г. Челябинск |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А34-13933/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новокрещеновой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 15.11.2022 по делу N А34-13933/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" - Карева О.Б. (доверенность от 01.01.2022, диплом),
Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области - Федоренко И.В. (доверенность от 05.12.2022, диплом).
Акционерное общество "Энергосбытовая компания "Восток" (далее - заявитель, АО "ЭК "Восток", общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 06.07.2022 N 56/5441 о предоставлении сведений о зарегистрированных гражданах; в порядке восстановления нарушенного права просит обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области предоставить АО "ЭК "Восток" сведения о зарегистрированных гражданах, с указанием их даты и места рождения, а также паспортных данных, в отношении следующих жилых помещений:
г. Курган, ул. Панфилова, дом N 76;
г. Курган, ул. Акмолинская, дом N 50 к. А, кв. 2;
г. Курган, ул. Акмолинская, дом N 2, кв. 3;
г. Курган, ул. Томина, дом N 1 к. С;
г. Курган, ул. Рябковская, дом N 11 к. А, кв. 2;
г. Курган, ул. Мяготина, дом N 185, кв. 9;
г. Курган, ул. Челябинская, дом N 26, кв. 9;
г. Курган, ул. Чайковского, дом N 131, кв. 2;
г. Курган, мкр.6, д. 20, кв. 22;
г. Курган, ул. Доватора, дом N 110, кв. 2;
г. Курган, ул. Достоевского, д. 63, кв. 8.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, отказ Управления в предоставлении информации, выраженный в письме от 06.07.2022 N 56/5441, признан незаконным, суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления информации на основании запроса от 04.07.2022 N И-ПД-В-КГН-2022-75978, распределены расходы по уплате государственной пошлины.
Управление, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что механизм предоставления сведений установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями" (далее - Постановление N 897), где предусмотрено, что необходимые сведения предоставляются ресурсоснабжающим организациям управляющими компаниями, товариществами или кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом. Органы внутренних дел ведут персонифицированный учет и обработка персональных данных в базах данных строится на том, что вся информация аккумулируется в отношении конкретного лица, а не адреса, указываемого в строке поиска базы данных. Размещаемая МВД России в ГИС ЖКХ информация содержит только количественный показатель, а не персональные данные граждан.
В представленном отзыве АО "ЭК "Восток" ссылалось на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции с участием представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АО "ЭК "Восток" является гарантирующим поставщиком электрической энергии, обеспечивающим поставку электрической энергии для потребителей Курганской области, в соответствии с постановлениями Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 23.08.2007 N 14-4 и от 13.10.2006 N 17-2 "О согласовании границ зоны деятельности гарантирующих поставщиков", где указано, что ОАО "Энергосбыт" (универсальным правопреемником которого является АО "ЭК "Восток") присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Курганской области; приказом Минэнерго РФ "О присвоении статуса гарантирующего поставщика в результате реорганизации организации, имеющей статус гарантирующего поставщика" от 23.10.2012 N 500; приказом ФСТ России "О включении организаций в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности" от 14.03.2013 N 267-э.
Следовательно, АО "ЭК "Восток" осуществляет поставку электроэнергии на территории Курганской области для юридических лиц и граждан.
В отношении ряда жилых домов и жилых помещений в многоквартирных домах у АО "ЭК "Восток" отсутствуют сведения о собственниках, данное обстоятельство подтверждается сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с чем ресурсоснабжающей организации не представляется возможным корректно произвести расчет потребленной электрической энергии, в том числе определить объем электроэнергии, потребленной для содержания общего имущества многоквартирного дома.
Для установления зарегистрированных лиц в указанных жилых домах и жилых помещениях в многоквартирных домах АО "ЭК "Восток" направлен запрос (исх. N И-ПД-В-КГН-2022-75978 от 04.07.2022) в адрес Управления по вопросам миграции Управления МВД России по Курганской области о предоставлении сведений о зарегистрированных гражданах, с указанием их даты и места рождения, а также паспортных данных.
В ответ на запрос АО "ЭК "Восток" был получен отказ в предоставлении запрашиваемых сведений (исх. N 56/5441 от 06.07.2022), где УМВД России по Курганской области сообщило, что в системе МВД России ведется личностный (персонифицированный), а не адресный учет граждан Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания на территории Российской Федерации (по фамилии, имени, отчеству в алфавитном порядке), при этом органы внутренних дел не уполномочены на ведение учета родственных связей граждан, в связи с чем представить информацию о регистрации граждан по адресам, указанным в запросе, не представляется возможным.
Полагая, что отказ в предоставлении сведений не соответствует закону и нарушает его право на предоставление таких сведений, АО "ЭК "Восток" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление АО "ЭК "Восток", суд первой инстанции пришел к выводу, что АО "ЭК "Восток" вправе запрашивать и получать от заинтересованного лица, как органа, уполномоченного вести учет и регистрацию граждан, сведения о персональных данных потребителей электроэнергии - физических лиц, зарегистрированных в жилых домах и жилых помещениях многоквартирных домов, в целях и объеме, установленном действующим законодательством и договором, для осуществления своей уставной деятельности, в частности, для исполнения условий публичного договора энергоснабжения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (пункт 2 статьи 3 Закон N 152-ФЗ).
АО "ЭК "Восток" включено в реестр операторов персональных данных (рег. N 77-13-001076), является оператором персональных данных потребителей-физических лиц, в жилое помещение которых поставляется электроэнергия на основании публичного договора энергоснабжения.
Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ).
При этом названной нормой допускается возможность обработки персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, в том числе в случае если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
Частями 4, 5 статьи 6 Закона N 152-ФЗ установлено, что лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.
Согласно части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса.
Постановлением N 897 пункт 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым в части указания перечня информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги.
Действующий в настоящее время порядок предоставления сведений о собственниках жилых помещений в многоквартирном доме (включая конкретный состав документированной информации, подлежащей истребованию) следует применять и к ранее сложившимся (до принятия Постановления N 897) отношениям, в которых ресурсоснабжающая организация приобрела статус исполнителя коммунальной услуги, а с ним и право получения от управляющей организации необходимых сведений.
В соответствии с абзацем 7 пункта 6 Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 данных Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо.
При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ.
АО "ЭК "Восток" при обращении к информации о жилых помещениях в многоквартирных домах, размещенной в ГИС ЖКХ, установлено, что сведений об управлении жилыми и многоквартирными домами не содержится.
Кроме того, в отношении индивидуальных жилых домов не предусмотрено наличие управляющей организации.
В соответствии с подпунктами "а", "г" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354 АО "ЭК "Восток" как исполнитель коммунальной услуги по электроснабжению обязано: производить расчет размера платы, производить проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, осуществлять корректировку размера платы за коммунальную услугу.
Между тем, отсутствие у АО "ЭК "Восток", как у исполнителя коммунальной услуги, информации, необходимой для начисления платы, собственникам (пользователям) жилых домов и жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе, персональных данных, не позволяет истцу определить плату за электроснабжение достоверно (корректно), что в конечном итоге сказывается на правах потребителей, ущемляя их, а также имеет для заявителя неблагоприятные последствия.
На официальном сайте АО "ЭК "Восток" размещены типовые формы договоров энергоснабжения, в частности, типовая форма договора энергоснабжения для физических, юридических лиц (в том числе финансируемых за счет средств бюджета соответствующего уровня - "бюджетные организации") - потребителей коммунальной услуги и по электроснабжению, предоставленной в жилое помещение в многоквартирном жилом доме, индивидуальном жилом доме.
Пунктом 32 договора установлено, что обработка персональных данных потребителя осуществляется ресурсоснабжающей организацией в соответствии с Федеральным законом "О персональных данных". Потребитель дает согласие на обработку персональных данных (в том числе фамилии, имени, отчества (при наличии), даты и места рождения, места жительства (регистрации), паспортных данных) в соответствии с указанным Федеральным законом.
Таким образом, АО "ЭК "Восток" является оператором персональных данных абонентов - физических лиц, в жилое помещение которых поставляется электроэнергия, и являющихся стороной публичного договора поставки ресурса для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан
Обработка персональных данных необходима в ходе осуществления хозяйственной деятельности организации для исполнения условий договора, выгодоприобретателем по которому является абонент - субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
На основании изложенного, общество вправе запрашивать и получать у уполномоченных органов сведения о персональных данных потребителей - физических лиц в целях и объеме, установленном действующим законодательством и договором, для исполнения условий публичного договора поставки газа.
В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 17 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (далее - Закон о полиции, Закон N 3-ФЗ) полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных). Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах - гражданах Российской Федерации, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 17 Закона N 3-ФЗ информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 N 5242-1 предусмотрено, что в целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу.
Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В силу части 7 статьи 17 Закона о полиции обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
В силу положений части 8 статьи 9 Закона N 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 названного Федерального закона.
Пункт 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ в числе случаев обработки персональных данных устанавливает обработку персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
Следовательно, в данном случае АО "ЭК "Восток" вправе обратиться к Управлению за предоставлением персональных данных потребителей коммунальной услуги в целях и объеме, установленном действующим законодательством для исполнения условий публичного договора поставки электроэнергии.
Судебная коллегия отмечает, что вопреки доводам апеллянта наличие у общества потенциальной возможности получить у других лиц запрашиваемые сведения о потребителях коммунальной услуги не отменяет права общества получить такие сведения у Управления.
Также согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ) в системе должна размещаться информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан.
Вместе с тем, обязанность по размещению информации в указанной системе возлагается на территориальный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (пункт 8 статьи 7 Закона N 209-ФЗ).
Как следует из материалов дела, сведения о количестве зарегистрированных в жилых помещениях в спорных многоквартирных домах по месту пребывания и по месту жительства граждан, а также сведения об управлении многоквартирными домами управляющими организациями/товариществами собственников жилья в системе ГИС ЖКХ отсутствуют.
Кроме того, часть спорных жилых помещений являются индивидуальными жилыми домами, для которых не предусмотрено наличие управляющей организации.
Следовательно, запрашиваемые АО "ЭК "Восток" у заинтересованного лица сведения являются сведениями, право получение которых у общества имеется, а обязанность по предоставлению указанных сведений возложена на органы миграционного учета, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление общества в полном объеме.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 15.11.2022 по делу N А34-13933/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-13933/2022
Истец: АО "Энергосбытовая компания "Восток"
Ответчик: Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области
Третье лицо: АО "Энергосбытовая компания "Восток", Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, УФК по Курганской области