компания "Облик"
Третье лицо: Архангельское отделение Северного филиала публично-правовая компания "Роскадастр", к/у Шадрин С.Е, ООО "ТорСтрой"