г. Чита |
|
05 июля 2023 г. |
Дело N А19-27141/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 июля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М., судей: Горбатковой Е.В., Мациборы А.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Присевко М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Прогресс" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 марта 2023 года по делу N А19-27141/2022 по исковому заявлению службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (ОГРН: 1083808000715, ИНН: 3808171877) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Прогресс" (ОГРН: 1153850026615, ИНН: 3812113892) об обязании представить документы для проведения внеплановой документальной проверки,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - товарищество собственников недвижимости "АкадемПлюс" (ОГРН: 1213800014890,, ИНН: 3812536584),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (далее - истец, служба) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Прогресс" (далее - ответчик, ООО "Управляющая организация Прогресс") об обязании предоставить документы для проведения внеплановой документарной проверки следующие документы: - платежные документы по жилым помещениям N N 189, 10, 130 многоквартирного дома N 297Б по ул. Лермонтова г. Иркутска за период с 01.06.2021 по 30.09.2022; - реестр начислений платы за содержание жилого помещения по лицевым счетам по многоквартирному дому N 297Б по ул. Лермонтова г. Иркутска за период с 01.06.2021 по 30.09.2022.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 марта 2023 года исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что ООО "УО Прогресс" на дату проверки не могло быть субъектом, в отношении которого проводится внеплановая документарная проверка.
Об указанном обстоятельстве ООО "УО Прогресс" сообщило в адрес Службы 07 ноября 2022 года посредством направления ответа почтой России (РПО:66403377000127), а также на электронный адрес o.gorelova@govirk.ru, указанный в решении о проведении внеплановой документарной проверки от 21 октября 2022 года N 765 ср-п., соответственно, ООО "УО Прогресс" не препятствовало законной деятельности должностного лица органа государственного контроля.
Данное обстоятельство, в том числе, подтверждается определением мирового судьи 17 Судебного участка Свердловского района города Иркутска от 08 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении N 5-53/2023 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1. КоАП РФ.
Истец в возражениях на апелляционную жалобу просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, оставить решение суда первой инстанции без изменений.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в службу государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (далее Служба) поступили обращения от 12.09.2022 г. N 04-86-6248/22, 21.09.2022 г. N 04-86-6502/22, 21.09.2022 г. N 04-86-6505/22, о нарушении обязательных требований в части начисления платы за содержание жилых помещений за период с 25.06.2021 г. по 30.09.2022 г. по многоквартирному дому N297Б, расположенному по адресу: г.Иркутск, ул. Лермонтова.
ООО "Управляющая организация Прогресс" является лицензиатом, осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N 000245 от 17.10.2018.
Решением заместителя руководителя Службы от 21.10.2022 N 765 ср-п назначена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Управляющая организация Прогресс", в связи поступлением обращений граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав от 12.09.2022 N 04-86-6248/22, от 21.09.2022 N 04-86- 6502/22, от 21.09.2022 N 04-86-6505/22.
Решение от 21.10.2022 N 765 ср-п, требование о предоставлении документов от 21.10.2022 N 765/22 (далее Требование) вручены 21.10.2022 ООО "Управляющая организация Прогресс" по юридическому адресу: 664033, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д 277, что подтверждается оттиском штампа входящей корреспонденции ООО "УО Прогресс".
Согласно требованию, в целях проведения документарной проверки ООО "УО Прогресс" надлежало представить в Службу следующие документы:
1) платежные документы по жилым помещениям N N 189, 10, 130 МКД N 297Б за период с 01.06.2021 г. по 30.09.2022;
2) реестр начислений платы за содержание жилого помещения по лицевым счетам по МКД N 297Б за период с 01.06.2021 по 30.09.2022.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) в ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении контрольного (надзорного) органа, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих контролируемых лиц государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Частью 3 этой же статьи предусмотрено, что в ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: 1) получение письменных объяснений; 2) истребование документов; 3) экспертиза.
Согласно части 4 статьи 72 Федерального закона N 248-ФЗ в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, контрольный (надзорный) орган направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в контрольный (надзорный) орган указанные в требовании документы.
В соответствии с частью 4 статьи 72 Федерального закона N 248-ФЗ срок направления в Службу документов по Требованию истек 08.11.2022.
В нарушение части 4 статьи 72 Федерального закона N 248-ФЗ ООО "Управляющая организация Прогресс" запрашиваемые документы по требованию в Службу не направило.
При этом, ООО "Управляющая организация Прогресс" направило в Службу письмо от 15.11.2022 N 01-86-17275/22, согласно которому в отношении ООО "Управляющая организация "Прогресс" не может быть проведена проверка N 765/22. Запрашиваемые документы не представлены.
В связи с непредставлением истребуемых документов, необходимых для проведения внеплановой документарной проверки, у Службы отсутствует реальная возможность осуществить проведение проверки в отношении ООО "Управляющая организация Прогресс", а именно установить нарушения обязательных требований в части начисления платы за содержание жилого помещения за период с 25.06.2021 г. по 30.09.2022 г. год по МКД N 297Б.
Проверка не может быть проведена в виду воспрепятствования ООО "Управляющая организация Прогресс" проведению внеплановой документарной проверки, выразившегося в действиях/бездействиях: не предоставление возможности ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом проверки. Указанные обстоятельства зафиксированы в акте внеплановой документарной проверки N 765/22 от 18.11.2022 г.
Исходя из положений статьи 196 ЖК РФ, подпункта "б" пункта 3 Постановления N 336, реализация Службой полномочий по государственному региональному лицензионному контролю в отношении ООО "Управляющая организация Прогресс" по фактам, изложенным в обращениях о незаконных начислениях платы за содержание жилых помещений за период с 25.06.2021 г. по 30.09.2022 г. по МКД N297Б, осуществляется уполномоченным государственным органом, в установленном действующим законодательством порядке.
Как указывает истец, неисполнение ООО "Управляющая организация Прогресс" требований Службы о предоставлении документов в целях проведения проверки влечет нарушение прав заявителей на объективное и всестороннее рассмотрение обращений.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Иркутской области с исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, принимая решение, руководствовался положениями статей 162, 193, 196, 198, 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, Положения о службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 01.03.2021 N 124-пп, постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Пунктом 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 1 Положения о службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 01.03.2021 г. N 124-пп (далее - Положение), Служба является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим, в том числе функции по региональному государственному лицензионному контролю за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что ответчик обязан представить документы для проведения внеплановой проверки.
Довод о том, что ООО "УО Прогресс" не может быть субъектом внеплановой документарной проверки является несостоятельным в силу следующего.
В Службу поступили обращения граждан о фактах нарушения обязательных требований, в части начисления платы за содержание жилых помещений за период с 25.06.2021 по 30.09.2022 по многоквартирному дому N 297Б, расположенному по адресу: город Иркутск, ул. Лермонтова (далее - МКД N 297Б).
Из информации, содержащейся в указанных обращениях и реестре информации о способах управления многоквартирными домами Иркутской области, следует, что деятельность по управлению многоквартирным домом N 297Б с 25.06.2021 осуществляет товарищество собственников недвижимости "АкадемПлюс". При этом начисление платы за содержание жилого помещения многоквартирного дома N 297Б осуществляет как ТСН "АкадемПлюс" так и ООО "УО Прогресс".
С целью полного и всестороннего рассмотрения обращений Службой назначена проверка в части начисления ООО "УО Прогресс" платы за содержание жилого помещения многоквартирным домом N 297Б за период с 25.06.2021 по 30.09.2022.
Согласно сведениям, содержащимся на сайте государственной информационной системы ООО "УО Прогресс" является лицензиатом и осуществляет деятельность на основании лицензии N 000245 от 17.10.2018.
В соответствии с частью 2 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами является соблюдение лицензиатами лицензионных требований.
На основании подпункта "г" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1-6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются в том числе соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
В соответствии с частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса.
Исходя из вышеизложенного, и учитывая, что с 25.06.2021 управление многоквартирным домом N 297Б согласно реестру информации о способах управления многоквартирными домами Иркутской области осуществляет ТСН "АкадемПлюс", ООО "УО Прогресс" осуществляло деятельность по управлению многоквартирным домом, в том числе, начисляло плату за содержание жилого помещения в многоквартирном доме при отсутствии правовых оснований на осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом N 297Б и сведений в реестре лицензий, что является нарушением лицензионных требований, установленных частью 7 статьи 162, частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что в распоряжении службы имелись сведения о начислении ООО "УО Прогресс" платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме N 297Б при отсутствии правовых оснований на осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом N 297Б, Службой правомерно назначена проверка в отношении деятельности ООО "УО Прогресс".
При указанных обстоятельствах, отсутствие у ООО "УО Прогресс" полномочий по осуществлению деятельности по управлению многоквартирным домом N 297Б не может служить основанием для непредставления документов на требование Службы.
Решение от 21.10.2022 г. N 765 ср-п о проведении внеплановой документарной проверки ООО "УО Прогресс" не оспорено.
Довод заявителя жалобы о том, что мировым судьей установлено отсутствие обязательства ООО "УО Прогресс" по предоставлению истребуемых Службой документов, не принимается судом, поскольку правовые выводы мирового судьи, указанные в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении не являются преюдициальными для рассмотрения настоящего спора.
Необоснованным является довод ООО "УО Прогресс" о том, что пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) установлен запрет на проведение внеплановой документарной проверки в отношении ООО "УО Прогресс".
В соответствии с пунктом 1 Положения о службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 01.03.2021 г. N 124-пп, Служба является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим, в том числе функции по региональному государственному лицензионному контролю за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 3 Постановления N 336 предусмотрены исключительные основания проведения внеплановых проверок в 2022-2023.
Согласно подпункту "б" пункта 3 Постановления N 336 в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав внеплановая проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
В Службу поступили обращения граждан о нарушении обязательных требований в части начисления платы за содержание жилых помещений за период с 25.06.2021 по 30.09.2022 по МКД N 297Б, ООО "УО Прогресс" является лицензиатом, осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N 000245 от 17.10.2018, соответственно, внеплановая документарная проверка в отношении ООО "УО Прогресс" (решение заместителя руководителя Службы от 21.10.2022 N 765 ср-п) назначена с соблюдением требований действующего законодательства.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 марта 2023 года по делу N А19-27141/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
Е.В. Горбаткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-27141/2022
Истец: Служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области
Ответчик: ООО "Управляющая организация Прогресс"
Третье лицо: Товарищество собственников недвижимости "Академплюс"