г. Санкт-Петербург |
|
26 мая 2023 г. |
Дело N А21-15821/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: Кремков В.В. по доверенности от 20.10.2022 (онлайн)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10272/2023) ООО "Л.А.С.Променадо.З" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.03.2023 делу N А21-15821/2022 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению ООО "Л.А.С.Променадо.З"
к ФГБУ "Национальный парк "Куршская коса"
о признании незаконным решения, изложенного в письме N 1688 от 21.12.2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Л.А.С.Променадо.З" (далее - Общество, заявитель, ООО "Л.А.С. Променадо.З", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к ФГБУ "Национальный парк "Куршская коса" (далее - Учреждение, заинтересованное лицо), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным решения, выраженного в письме N 1688 от 21.12.2022 о взимании в 2024 г. платы за разрешение на каждое пребывание с одного физического лица (индивидуального предпринимателя), с одного сотрудника юридического лица в размере 50 рублей на территории национального парка, населенных пунктов на территории национального парка "Куршская коса", осуществляющих свою хозяйственную (коммерческую) и иную деятельность на данной территории.
Решением суда от 07.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку федеральным законодательством предусмотрена плата за посещение физическими лицами территорий национальных парков, а не за пребывание физических лиц и сотрудников юридических лиц на указанной территории.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Л.А.С. Променадо.З" осуществляет деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания в пос.Лесной (торговый павильон (кафе-бар) на территории ФГБУ "Национальный парк "Куршская коса".
21.12.2022 Учреждение направило в адрес Общества информационное письмо (исх. N 1688), из которого следовало, что Учреждение планирует в 2024 году после согласования с Минприроды России взимать плату в разумных пределах (с учетом прямых и косвенных затрат, а также нормы прибыли на услуги за пребывание на ООПТ) за разрешение на каждое пребывание физических лиц (индивидуальных предпринимателей), сотрудников юридического лица на территории национального парка, осуществляющих свою хозяйственную (коммерческую) и иную деятельность на территории национального парка, в том числе, населенных пунктов, которые также находятся на территории (в границах) национального парка "Куршская коса". Предварительно размер такой платы за разрешение на пребывание физических лиц (индивидуальных предпринимателей), сотрудников юридического лица на территории национального парка может составлять с одного человека 50 рублей 00 копеек за каждое пребывание. Обществу предлагалось учесть в 2024 году в своей планируемой финансово-хозяйственной деятельности соответствующие предполагаемые затраты.
Полагая, что указанное решение, выраженное в письме N 1688 от 21.12.2022, является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии у Учреждения правовых оснований для введения платы за разрешение на каждое пребывание с одного физического лица (индивидуального предпринимателя), с одного сотрудника юридического лица на территории национального парка.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, не находит правовых оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Статьей 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый нормативный акт, решение и действие не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании недействительным ненормативного правового акта, действия (бездействия) может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: не соответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, подавшего заявление.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной названным Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Пунктом 6 статьи 15 Закона N 33-ФЗ предусмотрено, что пребывание физических лиц на территории национального парка допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, за исключением случаев пребывания в национальном парке физических лиц, являющихся работниками федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, физических лиц, проживающих на территории национального парка, в том числе лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных положением о таком национальном парке.
За посещение физическими лицами территорий национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) в целях туризма и отдыха федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление национальными парками, взимается плата, порядок определения которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в чьем ведении находятся национальные парки.
Аналогичное положение предусмотрено пунктом 3 Правил определения платы для физических лиц, не проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, за посещение особо охраняемых природных территорий и установления случаев освобождения от взимания платы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2020 N 1039.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2055-р национальный парк "Куршская коса" относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения и находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В подпункте 18 пункта 33 Устава Учреждения (утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 ноября 2018 г. N 587), в пункте 14 Положения о национальном парке "Куршская коса" (утвержденного Приказом Минприроды России от 09.08.2022 N 516) также указано, что директор Учреждения выдаёт разрешение на пребывание на территории национального парка граждан, не являющихся работниками Учреждения, пребывание физических лиц на территории национального парка допускается только при наличии разрешения Учреждения или Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, за исключением случаев пребывания на территории национального парка физических лиц, являющихся работниками Учреждения или должностными лицами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, а также физических лиц, проживающих на территории национального парка. Порядок выдачи Учреждением разрешения на пребывание физических лиц на территории национального парка устанавливается Учреждением в соответствии с режимом особой охраны территории национального парка, установленным настоящим Положением. За посещение физическими лицами территории национального парка (за исключением участков территории национального парка, расположенных в границах населенных пунктов) в целях туризма и отдыха Учреждением взимается плата.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что федеральный законодатель разграничивает понятие "разрешение на пребывание" граждан на территории национального парка и понятие "посещение физическими лицами" территории национального парка, которые лишь схожи в одном целеполагании - платности такого пребывания/посещения территории национального парка. В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу о том, что "разрешение на пребывание" граждан на территории национального парка также может быть платным и распространяться на сотрудников юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою коммерческую деятельность на территории национального парка.
Вместе с тем, федеральным законодательством не разграничены указанные понятия; Законом N 33-ФЗ, иными нормативно-правовыми актами не предусмотрено, что понятие "разрешение на пребывание" граждан на территории национального парка также подразумевает взимание платы.
Кроме того, законом четко предусмотрено, что пребывание носит разрешительный характер, а за посещение взимается плата.
В связи с этим апелляционный суд полагает ошибочным указанный вывод суда первой инстанции.
В то же время, апелляционная инстанция считает, что указанное обстоятельство не привело к вынесению судом первой инстанции неправомерного судебного акта в силу следующего.
Как установлено апелляционным судом и усматривается из материалов дела, оспариваемое Обществом решение выражено Учреждением в письме N 1688 от 21.12.2022.
В письме от 21.12.2022 указано, что Учреждение планирует в 2024 году после согласования с Минприроды России взимать плату в разумных пределах.
Следовательно, указанное письмо Учреждения носит уведомительный характер, не порождает прав и обязанностей для Общества как юридического лица, расположенного на территории национального парка.
Доказательства согласования с Министерством природы Российской Федерации платы за разрешение на каждое пребывание с одного физического лица (индивидуального предпринимателя), с одного сотрудника юридического лица в размере 50 рублей на территории национального парка в материалы дела не представлены.
Принимая во внимание, что спорное письмо не нарушает права и законные интересы Общества, прав и обязанностей для Общества ни каких не порождает, доказательств обратного в материалы дела не представлено, правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.03.2023 по делу N А21-15821/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-15821/2022
Истец: ООО "Л.А.С.ПРОМЕНАДО.З"
Ответчик: ФГБУ "Национальный парк "Куршская коса"