г. Вологда |
|
03 февраля 2023 г. |
Дело N А05-6244/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 03 февраля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Фирсова А.Д., судей Селивановой Ю.В., Тарасовой О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профсервис" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 октября 2022 года по делу N А05-6244/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РВК-Архангельск" (ОГРН 1147746544890, ИНН 7726747370; адрес: 163069, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 52, офис 424, помещения 13,14,15) обратилось в суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Профсервис" (ОГРН 1122901018404, ИНН 2901229086; адрес: 163039, город Архангельск, улица Магистральная, дом 43, офис 3) о взыскании задолженности в размере 18 019,36 рубля, неустойки за период с 16 марта 2022 года по 31 марта 2022 года в размере 103,61 рубля.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 21 октября 2022 года исковые требования удовлетворены полностью.
Ответчик с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ссылается на ошибочность вывода суда первой инстанции о наличии у ответчика обязанности совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.
Указывает на отсутствие в материалах дела актов о наличии технической возможности установки общедомовых приборов учета в многоквартирных домах. В связи с этим считает, что повышающий коэффициент в расчетах был применен незаконно.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит в ее удовлетворении отказать.
Истец и ответчик о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия согласно статьям 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, суд полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно материалам дела муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" (далее - МУП "Водоканал") и ответчиком 01 января 2017 года заключен договор холодного водоснабжения N 1-069.У, согласно пункту 1 которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а абонент обязуется оплачивать принятую холодную (питьевую) воду, холодную (техническую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим договором, и соблюдать предусмотренный настоящим договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Договор подписан ответчиком с протоколом разногласий. Доказательства урегулирования разногласий суду не представлены.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 14 ноября 2018 года "О внесении изменения в постановление мэрии г. Архангельска от 30 января 2015 года N 72" истец наделен статусом гарантирующей организации на территории г. Архангельска с 20 декабря 2018 года.
В связи с чем, между МУП "Водоканал", истцом и ответчиком заключено дополнительное соглашение к договору, в соответствии с которым все права и обязанности, предусмотренные договором, от МУП "Водоканал" перешли к истцу с 20 декабря 2018 года.
Перечень многоквартирных домов, в отношении которых ресурсоснабжающая организация по настоящему договору подает холодную воду и отводит сточные воды, предусмотрен приложением 3 к договору.
Местом исполнения ресурсоснабжающей организацией своих обязательств является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и ресурсоснабжающей организации.
Во исполнение принятых на себя обязательств по договору истец в период с 01 февраля 2022 года по 31 марта 2022 года оказал ответчику услуги водоснабжения, для оплаты которых выставил счета-фактуры от 28.02.2022 N 23003540 и от 31.03.2022 N 23006825 на общую сумму 54 057,88 рубля.
Расчет объема оказанных услуг произведен истцом исходя из площади общего имущества многоквартирного дома и норматива потребления коммунальной услуги с применением повышающего коэффициента, в связи с тем, что многоквартирные дома, находящиеся под управлением ответчика, не оборудованы общедомовыми приборами учета.
С учетом произведенных ответчиком оплат сумма долга составляет 18 019,36 рубля и представляет собой сумму повышающего коэффициента по каждому дому за каждый месяц спорного периода (февраль и март 2022 года).
Поскольку ответчик свои обязательства по оплате оказанных услуг в полном объеме не исполнил, претензию от 19 апреля 2022 года, направленную в его адрес, оставил без удовлетворения, истец обратился в суд с иском.
Оценив указанные обстоятельства и представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 309, 310, 330, 424, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 153, 154, 155, 156, 157, 161, 171 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановление Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124 (далее - Правила N 124), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила N 491), суд первой инстанции, в полном соответствии с указанными выше нормативно-правовыми актами и материалами дела, удовлетворил исковые требования полностью.
Заявленные в жалобе доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, отражены в оспариваемом акте и получили в нем надлежащую оценку, с которой апелляционный суд согласен.
Факт оказания услуг холодного водоснабжения на содержание общего имущества в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, подтвержден материалами дела и им не оспаривается.
Расчёт объёма оказанных услуг произведён истцом исходя из площади общего имущества многоквартирного дома и норматива потребления коммунальной услуги с применением повышающего коэффициента в связи с тем, что многоквартирные жилые дома, находящиеся под управлением ответчика, не оборудованы общедомовыми приборами учёта.
В апелляционной жалобе ответчик не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что управляющая организация обязана совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета. Также ответчик ссылается на необоснованность применения истцом в расчётах повышающего коэффициента, поскольку материалы дела не содержат актов о технической возможности установки общедомовых приборов учета в домах.
Данные доводы являются необоснованными.
Поскольку коммунальные ресурсы поставлялись в многоквартирные жилые дома, то правоотношения сторон подпадают под регулирование норм жилищного законодательства, а также Правил N 354 и Правил N 124.
Обязанность граждан и организаций своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена статьями 153, 154, 156 ЖК РФ.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что согласно статьям 44, 161, 155 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей организацией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учёта используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учёта, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введённых в эксплуатацию на день его вступления в силу, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учёта используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учёта используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учёта используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Частью 9 статьи 11 Закона N 261-ФЗ установлено, что собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащённости приборами учёта используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
В силу части 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включённые в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом (часть 11 статьи 2 Закона N 261-ФЗ).
Пункты 10, 11 Правил N 491 предусматривают, что содержание общего имущества должно включать в себя в том числе проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включённых в утверждённый в установленном законодательством порядке перечень мероприятий, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учёта холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т. д.).
Из положений Правил N 491 следует, что коллективные (общедомовые) приборы учёта потребляемых ресурсов входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу подпункта "г" пункта 12 рассматриваемого договора холодного водоснабжения от 01.01.2017 N 1-044.У в обязанности ответчика (абонента) входит установка приборов учёта на границах эксплуатационной ответственности или в ином месте, определённом настоящим договором (если иное не предусмотрено в соответствии с Правилами N 124 или иными действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими правоотношения в сфере жилищного законодательства).
Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил N 491 (в редакции, действующей в спорный период) содержание общего имущества включает в себя в том числе обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учёта и т. д.).
Следовательно, управляющая организация как лицо, ответственное за содержание общего имущества, в силу прямых указаний закона и договора управления многоквартирным домом, обязана совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.
Ответчик не оспаривал отсутствие общедомовых приборов учёта в спорных домах.
Работы по установке приборов учёта используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме.
Предусмотренная частью 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ обязанность ресурсоснабжающей организации установить общедомовой прибор учёта является вынужденной мерой реагирования на невыполнение потребителями предписаний закона с последующим возмещением расходов на приобретение и установку прибора за счёт потребителей. Однако данная мера не освобождает потребителей от исполнения обязанности по установке прибора учёта.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ расчётные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчётов на основании данных об их количественном значении, определённых при помощи приборов учёта используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 22 Правил N 124 при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учёта холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потреблённого при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учёта, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введённого в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учёта в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введённого в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
Ответчик не представил доказательств, опровергающих обстоятельства, на которых основаны требования истца, не доказал нарушение истцом порядка расчетов, установленного законом.
Доказательств подтверждающих невозможность установки общедомовых приборов учета, ответчиком не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцом при расчете платы за холодную воду, потреблённую на содержание общего имущества в многоквартирных домах, где отсутствуют установленные и введённые в эксплуатацию общедомовые приборы учета, применён правомерно повышающий коэффициент равный 1,5, предусмотренный подпунктом "ж" пункта 22 Правил N 124.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу N А05-9452/2021.
Жалоба не содержит фактов и доводов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 октября 2022 года по делу N А05-6244/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профсервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Д. Фирсов |
Судьи |
Ю.В. Селиванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6244/2022
Истец: ООО "РВК-Архангельск"
Ответчик: ООО "Профсервис"