г. Красноярск |
|
03 февраля 2023 г. |
Дело N А74-9105/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "31" января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" февраля 2023 года.
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Иванцова О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия
на определение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "09" ноября 2022 года по делу N А74-9105/2022,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (ИНН 1901016287, ОГРН 1021900528100, далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к администрации Саралинского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия (ИНН 1908003216, ОГРН 1061903002270, далее - администрация) о взыскании 2300 руб. 67 коп., в том числе 1938 руб. 33 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 1 квартал 2022 года, 362 руб. 34 коп. пеней, начисленных за период с 14.02.2022 по 15.05.2022.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от "09" ноября 2022 года по делу N А74-9105/2022 заявление возвращено на основании пункта 5 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с данным определением, Фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое определение суда первой инстанции. По мнению Фонда, он вправе обратиться в суд с требованиями о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организации, которой открыт лицевой счет, в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов без ограничения по сумме задолженности; судом не принято во внимание, что ответчик полностью признал имеющуюся задолженность, в том числе пени. Кроме того, положения Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" не распространяются на администрацию. Следовательно, определением о возвращении заявления, суд ограничил право Фонда на взыскание задолженности по недоимке и пени в срок, установленный пунктом 10 статьи 26.6 Федерального закона N 125-ФЗ.
Отзыв на апелляционную жалобу администрацией не представлен.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе, посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
В силу части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Судом апелляционной инстанции установлено, что на основании Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (часть 1 статьи 18 Федерального закона N 236-ФЗ).
Датой создания Фонда считается 1 января 2023 года. При этом за Фондом сохраняются основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, код по общероссийскому классификатору предприятий и организаций, код по общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления, присвоенные Пенсионному фонду Российской Федерации до дня создания Фонда (часть 1 статьи 18 Федерального закона N 236-ФЗ).
Частью 16 статьи 18 Федерального закона N 236-ФЗ предусмотрено, что за Фондом, территориальными органами Фонда и подведомственными Фонду учреждениями сохраняются права и обязанности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов и подведомственных учреждений, в том числе в административном, гражданском, арбитражном и уголовном судопроизводстве, в производстве по делам об административных правонарушениях, исполнительном производстве.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ в отношении государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (ИНН 1901016287, ОГРН 1021900528100), данное юридическое лицо прекратило свою деятельность 01.01.2023 путем реорганизации в форме присоединения.
01.01.2023 в ЕГРЮЛ внесены сведения в отношении Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (ИНН 1901016752, ОГРН 1021900535579), также указано на завершение 01.01.2023 реорганизации юридического лица в форме присоединения; в качестве правопредшественника указано государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (ИНН 1901016287, ОГРН 1021900528100).
Учитывая изложенное, государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия выбыло из материальных правоотношений, все права и обязанности заявителя в силу прямого указания закона перешли к правопреемнику - Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для замены заявителя по делу N А74-9105/2022 - государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (далее - Фонд).
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы заявителя, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливает Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 26.1 указанного Закона в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном названным Законом.
Согласно пункту 2 статьи 26.1 Закона N 125-ФЗ, взыскание недоимки по страховым взносам с юридического лица или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 26.6 и 26.7 названного Закона, за исключением случаев, указанных в пункте 3 указанной статьи. Взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 26.8 данного Закона.
Возвращая заявление, суд первой инстанции исходил из того, что общая сумма недоимки по страховым взносам и пени, подлежащих взысканию, не превышает 3000 руб., 1 год и 2 месяца со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов (от 30.05.2022 N 19002222100338802), приложенного к заявлению, на момент обращения в арбитражный суд не истек (требование направлено посредством почтовой связи 31.05.2022 (почтовый идентификатор 65591171822074), срок исполнения требования - 18.06.2022). Следовательно, обращение Фонда 03.11.2022 с заявлением о взыскании задолженности в судебном порядке является преждевременным.
В отношении требования об уплате неустойки суд первой инстанции также отметил, что в период действия моратория (с 01.04.2022 до 01.10.2022) финансовые санкции, в том числе пени за просрочку уплаты страховых взносов (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), не начисляются.
Обращаясь с апелляционной жалобой, Фонд указал, что подпунктом 1 пункта 3 статьи 26.1 Закона N 125-ФЗ предусмотрено взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке с организации, которой открыт лицевой счет.
Действительно, подпункт 1 пункта 3 статьи 26.1 Закона N 125-ФЗ, предусматривает, что взыскание недоимки по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
Вместе с тем, пунктом 10 статьи 26.6 Закона N 125-ФЗ установлено, что заявление о взыскании может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено данной статьей.
В случае, если в течение одного года и двух месяцев со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате страховых взносов такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превысила 3000 рублей, территориальный орган страховщика обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения срока, равного одному году и двум месяцам (пункт 11 статьи 26.6 Закона N 125-ФЗ).
Принимая во внимание универсальность воли законодателя, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что к отношениям, связанным с взысканием в судебном порядке недоимки по страховым взносам с организаций, которым открыт лицевой счет, следует применять положения пунктов 10, 11 статьи 26.6 Закона N 125-ФЗ, в которых дифференцируются сроки обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам в зависимости от суммы, причитающейся к уплате страховых взносов (превышает данная сумма 3000 руб. либо не превышает).
В пункте 23 статьи 26.6 Закона N 125-ФЗ закреплено, что положения статьи 26.6 применяются при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных указанным Законом.
Таким образом, требования заявителя о взыскании со страхователя - юридического лица (в том числе организации, которой открыт лицевой счет) или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов (пеней, штрафов) могут быть рассмотрены арбитражным судом при следующих условиях: страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате страховых взносов (пеней, штрафов), накопленная задолженность страхователя превысила 3000 руб., либо если сумма страховых взносов (пеней, штрафов) не превысила 3000 руб., однако со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате страховых взносов (пеней, штрафов) истек установленный Законом N 125-ФЗ для накопления минимальной суммы задолженности срок, равный одному году и двум месяцам.
Из содержания заявления и приложенных к нему документов усматривается, что общая сумма недоимки по страховым взносам и пени не превышает 3000 руб., 1 год и 2 месяца со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов (от 30.05.2022 N 19002222100338802) не истек. То есть, на момент подачи заявления у Фонда не возникло право на обращение за взысканием задолженности в судебном порядке. Следовательно, нормативно обоснован вывод суда первой инстанции о том, что обращение Фонда с заявлением о взыскании задолженности в судебном порядке является преждевременным. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в данной части у апелляционного суда не имеется.
Несоблюдение претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора является в силу пункта 5 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для возвращения заявления.
Доводы заявителя апелляционной жалобы со ссылкой на заключенное с должником соглашение, в соответствии с которым, должник признает заявленные требования, правомерность выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку факт заключения такого соглашения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора не свидетельствует.
Также суд первой инстанции обоснованно разъяснил о невозможности начисления пени в период действия моратория.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 (далее - Постановление N 497) введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Данное Постановление действовало с 01.04.2022 по 01.10.2022.
Согласно пункту 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации), неустойка (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Из анализа вышеприведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что в период действия моратория (с 01.04.2022 до 01.10.2022) финансовые санкции, в том числе пени за просрочку уплаты страховых взносов (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), не начисляются.
Доводы заявителя жалобы том, что мораторий, введенный Постановлением N 497, не распространяются на должника, ошибочны.
Правила о моратории, установленные Постановлением N 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица) независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет, за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 Постановления N 497. Однако администрация не относится к лицам, указанным в пункте 2 Постановления N 497, следовательно, на нее распространяются правила, введенные данным постановлением.
Любое лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить об отказе от применения в отношении его моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. После опубликования заявления об отказе лица от применения в отношении его моратория действие моратория не распространяется на такое лицо, в отношении его самого и его кредиторов ограничения прав и обязанностей, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 9.1 Закона N 127-ФЗ, не применяются (часть 1 статьи 9.1 Закона N 127-ФЗ). Сведения об отказе администрации от применения в отношении нее моратория, в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве отсутствуют.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно возвратил заявление Фонда.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на неверном толковании норм права, не влияют на законность и обоснованность обжалуемого определения суда, не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с толкованием судом норм материального и процессуального права, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены определения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата государственной пошлины в случае подачи апелляционных жалоб на определения, не указанные в приведенном подпункте статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 48, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену заявителя по делу N А74-9105/2022 - государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (ИНН 1901016287, ОГРН 1021900528100) на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (ИНН 1901016752, ОГРН 1021900535579).
Определение Арбитражного суда Республики Хакасия от "09" ноября 2022 года по делу N А74-9105/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, вынесший определение.
Судья |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-9105/2022
Истец: ГУ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ САРАЛИНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Третье лицо: Третий арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2023 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7362/2022