г. Москва |
|
05 июля 2023 г. |
Дело N А41-35438/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Боровиковой С.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Мартенс Е.Д.,
при участии в заседании:
от истца: не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27.04.2023 по делу N А41-35438/22, по иску индивидуального предпринимателя Петрова Алексея Николаевича (ОГРНИП 313774606001698, ИНН 772974591816) к Комитету лесного хозяйства Московской области (ИНН 5024129468, ОГРН 1125024004918), третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (ОГРН 1027700546510, ИНН 7707018904), государственное бюджетное учреждение Московской области "Трест геолого-геодезических и архитектурно-планировочных работ "Мособлгеотрест" (ОГРН: 1165032054714, ИНН: 5032238990), Федеральное агентство лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298), о признании незаконным бездействия, обязании исключить сведения, обязании инициировать процедуру по предоставлению сведений в РГИС (с учетом уточнения),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Петров Алексей Николаевич (далее - ИП Петров А.Н., заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) с заявлением, исходя из принятых судом уточнений в порядке, предусмотренном статьей 49 АПК РФ, с требованиями:
признать незаконным бездействие, выразившееся в невнесении изменений в государственный лесной реестр в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:317 об отсутствии наложения на земли лесного фонда и не предоставления сведений в РГИС;
обязать Комитет лесного хозяйства Московской области исключить сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:317 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда;
обязать Комитет лесного хозяйства Московской области инициировать процедуру по предоставлению сведений в РГИС об исключении сведений, содержащиеся в государственном лесном реестре в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:317 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, государственное бюджетное учреждение Московской области "Трест геолого-геодезических и архитектурно-планировочных работ "Мособлгеотрест", Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.04.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Комитет обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:317 площадью 560 935 кв. м, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Согласно справке от 15.02.2021 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий, площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:317 с землями лесного фонда составляет 465 424,47 кв. м.
В этой связи предприниматель обратился в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлениями привести сведения о границах земель лесного фонда, указанных в государственном лесном реестре и в материалах лесоустройств, в соответствие с границами земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:317, границы которого установлены в ЕГРН; исключить из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств сведения, которые противоречат сведениям ЕГРН о границах указанного земельного участка.
По результатам рассмотрения заявлений Комитетом лесного хозяйства Московской области принято решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении вышеуказанного земельного участка.
В материалы дела заявителем представлен акт от 29.06.2022 N 1975/2/12-11/2022/ЛА, об изменении документированной информации государственного лесного реестра, согласно которому из состава лесничеств исключены сведения о земельном участке, пересекающем границы земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:317 на площади 15 415 кв. м.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
Согласно подпункту 1 статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения своих прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
В силу статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
В соответствии с частями 1, 3 статьи 6, статьями 7, 67 - 69 ЛК РФ местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ).
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Положениями части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" также предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
По смыслу приведенных норм, все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в частности, из реестра объектов недвижимости.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ) внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Принятие названного Федерального закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
В соответствии частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В силу частей 5, 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
В соответствии с частями 1, 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ), если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
На основании части 6 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом от 13.06.2015 N 218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 названной статьи).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ и части 2 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ, в редакции внесенных изменений, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными ГЛР (пункт 17 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года, утвержденного решением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017).
С учетом приведенных положений следует признать, что собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в Государственный лесной реестр на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части 9 статьи 91 ЛК РФ ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из пункта 10 части 1 статьи 83 ЛК РФ ведение реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 12.33 Постановления Правительства МО от 26.06.2012 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на территории Московской области отнесено к полномочиям Комитета лесного хозяйства Московской области.
Таким образом, Мособлкомлес уполномочен на проведение лесоустройства и ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в границах территории Московской области.
Согласно ч. 3 ст. 91 ЛК РФ документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к общедоступной информации.
Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и ЕГРН, с тем, чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.
В силу пункта 6.1 административного регламента предоставления государственной услуги по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Распоряжением Мособлкомлеса от 26.03.2021 N 28РВ-5, результатом оказания государственной услуги является:
6.1.1. Решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости по форме, приведенной в приложении 1 к административному регламенту.
В случае принятия решения, предусмотренного настоящим пунктом, Мособлкомлесом составляется акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра в порядке, предусмотренном приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение". Электронный образ указанного акта в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента утверждения направляется в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области для размещения в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области.
6.1.2. Решение об отказе в предоставлении Государственной услуги по форме, приведенной в приложении 2 к административному регламенту.
Судом первой инстанции установлено, что Комитет лесного хозяйства Московской области принял решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении спорного земельного участка.
Утвержденный акт от 29.06.2022 N 1975/2/12-11/2022/ЛА об изменении документированной информации государственного лесного реестра направлен в адрес Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области для размещения в ИСОГД.
Между тем, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Законом Московской области N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", в целях повышения эффективности управления социально-экономическим развитием Московской области за счет формирования единого информационного пространства Московской области, обеспечивающего удовлетворение потребностей центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организаций, находящихся в их ведении, для реализации своих полномочий, удовлетворение потребностей физических лиц и организаций в пространственных данных, реализации информационного взаимодействия на основе интеграции государственных и негосударственных информационных ресурсов, содержащих пространственные данные, Правительством Московской области постановлено создать государственную информационную систему "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (далее - РГИС), что отражено в Постановлении Правительства МО от 30.01.2017 N 49/3 "О государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (вместе с "Положением о государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области").
Согласно п 5. Постановления Правительства МО от 30.01.2017 N 49/3 "О государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (вместе с "Положением о государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области") информация, содержащаяся в РГИС, является государственным информационным ресурсом Московской области.
Согласно п. 13 данного постановления поставщиками информации являются:
- центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, организации, находящиеся в их ведении;
- государственные органы Московской области;
- органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организации, находящиеся в их ведении;
- федеральные органы государственной власти, организации, находящиеся в их ведении, в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии при эксплуатации РГИС;
- организации в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии при эксплуатации РГИС.
При этом поставщики информации (в настоящем случае Комитет лесного хозяйства Московской области) обеспечивают достоверность, актуальность и полноту данных РГИС, предоставляемых в соответствии с Перечнем пространственных данных РГИС, Порядком информационного взаимодействия участников РГИС, Соглашением об информационном взаимодействии эксплуатации РГИС.
Распоряжением Мособлкомлеса от 18.12.2019 N 29РВ-19 утвержден Порядок предоставления сведений о пересечении границ земель государственного лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области, регулирующий процедуру использования электронного сервиса предоставления сведений о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области (далее - Сервис, Порядок).
Сервис используется в целях:
Определения наличия или отсутствия пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области.
Определения возможности предоставления Комитетом лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) государственной услуги "Приведение в соответствие сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости".
Органом, ответственным за предоставление информации посредством Сервиса, является Комитет.
Результатом предоставления Сервиса является информация о наличии или отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области или о невозможности предоставления информации о наличии или отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области.
Справка, заверенная усиленной электронной цифровой подписью Комитета, по форме, приведенной в приложении 1 к настоящему Порядку, содержащая:
- сведения о наличии или отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области, с указанием кадастрового номера земельного участка, лесничества, участкового лесничества, квартала, выдела, площади наложения в метрах квадратных. В случае прохождения земельного участка по процедуре Федерального закона N 280-ФЗ от 29.07.2017 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" указывается номер протокола межведомственной рабочей группы по устранению противоречий в сведениях государственных реестров либо статус оказания государственной услуги "Приведение в соответствие сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости";
- схему наложения границ земель в составе иных категорий на земли лесного фонда с указанием номеров поворотных точек наложения;
- каталог координат наложения земель в составе иных категорий на земли лесного фонда.
Справка готовится с использованием системы РГИС МО, являющейся государственной информационной системой (постановление Правительства Московской области от 23.10.2012 N 1335/38). В силу пункта 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что Комитетом лесного хозяйства Московской области, являющимся уполномоченным органом государственной власти в сфере лесных отношений на территории Московской области, не инициирована процедура по предоставлению сведений в РГИС об исключении сведений, содержащихся в ГЛР в отношении спорного земельного участка о наложении на земли лесного фонда.
Доводы Комитета лесного хозяйства Московской области об отсутствии прав доступа к работе с информационными слоями РГИС правомерно отклонены судом первой инстанции и не принимаются апелляционным судом, поскольку доказательств принятия необходимых мер по получению таких прав доступа Комитетом лесного хозяйства Московской области в материалы дела не представлено.
Кроме того, в силу пункта 13.2.17 административного регламента предоставления государственной услуги по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Распоряжением Мособлкомлеса от 26.03.2021 N 28РВ-5, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является фактическое отсутствие пересечения границ земельного участка с границами лесного фонда.
Между тем, как следует из справки от 02.12.2022 земельный участок с кадастровым номером 50:17:0000000:317 накладывается на земли лесного фонда.
Таким образом, из материалов дела следует, что решение по оказанию государственной услуги в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:317 в площади, испрашиваемой к приведению в соответствие, не принято, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что в данной части Комитетом лесного хозяйства Московской области допущено бездействие, поскольку фактически документированная информация государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН не приведена, в публичных реестрах и информационных системах содержатся сведения о наложении границ земельного участка на земли лесного фонда.
Кроме того, в нарушение требований Порядка, утвержденного, распоряжением Мособлкомлеса от 18.12.2019 N 29РВ-19, справка содержит графические сведения о наложении границ спорного участка на земли лесного фонда, каталог координат пересечения, отсутствует указание на номер протокола межведомственной рабочей группы по устранению противоречий в сведениях государственных реестров либо статус оказания государственной услуги "Приведение в соответствие сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости". Действующим законодательством также не предусмотрено отражение в справке сведений о наложении границ лесного фонда при отсутствии таковых либо иных сведений ретроспективного характера.
При указанных обстоятельствах, сведения об отсутствии наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:317 на земли лесного фонда надлежащим образом в РГИС не внесены.
При этом в соответствии с административным регламентом оказание настоящей государственной услуги завершается не только принятием решения о приведении документированной информации ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН и утверждением акта, но и размещением соответствующих сведений в РГИС. Следовательно, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:317 оказание государственной услуги не завершено ввиду отсутствия в РГИС корректных и адекватных сведений о соотношении границ данных участков с границами земель лесного фонда.
Учитывая изложенные обстоятельства, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.04.2023 по делу N А41-35438/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-35438/2022
Истец: ИП Петров Алексей Николаевич
Ответчик: Комитет лесного хозяйства МО
Третье лицо: ГБУ МО "МОСОБЛГЕОТРЕСТ", Комитет лесного хозяйства МО, Комитет по архитектуре и градостроительству МО, Федеральное агентство лесного хозяйства