г. Москва |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А41-27941/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Досовой М.В., Епифанцевой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: Магомадовой К.С.,
при участии в заседании:
от конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "ПроБизнес" Лукьянова Сергея Владимировича: Гавриленко А.И. по доверенности от 23.05.23,
от автономной некоммерческой организации "Защита бизнеса и инвестиций": Езжалкин Е.А. по доверенности N 2 от 10.02.23,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Суркова Алексея Викторовича на определение Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2023 года по делу N А41-27941/20, по заявлению конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "ПроБизнес" Лукьянова Сергея Владимировича об истребовании у Суркова Алексея Викторовича бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, автономная некоммерческая организация "Защита бизнеса и инвестиций",
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью (ООО) "ПроБизнес" Лукьянов Сергей Владимирович обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором просил:
1. Удовлетворить заявление конкурсного управляющего ООО "ПроБизнес" об истребовании документов у Суркова Алексея Викторовича.
2. Обязать Суркова А.В. предоставить конкурсному управляющему Лукьянову А.С. следующие оригиналы документов и сведения:
- Учредительные документы ООО "ПроБизнес" (устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации) с изменениями;
- Документы, подтверждающие права ООО "ПроБизнес", на недвижимое имущество, земельный участок, технический паспорт;
- Внутренние документы ООО "ПроБизнес", подтверждающие полномочия руководящих органов;
- Список участников ООО "ПроБизнес" с адресами и иными контактными данными участников".
- Протоколы собраний руководящих органов ООО "ПроБизнес" за период с 2018 года;
- Приказы и распоряжения директора за период с 2018 года;
- Ежегодные отчеты ревизионной комиссии о результатах деятельности, заключения аудиторских фирм за последние три года;
- Договоры, соглашения, контракты, заключенные ООО "ПроБизнес" со всеми юридическими и физическими лицами за весь период деятельности;
- Все трудовые договоры с работниками, трудовые книжки;
- Табели учета рабочего времени, личные дела сотрудников, приказы о приеме на работу и увольнении с работы, должностные инструкции, штатное расписание;
- Номера расчетного и иных счетов ООО "ПроБизнес", наименование и реквизиты обслуживающих учреждений банков;
- Документы, свидетельствующие о выполнении или невыполнении ООО "ПроБизнес" денежных обязательств перед контрагентами, бюджетом и внебюджетными фондами (неисполненные платежные требования, платежные поручения и т.п.);
- Документы первичного бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности (квартальные и годовые), представляемые в налоговую инспекцию, внебюджетные фонды и органы статистики, с соответствующими отметками о принятии (за последние три года), приказ об утверждении Положения и Положение об учетной политике, последние акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, последние инвентаризационные ведомости;
- Расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности;
- Справку о задолженности ООО "ПроБизнес" перед бюджетом и внебюджетными фондами;
- Лицензии;
- Сертификаты;
- Сведения об основных направлениях деятельности (основных видах продукции, работ, услуг);
- Сведения об основных поставщиках и потребителях продукции (оценочно: доля в общем объеме реализации, поставок);
- Сведения о наличии имущества, в том числе акций, облигаций, ценных бумаг;
- Сведения об обременении имущества обязательствами перед третьими лицами (аренда, залог и т.п.);
- Сведения о том, имеются ли притязания третьих лиц на имущество (активы) ООО "ПроБизнес" (судебные споры, решения судов, действия судебных исполнителей, органов налоговой полиции и т.п.);
- Сведения о внутренней структуре ООО "ПроБизнес", перечень его структурных подразделений, филиалов и представительств;
- Сведения о фактической численности работников ООО "ПроБизнес"", утвержденное штатное расписание и штатную расстановку рабочих;
- Сведения о выданных доверенностях;
- Наименование и адреса организаций, в которых ООО "ПроБизнес" является учредителем (участником), сведения о доле участия;
- Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, касающиеся ООО "ПроБизнес", его функций и видов деятельности;
- Сведения ООО "ПроБизнес" и функционировании службы безопасности (охраны) предприятия, материально ответственных лицах и лицах, ответственных за технику безопасности, пожарную безопасность, с предоставлением соответствующих приказов.
3. Взыскать с Суркова А.В. в пользу ООО "ПроБизнес" судебную неустойку в размере 5 000 рублей за каждый день просрочки исполнения судебного акта об обязании передать конкурсному управляющему истребованных документов (т. 7, л.д. 95-96).
Заявление подано на основании статей 126, 129 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)".
Определением Арбитражного суда Московской области от 08 февраля 2023 года к участию в настоящем обособленном споре в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена автономная некоммерческая организация (АНО) "Защита бизнеса и инвестиций" (т. 8, л.д. 25).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, конкурсный управляющий ООО "ПроБизнес" Лукьянов С.В. в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил обязать Суркова А.В. предоставить конкурсному управляющему ООО "ПроБизнес" следующие документы и сведения:
- договор об оказании правовых, юридических, бухгалтерских и иных услуг N 1-20/ДУ от 01.03.2020;
- соглашение от 30.09.2020 между АНО "ЦСРППИ" и АНО "Защита Бизнеса и
инвестиций";
- оригиналы бухгалтерской документации ООО "ПроБизнес" в полном объёме, начиная с 01.01.18;
- электронную базу бухгалтерского учёта Общества, а также иные электронные базы, связанные с деятельностью юридического лица (кадровые, производственные и прочие);
- бухгалтерский баланс на последнюю дату, а также за 3 года до введения наблюдения со всеми приложениями (в соответствии с Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 19.04.2019) "О формах бухгалтерской отчетности организаций");
- устав (учредительный договор) Общества со всеми изменениями;
- свидетельство о государственной регистрации Общества;
- свидетельство о постановке Общества на налоговый учёт в налоговых органах;
- выписку из ЕГРЮЛ, полученную не ранее чем за 7 дней до даты ответа на настоящий запрос;
- список участников Общества с адресами и иными контактными данными участников;
- оригиналы документов, подтверждающих права Общества на недвижимое имущество, земельные участки (свидетельство на право собственности, выписки из ЕГРН, технические паспорта на объекты);
- оригиналы документов, подтверждающих права Общества на транспортные средства (паспорта транспортных средств, свидетельства о государственной регистрации
транспортных средств, доверенности на управление транспортными средствами);
- оригиналы документов, подтверждающих права Общества на иное движимое имущество (паспорта, свидетельства о государственной регистрации);
- оригиналы документов первичного бухгалтерского учёта, бухгалтерской отчётности (квартальные и годовые балансы (формы N N 1, 2) с отметкой налоговой инспекции о принятии, отчётность во внебюджетные фонды и органы статистики (расчётные ведомости), с соответствующими отметками о принятии;
- расшифровку расчётов с дебиторами по статье "Расчеты с персоналом по прочим
операциям";
- расшифровку авансов, выданных поставщикам и подрядчикам, обоснованность
авансов;
- расшифровку краткосрочных финансовых вложений;
- оригинал Приказа об утверждении Положения об учетной политике и Положения об учетной политике;
- оригиналы актов инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инвентаризационных ведомостей (в том числе акций, облигаций и иных ценных бумаг) по установленным формам;
- расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности с указанием почтовых адресов контрагентов и даты возникновения соответствующих обязательств;
- внутренние документы Общества, подтверждающие полномочия руководящих органов (протокол об избрании, приказ о вступлении в должность, трудовой договор (контракт) с руководителем - генеральным директором);
- протоколы (решения) всех собраний органов управления Общества;
- оригиналы всех приказов и распоряжений единоличного исполнительного органа Общества;
- оригиналы всех отчетов ревизионной комиссии о результатах деятельности, отчетов и заключения аудитора;
- оригиналы договоров, соглашений, контрактов, заключённых Обществом со всеми юридическими и физическими лицами за весь период деятельности;
- номера расчётных и иных счетов Общества, наименование и реквизиты обслуживающих банков;
- оригиналы документов, свидетельствующих о выполнении или невыполнении Обществом денежных обязательств перед контрагентами, бюджетом и внебюджетными фондами (неисполненные платёжные требования, платёжные поручения и т.п.);
- оригинал справки о задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами (акт сверки с налоговой инспекцией);
- оригиналы лицензий;
- оригиналы сертификатов;
- сведения об основных направлениях деятельности (основных видах продукции, работ, услуг) в форме пояснительной записки;
- сведения об основных поставщиках и потребителях продукции (оценочно: доля в общем объёме реализации, поставок) в форме таблицы;
- сведения об обременении имущества обязательствами перед третьими лицами (аренда, залог и т.п.);
- сведения о том, имеются ли притязания третьих лиц на имущество (активы), судебные споры, решения судов, действия судебных исполнителей и т.п.;
- сведения о фактической численности работников Общества в форме справки, утверждённое штатное расписание;
- списочный состав работников с указанием должностей, ФИО работников, адресов и их телефонов;
- сведения о задолженности и её размере по оплате заработной платы работникам;
- сведения о выданных доверенностях в форме копии журнала учёта выдачи доверенностей;
- наименование и адреса организаций, в которых Общество является учредителем (участником), акционером, сведения о доле участия;
- оригиналы исполнительных документов (исполнительных листов), направленных и хранящихся у Общества;
- нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, касающиеся Общества, его функций и видов деятельности; взыскать с Суркова А.В. в пользу ООО "ПроБизнес" судебную неустойку в размере 5 000 рублей а каждый день просрочки неисполнения судебного акта об обязании передать конкурсному управляющему истребованные документы (т. 8, л.д. 80-84).
Определением Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2023 года заявление конкурсного управляющего Лукьянова С.В. было удовлетворено частично, Сурков А.В. обязан в трехдневный срок передать конкурсному управляющему ООО "ПроБизнес" Лукьянову С.В. следующие документы:
- договор об оказании правовых, юридических, бухгалтерских и иных услуг N 1-20/ДУ от 01.03.2020;
- соглашение от 30.09.2020 между АНО "ЦСРППИ" и АНО "Защита Бизнеса и
инвестиций";
- оригиналы бухгалтерской документации ООО "ПроБизнес" в полном объёме, начиная с 01.01.18;
- электронную базу бухгалтерского учёта Общества, а также иные электронные базы, связанные с деятельностью юридического лица (кадровые, производственные и прочие);
- бухгалтерский баланс на последнюю дату, а также за 3 года до введения наблюдения со всеми приложениями (в соответствии с Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 19.04.2019) "О формах бухгалтерской отчетности организаций");
- устав (учредительный договор) Общества со всеми изменениями;
- свидетельство о государственной регистрации Общества;
- свидетельство о постановке Общества на налоговый учёт в налоговых органах;
- выписку из ЕГРЮЛ, полученную не ранее чем за 7 дней до даты ответа на настоящий запрос;
- список участников Общества с адресами и иными контактными данными участников;
- оригиналы документов, подтверждающих права Общества на недвижимое имущество, земельные участки (свидетельство на право собственности, выписки из ЕГРН, технические паспорта на объекты);
- оригиналы документов, подтверждающих права Общества на транспортные средства (паспорта транспортных средств, свидетельства о государственной регистрации
транспортных средств, доверенности на управление транспортными средствами);
- оригиналы документов, подтверждающих права Общества на иное движимое имущество (паспорта, свидетельства о государственной регистрации);
- оригиналы документов первичного бухгалтерского учёта, бухгалтерской отчётности (квартальные и годовые балансы (формы N N 1, 2) с отметкой налоговой инспекции о принятии, отчётность во внебюджетные фонды и органы статистики (расчётные ведомости), с соответствующими отметками о принятии;
- расшифровку расчётов с дебиторами по статье "Расчеты с персоналом по прочим
операциям";
- расшифровку авансов, выданных поставщикам и подрядчикам, обоснованность
авансов;
- расшифровку краткосрочных финансовых вложений;
- оригинал Приказа об утверждении Положения об учетной политике и Положения об учетной политике;
- оригиналы актов инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инвентаризационных ведомостей (в том числе акций, облигаций и иных ценных бумаг) по установленным формам;
- расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности с указанием почтовых адресов контрагентов и даты возникновения соответствующих обязательств;
- внутренние документы Общества, подтверждающие полномочия руководящих органов (протокол об избрании, приказ о вступлении в должность, трудовой договор (контракт) с руководителем - генеральным директором);
- протоколы (решения) всех собраний органов управления Общества;
- оригиналы всех приказов и распоряжений единоличного исполнительного органа Общества;
- оригиналы договоров, соглашений, контрактов, заключённых Обществом со всеми юридическими и физическими лицами за весь период деятельности;
- номера расчётных и иных счетов Общества, наименование и реквизиты обслуживающих банков;
- оригиналы документов, свидетельствующих о выполнении или невыполнении Обществом денежных обязательств перед контрагентами, бюджетом и внебюджетными фондами (неисполненные платёжные требования, платёжные поручения и т.п.);
- оригинал справки о задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами (акт сверки с налоговой инспекцией);
- сведения об основных направлениях деятельности (основных видах продукции, работ, услуг) в форме пояснительной записки;
- сведения об основных поставщиках и потребителях продукции (оценочно: доля в общем объёме реализации, поставок) в форме таблицы;
- сведения об обременении имущества обязательствами перед третьими лицами (аренда, залог и т.п.);
- сведения о том, имеются ли притязания третьих лиц на имущество (активы), судебные споры, решения судов, действия судебных исполнителей и т.п.;
- сведения о фактической численности работников Общества в форме справки, утверждённое штатное расписание;
- списочный состав работников с указанием должностей, ФИО работников, адресов и их телефонов;
- сведения о задолженности и её размере по оплате заработной платы работникам;
- сведения о выданных доверенностях в форме копии журнала учёта выдачи доверенностей;
- наименование и адреса организаций, в которых Общество является учредителем (участником), акционером, сведения о доле участия;
- оригиналы исполнительных документов (исполнительных листов), направленных и хранящихся у Общества;
- нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, касающиеся Общества, его функций и видов деятельности; с Суркова А.В. в пользу ООО "ПроБизнес" взыскана судебная неустойка за неисполнение судебного акта в размере 1 000 рублей за каждый день просрочки, но не более 300 000 рублей, начиная с седьмого календарного дня после вступления судебного акта в законную силу; в удовлетворении заявления в остальной части отказано (т. 9, л.д. 28-30).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Сурков А.В. обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (т. 9, л.д. 37-41).
Законность и обоснованность определения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Московской области от 15 августа 2022 года ООО "ПроБизнес" было признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Лукьянов С.В., орган управления должника обязан в трехдневный срок передать конкурсному управляющему печати, штампы, материальные ценности и бухгалтерскую документацию (т. 7, л.д. 93).
25.08.22 конкурсный управляющий Лукьянов С.В. направил в адрес бывшего руководителя ООО "ПроБизнес" Суркова А.В. запрос о предоставлении информации и документов, который по сведениям официального сайта АО "Почта России" был получен последним 01.09.22 (т. 7, л.д. 114-115).
Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, конкурсный управляющий Лукьянов С.В. указал, что обязанность по передаче документов и имущества ООО "ПроБизнес" управляющему бывшим директором Общества не исполнена.
Принимая обжалуемое определение, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 126 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)" и статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 32 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)" дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В силу пункта 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены назначенным Законом.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
Как указывалось выше, решением Арбитражного суда Московской области от 15 августа 2022 года ООО "ПроБизнес" было признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Лукьянов С.В., орган управления должника обязан в трехдневный срок передать конкурсному управляющему печати, штампы, материальные ценности и бухгалтерскую документацию (т. 7, л.д. 93).
На дату признания ООО "ПроБизнес" банкротом его руководителем являлся Сурков А.В.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 402-ФЗ от 06.12.11 "О бухгалтерском учете" закреплено, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Согласно пункту 1 статьи 29 названного Закона первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно (п. 4 ст. 29 Закона "О бухгалтерском учете").
Таким образом, при прекращении полномочий генеральный директор обязан передать документы и материальные ценности общества новому руководителю либо при отсутствии такового - самому обществу (уполномоченному им лицу).
В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 53 от 21.12.17 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве", в силу пункта 3.2 статьи 64, абзаца четвертого пункта 1 статьи 94, абзаца второго пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве на руководителе должника лежат обязанности по представлению арбитражному управляющему документации должника для ознакомления или по ее передаче управляющему.
Арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 ГК РФ. По результатам рассмотрения соответствующего обособленного спора выносится судебный акт, который может быть обжалован в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 223 АПК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
Из материалов дела следует, что бывший директор ООО "ПроБизнес" Сурков А.В. обязанность по передаче документов и имущества Общества конкурсному управляющему не исполнил ни в связи с принятием решения Арбитражного суда Московской области от 15 августа 2022 года по настоящему делу, ни в связи с получением соответствующего запроса управляющего 01.09.22.
Доказательств обратного не представлено, как и доказательств отсутствия у Суркова А.В. возможности передать истребуемые документы конкурсному управляющему должника.
Ссылка Суркова А.В. на передачу им истребуемых документов на ответственное хранение в АНО "Защита бизнеса и инвестиций" не может быть принята во внимание.
Из материалов дела следует, что 01.03.2020 между ООО "ПроБизнес" (Заказчик) и АНО "Центр содействия развития предпринимательства и привлечения инвестиций" (Исполнитель) был заключен договор N 01-03-20, согласно которому Исполнитель обязался на возмездной основе оказывать Заказчику юридические, консультационные услуги, бухгалтерские услуги и услуги по операционному хранению архива Заказчика, а также иные услуги (т. 9, л.д. 1-5).
В рамках указанного договора ООО "ПроБизнес" передало, а АНО "Центр содействия развития предпринимательства и привлечения инвестиций" приняло в целях обеспечения операционного хранения архива следующие документы:
- договоры, соглашения с контрагентами Заказчика за период с 01.01.13 по 31.03.2020 в количестве 1 папок "Корона",
- документы первичного бухгалтерского учета (Накладные, с/ф, Акты и т.п.) за период с 01.01.13 по 31.03.2020 в количестве 1 папок "Корона",
- документы кадрового учета (Трудовые договоры, Положения, инструкции и т.п.) за период с 01.01.13 по 31.03.2020 в количестве 1 папок "Корона",
- иные документы, относящиеся к хозяйственной деятельности Заказчика за период с 01.01.13 по 31.03.2020 в количестве 1 папок "Корона", что подтверждается актом приема-передачи к договору (т. 9, л.д. 6).
В соответствии с соглашением об уступке прав требования по договорам возмездного оказания услуг от 30.09.2020 обязанность по оказанию услуги по хранению документов должника перешла к АНО "Защита бизнеса и инвестиций" (т. 9, л.д. 7-16).
По мнению Суркова А.В., конкурсный управляющий Лукьянов С.В. с заявлением о предоставлении документов должен обратиться именно к АНО "Защита бизнеса и инвестиций".
Вместе с тем, как указывалось выше, по смыслу статьи 126 Закона о банкротстве обязанность по передаче документов должника конкурсному управляющему лежит на его бывшем руководителе.
В Определении Верховного суда Российской Федерации от 22 июля 2019 года N 306-ЭС19-2986 изложен правовой подход о необходимости изучения причин объективной возможности передачи тех или иных документов.
Поскольку объективная невозможность исключает возможность удовлетворения судом требования об исполнении им в натуре обязанности, предусмотренной абзацем вторым пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве (абзац первый пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.16 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
Соответственно, рассматривая указанную категорию споров, суды должны исследовать и давать оценку по существу заявленным ответчиком возражениям об объективной невозможности предоставления им истребуемой документации.
Таким образом, лишь объективные обстоятельства невозможности исполнения указанной обязанности могут являться основанием для отказа в удовлетворении требования конкурсного управляющего.
В рассматриваемом случае Сурковым А.В. доказательств наличия объективных препятствий к исполнению обязанности по передаче документов ООО "ПроБизнес" конкурсному управляющему должника не представлено.
Наличие документов бухгалтерского учета и (или) отчетности у руководителя должника предполагается и является обязательным требованием закона.
Сурковым А.В. не представлено доказательств того, что именно истребуемые документы ООО "ПроБизнес" были переданы на хранение в АНО "Защита бизнеса и инвестиций".
Ни акт приема-передачи документов к договору об оказании услуг N 01-20/ДУ от 01.03.2020, ни акт сверки документов, хранящихся в АНО "Защита бизнеса и инвестиций", от 10.03.23 не содержат конкретного перечня преданных на хранение документов с указанием их реквизитов и фактического количества (т. 8, л.д. 139-140, т. 9, л.д. 6).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по передаче документов должника конкурсному управляющему Сурковым А.В. была исполнена ненадлежащим образом.
Данный вывод соответствует правовой позиции Арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлениях от 12 июля 2022 года по делу N А41-27935/2020 и от 21 сентября 2020 года по делу N А40-234509/17.
Учитывая изложенное, поскольку испрашиваемые документы непосредственно связаны с деятельностью должника и необходимы для проведения процедуры банкротства, обязанность по хранению этих документов в силу закона лежит на руководителе должника, а доказательств исполнения Сурковым А.В. обязанности по передаче этих документов управляющему не представлено, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, как неподтвержденные надлежащими доказательствами и неопровергающие выводов суда первой инстанции по существу.
В рассматриваемом случае факт передачи истребуемых документов конкурсному управляющему должника бывшим руководителем Общества не доказан, как и не доказано отсутствие возможности передачи данных документов.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2023 года по делу N А41-27941/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в месячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
М.В. Досова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-27941/2020
Должник: ООО "ПРОБИЗНЕС"
Кредитор: АССОЦИАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "ЦЕНТР ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА", ИФНС N22 по МО, Лукьянов Андрей Сергеевич, Министерство юстиции Российской Федерации, ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР КАПИТАЛ", Титов Александр Александрович, Тухфатуллина Лилия Фаритовна
Третье лицо: Лукьянов Сергей Владимирович
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17602/2023
29.05.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8231/2023
15.08.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-27941/20
19.07.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11366/2022