05 июля 2023 г. |
Дело N А84-6730/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 05 июля 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Баукиной Е.А.,
Горбуновой Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Логуновым К.В.,
при участии в заседании:
от истца:
ГКУ ГС "ЕДКС" Должикова О.А. (дов. от 30.12.2022);
от ответчика:
ООО "Асгард" не явился, извещено надлежаще
от третьих лиц:
Правительство Севастополя не явился, извещено надлежаще;
Департамент цифрового развития
города Севастополя не явилась, извещено надлежаще;
Департамент капитального
строительства города Севастополя не явилась, извещено надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Асгард" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 30 декабря 2022 года по делу N А84-6730/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" (далее - ГКУ ГС "ЕДКС") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Асгард" (далее - ООО "Асгард") о взыскании 100 000 руб. штрафа по государственному контракту от 24.11.2020 N 29204007681200000820/29-СМР/2020 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство психоневрологического интерната, в том числе проектно-изыскательские работы" для нужд города Севастополя".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены - Правительство Севастополя, Департамент цифрового развития города Севастополя, Департамент капитального строительства города Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 30 декабря 2023 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда, ООО "Асгард" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что в спорном контракте отсутствует какое-либо согласование сторонами о необходимости обеспечения видеосигнала посредством Общегородской системы видеонаблюдения "АРГУС". Само по себе принятие нормативного акта со ссылкой на такую систему не обязывает ответчика к его исполнению.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023 апелляционная жалоба ООО "Асгард" оставлена без движения.
От ООО "Асгард" поступили доказательства устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2023 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание.
Представитель истца возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил отказать в ее удовлетворении обжалуемый судебный акт оставить без изменений.
Ответчик и третьи лица, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
С учетом изложенного, коллегия судей полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьих лиц по имеющимся в деле материалам.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 24.11.2020 между ГКУ ГС "ЕДКС" (далее - Заказчик) и ООО "Асгард" (далее - Подрядчик) заключен государственный контракт N 29204007681200000820/29-СМР/2020 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство психоневрологического интерната, в том числе проектно-изыскательские работы" для нужд города Севастополя " (далее - Объект, Контракт).
Согласно пункту 1.1 Контракта Подрядчик принимает на себя обязательства в установленный Контрактом срок выполнить строительно-монтажные работы (далее - Работы) по Объекту, а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и обеспечить их оплату в соответствии со Сметой контракта и условиями настоящего Контракта в пределах цены Контракта.
Пунктом 1.2 Контракта Подрядчик обязуется в установленные Контрактом сроки выполнить строительно-монтажные работы, обеспечивающие нормальную эксплуатацию Объекта в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области проектирования и строительства, градостроительного плана земельного участка, технической (проектной, рабочей, сметной) документацией, Техническим заданием (Приложение N 5 к настоящему Контракту), в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N 1 к настоящему Контракту), разработанном на его основе детальным графиком производства строительно-монтажных работ на весь период строительства с наложением ежемесячного освоения денежных средств, движения людей и строительной техники и Графиком оплаты выполненных работ (Приложение N 2 к настоящему Контракту), Сметой контракта (Приложение N 6 к настоящему Контракту), а также иными условиями настоящего Контракта.
Согласно пункту 1.3 Контракта результатом выполненных по Контракту работ, является новый построенный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектно-сметной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 Контракта Срок начала работ определен с момента передачи строительной площадки в соответствии с пунктом 5.2.1 Контракта и подписания соответствующего акта о передаче строительной площадки между Подрядчиком и Заказчиком.
Срок окончания работ - не позднее 01.11.2023.
По акту приема-передачи строительная площадка передана Подрядчику 03.12.2020.
Контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует до 30.12.2024 (п.16.2. Контракта в редакции дополнительного соглашения от 19.07.2022 N 4).
В соответствии с пунктом 2.1 Контракта цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: 1 831 086 840,00 руб., в том числе НДС (20%), что составляет 305 181 140,00 руб., с учетом Ккорр=1,25 на выполненные работы в 2021 году и на остаток работ" (в редакции дополнительного соглашения от 19.07.2022 N 4).
В соответствии с пунктом 6.2.33 Контракта для реализации Контракта Подрядчик принимает на себя обязательство по обеспечению видеонаблюдения в режиме реального времени за строительством объекта в течение всего периода выполнения работ на объекте. Видеотрансляция должна сохраняться до полной приемки Заказчиком всего комплекса работ на объекте капитального строительства. Количество камер, обеспечивающих видеотрансляцию, должно составлять не менее 3 (трех) штук. Подрядчик обязуется использовать надлежащим образом сертифицированное и допущенное к использованию на территории Российской Федерации оборудование.
На основании пункта 21.4 Контракта Подрядчик обязан предоставлять информацию о ходе выполнения работ на Объекте через автоматизированную информационную систему контроля (АСК) за ходом исполнения мероприятий Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года" и организовать в указанных целях видеонаблюдение на Объекте с выводом видеосигнала в АСК.
Постановлением от 29.10.2020 N 560-ПП утверждено Положение о государственной информационной системе "Общегородская система видеонаблюдения "АРГУС" в городе Севастополе" (далее - Положение), которым в качестве автоматизированной системы указанной в п.6.2.33 и 21.4 Контракта определена система "АРГУС", Департамент цифрового развития города Севастополя определен в качестве оператора "АРГУС".
Согласно пункту 4 Положения к объектам видеонаблюдения АРГУС относятся в том числе объекты строительства, финансирование которых осуществляется из бюджета города Севастополя.
Пунктом 5.1 Положения к функциям оператора АРГУС отнесено ведение учета и статистики получения и использования информации, хранящейся в АРГУС.
Обязанность по обеспечению объектов капитального строительства по видеонаблюдению и предоставлению видеосигнала в информационную систему контроля возложена на подрядные организации, выполняющие строительно-монтажные работы.
Органом, уполномоченным за предоставление информации о функционировании системы видеонаблюдения при строительстве объектов является Департамент цифрового развития города Севастополя (далее - ДЦР).
Согласно информации, предоставленной ГАУ "Севстройконтроль", Подрядчиком в нарушение п. 6.2.33, 21.4 Контракта не обеспечено надлежащее видеонаблюдение на Объекте, в систему городского видеонаблюдения "АРГУС" видеокамеры не заведены.
По информации, предоставленной Департаментом цифрового развития города Севастополя от 01.04.2022 N 594/01-31-02-14/02/22, от 29.04.2022 N 842/01-31-02-14/02/22, от 03.06.2022 N 1119/01-31-02-14/02/22, от 11.08.2022 N 1555/01-31-02-14/02/22 подтверждается работоспособность системы передачи видеопотока в вышеуказанные периоды.
На основании пункта 13.1 Контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, установленных Контрактом, Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Контрактом.
Согласно пункту 13.4 Контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в соответствии с Правилами, и равен 100 000,00 руб.
08 апреля 2022 года ГКУ ГС "ЕДКС" в адрес ООО "Асгард" направлена претензия с требованием оплаты штрафа.
Даная претензия оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения.
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены.
Заслушав пояснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Возникшие между сторонами правоотношения соответствуют признакам договора подряда и регулируются главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с нормами статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 6.2.33 Контракта для реализации Контракта Подрядчик принимает на себя обязательство по обеспечению видеонаблюдения в режиме реального времени за строительством объекта в течение всего периода выполнения работ на объекте. Видеотрансляция должна сохраняться до полной приемки Заказчиком всего комплекса работ на объекте капитального строительства. Количество камер, обеспечивающих видеотрансляцию, должно составлять не менее 3 (трех) штук. Подрядчик обязуется использовать надлежащим образом сертифицированное и допущенное к использованию на территории Российской Федерации оборудование.
На основании пункта 21.4 Контракта Подрядчик обязан предоставлять информацию о ходе выполнения работ на Объекте через автоматизированную информационную систему контроля (АСК) за ходом исполнения мероприятий Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года" и организовать в указанных целях видеонаблюдение на Объекте с выводом видеосигнала в АСК.
Постановлением от 29.10.2020 N 560-ПП утверждено Положение о государственной информационной системе "Общегородская система видеонаблюдения "АРГУС" в городе Севастополе" (далее - Положение), которым в качестве автоматизированной системы указанной в п.6.2.33 и 21.4 Контракта определена система "АРГУС", Департамент цифрового развития города Севастополя определен в качестве оператора "АРГУС".
Согласно пункту 4 Положения к объектам видеонаблюдения АРГУС относятся в том числе объекты строительства, финансирование которых осуществляется из бюджета города Севастополя.
Пунктом 5.1 Положения к функциям оператора АРГУС отнесено ведение учета и статистики получения и использования информации, хранящейся в АРГУС.
Таким образом, органом уполномоченным за предоставление информации о функционировании системы видеонаблюдения при строительстве объектов является Департамент цифрового развития города Севастополя (далее - ДЦР).
Постановление Правительства Севастополя от 29.10.2020 N 560-ПП само по себе не создает у Подрядчика обязанности по передаче видеосигнала, между тем, данное постановление определяет Департамент цифрового развития города Севастополя в качестве оператора системы, предоставляет полномочия по предоставлению доступа к системе и получению данных из неё.
Также вышеназванное постановление однозначно определяет, что передача видеотрансляции объектов строительства, финансирование которых осуществляется из бюджета города Севастополя осуществляется через систему "Аргус".
Таким образом, единственной возможной автоматизированной системой, через которую Подрядчик может обеспечить передачу видеосигнала, а следовательно, исполнить пункт 21.4 Контракта является система "Аргус". При этом, в качестве доказательства непредоставления сигнала Истцом предоставлена информация от уполномоченного органа, что является единственным допустимым доказательством в данной ситуации.
Обязанность по обеспечению объектов капитального строительства по видеонаблюдению и предоставлению видеосигнала в информационную систему контроля возложена на подрядные организации, выполняющие строительно-монтажные работы.
Согласно информации, предоставленной ГАУ "Севстройконтроль", Подрядчиком в нарушение п. 6.2.33, 21.4 Контракта не обеспечено надлежащее видеонаблюдение на Объекте, в систему городского видеонаблюдения "АРГУС" видеокамеры не заведены.
По информации, предоставленной Департаментом цифрового развития города Севастополя от 01.04.2022 N 594/01-31-02-14/02/22, от 29.04.2022 N 842/01-31-02-14/02/22, от 03.06.2022 N 1119/01-31-02-14/02/22, от 11.08.2022 N 1555/01-31-02-14/02/22 (прилагается) подтверждается работоспособность системы передачи видеопотока в вышеуказанные периоды, а следовательно, отсутствие видеотрансляции объекта произошло по вине ООО "Асгард".
Источник финансирования Контракта: бюджет города Севастополя источник софинансирования - федеральный бюджет в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2024 года" (п. 2.1.2 Контракта).
Действительно, в Контракте не содержится прямого указания на подключение к системе "Аргус", однако это не означает, что передача сигнала видеонаблюдения не является обязанностью ООО "Асгард" в принципе, и что постановление N 560-ПП на него не распространяется.
На основании пункта 13.1 Контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, установленных Контрактом, Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Контрактом.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона; особенностей исполнения контрактов, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе).
Частью 6 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов (пункт 8 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Стороны в пункте 13.4 Контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в соответствии с Правилами и равен 100 000 руб.
Материалами дела подтверждается ненадлежащее исполнение условий контракта в части качества выполненных работ, а именно соблюдения пунктов 6.2.33, 21.4 Контракта, относительно обеспечению устойчивого сигнала видеонаблюдения объекта, выразившееся в отсутствии сигнала с камер видеонаблюдения по объектам, также не указания причин отсутствия сигнала с камер видеонаблюдения, из писем Департамента цифрового развития города Севастополя усматривается, что видеоизображение на сайт Правительства Севастополя не выводится по причине непредоставления видеопотока подрядчиком. Не опровергнут довод истца о несоответствии требований к количеству работающих камер.
Согласно пункту 19 перечня и сроков актуализации информации о деятельности исполнительных органов государственной власти города Севастополя (далее - ИОГВ), размещенной в ГИС "Порталы" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденных Постановлением Правительства Севастополя от 25.06.2020 N 300-ПП "О порядке организации доступа к информации о деятельности Правительства Севастополя и исполнительных органов государственной власти города Севастополя", ответственность за актуализацию и достоверность информации, размещенной на сайтах ИОГВ в ГИС "Порталы" несут руководители ИОГВ, в чьи полномочия входят вопросы жизнедеятельности города Севастополя, пляжей города Севастополя, строящихся объектов в рамках государственных программ Российской Федерации.
Соответственно, информация о строящихся объектах в рамках государственных программ, запись и хранение видеоматериалов, размещение на официальном сайте Правительства Севастополя, производится по заявке поставщика информации в АРГУС, на основании заключенного соглашения с оператором АРГУС или ИОГВ в рамках полномочий Департамента.
При этом ответчик обязался выполнить работы по контракту с надлежащим качеством, в соответствии с условиями контракта и требованиями технических параметров и стандартов, а допущенные нарушения должны быть устранены в кратчайший срок.
Доказательств невозможности исполнения возложенных на ответчика обязанностей по контракту по оказанию услуг в рамках исполнения контракта, в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств того, что указанные нарушения вызваны иными причинами, не связанными с ненадлежащим исполнением ответчиком обязанностей по контракту.
Ссылка апеллянта на удаленные ссылки на видеотрансляцию с Объекта на сайте Департамента цифрового развития города Севастополя коллегия судей признает не состоятельной.
ООО "Асгард" не представлены в материалы дела подтверждение направления запроса в адрес Департамента о причинах удаления.
Ответчиком ходатайство о снижении неустойки на основании положений ст. 333 ГК РФ не представлено.
Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции по основаниям, изложенным выше, поскольку не подтверждены материалами дела и надлежащими доказательствами в понимании статьи 64 АПК РФ, сводятся к произвольному толкованию заявителем апелляционной жалобы норм законодательства и не опровергают законных и обоснованных выводов арбитражного суда первой инстанции.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального права.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 30 декабря 2022 года по делу N А84-6730/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Асгард" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-6730/2022
Истец: Государственное казенное учреждение города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства"
Ответчик: ООО "Асгард"
Третье лицо: Департамент капитального строительства г. Севастополя, ДЕПАРТАМЕНТ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, Правительство Севастополя