г. Хабаровск |
|
11 марта 2024 г. |
А73-15646/2023 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Вертопраховой Е.В.
рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 01.12.2023
по делу N А73-15646/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Транссиб" (ОГРН 1163850101513, ИНН 3849061802)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании 533011 руб. 54 коп.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Транссиб" (далее - истец, ООО "Транссиб") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД", перевозчик, грузоперевозчик) о взыскании 533011 руб. 54 коп. пени за просрочку доставки груза железнодорожным транспортом по накладным N N ЭШ916414, ЭШ916461, ЭШ916571, ЭШ273971, ЭШ273755, ЭШ273699, ЭШ273651, ЭЧ633226, ЭЧ755632, ЭЧ521767, ЭЧ633289, ЭЧ521636, ЭЧ522199, ЭЧ159683, ЭЧ521667.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.09.2023 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 01.12.2023: ходатайство ООО "Транссиб" о переходе к рассмотрению спора в общем исковом порядке, отклонено ввиду отсутствия оснований, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ; с ОАО "РЖД" в пользу ООО "Транссиб" взысканы 381100 руб. пеней за просрочку доставки грузов по железнодорожным накладным N N ЭШ916414, ЭШ916461, ЭШ916571, ЭШ273971, ЭШ273755, ЭШ273699, ЭШ273651, ЭЧ633226, ЭЧ755632, ЭЧ521767, ЭЧ633289, ЭЧ521636, ЭЧ522199, ЭЧ159683, ЭЧ521667 (с учетом уменьшения по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и 13660 руб. расходов по государственной пошлине; ООО "Транссиб" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 23 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, приять доводы, изложенные в жалобе, применить положения статьи 333 ГК РФ, и снизить размер взыскиваемой пени на 70%.
Заявитель жалобы утверждает следующее: по накладном N N ЭШ916414, ЭШ916571, ЭШ916461, ЭЧ633226, ЭЧ755632, ЭЧ633289, ЭЧ521636, ЭЧ522199, ЭЧ159683, ЭЧ521667, ЭШ273971, ЭШ27355, ЭШ273699, ЭШ273651, ЭЧ521767 перевозились вагоны, которые были задержаны в пути следования по причине обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 18-ФЗ, Устав железнодорожного транспорта, УЖТ, УЖТ РФ); судом необоснованно не приняты во внимание положения статьи 33 УЖТ РФ, которая устанавливает, что грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов; в рамках настоящего дела просрочка доставки груза по накладным NN ЭЧ633226, ЭЧ755632, ЭЧ633289, ЭЧ521636, ЭЧ522199, ЭЧ159683, ЭЧ521667, ЭШ273971, ЭШ27355, ЭШ273699, ЭШ273651, ЭЧ521767 возникла со 02.09.2022 по 27.09.2022, и не подлежали взысканию пени в размере 415092,82 руб., в связи с действием моратория; в отношении ОАО "РЖД" недружественными странами введены неправомерные экономические санкции, направленные на дестабилизацию деятельности ОАО "РЖД", прекращение перевозок и разрушение экономики Российской Федерации; в результате введения в отношении Российской Федерации незаконных санкций со стороны враждебных государств, фактически прекратилось сообщение с западными странами, в силу чего произошла переориентация грузопотоков на Восток, что вызвало практическое исчерпание пропускных и перевозочных способностей инфраструктуры ОАО "РЖД".
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, ООО "Транссиб" не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, с учетом отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, в сентябре 2022 года ОАО "РЖД" (перевозчик) принял от грузоотправителя ООО "Транссиб" груз - опилки древесные, который доставлен на станцию Находка (эксп.) ДВост ж. д. по железнодорожным накладным N N ЭШ916414, ЭШ916461, ЭШ916571, ЭШ273971, ЭШ273755, ЭШ273699, ЭШ273651, ЭЧ633226, ЭЧ755632, ЭЧ521767, ЭЧ633289, ЭЧ521636, ЭЧ522199, ЭЧ159683, ЭЧ521667 с просрочкой от 2 до 16 суток.
В связи с несоблюдением сроков доставки грузов, истец предъявил ответчику претензии N 58 от 14.08.2023, N 58 от 14.08.2023, N 59 от 14.08.2023 об уплате пени, которая последним оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ООО "Транссиб" в суд с настоящим иском.
Согласно статье 793 ГК РФ в случае ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную, в том числе, транспортными уставами и кодексами.
На основании статьи 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков установлены Правилами, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245, Правила), где также определены обстоятельства, которые могут служить основанием для увеличения срока доставки.
В соответствии со статьей 33 УЖТ РФ грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Согласно пункту 14 Правил N 245 грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в накладной срока перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения (при наличии договора) или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Правила N 245 в пункте 15 устанавливают, что перевозчик и грузоотправители, отправители порожних вагонов могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены настоящими Правилами, сроки доставки грузов, порожних вагонов, о чем делается в графе "Особые заявления и отметки отправителя" накладной отметка "Договорной срок доставки; договор от ______ дата _______".
Договорный срок доставки в пути следования увеличивается перевозчиком в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно абзацу 2 статьи 33 УЖТ РФ грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Нормативный срок доставки груза может быть изменен на основании договоров, заключаемых перевозчиком с грузоотправителем или грузополучателем, в накладной в силу пункта 15 Правил N 245 должна стоять соответствующая отметка.
Между ОАО "РЖД" и грузополучателем ООО "Лесной Терминал" заключен договор от 30.09.2020 N ТЦ-596 согласно которого стороны согласовали установление иного срока доставки грузов, принадлежащих заказчику на станции Находка, Находка-экспорт Дальневосточной железной дороги, по которому срок доставки, указанный в перевозочном документе, увеличивается на 5 (пять) суток.
Согласно пункту 2.1. данного договора ОАО "РЖД" на станции отправления при оформлении перевозочных документов при наличии соответствующей технической возможности проставляет (указывает) в них номер настоящего договора и количество суток увеличения срока, указанного в пункте 1.1 настоящего договора; при отсутствии технической возможности номер договора и количество суток уменьшения/ увеличения срока проставляется (указывается) в перевозочных документах на станции назначения при их раскредитовании.
Заказчик подтверждает наличие у него полномочий на распоряжение грузом, порожним грузовым вагоном и несет ответственность за свои действия по распоряжению грузом, порожним грузовым вагоном (пункт 2.2.).
В соответствии с пунктами 9.1, 9.3 указанного договора срок действия договора определен сторонами по 31.12.2020 с возможностью его пролонгации на каждый последующий год, если ни одна из сторон письменно не заявила о намерении расторгнуть.
Так, накладные N N ЭЧ755632, ЭЧ633289, ЭЧ521636, ЭЧ522199, ЭЧ159683, ЭШ273971, ЭШ273755, ЭЧ521767 в графе "отметки перевозчика" содержат отметки о продлении срока доставки на основании актов общей формы от 22.09.2022 N 4/34071, N 4/34072, N 4/34074, N 4/34070, N 4/34073 от 20.09.2022 N 4/33716, от 29.09.2022 N 4/34743, N 4/34745.
При наличии соглашения сторон на установление иного срока доставки в порядке положений статьи 33 УЖТ РФ, пункта 15 Правил N 245 в накладной должна стоять соответствующая отметка, такое же требование относительно обязательности отметки со ссылкой на реквизиты договора и количество дней, на которые увеличивается срок доставки, согласовано в договоре, заключенном с ООО "Лесной Терминал".
Накладные N N ЭЧ755632, ЭЧ633289, ЭЧ521636, ЭЧ522199, ЭЧ159683, ЭШ273971, ЭШ273755, ЭЧ521767 ссылку на договор не содержат, что противоречит вышеуказанным положениям закона и договора.
Доводы ОАО "РЖД" о том, что в указанных накладных имеются отметки об увеличении срока доставки груза на основании актов общей формы, составленных на станции назначения, которые содержат информацию об обстоятельствах, вызвавших составление таких актов, а именно об увеличении срока доставки груза на основании договоров на организацию перевозок на особых условиях, обоснованно отклонены судом как противоречащие указаниям пункта 15 Правил N 245 и положениям самих договоров.
Основания, для продления срока доставки по указанным накладным в связи с заключением договоров на установление иного срока доставки отсутствуют.
Согласно пункту 6.4 Правил N 245 сроки доставки грузов, порожних вагонов увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие обстоятельств, установленных частью первой статьи 29 Устава.
Как указано в пункте 7 Правил N 245 о причинах задержки груза, порожних вагонов и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акты общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 N 45 и делаются отметки, предусмотренные Правилами заполнения перевозочных документов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 N 39.
Согласно железнодорожным накладным N N ЭШ916414, ЭШ916571, ЭШ916461, ЭЧ633226, ЭЧ755632, ЭЧ633289, ЭЧ521636, ЭЧ522199, ЭЧ159683, ЭЧ521667, ЭШ273971, ЭШ273755, ЭШ273699, ЭШ273651, ЭЧ52176 вагоны были задержаны в пути следования в связи с чрезвычайными обстоятельствами (действие непреодолимой силы) на станциях Хани, Тында Дальневосточной железной дороги, Иня Восточно-Сибирской железной дороги.
Факт задержки спорных вагонов подтверждается актами общей формы от 05.10.2022 N 3/3792, 06.10.2022 N 3/3799, от 11.10.2022 N 2/27147, от 08.09.2022 N 2/23624, от 11.09.2022 N 3/3465, от 13.09.2022 N 2/24220, от 25.08.2022 N 902305/172, от 13.09.2022 N 2/24212, от 08.09.2022 N 2/23624, от 20.09.2022 N 3/3604, от 24.09.2022 N 2/25309, от 20.09.2022 N 3/3604, от 24.09.2022 N 2/25309, от 11.09.2022 N 3/3465, от 13.09.2022 на начало задержки и от 06.10.2022 N 3/3798, от 09.10.2022 N 3/3832, от 14.10.2022 N 2/27536, от 12.09.2022 N 2/24073, 3/3474, от 16.09.2022 N 2/24546, от 06.09.2022 N 902305/199, от 14.09.2022 N 2/24297, от 12.09.2022 N 2/24073, от 20.09.2022 N 3/3605, от 24.09.2022 N 2/25344, от 20.09.2022 N 3/3605, от 24.09.2022 N 2/25344, от 12.09.2022 N 3/3474, от 16.09.2022 N 2/24546 об окончании задержки.
Вагоны задержаны на станциях на период от 4 до 9 суток, что также отражено в итоговых актах общей формы от 18.10.2022 N 4/36997, 4/36999, 4/37000, от 18.09.2022 N 4/33473, от 22.09.2022 N 4/34071, 4/34072, 4/34074, 4/34070, от 20.09.2022 N 4/33716, от 18.09.2022 N 4/33472, от 29.09.2022 N 4/34745, 4/34743, 4/34744, 4/34742, 4/34073.
Вагоны простаивали ввиду действия непреодолимой силы со ссылкой на оперативные приказы на бросание и подъем поезда.
Согласно распоряжениям N 167-р от 07.08.2022 и N 456/1-р от 06.08.2022 введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области и на территории Тындинского муниципального округа.
На основании пункта 1 статьи 29 УЖТ РФ вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении; указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.
В указанный в актах общей формы период задержки вагонов не имело место временное прекращение или ограничение погрузки по правилам статьи 29 УЖТ РФ.
При этом само по себе введение режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования или субъекта Российской Федерации без соответствующего распоряжения руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта не является основанием для задержки груза в пути следования.
Груз принят к перевозке по истечении значительного времени после введения чрезвычайной ситуации, между тем, чем именно обусловлена задержка груза на промежуточных станциях, в указанных в актах общей формы перевозчиком не отражено.
Поскольку материалами дела подтверждается наличие просрочки в доставке груза по спорным накладным согласно уточненному расчету истца, суд верно посчитал, что требования о взыскания пеней в размере 533011 руб. 54 коп., являются обоснованными.
Вместе с тем судом рассмотрено заявленное ответчиком ходатайство о снижении неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ, и с учетом правовой позиции пункта 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 7), Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2 Определения от 21.12.2000 N 263-О, правильно установлена возможность снижения суммы неустойки, исходя из принципа справедливости (принято во внимание, что ОАО "РЖД" в настоящее время в условиях сложившейся экономической ситуации, вызванной введением ограничительных мер со стороны недружественных стран, осуществляет функции главного в стране грузоперевозчика с долей в 85% от объема всех грузоперевозок без учета трубопроводного транспорта; грузопоток в большей степени переориентирован на восточное направление; по накладным, просрочка по которым составляет менее 9 суток, что не является значительным нарушением), на 30 %; в отношении просрочки доставки груза по накладным, где просрочка составляет 9 и более суток - на 15 %.
Учитывая характер и продолжительность допущенного нарушения, а также принимая во внимание, что обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд пришел к правильному выводу о том, что соизмеримой с нарушенным интересом и способной в полной мере компенсировать потери истца, является неустойка в сумме 381100 руб.,
В связи с изложенным выше, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, так как решение суда вынесено при полном, всестороннем, объективном исследовании обстоятельств дела, представленных в дело доказательств, нормы материального права применены правильно.
Доводы заявителя апелляционной жалобы, в том числе о необходимости применения моратория, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации N 497 от 28.03.2022 (нарушение обязательств по перевозке грузов железнодорожным транспортом возникло после введения моратория), не содержат фактов, которые бы повлияли на законность и обоснованность решения суда либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются арбитражным судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Процессуальных нарушений, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01 декабря 2023 года по делу N А73-15646/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15646/2023
Истец: ООО "Транссиб"
Ответчик: ОАО "РЖД"