г. Москва |
|
25 мая 2023 г. |
Дело N А40-56360/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 31 ПО Г. МОСКВЕ
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2023 по делу N А40-56360/22
по заявлению ИП Жукова Александра Ивановича
к ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 31 ПО Г. МОСКВЕ,
третье лицо: ИФНС N 28 ПО Г. МОСКВЕ,
о признании недействительным требования,
при участии:
от заявителя: |
Кривошапов М.В. по доверенности от 27.04.2022; |
от заинтересованного лица: |
Пешкин И.Н. по доверенности от 17.01.2023; |
от третьего лица: |
Турнов В.В. по доверенности от 17.02.2023; |
УСТАНОВИЛ:
ИП Жуков Александр Иванович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 31 по г. Москве (далее - инспекция) о признании недействительным требования N 112071 от 15.12.2021 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов.
Решением суда от 06.02.2023 заявленные требования были удовлетворены в полном объеме.
Инспекция не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как усматривается из материалов дела, инспекцией заявителю 16.12.2021 посредством интернет-сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" было направлено требование N 112071 на общую сумму 29 232 578,89 руб., со сроком исполнения 01.02.2022, которое было получено заявителем 17.12.2021.
В указанное требование была включена задолженность по следующим налогам:
- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в размере 28 380 580,00 руб., срок уплаты - 01.12.2021, КБК 18210601010030000110, ОКТМО 45908000, вид платежа - налог (в т.ч. 2017 год - 8 785 899,00 руб., 2018 год - 8 955 488,00 руб., 2019 год - 10 639 193,00 руб.; основание - налоговое уведомление N 84619210 от 01.12.2020);
- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в размере 92 236,89 руб., КБК 18210601010030000110, ОКТМО 45908000, вид платежа - пени (основание - статья 75 Кодекса). Указанные пени исчислены в связи с отсутствием сведений об уплате начислений по данному налогу за 2017-2019 годы по сроку уплаты 01.12.2021;
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в размере 759 762,00 руб. срок уплаты - 01.12.2021, КБК 18210606041030000110 ОКТМО 45908000, вид платежа - налог (в т.ч.2020 год - 759 762,00 руб.; основание - налоговое уведомление N 72539401 от 01.09.2021).
Инспекция указала, что 16.12.2021 ИФНС N 28 по г. Москве уменьшила начисления за период 2019 года по налогу на имущество в сумме 2 265 681 руб. и 11 486 520 руб. в связи с перерасчетом налога на имущество по указанному выше объекту с учетом изменения кадастровой стоимости объекта. Указанный перерасчет (уменьшение) отражен в КРСБ налогоплательщика по сроку уплаты 01.12.2021 г.
Заявитель, полагая, что вышеуказанное требование налогового органа нарушает его права, обратился с жалобой в УФНС России по г. Москве с просьбой отменить оспариваемое требование.
Согласно решению УФНС России по г. Москве от 12.04.2022 N 19-10/042224@ оспариваемое требование N 112071 было отменено в части задолженности по земельному налогу с физических лиц в размере 759 762 руб., по налогу на имущество физических лиц в общем размере 10 808 782 руб., а также пеней, начисленных на указанную задолженность, а также последующие меры принудительно взыскания в части задолженности по налогу на имущество физических лиц в сумме 169 589 руб. за 2018 год и суммы пеней, начисленных на указанную задолженность.
ИФНС России N 28 по г. Москве 12.04.2022 произведено сторнирование налога на имущество за 2019 год в полном объеме, и произведен расчет налога с новым сроком уплаты 01.12.2022.
Как указывает инспекция, по сведениям, полученным от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве, Жуков А.И. с 17.10.2008 по 20.10.2021 являлся собственником объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0004011:4411. ИФНС России N 28 по г. Москве осуществлен перерасчет налога за 2019-2020 годы за указанный объект исходя из кадастровой стоимости, установленной апелляционным определением. По результатам произведенного перерасчета по сроку уплаты 01.12.2022 было сформировано налоговое уведомление от 15.12.2021 N85392634 на уплату налога за 2019 год.
30.12.2021 был произведен уточненный расчет за 2018 год за объект недвижимости с кадастровым номером 77:06:0004011:4413 в сумме 8 267 780 руб. Инспекцией в адрес заявителя было направлено оспариваемое требование N 112071, согласно которому налогоплательщику необходимо погасить задолженность по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу с физических лиц.
По мнению заявителя, инспекцией при направлении требования N 112071 не было учтено, что в части налога на имущество физических лиц кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером 77:06:0004011:4413 была снижена судом, данное снижение было учтено Росреестром и отражено в личном кабинете заявителя, в отношении объекта с кадастровым номером 77:06:0004011:4474 "задним" числом была повышена налоговая ставка, что является нарушением п. 2.1 ст. 52 НК РФ.
Основанием для выставления требования N 112071 в части налога на имущество являлось налоговое уведомление от 01.12.2020 N 84619210, которое затем было отменено.
Как отмечает заявитель, на дату составления оспариваемого требования N 112071 земельный налог был пересчитан налоговым органом в сторону уменьшения с переносом срока уплаты до 01.12.2022, что зафиксировано в полученном им налоговым уведомлении N 85392634 от 15.12.2021. Основанием для выставления требования N 112071 в части земельного налога являлось налоговое уведомление от 01.09.2020 N 72539401, которое также было отменено в связи с перерасчетом.
Помимо этого, в адрес заявителя был направлен экземпляр заявления инспекции о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности, в котором содержится ссылка на оспариваемом требование N 112071, как на основание взыскания.
С целью урегулирования сложившейся ситуации, заявителем в налоговые органы неоднократно направлялись соответствующие обращения.
Также, согласно ответам ИФНС России N 28 по г. Москве от 28.01.2022 и 07.02.2022, ИФНС России N 28 по г. Москве учтено снижение кадастровой стоимости объектов и произведен перерасчет налога на имущество, в связи с тем, что объекты налогообложения расположены на территории, подведомственной ИФНС России N 28 по г. Москве, в чью компетенцию входит начисление налога на имущество.
Вместе с тем, действуя без внутиведомственной согласованности, инспекция предпринимает попытки взыскать спорные суммы через суд, что послужило причиной обращения заявителя в Арбитражный суд города Москвы с заявлением.
Апелляционный суд при повторном рассмотрении дела в порядке ч. 1 ст. 268 АПК РФ пришел к выводу о том, что суд первой инстанции правильно установил все фактические обстоятельства рассматриваемого дела и применил нормы материального права.
По мнению апелляционного суда, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что так как инспекция производит расчёт налога на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 77:06:0004011:4413, который находится внутри здания/сооружения с кадастровым номером 77:06:0004011:1014, что подтверждается выпиской из ЕГРН, то при исключении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0004011:1014 из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, у заявителя, применяющего УСН, обязанность уплаты налога по оспариваемому требованию отсутствует.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога: на основании самостоятельно исчисленного к уплате налога в налоговой декларации (расчете) за соответствующий налоговый или отчетный период (ст. 52, 58 НК РФ) либо на основании принятого по результатам налоговой проверки (выездной или камеральной) решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, по итогам которого налогоплательщику начислен налог за определенный налоговый (отчетный) период (статья 101 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ определено, что каждый налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу статей 69, 70 и 46 НК РФ является первым этапом процедуры принудительного взыскания налоговым органом недоимки.
Под недоимкой в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ понимается сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, в том числе начисленная по результатам проведенной в отношении налогоплательщика налоговой проверке.
Пеней на основании п. 1 ст. 75 НК РФ признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В связи с частичной уплатой (уменьшением, урегулированием) задолженности, включенной в требование N 112071, инспекцией в адрес судебного участка N 190 района Фили-Давыдково направлено заявление от 10.02.2022 N 46 о вынесении судебного приказа о взыскании с заявителя задолженности по налогу на имуществу физических лиц за период 2017-2018 годов в общей сумме 14 677 339,46 руб. (в том числе: 14 628 379 руб. - налог (5 672 891 руб. - 2017 год, 8 955 488 руб. - 2018 год), 48 960,46 руб. - пени.
Вместе с тем, вышестоящим налоговым органом в ходе досудебного урегулирования спора было установлено, что при формировании требования N 112071 по состоянию на 15.12.2021 налоговым органом не было учтено следующее.
Так, в отношении земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, (ОКТМО 45908000) осуществлен перерасчет за 2019- 2020 годы. Соответствующие сведения отражены в налоговых обязательствах Заявителя по дате записи 16.12.2021, задолженность по указанному налогу, в том числе в части пеней, отсутствует.
Кроме того, в части налога на имущество физических лиц (объект с кадастровым номером 77:06:0004011.4413) ОКТМО 45908000 налоговыми органами в настоящее время проводятся соответствующие мероприятия по перерасчету данного налога за 2019 год и сумма налога в размере 10 639 193.00 руб., отраженная в налоговом уведомлении от 01.12.2020 N 84619210 и требовании N 112071, подлежит уменьшению по сроку уплаты 01.12.2021.
Также в части налога на имущество физических лиц (объект с кадастровым номером 77:06:0004011 :ХХ74) ОКТМО 45908000 налоговыми органами осуществлен перерасчет за 2018 год и сумма налога в размере 169 589 руб. уменьшена в налоговых обязательствах заявителя по дате записи 30.12.2021.
При таких обстоятельствах задолженность по земельному налогу с физических лиц в размере 759 762 руб., по налогу на имущество физических лиц в общем размере 10 808 782 руб., а также пени, начисленные на указанную задолженность, неправомерно включены в требование N 112071, в связи чем, требование N 112071 в указанной части подлежит отмене, как и последующие меры принудительно взыскания в части задолженности по налогу на имущество физических лиц в сумме 169 589 руб. за 2018 год, а также суммы пеней, начисленных на указанную задолженность.
Таким образом, отменяя оспариваемое требование N 112071 в части задолженности по земельному налогу с физических лиц в размере 759 762 руб., по налогу на имущество физических лиц в общем размере 10 808 782 руб., а также пеней, начисленных на указанную задолженность, а также последующие меры принудительно взыскания в части задолженности по налогу на имущество физических лиц в сумме 169 589 руб. за 2018 год и суммы пеней, начисленных на указанную задолженность вышестоящий налоговый орган в решении от 12.04.2022 N19-10/042224@ указал, что в отношении иной задолженности, включенной в оспариваемой требование, УФНС России по г. Москве установлено соответствие отраженных в налоговых обязательствах заявителя начислений актуальным расчетам по налогу на имущество физических лиц.
Вместе с тем, следует отметить, что в материалы дела представлено решение Московского городского суд от 15.11.2022 по делу N 3а-3435/2022 по административному иску АО "Фармацевтические Инновации" к Правительству города Москвы об оспаривании нормативного правового акта в части.
Согласно данному решению суд:
- признал недействующими с 1 января 2015 года пункт 4084 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость";
- признал недействующим с 1 января 2016 года пункт 3293 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы";
- признал недействующим с 1 января 2017 года пункт 16205 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы";
- признал недействующим с 1 января 2018 года пункт 16517 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП";
- признал недействующим с 1 января 2019 года пункт 17928 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП";
- признал недействующим с 1 января 2020 года пункт 1594 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Кроме того, как установлено материалами дела, 26.12.2016 заявитель направил в инспекцию сообщение о наличии объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:06:0004011:4413, однако инспекция необоснованно не учитывала его в расчётах налогового уведомления: N 49420011 от 20.09.2018; N 82453745 от 28.08.2019; N 62052552 от 01.09.2020; N 72539401 от 01.09.2021, что указывает на нарушения со стороны инспекции и ставит заявителя в трудное материально положение, так как непосредственно инспекция обязана исчислять сумму налога физических лиц в установленный законом срок, а не сам налогоплательщик.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя о признании недействительным требования N 112071 от 15.12.2021 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по сути повторяют правовую позицию инспекции в суде первой инстанции.
Вместе с тем, им уже дана надлежащая правовая оценка с подробным указанием мотивов и причин их отклонения.
При наличии указанных обстоятельств оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения требований инспекции не установлено.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, изменению или отмене не подлежит.
Нормы материального права были правильно применены судом. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебного акта, проверкой не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2023 по делу N А40-56360/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-56360/2022
Истец: Жуков Александр Иванович
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 31 ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 28 ПО Г. МОСКВЕ