город Томск |
|
11 марта 2024 г. |
Дело N А27-14506/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Ходыревой Л.Е., |
судей |
|
Назарова А.В. Чикашовой О.Н. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О.Ю., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-9953/2023) общества с ограниченной ответственностью "Киселевская объединенная тепловая компания" на решение от 23 октября 2023 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14506/2023 (судья Плискина Е.А.) по исковому заявлению Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Киселевску (652700, Кемеровская область - Кузбасс, Киселевск город, Коммунальная улица, 19, ОГРН 1034211000141, ИНН 4211004611) к обществу с ограниченной ответственностью "Киселевская объединенная тепловая компания", (652704, Кемеровская область - Кузбасс, Киселевск город, Лутугина улица, 10, ОГРН 1094211000399, ИНН 4211023156) об урегулировании разногласий при заключении государственного контракта,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа, г.Киселевск, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1074211001248, ИНН 4211020846),
В судебном заседании приняли участие:
без участи сторон
УСТАНОВИЛ:
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Киселевску (далее - Отдел МВД России по г. Киселёвску, истец) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью "Киселевская объединенная тепловая компания" (далее - ООО "КОТК", ТСО, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении государственного контракта теплоснабжения N 36 и определить условия в части границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в следующей редакции:
- в Акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ООО "КОТК" и Отделом МВД России по г. Киселевску по адресу: ул. Коммунальная, 19 (приложение N 2.2 к государственному контракту по объекту "Административное здание ОМВД России и КПП") границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон является: точка на участке подземной тепловой сети от ТК10 до ТК11, которая находится на границе земельного участка (кадастровый номер 42:25:0108004:247). Подключение выполнено в тепловую сеть ТСО котельной N 15а (ЦТП). Участок трубопровода тепловой сети от границы земельного участка (кадастровый номер 42:25:0108004:247) до потребителя ул. Коммунальная, 19, ТК11 и запорная арматура в ТК11 находятся в эксплуатационной ответственности потребителя;
- в Акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ООО "КОТК" и Отделом МВД России по г. Киселевску по адресу ул. Коммунальная, 19 (приложение N 2.3 к государственному контракту по объекту "ИВС") границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон является: точка на участке подземной тепловой сети от ТК10 до ТК11, которая находится на границе земельного участка (кадастровый номер 42:25:0108004:247). Подключение выполнено в тепловую сеть ТСО котельной N 15а (ЦТП). Участок трубопровода тепловой сети от границы земельного участка (кадастровый номер 42:25:0108004:247) до потребителя ул. Коммунальная, 19, ТК-11 и запорная арматура в ТК11 находятся в эксплуатационной ответственности потребителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа (далее - УЖКХ КГО, третье лицо).
Решением от 23 октября 2023 года Арбитражного суда Кемеровской области, разногласия, возникшие при заключении государственного контракта теплоснабжения N 36, между Отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Киселевску и Обществом с ограниченной ответственностью "Киселевская объединенная тепловая компания" урегулированы, суд определил условия в части границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в следующей редакции:
- в Акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по адресу: ул. Коммунальная, 19 (приложение N 2.2 к государственному контракту по объекту "Административное здание ОМВД России и КПП") границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон является: точка на участке подземной тепловой сети от ТК10 до ТК11, которая находится на границе земельного участка с кадастровым номером 42:25:0108004:247. Подключение выполнено в тепловую сеть ТСО котельной N 15а (ЦТП). Участок трубопровода тепловой сети от границы земельного участка с кадастровым номером 42:25:0108004:247 до потребителя по ул. Коммунальная, 19, ТК11 и запорная арматура в ТК11 находятся в эксплуатационной ответственности потребителя;
- в Акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по адресу ул. Коммунальная, 19 (приложение N 2.3 к государственному контракту по объекту "ИВС") границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон является: точка на участке подземной тепловой сети от ТК10 до ТК11, которая находится на границе земельного участка с кадастровым номером 42:25:0108004:247. Подключение выполнено в тепловую сеть ТСО котельной N 15а (ЦТП). Участок трубопровода тепловой сети от границы земельного участка с кадастровым номером 42:25:0108004:247 до потребителя по ул. Коммунальная, 19, ТК11 и запорная арматура в ТК11 находятся в эксплуатационной ответственности потребителя.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ООО "КОТК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой указало, что судом не дана надлежащая оценка доказательствам ответчика о том, что участок спорной сети строил сам истец и начиная с 2013 года обслуживал, производил ремонт утечки, оплачивал тепловые потери. Податель жалобы просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Истец представил в соответствии со статьей 262 АПК РФ отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, Отделу МВД России по городку Киселевска переданы на праве оперативного управления нежилые здания, площадью 3272,8 кв.м. (административное здание) и площадью 1308,7 кв.м. (ИВС), что подтверждается выписками из ЕГРН от 13.11.2018, свидетельством о государственной регистрации права от 30.04.2015 (повторное).
Распоряжением Администрации Киселевского городского округа от 10.08.2011 N 1051-р Отделу МВД России по г. Киселевску передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером 42:25:0108004:247 под изолятор временного содержания, находящийся по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск, ул.Коммунальная, д. 19, общей площадью 1648 кв.м.
Кроме того, распоряжением Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области от 09.10.2013 N 4-2/339 Отделу МВД России по г. Киселевску передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером 42:25:0108004:248, с разрешенным использованием - под нежилое помещение, находящееся по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск, ул. Коммунальная, д. 19, общей площадью 3093 кв.м.
Наличие права оперативного управления истца на земельные участки подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 15.02.2013 и от 08.11.2013.
ООО "КОТК" является теплоснабжающей организацией на территории города Киселевска Кемеровской области-Кузбасса, которой Постановлением РЭК Кемеровской области от 11.12.2018 N 487 установлены долгосрочные параметры регулирования и долгосрочные тарифы на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке Киселевского городского округа, на 2019 - 2023 годы.
Как пояснили представителей сторон, до 2013 года здания истца, расположенные по адресу: ул. Коммунальная, 19, были технологически присоединены к тепловой сети другой теплоснабжающей организации в ТК11, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 42:25:0108004:247.
В дальнейшем, после того, как теплоснабжающей организацией стал ответчик, потребовалось подключение в иной точке - в ТК10, расположенной на централизованной тепловой сети ООО "КОТК".
13.05.2013 в адрес ООО "КОТК" поступила заявка от потребителя на выдачу технических условий для подключения объектов Отдела МВД РФ по г. Киселевску к тепловым сетям котельной N 15а.
17.05.2013 ООО "КОТК" выдало технические условия на подключение объектов, согласно которым подключение административного здания, ИВС и КПП следовало выполнить в ТК 10, построить участок тепловой сети от ТК11 до ТК10 (на территории Отдела МВД) системы отопления D=108 мм, трубопровод системы ГВС D=25/20.
С 2013 года в рамках заключенных на основании заявок Отделом МВД России по г. Киселевску государственных контрактов теплоснабжения границы эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности были определены Приложением N 2 в следующей редакции: Административное здание (ИВС) - участок трубопровода тепловой сети от ТК10 до потребителя ул. Коммунальная, 19, ТК11 и запорная арматура в ТК11 и ТК10 находятся в эксплуатационной ответственности потребителя; Административное здание и КПП - участок трубопровода тепловой сети от ТК10 до потребителя ул. Коммунальная, 19, ТК11 и запорная арматура в ТК11 и ТК10 находятся в эксплуатационной ответственности потребителя.
При заключении государственного контракта N 36 на период с 01.12.2023 по 30.11.2025 между сторонами возникли разногласия относительно установления границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по тепловым сетям: проект контракта, направленный ТСО в адрес Истца, подписан последним с протоколом разногласий, а затем со стороны ООО "КОТК" - с протоколом согласования разногласий.
Наличие неурегулированных разногласий по договору послужило основанием для обращения Отдела МВД России по г. Киселевску с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции при принятии судебного акта исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
Согласно статье 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п., пункт 4 статьи 426 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (пункт 2 статьи 445 ГК РФ).
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров регулируются Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808).
Пунктом 2 статьи 13 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.8 настоящего Федерального закона.
В силу части 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Понятия "граница балансовой принадлежности" и "граница эксплуатационной ответственности" в отношении тепловых сетей определены в пункте 2 Правил N 808. Их суть заключается в том, что балансовая принадлежность разграничивается по линии раздела сетей по признаку собственности или владения на ином законном основании, а эксплуатационная ответственность - по признаку наличия обязанностей по содержанию и эксплуатации этих сетей. Граница эксплуатационной ответственности устанавливается в договоре, а если соглашение о ней не достигнуто, то определяется по границе балансовой принадлежности.
Соответственно в силу пункта 2 Правил N 808 граница эксплуатационной ответственности, если сторонами не согласовано иное, совпадает с границей балансовой принадлежности.
Обязанность по содержанию имущества согласно статье 210 ГК РФ возлагается на его собственника. При этом в силу пункта 1 статьи 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей.
Согласно пункту 3 статьи 261, пункту 2 статьи 264 ГК РФ, собственник земельного участка, иное лицо, осуществляющее владение и пользование земельным участком, вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Пунктами 27, 28 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 (далее - Правила N 307, действовали в период нового технологического присоединения объектов заявителя к централизованной тепловой сети, утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 05.07.2018 N 787) предусмотрены мероприятия (в том числе технические) по подключению объекта к системе теплоснабжения, выполняемые заявителем в пределах границ земельного участка заявителя, а также мероприятия по подключению объекта к системе теплоснабжения, выполняемые исполнителем до границы земельного участка заявителя, на котором располагается подключаемый объект.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 42:25:0108004:247 передан Отделу МВД России по г. Киселевску в постоянное (бессрочное) пользование.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил, что Отделу МВД не принадлежит на каком-либо вещном праве или ином законном основании спорные участки тепловой сети, расположенные за границами земельного участка, принадлежащего истцу, в связи с чем посчитал неправомерным возложение на истца обязанности по несению затрат по обслуживанию не принадлежащих ему сетей и признал обоснованными заявленные исковые требования.
Отклоняя довод апеллянта о том, что граница балансовой принадлежности тепловых сетей определяется по признаку собственности (законного владения), данные участки тепловых сетей от тепловой камеры до наружной стены зданий не являются собственностью ответчика, суд апелляционной инстанции отмечает, что нахождение спорного участка тепловой сети не в собственности сторон спора не накладывает обязанность по их эксплуатации на абонента (потребителя), поскольку законодательство предоставляет ресурсоснабжающей организации в отличие от потребителя возможность получить в эксплуатацию спорную сеть на законных основаниях (в том числе посредством инициативного обращения в органы местного самоуправления при наличии такой необходимости с целью решения вопроса передачи такой сети для эксплуатации) и включить затраты по ее эксплуатации в тариф. Кроме того, ресурсоснабжающая организация имеет возможность обратиться к регулятору с тем, чтобы экономически обоснованные расходы расчетного периода, не учтенные органом регулирования при установлении тарифов, были учтены в полном объеме в периоде, следующем за периодом документального подтверждения указанных расходов (пункты 8, 13 и 15 Закона о теплоснабжении, пункт 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075).
Отсутствие прав на спорные земельные участки у ответчика не является основанием возложения бремени расходов по их содержанию на истца без представления доказательств принадлежности сетей истцу. Доказательств того, что спорные сети необходимы исключительно для теплоснабжения и горячего водоснабжения объектов капитального строительства, принадлежащих истцу, материалы дела не содержат.
По общему правилу, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ). Если истец в подтверждение своих доводов приводит убедительные доказательства, а ответчик с ними не соглашается, не представляя документы, подтверждающие его позицию, то возложение на истца дополнительного бремени опровержения документально неподтвержденной позиции процессуального оппонента будет противоречить состязательному характеру судопроизводства.
В силу приведенных положений закона бремя эксплуатации участка тепловых сетей возложено на их непосредственного владельца, то есть в пределах, совпадающих с границами балансовой принадлежности. За этими границами соответствующие обязательства (эксплуатационная ответственность) не могут быть принудительно возложены на абонента вопреки воле последнего (статья 421 ГК РФ), в том числе, с учетом его положения слабой стороны в публичном договоре ресурсоснабжения, что согласуется с разъяснениями, содержащимися в пунктах 1, 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", согласно которым толкование норм права, определяющих права и обязанности сторон договора, осуществляется исходя из их существа и целей законодательного регулирования, тогда как обеспечение эксплуатации системы теплоснабжения по смыслу Закона о теплоснабжении построено именно на принципе распределения бремени содержания инженерных сетей между владельцами соответствующих участков с возложением отдельных "экстерриториальных" обязательств исключительно на профессиональных участников энергетического рынка, например, на орган, осуществляющий эксплуатацию бесхозяйных сетей применительно к пунктам 6 - 6.6. статьи 15 Закона о теплоснабжении.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с судебной оценкой доказательств и выводами суда первой инстанции, что, само по себе, не является основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем признаются несостоятельными.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23 октября 2023 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14506/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Киселевская объединенная тепловая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
А.В. Назаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-14506/2023
Истец: Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Киселевску
Ответчик: ООО "КОТК"
Третье лицо: Управление жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа