05 июля 2023 г. |
А85-466/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.07.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кравченко В.Е., судей Градовой О.Г., Приваловой А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой И.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Марчука Владимира Григорьевича и Администрации города Горловка на решение Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 30 декабря 2022 года по делу N А85-466/2022 (судья - Лобов Д.В.), принятому по заявлению по иску Дочернего предприятия "Республиканский рынок N23/2" Государственного предприятия "Рынки Донбасса" к Администрации города Горловка, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя, - Государственного предприятия "Рынки Донбасса", третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица - Марчук Владимира Григорьевича, Отдела государственного комитета по земельным ресурсам Донецкой Народной Республики в г. Горловке, о признании недействительным распоряжения в части,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Дочернее предприятие "Республиканский рынок N 23/2" Государственного предприятия "Рынки Донбасса" (далее - ДП "Республиканский рынок N 23Д ГП "Рынки Донбасса", заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Донецкой Народной Республики с заявлением к Администрации города Горловка (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения главы администрации города Горловка от 01.09.2020 N 699-р "О прекращении права пользования земельными участками, утверждении документации по землеустройству, передаче земельных участков в пользование, в субаренду и продлении договоров аренды земли" (далее - распоряжение от 01.09.2020 N699-р) в части отвода земельного участка и передачи земельного участка (кадастровый номер 1410600000:02:017:1344) в аренду гражданину Марчуку Владимиру Григорьевичу сроком на 10 лет, площадью 0,0033 га.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - Государственного предприятия "Рынки Донбасса" (далее - ГП "Рынки Донбасса") и на стороне заинтересованного лица - Марчук Владимира Григорьевича, Отдела государственного комитета по земельным ресурсам Донецкой Народной Республики в г. Горловке.
Решением Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 30.12.2022 заявление удовлетворено, распоряжение главы администрации города Горловка от 01.09.2020 N 699-р признано недействительным в части отвода земельного участка и передачи земельного участка (кадастровый номер 1410600000:02:017:1344) в аренду гражданину Марчуку Владимиру Григорьевичу сроком на 10 лет, площадью 0,0033 га.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо - администрация и третье лицо - Марчук В.Г. обратились в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят судебный акт отменить, отказав в удовлетворении требований ДП "Республиканский рынок N 23Д ГП "Рынки Донбасса".
Администрация полагает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным ввиду неправильного определения судом юридической природы возникших правоотношений между сторонами, а также отсутствия их надлежащей оценки. Заинтересованное лицо указывает, что судом не принято во внимание, что предоставление в аренду испрашиваемого земельного участка осуществлено администрацией на основании согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка соответствующими службами с регистрацией его в Отделе государственного комитета по земельным ресурсам Донецкой Народной Республики в городе Горловке и последующего утверждения.
Кроме того, по мнению администрации, по состоянию на 01.06.2022 правоустанавливающие документы на земельный участок по ул. Первомайская, 7, заявителем не оформлены (отсутствуют), равно как и отсутствуют такие документы у Горловского городского потребительского общества "Нива" (далее - ГГПО "Нива"). Отражение на балансе имущества (торговых рядов) предприятия не означает переход права собственности на такое имущество, а является информационно-статистическими данными бухгалтерского учёта ДП "Республиканский рынок N 23/2" ГП "Рынки Донбасса" и поскольку это не является подтверждением права собственности на указанное имущество, и эти объекты частично находятся на отведённом земельном участке гражданина Марчука В.Г. и частично примыкают к его объектам, находящимся у него на праве собственности, то они должны быть демонтированы.
Третье лицо Марчук В.Г. также полагает решение суда первой инстанции незаконным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном выяснении фактических обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы Марчук В.Г. указывает, что ссылка суда первой инстанции на Закон Донецкой Народной Республики от 08.04.2016 N 121-IHC "О рынках и рыночной деятельности" (далее - Закон о рынках и рыночной деятельности), регулирующий передачу в аренду земельных участков, находящихся в коммунальной и муниципальной собственности, противоречит положениям постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.09.2015 N 17-15 "Об утверждении Временного порядка предоставления в постоянное пользование и передачи в аренду земельных участков на территории Донецкой Народной Республики", которыми урегулирован порядок передачи земельных участков их собственниками.
Апелляционные жалобы приняты Двадцать первым арбитражным апелляционным судом к производству для совместного рассмотрения, о начавшемся апелляционном процессе лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в соответствии с порядком, установленным статьёй 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В отзыве на апелляционные жалобы, предприятие, не соглашаясь с приведёнными в них доводами, указывает, что основания для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены состоявшегося решения суда первой инстанции отсутствуют.
В итоговое судебное заседание 28.06.2023 участники процесса явку своих представителей не обеспечили, ходатайств, препятствующих рассмотрению апелляционной жалобы по существу, не направили.
С учётом того, что о начавшемся процессе извещены заблаговременно и в установленном законом порядке, надлежащего уведомления всех лиц, участвующих в деле о судебном разбирательстве в Двадцать первом арбитражном апелляционном суде, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие участников процесса в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ.
Проверив законность состоявшегося судебного акта в порядке главы 34 АПК РФ, апелляционный суд установил следующие юридически значимые обстоятельства.
Дочернее предприятие "Республиканский рынок N 23/2" Государственного предприятия "Рынки Донбасса" учреждено приказом Государственного предприятия "Рынки Донбасса" от 13.12.2016 N 256 (л.д. 14 т.1).
Дочернее предприятие "Республиканский рынок N 23/2" Государственного предприятия "Рынки Донбасса" зарегистрировано 19.12.2016, идентификационный код юридического лица 50021750, местонахождение юридического лица - ДНР, 84601, город Горловка, Центрально-Городской район, улица Первомайская, дом 7, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серия АА03 N 040195 (л.д. 15 т.1).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 устава ДП "Республиканский рынок N 23/2" ГП "Рынки Донбасса", утверждённого приказом Государственного предприятия "Рынки Донбасса" от 13.12.2016 N 256, предприятие, созданное на основе государственной формы собственности с целью осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на территории Донецкой Народной Республики; учредителем предприятия является Государственное предприятие "Рынки Донбасса" (л.д. 18-26 т.1).
Приказом Государственного предприятия "Рынки Донбасса" от 13.12.2016 N 262 введено государственное управление, в частности в отношении рынка "Нива" (собственник Горловское городское потребительское общество "Нива"), расположенного по адресу: г. Горловка, ул. Первомайская, 7; ул. Первомайская, 16а, путём преобразования в дочернее предприятие; дочернему предприятию определено осуществлять управление имуществом на праве хозяйственного ведения (л.д. 38-40 т.3).
Как следует из сведений Единого реестра объектов государственной собственности и объектов, в отношении которых введена временная администрация (оперативное управление), а также объектов иной формы собственности, находящихся под управлением государства (выписка от 03.08.2021 N 1162), по состоянию на 02.08.2021 у пользователя (не является собственником) ГП "Рынки Донбасса" на основании постановления Совета Министров Донецкой народной Республики N 7-62 от 31.05.2016, Закона о рынках и рыночной деятельности, учитывается имущество, в отношении которого введена временная государственная администрация, в том числе - торговый комплекс (качалова) идентификационный номер объекта недвижимости Н0000073147, расположенный по адресу ДНР, г. Горловка, ул. Первомайская, д. 7, общей площадью 766,72 кв. м., роллеты с 563 по 674 из металлопластика (112 шт.) (л.д. 51 т.1).
01.04.2018 и 21.12.2021 между ДП "Республиканский рынок N 23/2" ГП "Рынки Донбасса" и физическим лицом-предпринимателем Ждановой Юлией Олеговной заключены договоры аренды торгового места N 1483 и N 3365, по условиям которых предприятие передало в аренду торговые места N ЦР 666 и N ЦР 667 (объединённые) общей площадью 26,00 кв.м., расположенные по адресу: г. Горловка, Центрально-Городской район, ул. Первомайская, д. 7. Срок действия договора N 1483 от 01.04.2018, с учётом дополнительных соглашений N 1 от 26.11.2018 и N 2 от 02.12.2019 истёк 31.12.2020, а договор N 3365 от 21.12.2021 расторгнут дополнительным соглашением N 1 от 08.07.2021 с 11.07.2021 (л.д. 53-68 т.1).
Распоряжением Администрации города Горловка от 28.06.2020 N 514-р (далее - распоряжение от 28.06.2020 N514-р), в том числе, гражданину Марчуку Владимиру Григорьевичу предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства относительно отвода земельного участка, расположенного по ул. Первомайской, 7/29, помещение 1, 7/48, Центрально-Городской район, г. Горловка, площадью 0,0586 га (л.д. 52-53 т.2).
Проект землеустройства относительно отвода земельного участка гражданину Марчуку В.Г. для обслуживания торговых объектов по ул. Первомайская, 7/29, помещение 1, 7/48, Центрально-Городской район города Горловки (далее - проект землеустройства) разработан Горловским филиалом Государственного предприятия "Донбассизыскание", согласно заданию на выполнение проекта землеустройства, размер земельного участка составляет 0,0586 га (л.д. 196-225 т.1).
Из проекта землеустройства следует, что запроектированный к отводу земельный участок находится в кадастровой зоне 10600000:02; на момент обследования на участке находится помещение кофейни в здании A-I, киоск A-I, принадлежащие гражданину Марчуку Владимиру Григорьевичу на основании: договора купли-продажи от 30.03.2012, удостоверенного частным нотариусом Горловского городского нотариального округа Кинащук М.А., зарегистрированного в реестре под N 952, извлечения о государственной регистрации от 05.04.2012, выданного Коммунальным предприятием "Горловское городское бюро технической инвентаризации", номер извлечения - 33732221; договора купли-продажи от 30.03.2012, удостоверенного частным нотариусом Горловского городского нотариального округа Кинащук М.А., зарегистрированного в реестре под N 953, извлечения о государственной регистрации от 05.04.2012, выданного Коммунальным предприятием "Горловское городское бюро технической инвентаризации". Общая площадь земельного участка составляет 0,0586 га; земельный участок граничит: с запада - ГГПО "Нива", ул. Первомайская, 7, кадастровый номер 1410600000:02:017:0108; земельный участок по ул. Первомайская, 7/29, кадастровый номер 1410600000:02:017:0266 (пункт 2.3 пояснительной записки).
Распоряжением главы Администрации города Горловка от 01.09.2020 N 699-р "О прекращении права пользования земельными участками, утверждении документации по землеустройству, передаче земельных участков в пользование, в субаренду и продлении договоров аренды земли" физическому лицу-предпринимателю Марчуку В.Г. прекращено право пользования земельным участком, расположенным по адресу ул. Первомайская, 7/29, помещение 1, 7/48, Центрально-Городской район, г. Горловка, кадастровый помер 141060000:02:017:0236, площадью 0,0553 га (приложение 1), а также ему передан в аренду земельный участок, расположенный по адресу ул. Первомайская, 7/29, помещение 1, 7/48, Центрально-Городской район, город Горловка, кадастровый номер 1410600000:02:017:1344, площадью 0,0586 га (приложение 2) (л.д. 54-59 т.2).
На основании распоряжения от 01.09.2020 N 699-р между Администрацией города Горловка и гражданином Марчуком Владимиром Григорьевичем 07.09.2020 заключен договор аренды земли - земельного участка, расположенного по адресу ул. Первомайская, 7/29, помещение 1, 7/48, Центрально-Городской район, город Горловка, кадастровый номер 1410600000:02:017:1344, площадью 0,0586 га (л.д. 180-184 т. 1).
В производстве Центрально-Городского межрайонного суда города Горловки Донецкой Народной Республики находится дело по исковому заявлению Марчука В.Г. к Ждановой Ю.О. и ГП "Рынки Донбасса" об устранении препятствий в пользовании земельным участком. Основанием для обращения с исковым заявлением стал тот факт, что ответчиками незаконно занят и удерживается, используется в своих личных целях земельный участок размерами 0,0033 га, выделенный на основании распоряжения N 699-р Марчуку В.Г. из арендуемого им земельного участка общей площадью 0586 га, кадастровый номер 1410600000:02:017:1344 (л.д. 169-175 т. 1).
Судебной коллегией также установлено, что 02.02.2022 на заседании рабочей группы по рассмотрению вопросов в сфере земельных отношений на территории города Горловка принято решение, оформленное протоколом N 2, в том числе о прекращении права пользования земельным участком Горловскому городскому потребительскому обществу "Нива" по ул. Первомайская, 16а (0,2502 га); по ул. Первомайская, 7 (2,2299 га), по ул. Кореневского, 7 (0,4268 га), в связи с отсутствием регистрации юридического лица на территории ДНР и систематической неуплатой платы за землю (л.д. 208-209 т. 2).
Распоряжением главы Администрации города Горловка от 08.02.2022 N 76-р "О прекращении права пользования земельными участками, утверждении документации по землеустройству, передаче земельных участков в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, заключении (возобновлении) договоров аренды земельных участков" (далее - распоряжение от 08.02.2022 N 76-р) прекращено право пользования земельными участками ГГПО "Нива" по ул. Первомайская, 16а (0,2502 га); по ул. Первомайская, 7 (2,2299 га), по ул. Кореневского, 7 (0,4268 га) (л.д. 72-75 т. 2).
Полагая, что на момент выделения земельного участка площадью 0,0586 га, кадастровый номер 1410600000:02:017:1344 в аренду гражданину Марчуку В.Г. действовало право постоянного пользования земельным участком Горловского городского потребительского общества "Нива", на котором расположены торговые места N ЦР 666 и N ЦР 667, в отношении которых введено государственное управление ГП "Рынки Донбасса", предприятие обратилось в арбитражный суд первой инстанции с настоящим заявлением, рассматриваемым в порядке главы 24 АПК РФ.
Оценив доводы апелляционных жалоб и письменные возражения на них, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения норм материального права и соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что основания для удовлетворения апелляционных жалоб, а также отмены состоявшегося решения суда первой инстанции отсутствуют ввиду следующего.
В рассматриваемом случае предметом судебного контроля является распоряжение главы Администрации города Горловка от 01.09.2020 N 699-р "О прекращении права пользования земельными участками, утверждении документации по землеустройству, передаче земельных участков в пользование, в субаренду и продлении договоров аренды земли" в части отвода земельного участка и передачи земельного участка (кадастровый номер 1410600000:02:017:1344) в аренду гражданину Марчуку Владимиру Григорьевичу сроком на 10 лет, площадью 0,0033 га.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанной совокупности условий исключает удовлетворение заявленных требований, заявленных в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" рассмотрение дел по правилам главы 24 АПК РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (статьи 8, 9 и часть 1 статьи 189, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
С учётом взаимосвязанных положений статьи 4 АПК РФ, статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ссылаясь на наличие нарушений прав и законных интересов решением органа, осуществляющего публичные полномочия, заявитель должен указать суду, в чем конкретно выразились данные нарушения и представить надлежащие доказательства наличия этих нарушений и неблагоприятных последствий.
При проверке такого заявления суд не связан доводами только заявления лица, обратившегося в суд, поскольку должен в силу закона проверить обстоятельства совершения или не совершения действий, принятия решения, а также доводы органа.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление наличия у заявителя принадлежащего ему субъективного материального права и охраняемого законом интереса, факта его нарушения и нарушения этого права заинтересованным лицом.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики" (далее - Закон N 5-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Донецкой Народной Республики со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, если иное не предусмотрено Законом N 5-ФКЗ.
Учитывая, что рассматриваемые правоотношения возникли до принятия Закона N 5-ФКЗ, судом первой инстанции верно определены подлежащие к применению нормы законодательства Донецкой Народной Республики.
Правоотношения относительно деятельности Государственного предприятия "Рынки Донбасса" и его дочерними предприятиями регулируются Законом о рынках и рыночной деятельности, постановлением Президиума Совета Министров Донецкой Народной Республики от 18.03.2015 N 4-13 "О создании Государственного предприятия "Рынки Донбасса" (далее - постановление N4-13) и постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики "Об управляющей рынками организации" от 31.05.2016 N 7-62 (далее - постановление N7-62).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 10 Закона о рынках и рыночной деятельности хозяйственная деятельность по организации и эксплуатации рынков, расположенных на территории Донецкой Народной Республики может осуществляться исключительно юридическими лицами государственной формы собственности. Осуществление деятельности по организации и эксплуатации рынков субъектами хозяйствования любой формы собственности, кроме государственной, не допускается. Решение о предоставлении земельного участка для организации работы рынка принимает орган местного самоуправления, на территории которого расположен земельный участок.
Постановлением N 4-13 с целью повышения эффективности контроля за соблюдением и реализацией государственной политики в сфере рыночной торговли на территории Донецкой Народной Республики и координацией работы, связанной с организацией и функционированием рынков, было создано Государственное предприятие "Рынки Донбасса", на которое возложены обязанности по принятию полномочий и функций по вопросам содействия комплексному экономическому, социальному развитию рынков на территории Донецкой Народной Республики, координации работы, связанной с организацией и функционированием рынков, контролю за деятельностью рынков, соблюдением Правил торговли на рынках.
В целях обеспечения и организации деятельности ГП "Рынки Донбасса" и во исполнение Закона о рынках и рыночной деятельности, принято постановление N 7-62, согласно которому управляющей рынками организацией в сфере организации деятельности, функционирования и эксплуатации рынков, осуществления деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, регулирования отношений, связанных с правами и обязанностями лиц, осуществляющих указанную деятельность на рынках, расположенных на территории Донецкой Народной Республики определено Государственное предприятие "Рынки Донбасса". До проведения инвентаризации и принятия на баланс имущества объектов, подпадающих под определение "рынок", установленное Законом о рынках и рыночной деятельности, на ГП "Рынки Донбасса" возложены полномочия по осуществлению управления на праве полного хозяйственного ведения имуществом данных объектов (пункт 4 постановления N7-62).
Таким образом, суд первой инстанции верно заключил, что ГП "Рынки Донбасса" является управляющей рынками организацией, к полномочиям которой отнесено, в том числе, осуществление управления на праве полного хозяйственного ведения объектов, подпадающих под определение "рынок", до принятия на баланс такого имущества.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 2 Закона о рынках и рыночной деятельности рынок - имущественный комплекс, состоящий из земельного участка, отделённого от прилегающей территории, и расположенных на нём объектов мелкорозничной и (или) оптовой торговли, в том числе торговых мест, торговых рядов, открытых торговых площадок, при централизации функций хозяйственного обслуживания территории, управления и охраны, зарегистрированный в установленном порядке.
Приняв во внимание, что в силу положений части 1 статьи 21 Закона о рынках и рыночной деятельности объекты, подпадающие под определение рынков, установленное настоящим Законом, осуществляющие свою деятельность на территории Донецкой Народной Республики до вступления в силу настоящего Закона, независимо от формы собственности, передаются для государственных нужд как целостные имущественные комплексы, имеющие в своём составе торговые места, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что земельные участки, расположенные под такими целостными имущественными комплексами также подлежат предоставлению управляющей рынками организации в порядке, установленном действующим законодательством.
С целью исполнения переходных положений Закона о рынках и рыночной деятельности и постановления N 7-62, на ДП "Республиканский рынок N 23/2" ГП "Рынки Донбасса" проведена инвентаризация торговых мест торговых рядов, расположенных по адресу: г. Горловка, ул. Первомайская, 7 и ул. Первомайская, 16а, по результатам проведения которой составлена инвентаризационная опись, отражающая фактическое наличие имущества в количественном выражении.
Поскольку порядок компенсации при переходе в государственную собственность ДНР рынков и определения её размера не утверждён, данные инвентаризационной описи внесены на забалансовый учёт дочерних предприятий ГП "Рынки Донбасса" и направлены в Фонд государственного имущества Донецкой Народной Республики с целью внесения в Единый реестр объектов государственной собственности ДНР.
Как установлено судом, приказом ГП "Рынки Донбасса" от 13.12.2016 N 262 введено государственное управление на праве полного хозяйственного ведения имуществом рынка "Нива" (собственник Горловское городское потребительское общество "Нива"), расположенным по адресу: г. Горловка, ул. Первомайская, 7, ул. Первомайская, 16 а, попадающего под определение "рынка" путём преобразования в ДП "Республиканский рынок N 23/2" ГП "Рынки Донбасса", в том числе, торговых мест NЦР 666 и N ЦР 667.
Изложенные обстоятельства также подтверждаются выпиской из Единого реестра объектов государственной собственности и объектов, в отношении которых введена временная администрация (оперативное управление), а также объектов иной формы собственности, находящихся под управлением государства N 1162 от 03.08.2021, из которой следует, что у пользователя (не является собственником) ГП "Рынки Донбасса" учитывается имущество, в отношении которого введена временная государственная администрация, в том числе - торговый комплекс (качалова) идентификационный номер объекта недвижимости Н0000073147, расположенный по адресу ДНР, г. Горловка, ул. Первомайская, д. 7, общей площадью 766,72 кв. м., роллеты с 563 по 674 из металлопластика (112 шт.) (л.д. 51 т.1) (л.д. 39-52 т. 1).
В состав указанного объекта недвижимости под идентификационным номером объекта недвижимости Н0000073147 входят торговые места N 666 и N 667 общей площадью 26,00 кв.м., на аренду которых между предприятием и физическим лицом-предпринимателем Ждановой Ю.О. заключены договоры аренды торговых мест N 1483 от 01.04.2018 (срок действия истёк 31.12.2020) и N 3365 от 21.12.2020 (расторгнут с 11.07.2021).
Как уже отмечалось гражданину Марчуку В.Г. на основании распоряжения от 28.06.2020 N 514-р, предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства относительно отвода земельного участка, расположенного по адресу: ул. Первомайская, д. 7/29 помещение 1, 7/48 в Центрально-Городском районе г. Горловки, площадью 0,0586 га, сроком на 10 лет и распоряжением от 01.09.2020 N 699-р, которым утверждён проект землеустройства, относительно отвода земельного участка, и передан земельный участок с кадастровым номером 1410600000:02:017:1344, площадью 0,0586 га в аренду указанному лицу сроком на 10 лет для обслуживания торговых объектов.
На выделенном и переданном в аренду гражданину Марчуку В.Г. земельном участке расположены два торговых места N ЦР 666 и NЦР 667, располагающиеся в одном торговом ряду с подобными торговыми местами (киосками), которые в соответствии с Законом о рынках и рыночной деятельности являются частью имущественного комплекса рынка ДП "Республиканский рынок N23/2" ГП "Рынки Донбасса".
Названные торговые объекты (N ЦР 666 и NЦР 667) расположены в границах земельного участка территории рынка, отделённого от прилегающей территории и расположенных на нём объектов мелкорозничной и (или) оптовой торговли, в том числе торговых мест, торговых рядов, открытых площадок, при централизации функций хозяйственного обслуживания территории, управления и охраны.
Данные торговые объекты расположены на земельном участке площадью 0,0033 га из общей площади 0,0586 га, переданной в аренду гражданину Марчуку В.Г.
Однако, в силу положений статьи 21 Переходных положений Закона о рынках и рыночной деятельности, объекты, подпадающие под определение рынок, установленное Законом, передаются для государственных нужд как целостные имущественные комплексы, имеющие в своём составе торговые места, ряды с компенсацией собственникам имущества равноценного возмещения.
Оценивая основания такой передачи земельного участка и недвижимого имущества заявителю по делу, судебная коллегия отмечает следующее.
В соответствии с Временным порядком предоставления в постоянное (бессрочное) пользование и передачи в аренду земельных участков на территории Донецкой Народной Республики, утверждённым постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.09.2015 N 17-15 (далее - Временный порядок), предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти или местной администрации в соответствии с полномочиями, установленными разделом II Временного порядка.
Решение органов исполнительной власти или местной администрации принимается на основании проектов землеустройства по отводу земельных участков в случае:
а) предоставления земельного участка с изменением его целевого назначения;
б) формирования новых земельных участков.
Лицо, заинтересованное в получении в пользование земельного участка из земель государственной и муниципальной собственности, обращается с соответствующим ходатайством (заявлением) о предоставлении разрешения на разработку землеустроительной документации в соответствующий орган исполнительной власти или местную администрацию, которые в соответствии с полномочиями, установленными разделом Временного порядка, передают в пользование такие земельные участки. К ходатайству (заявлению) прилагаются, в том числе заверенные копии документов на объекты недвижимости, подтверждающих право собственности или оперативного управления, или хозяйственного ведения, или пользования - в случае наличия объектов недвижимого имущества на испрашиваемом земельном участке (пункт 4.2 Временного порядка).
Из предоставленных Марчуков В.Г. правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества (здания и сооружения), расположенные на земельном участке площадью 0,0586 га следует, что документы на торговые объекты N ЦР 666 и N ЦР 667 отсутствуют.
В проекте землеустройства на чертеже границ контуров угодий в разрезе землепользователей и на кадастровом плане земельного участка указано, что торговые объекты N ЦР 666 и N ЦР 667 обозначены как сооружения, однако судебном коллегией принимается во внимание, что данные строения имеют прочную связь с землёй и не имеют возможности в перемещении без существенного ущерба и изменения основных характеристик (имеют кирпичные стены, проёмы, крышу), то есть отражение торговых объектов N ЦР 666 и N ЦР 667 в проекте землеустройства относительно отвода земельного участка не соответствует фактическим техническим характеристикам.
Как следует из предоставленных в материалы дела договоров купли-продажи помещения кофейни от 30.03.2012 и купли-продажи киоска от 30.03.2012, удостоверенных частным нотариусом Горловского городского нотариального округа Кинащук М.А., зарегистрированных в реестре под N 952 и N 953, соответственно, помещение кофейни и киоск расположены на земельном участке по адресу ул. Первомайская, 7/29, помещение 1, 7/48, Центрально - Городской район, г. Горловка, кадастровый номер 141060000:02:017:0236.
Из технической документации по землеустройству относительно установления границ земельного участка в натуре (на местности) гражданина Марчука Владимира Григорьевича для обслуживания здания кафе с киоском, расположенного по адресу: ул. Первомайская, 7/29 помещение I, 7/48 Центрально-Городского района г. Горловка, на основании которой земельный участок был передан Марчуку В.Г. на правах аренды усматривается, что:
- земельный участок (кадастровый номер 1410600000:02:017:0236 площадью 0,0553 га) граничит с земельным участком, предоставленным на праве постоянного пользования ГГПО "НИВА" площадью 2,2299 га (в границах от "Э" до "А").
- линейные промеры между поворотными точками границ земельного участка (N 7-8-9-10-11) соответствуют линейным промерам на схематическом плане земельного участка в Техническом паспорте на здание киоска от 02.08.2011.
Таким образом, смежные границы земельного участка с кадастровым номером 1410600000:02:017:0236 площадью 0,0553 га, предоставленного в аренду Марчуку В.Г. и земельного участка, предоставленного в постоянное пользование ГГПО "НИВА" являются фактическими границами земельных участков, совпадающими с контурами нежилых зданий, существующими линейными рубежами, а именно здания киоска, принадлежащего Марчуку В.Г. и здания киоска ГГПО "НИВА" (торговые объекты N ЦР 666 и N ЦР 667, в отношении которых введено государственное управление).
При этом, из кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 141060000:02:017:1344 (л.д. 212 т. 1), исполненного в рамках проекта землеустройства, на основании которого принято оспариваемое распоряжение от 01.09.2020 N 699-р, следует, что площадь данного земельного участка увеличилась на 0,0033 га за счёт площади смежного земельного участка, землепользователем которого является ГГПО "Нива" на основании государственного акта на право постоянного пользования землёй для обслуживания рынка и автостоянки, серии II-ДН N008146 выданного 06.08.2001 (л.д. 210-213 т.2). При этом также изменены границы земельного участка, землепользователем которого является ГГПО "Нива", по сравнению с технической документацией по землеустройству относительно земельного участка с кадастровым номером 141060000:02:017:0236.
Проанализировав предоставленные в материалы дела техническую документацию по землеустройству относительно земельного участка, расположенного по адресу ул. Первомайская, 7/29, помещение 1, 7/48, Центрально-Городской район, г. Горловка с кадастровым номером 141060000:02:017:0236; кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 141060000:02:017:1344, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что предоставленный в аренду третьему лицу Марчуку В.Г. на основании распоряжения от 01.09.2020 N 699-р земельный участок площадью 0,0586 га частично - в размере 0,0033 га, выделен за счёт земельного участка, землепользователем которого на момент вынесения оспариваемого распоряжения являлось Горловское городское потребительское общество "Нива".
Кроме того, право пользования Горловскому городскому потребительскому обществу "Нива" земельными участками по ул. Первомайская, 16 а (0,2502 га); по ул. Первомайская, 7 (2,2299 га); по ул. Кореневского, 7 (0,4268 га) прекращено только распоряжением N 76-р от 08.02.2022 (л.д. 72-75 т.2), при том, что договор аренды земли заключен между Администрацией города Горловка и гражданином Марчуком Владимиром Григорьевичем 07.09.2020 (л.д. 180-184 т. 1), то есть значительно ранее, без учета прав Горловского городского потребительского общества "Нива".
Следовательно, на момент вынесения оспариваемого распоряжения от 01.09.2020 N 699-р на земельном участке, на котором расположены торговые места N ЦР 666 и NЦР 667 (в отношении которых введено государственное управление ГП "Рынки Донбасса"), действовало право постоянного пользования земельным участком Горловского городского потребительского общества "Нива".
Судебная коллегия также считает необходимым отметить следующее.
Как следует из пунктов 126.1, 126.2 статьи 126 Закона Донецкой народной Республики "О налоговой системе" от 25.12.2016 N 99-IHC, использование земли в ДНР является платным и плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, определяемых в зависимости от нормативной денежной оценки земель с учётом коэффициента индексации, определяемого в соответствии с правилами, установленными настоящим законом.
Судом апелляционной инстанции принято во внимание, что ГП "Рынки Донбасса" надлежащим образом осуществляется уплата налога на землю, в том числе, по ДП "Республиканский рынок N 23/2" ГП "Рынки Донбасса" за земельный участок площадью 2, 220 га, в подтверждение чего в материалы дела представлены платёжные поручения и декларации по плате за землю (л.д. 69-168 т.1).
Доводы заинтересованного лица относительно того, что судом первой инстанции не принят во внимание факт того, что предоставление в аренду вышеуказанного земельного участка осуществлено администрацией на основании согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка с соответствующими службами с регистрацией этого земельного участка в Отделе Государственного комитета по земельным ресурсам ДНР в г. Горловке и последующего его утверждения, отклоняются коллегией судей, поскольку при согласовании проекта землеустройства, в числе служб, согласовывающих проект, были, в том числе и структурные подразделения администрации. Указанные обстоятельства подтверждаются Заключением отдела градостроительства и архитектуры управления муниципального развития Администрации города Горловка о согласовании проекта землеустройства относительно отвода земельного участка от 07.07.2020 и Заключением отдела культуры Администрации города Горловки N 26 от 15.07.2020, являющимися частью проекта землеустройства (л.д. 226-227 т.1).
В связи с передачей спорных объектов в государственное управление предприятия и вынесение оспариваемого постановления после действий по передаче земельного участка третьему лицу Марчуку В.Г., а также учитывая наличие обстоятельств, указывающих на наличие спора по границам, правопритязания апеллянтов в рамках главы 24 АПК РФ не могут быть разрешены.
Исходя из вышеизложенного, оспариваемое и реализованное распоряжение главы Администрации города Горловка от 01.09.2020 N 699-р "О прекращении права пользования земельными участками, утверждении документации по землеустройству, передаче земельных участков в пользование, в субаренду и продлении договоров аренды земли" в части отвода земельного участка и передачи земельного участка (кадастровый номер 1410600000:02:017:1344) в аренду гражданину Марчуку Владимиру Григорьевичу сроком на 10 лет, площадью 0,0033 га, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал его недействительным.
В связи с изложенным, апелляционный суд признаёт решение суда первой инстанции по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учётом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Кроме того, апелляционная коллегия считает необходимым отметить, что определениями от 12.04.2023 и от 24.05.2023 на участников процесса, в том числе апеллянтов, возложена обязанность представить перевод на русский язык документов, выполненных на иностранном языке, в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 75 и пункта 2 статьи 255 АПК РФ, однако в нарушение статьи 16 АПК РФ, требования определений апелляционного суда участниками процесса не исполнены.
Приведённые в апелляционных жалобах доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Несогласие апеллянтов с произведённой судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не может являться основанием для отмены судебного акта, поскольку не учитывает фактические обстоятельства данного дела.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно части 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
Поскольку администрация в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы заинтересованного лица, судом не разрешается.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда 02.03.2023 Марчуку В.Г. предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 150 рублей.
Поскольку доводы апелляционной жалобы Марчука В.Г. признаны судом апелляционной инстанции необоснованными, то государственная пошлина в сумме 150 рулей подлежит взысканию с Марчука В.Г. в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 30 декабря 2022 года по делу N А85-466/2022 оставить без изменения; апелляционные жалобы Марчука Владимира Григорьевича и Администрации города Горловка - без удовлетворения.
Взыскать с Марчука Владимира Григорьевича в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 150 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Е. Кравченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А85-466/2022
Истец: Дочернее предприятие "Республиканский рынок N23/2" Государственного предприятия "Рынки Донбасса"
Ответчик: Администрация города Горловка
Третье лицо: ГП "Рынки Донбасса", Марчук Владимир Григорьевич, Отдел государственного комитета по земельным ресурсам ДНР в г Горловке
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-877/2023