г. Самара |
|
06 июля 2023 г. |
Дело N А49-1335/2023 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поповой Е.Г.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 20 апреля 2023 года (резолютивная часть решения от 11.04.2023) по делу N А49-1335/2023 (судья Лапшина Т.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области (ОГРН 1023900598150; ИНН 3904006756; Московский пр-кт, д. 174, Калининград г., Калининградская область, 236003)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Пензенской области (ОГРН 1025801217397; ИНН 5835004660; Крупской ул., 3, Пенза г., Пензенская область, 440039),
третье лицо: федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр высоких медицинских технологий" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Калининград) (ОГРН 1113926046640; ИНН 3917513457; Калининградское шоссе, 4, Родники п., Гурьевский район, Калининградская область, 238312),
о взыскании суммы 217 100 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Пензенской области с исковым заявлением о взыскании с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области (далее - ответчик) суммы 217 100 руб., в счет возмещения средств по оплате экстренной медицинской помощи пациенту, оказанной с 25.09.2021 по 04.10.2021 в рамках межтерриториальных расчетов по счету N 776 от 16.11.2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр высоких медицинских технологий" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Калининград) (далее - третье лицо, федеральная медицинская организация).
В соответствии с гл. 29 АПК РФ исковое заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 20 апреля 2023 года (резолютивная часть решения от 11.04.2023) исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Пензенской области от 20 апреля 2023 года (резолютивная часть решения от 11.04.2023) по делу N А49-1335/2023 и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. Податель жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права.
В материалы дела поступил отзыв ответчика на апелляционную жалобу, в котором Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Пензенской области от 20 апреля 2023 года (резолютивная часть решения от 11.04.2023) по делу N А49-1335/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова сторон.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный центр высоких медицинских технологий" Министерства здравоохранения Российской Федерации гражданину, который является застрахованным филиалом ООО "РГС-Медицина "Росгосстрах-Пенза-Медицина" в период с 25.09.2021 по 04.10.2021 была оказана экстренная медицинская помощь (диагноз 121.0 - острый трансмуральный инфаркт передней стенки миокарда). Пациент доставлен в медицинскую организацию скорой медицинской помощью. ТФОМС Пензенской области (ответчиком) вызов скорой медицинской помощи оплачен.
В соответствии с пунктом 168 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (Правила ОМС) федеральная медицинская организация (третье лицо) сформировала и направила счет и реестр счетов на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами территории страхования, в территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи, то есть в ТФОМС Калининградской области (истцу).
ТФОМС Калининградской области (истцом) принято решение об оплате ФГБУ "Федеральный центр высоких медицинских технологий" Министерства здравоохранения Российской Федерации (третьему лицу) случаев медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан полис обязательного медицинского страхования.
ТФОМС Калининградской области (истец) включил счет и реестр счета на оплату медицинской помощи в счет N 776 от 16.11.2021 по межтерриториальным расчетам, который был направлен в ТФОМС Пензенской области (ответчику) для оплаты.
В обоснование исковых требований истец сослался на нормы статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 34, части 11 статьи 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", на нормы Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н и разъяснения, данные Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в письме от 11.01.2022 N 00-10-32-06/101.
Возражения ответчика сводятся к тому, что в реестр счетов включены виды медицинской помощи, не входящих в программу обязательного медицинского страхования и относящиеся, в части оплаты данных счетов, к полномочиям Российской Федерации в сфере ОМС.
Третье лицо в представленном отзыве просило иск удовлетворить, указывая на принцип недопустимости отказа в оказании медицинской помощи, подчеркивая, что медицинская помощь, в рассматриваемом случае, была оказана в экстренной форме, учреждение оказывает медицинскую помощь гражданам Российской Федерации исключительно по медицинским показаниям, безотлагательно не зависимо от территории на которой пациент застрахован.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Отношения, возникающие в области обязательного медицинского страхования (ОМС), правовое положение субъектов и участников ОМС, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
Спорные правоотношения по отказу в оплате счета истца N 776 от 16.11.2021 были связаны с оказанием на территории Калининградской области Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный центр высоких медицинских технологий" Министерства здравоохранения Российской Федерации специализированной медицинской помощи в экстренной форме.
Как следует из выписки ЕГРЮЛ, учредителем указанной медицинской организации является федеральный орган исполнительной власти - Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
С 01.01.2021, то есть до начала спорных правоотношений, вступили в силу изменения в Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (Федеральный закон N 326-ФЗ).
Так, статья 5 Федерального закона N 326-ФЗ, устанавливающая полномочия Российской Федерации в сфере ОМС, была дополнена пунктом 11 следующего содержания: "финансовое обеспечение предоставления застрахованным лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования".
Данное полномочие Российской Федерации, в силу части 2 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ, пункта 21 (1) статьи 8 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.07.1998, осуществляет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В целях реализации пункта 11 статьи 5 Федерального закона N 326-ФЗ, был принят ряд подзаконных актов устанавливающих механизм взаимодействия участников правоотношений при оказании застрахованным лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти (федеральными медицинскими организациями).
Участниками названных правоотношений являются Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, застрахованное лицо и федеральная медицинская организация.
Пункт 6 статьи 6 Федерального закона N 326-ФЗ указывает, что к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации относится финансовое обеспечение медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, за исключением медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется в соответствии с пунктом 11 статьи 5 Федерального закона N 326 -ФЗ, то есть за исключением специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями.
Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ Базовая программа ОМС -составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Она утверждается ежегодно. Базовая программа ОМС, в том числе, содержит требования к территориальным программам ОМС.
На 2021 год Базовая программа ОМС была утверждена постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 N 2299. Согласно разделу IV, в территориальной программе обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо устанавливаются нормативы объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансовых затрат и норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования. Нормативы объема предоставления медицинской помощи, за исключением специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, включают нормативы объема предоставления медицинской помощи застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан полис обязательного медицинского страхования.
Иными словами территориальная программа ОМС не включает объем специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, оказанной федеральными медицинскими организациями за пределами территории страхования, то есть межтерриториальным расчетам между территориальными фондами подлежит только медицинская помощь, оказанная за пределами территории страхования медицинскими организациями, не относящимися к федеральным медицинским организациям.
В обоснование позиции истец сослался на письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 11.01.2022 N 00-10-32-06/101, в котором указано на недопустимость отказа территориальных фондов обязательного медицинского страхования в оплате федеральным медицинским организациям экстренной медицинской помощи, оказанной ими в рамках региональной маршрутизации пациентов, а также в возмещении расходов по оплате экстренной медицинской помощи территориальным фондам обязательного медицинского страхования других субъектов Российской Федерации в рамках межтерриториальных расчетов.
Из буквального толкования текста названного письма, усматривается подтверждение вышеизложенной позиции о финансировании территориальными фондами специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи, за исключением помощи, оказанной федеральными медицинскими организациями, каковой является федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр высоких медицинских технологий" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Так как и Федеральный закон N 326-ФЗ и Базовая программа ОМС относит финансирование специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями к исключительным полномочиям Российской Федерации, которые реализует Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, истец необоснованно принял к учету и оплате за счет средств ОМС, счета за специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, выставленные федеральной медицинской организацией, и, соответственно, не вправе требовать оплаты указанных позиций счетов от ответчика в рамках межтерриториальных расчетов.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда не находит.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и не подтверждает наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 20 апреля 2023 года (резолютивная часть решения от 11.04.2023) по делу N А49-1335/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-1335/2023
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области, Территориальный Фонд обязатиельного медицинского страхования Калининградской области
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области
Третье лицо: ФГБУ "Федеральный центр высоких медицинских технологий" Министерства здравоохранения Российской Федерации г. Калининград, ФГБУ "Федеральный центр высоких медицинских технологий" Министерства здравоохранения РФ