г. Москва |
|
25 мая 2023 г. |
Дело N А40-249404/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 01.03.2023 по делу N А40-249404/22
по иску Государственного учреждения Главного Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области
к ООО "УРАЛСТРОЙНЕФТЬ"
о взыскании штрафа,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Исаков А.В. по доверенности от 17.06.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области (далее - Заявитель, ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области, Управление, Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью ООО "УРАЛСТРОЙНЕФТЬ" (далее - страхователь) штрафа за непредставление в установленный срок или представление неполных и (или) недостоверных сведений отчетности по форме СЗВ-М за май, октябрь 2021 г., январь, февраль, март 2022 г., по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 г., 2021 г. в размере 981 000 руб.
Определением Арбитражного суда города Москвы 01.02.2023 удовлетворено ходатайство Филиала N 8 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области о процессуальном правопреемстве. В порядке процессуального правопреемства Государственное учреждение Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области заменен на его правопреемника Филиал N 8 Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее - Отделение).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.03.2023 производство по исковым требованиям Филиала N 8 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области в части взыскания штрафа за непредставление в установленный срок или представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВСТАЖ за 2020 год, 2021 год прекращено; исковые требования Филиала N 8 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области в части взыскания штрафа за непредставление в установленный срок или представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВСТАЖ за 2019 год оставлены без рассмотрения; в удовлетворении исковых требований Филиала N 8 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области в части взыскания штрафа за непредставление в установленный срок или представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-М за май, октябрь 2021 года, январь, февраль, март 2022 года отказано.
Не согласившись с вынесенным определением, Отделение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Отделение, надлежащим образом извещенныое о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что как указал Заявитель, ежемесячная отчетность по форме СЗВ-М за май, октябрь 2021, январь, февраль, март 2022 года, по форме СЗВ-СТАЖ 2019 год, СЗВСТАЖ 2020 год, СЗВ-СТАЖ 2021 год представлена Обществом 23.03.2022, 08.07.2022, т. е. с нарушением срока, установленного законодательством.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет в соответствующий территориальный орган ПФР сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Сведения представляются в территориальный орган ПФР в соответствии с утвержденными в установленном порядке формами документов и инструкциями.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Согласно представленной отчетности количество застрахованных лиц составляет 1962 человек.
Таким образом, по мнению фонда, сумма штрафных санкций, подлежащая взысканию с заявителя, составляет 981 000 руб.
Рассмотрев заявление, исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав мнение лица, участвующего в деле, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
Относительно требования Заявителя о взыскании штрафа за непредставление в установленный срок или представление неполных и (или) недостоверных сведений отчетности по форме СЗВ-СТАЖ 2020 год, СЗВ-СТАЖ 2021 суд первой инстанции правильно указал следующее.
Судом установлено, что по требованиям Фонда о взыскании штрафа за несвоевременную сдачу отчётности по форме СЗВ-СТАЖ 2020 год, СЗВ-СТАЖ 2021 год имеются вступившие в законную силу судебные акты.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.06.2022 по делу N А40- 4372/22-108-65 с ООО "УРАЛСТРОЙНЕФТЬ" в доход бюджета Пенсионного фонда РФ взыскан штраф в сумме 3 000 руб., в удовлетворении остальной части требования отказано в связи с применением судом смягчающих ответственность обстоятельств. В указанном деле требования Фонда основаны на решении от 28.09.2021 N 087S19210246071, вынесенном вследствие нарушения Обществом срока представления отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год.
Кроме того, решением Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2022 по делу N А40-171949/22-183-3225 с ООО "УРАЛСТРОЙНЕФТЬ" в пользу Государственного учреждения-Главного Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области взыскан штраф в размере 30 000 руб. В указанном деле требования Фонда к Обществу основаны на несвоевременном представлении сведений по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный 2021 год.
Таким образом, заявленные по тому же предмету и тем же основаниям требования о взыскании финансовой санкции за непредставление в установленный срок или представление неполных и (или) недостоверных сведений отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, за 2021 год уже являлись предметом рассмотрения судом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 150 АПК РФ, арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 150 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно прекратил производство по исковым требованиям Филиала N 8 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области в части взыскания штрафа за непредставление в установленный срок или представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, 2021 год.
Относительно требования Фонда о взыскании штрафа за непредставление в установленный срок или представление неполных и (или) недостоверных сведений отчетности по форме СЗВ-СТАЖ 2019 год суд первой инстанции правильно указал следующее.
Согласно определению Арбитражного суда города Москвы от 29.04.2021 по делу А40-86190/21 принято заявление о призвании ООО "УРАЛСТРОЙНЕФТЬ" банкротом.
Между тем в силу абзаца седьмого пункта 1 статьи 126 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 27 Постановления от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", в силу абзаца второго пункта 1 статьи 63, абзаца второго пункта 1 статьи 4 81, абзаца восьмого пункта 1 статьи 94 и абзаца седьмого пункта 1 статьи 126 Федерального закона N 127-ФЗ с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве в порядке статей 71 или 100 Федерального закона N 127-ФЗ.
В связи с чем, все исковые заявления о взыскании с должника долга по денежным обязательствам и обязательным платежам, за исключением текущих платежей и неразрывно связанных с личностью кредитора обязательств должника-гражданина, поданные в день введения наблюдения или позднее во время любой процедуры банкротства, подлежат оставлению без рассмотрения на основании пункта 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данный правовой подход выражен также в определениях Верховного Суда Российской Федерации, принятых по конкретным делам, например, в определении от 17.12.2014 N 304-ЭС14-5000, в определении от 09.02.2015 N 307-КГ14-2426 и сформулирован в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (пункт 7), в котором, в числе прочего, отмечено, что штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности (например, за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 120, 122, 123, 126 Налогового кодекса Российской Федерации), признаются текущими платежами, если соответствующее правонарушение совершено должником (в случае длящегося правонарушения - выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве.
В рассматриваемом случае нарушение пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ при представлении формы СЗВ-СТАЖ за 2019 год допущены обществом до даты возбуждения в отношении него производства по делу о банкротстве N А40-86190/21.
Поскольку нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ не является длящимся, а считается оконченным после наступления срока их представления, то заявленное по настоящему делу требование фонда о взыскании финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах нельзя признать текущим.
С учетом изложенного, заявленное Фондом к Обществу требование о взыскании штрафа за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год не является текущим, так как возникло до принятия судом заявления о признании ответчика банкротом, а заявление о взыскании финансовой санкции подано фондом в суд уже после возбуждения дела о банкротстве и признания ответчика банкротом.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Учитывая изложенное выше, требования Филиала N 8 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области в части взыскания штрафа за непредставление в установленный срок или представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВСТАЖ за 2019 год подлежали оставлению без рассмотрения.
Относительно требования Фонда о взыскании финансовой санкции за непредставление в установленный срок или представление неполных и (или) недостоверных сведений отчетности по форме СЗВ-М за январь, февраль, март 2022 года суд первой инстанции правильно указал следующее.
Как следует из материалов дела, Общество самостоятельно выявило указанные нарушения по сдаче отчетности формы СЗВ-М за январь, февраль, март 2022 года и устранило их, направив 08.07.2022 дополняющие сведения.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
При этом данной нормой также предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В соответствии с пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция), страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Пунктом 39 Инструкции предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность.
При этом данным пунктом предусмотрено два случая освобождения страхователя от ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в случае представления недостоверных или неполных сведений: - в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений; - в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведения при самостоятельном выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Постановлением N 83п предусмотрена возможность представления сведений по форме СЗВ-М в трех видах: - исходная форма - форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; - дополняющая форма - форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; - отменяющая форма - форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Общество, выявив ошибки в указанных сведениях, исправило их путем представления уточненных сведений по форме СЗВ-М (дополняющая), при этом, Фонд никаких нарушений и ошибок при проверке первоначальных сведений не обнаружил, обратного Заявителем суду не представлено.
На основании изложенного, суд верно счёл заявленное требование необоснованным и, как следствие, не подлежащим удовлетворению.
Относительно требования Фонда о взыскании финансовой санкции за непредставление в установленный срок или представление неполных и (или) недостоверных сведений отчетности по форме СЗВ-М за май, октябрь 2021 года суд первой инстанции правильно указал следующее.
Как следует из материалов дела, в уточнении сведений от 25.03.2022 за октябрь запрошена информация о 5 сотрудниках, за май о 4 сотрудниках.
В свою очередь согласно документам Фонда, сведения не предоставлены за октябрь по 67 сотрудникам, за май по 17. Кроме того, что в сданной СЗВ-М за октябрь 2021 содержатся запрашиваемые сведения.
Таким образом судом установлено, что сведения по форме СЗВ-М за май, октябрь 2021 года представлены Обществом своевременно, с указанием полных, достоверных данных.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 01.03.2023 по делу N А40-249404/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-249404/2022
Истец: ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 8 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "УРАЛСТРОЙНЕФТЬ"
Третье лицо: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ