г. Самара |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А65-23832/2022 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поповой Е.Г.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, публичного акционерного общества "Банк Уралсиб"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 ноября 2022 года (резолютивная часть решения от 31.10.2022) по делу N А65-23832/2022 (судья Минапов А.Р.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Шакировой Лилии Рафаилевны, с. Малые Кабаны
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, г.Казань (ОГРН 1051622021978, ИНН 1655065057),
третье лицо - публичное акционерное общество "Банк Уралсиб", г. Москва,
о признании незаконным и отмене определения от 15.08.2022 г.,
УСТАНОВИЛ:
Шакирова Лилия Рафаилевна (далее по тексту - заявитель, потребитель, Шакирова Л.Р.) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее по тексту - ответчик, Управление Роспотребнадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене определения от 15.08.2022 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено публичное акционерное общество "Банк Уралсиб" (далее по тексту - третье лицо, Банк, ПАО "Банк Уралсиб").
В соответствии с гл. 29 АПК РФ заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 ноября 2022 года (резолютивная часть решения от 31.10.2022) заявление удовлетворено. Признано незаконным и отменено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 15.08.2022, вынесенное в отношении ПАО "Банк Уралсиб".
В апелляционной жалобе ответчик просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 ноября 2022 года (резолютивная часть решения от 31.10.2022) по делу N А65-23832/2022 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
К апелляционной жалобе ответчик приложил перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Согласно части 2 статьи 272.1 АПК РФ дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции. Таким образом, дело подлежит рассмотрению по имеющимся доказательствам.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для приобщения к материалам настоящего дела приложенного к апелляционной жалобе ответчика документа - перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Кроме того, ПАО "Банк Уралсиб" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции изменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 ноября 2022 года (резолютивная часть решения от 31.10.2022) по делу N А65-23832/2022 и исключить из мотивировочной части решения (абзац 8 стр. 12) следующий вывод - "Заявление-анкета на получение кредита информации о сути и потребительской ценности предлагаемых за дополнительную плату дополнительных услуг не содержит.".
Податель жалобы- Банк указывает, что в материалах дела отсутствует Заявление-анкета Шакировой Л.Р. на получение кредита, суд не мог давать оценку данному документу, отсутствующему в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова сторон.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления Роспотребнадзора поступило письменное обращение заявителя (рег. N 9853/16/14 от 28.07.2022 г.) о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 и 2 ст.14.8 КоАП РФ в отношении ПАО "Банк Уралсиб".
По результатам рассмотрения обращения заявителя 15.08.2022 г. Управлением Роспотребнадзора было вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1,2 ст.14.8 КоАП РФ в отношении ПАО "Банк Уралсиб".
Заявитель, не согласившись с данным определением, обратился в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц.
Указанные в части 1 материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии сообщений и заявлений физических и юридических лиц, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения и заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении на основании частей 3 и 4 статьи 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в арбитражный суд.
В пункте 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что поскольку согласно части 1 статьи 29.9 КоАП РФ постановлением по делу об административном правонарушении именуется как постановление о назначении административного наказания, так и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, постановления обоих указанных видов могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Кроме того, поскольку в силу части 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении, такое определение также может быть обжаловано в арбитражный суд.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законными представителями этих лиц, а также защитникам и представителям названных выше лиц.
Потерпевшим признается физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (часть 1 статьи 25.2 КоАП РФ).
Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Таким образом, в случае обжалования в арбитражный суд постановления о прекращении дела об административном правонарушении либо определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном нормами параграфа 2 главы 25 АПК РФ, принимая во внимание то обстоятельство, что нормы КоАП РФ не предусматривают вынесение должностным лицом административного органа какого-либо правоприменительного акта о признании соответствующего лица потерпевшим, арбитражный суд обязан установить, каким образом обжалуемое постановление или определение затрагивает права и законные интересы лица, считающим себя потерпевшим.
В рассматриваемом случае оспариваемое в рамках настоящего дела определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении вынесено по результатам обращения Шакировой Л.Р. в Управление.
В соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет предупреждение или наложение административного штрафа, в том числе, на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, - влечет наложение административного штрафа, в том числе, на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как указывал в заявлении в суд заявитель, между заявителем и ПАО "Банк Уралсиб" заключен кредитный договор от 16.06.2022 г. на общую сумму 905 667 руб.
16 июня 2022 г. со счета заявителя списали денежные средства в счет оплаты дополнительных услуг: 45 000 руб. - карта помощи на дорогах, 12 000 руб. - ваш юрист, 7 000 руб. - домашний врач, 42 700 руб. - страхование здоровья.
В результате анализа обращения заявителя, должностным лицом Управления вынесено определение об отказе в возбуждении в отношении Банка дела об административном правонарушении, с чем Шакирова Л.Р. не согласилась..
Отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении, административный орган указал на непредставление потребителем к обращению заявления о предоставлении потребительского кредита и невозможность в связи с этим рассмотреть обращение.
Административный орган указывая, что истребовать заявление о предоставлении потребительского кредита у Банка, возможно только в рамках контрольного (надзорного) мероприятия и сослался на п.9 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление Правительства РФ N 336) как на отсутствие оснований для проведения контрольного (надзорного) мероприятия по фактам, изложенным в жалобе, а также на то, что указанные обстоятельства являются обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Данный довод административного органа как основание для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении апелляционный суд признает ошибочным.
Порядок и основания привлечения к административной ответственности регулируются КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 1.4 КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.
Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, а также других обстоятельств.
Статьей 24.5 КоАП РФ установлены обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Часть 1 указанной статьи, содержащая обстоятельства, наличие которых исключает начало производства по делу об административном правонарушении или влечет прекращение начатого производства, не содержит указанного административным органом обстоятельства.
Ссылка административного органа в оспариваемом определении на пункт 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, апелляционным судом отклоняется.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии иных предусмотренных данным Кодексом обстоятельств, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
Пункт 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в силу своей юридической конструкции расширительному толкованию не подлежит.
Тем самым, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, исключительно при наличии обстоятельств, предусмотренных самим КоАП РФ.
Вместе с тем, КоАП РФ не предусмотрено в качестве обстоятельства, исключающего производство по делу об административном правонарушении, указанное административным органом основание.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц.
Указанные в части 1 статьи 28.1 КоАП РФ материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
При этом, процедура рассмотрения указанных материалов (выявление признаков правонарушения, составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении) регулируется только нормами самого КоАП РФ.
Согласно положениям статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно части 1 статьи 26.3 КоАП РФ объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
В случае, если приложенных к жалобе документов не достаточно для установления обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, административный орган мог и должен был установить указанные обстоятельства в рамках возбужденного дела об административном правонарушении в ходе проведения административного расследования.
Необходимость назначения по поступившей жалобе проверки в порядке Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" либо в порядке Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", ограничение которых установлено Постановлением Правительства РФ N 336, в целях получения доказательств по делу об административном правонарушении, административный орган не обосновал.
К тому же, непроведение в силу Постановления Правительства РФ N 336 указанных контрольных мероприятий не является основанием, исключающим возможность возбуждения административным органом в отношении Банка производства по делу об административном правонарушении при наличии на то оснований.
Кроме того, ответчик в представленном суду первой инстанции отзыве указал, что Минэкономразвития России в своем письме от 24.03.2022 г. N 02/5315-2022-27 дал оценку возможности возбуждения дел об административном правонарушении, отдельно указав о невозможности возбуждения дел об административном правонарушении в случае непосредственного обнаружения (п.7).
Однако, ответчик не учел, что в п.7 письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 г. N 02/5315-2022-27 дается разъяснение по вопросу привлечения контролируемых лиц к административной ответственности в случае выявления признаков административного правонарушения в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Апелляционным судом установлено, что обращение потребителя с жалобой на действия Банка, административным органом по существу не рассмотрено.
Административный орган в оспариваемом определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношение ПАО "Банк Уралсиб" не дал правовой оценки, а лишь указал, что к обращению не приложено заявление о предоставлении потребительского кредита.
Фактически административный орган уклонился от возложенной на него КоАП РФ обязанности по проверке доводов жалобы потребителя и принятия по результатам её рассмотрения соответствующего мотивированного решения по существу доводов жалобы.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 18.08.2022, вынесенное в отношении ПАО "Банк Уралсиб", не соответствует требованиям КоАП РФ, в связи с чем, в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное определение подлежит признанию незаконным и отмене.
Несогласие подателя жалобы - административного органа с соответствующими выводами суда первой инстанции со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 связано с неверным толкованием им норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оценивая доводы апелляционной жалобы Банка, апелляционный суд отмечает следующее.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения или определения, арбитражный суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть. На изменение мотивировочной части судебного акта может быть также указано в резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции.
Доводы жалобы банка об отсутствии в деле Заявления-анкеты Шакировой Л.Р. на получение кредита подтверждены, такое заявление в настоящем деле отсутствует.
Заявитель, обращаясь в суд, просил суд истребовать у ПАО "Банк Уралсиб" заявление о предоставлении кредита. Дело рассмотрено судом по имеющимся в деле доказательствам. При этом судом в решении дана оценка отсутствующему в деле документу и дана оценка действий Банка.
Между тем, по существу заявление потребителя административным органом не было рассмотрено, выводы о наличии/отсутствии в действиях Банка каких-либо нарушений, о наличии/отсутствии состава правонарушения, административным органом в оспариваемом определении сделаны не были. В данной ситуации суд не вправе подменять административный орган.
С учетом вышеизложенного, учитывая доводы апелляционной жалобы Банка, суд апелляционной инстанции, руководствуясь п. 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12, полагает возможным, не отменяя обжалуемый судебный акт, привести иную мотивировочную часть.
Мотивировочную часть обжалуемого судебного акта следует оценивать с учетом мотивировочной части настоящего постановления и выводов апелляционного суда, в ней содержащихся.
На основании части 4 статьи 208 АПК РФ, части 4 статьи 30.1 и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности (определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) не уплачивается, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 ноября 2022 года (резолютивная часть решения от 31.10.2022) по делу N А65-23832/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-23832/2022
Истец: Шакирова Лилия Рафаилевна, г.Казань, Шакирова Лилия Рафаилевна, с.Малые Кабаны
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан ( Роспотребнадзор), г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, ПАО "БАНК УРАЛСИБ", г.Москва