г. Москва |
|
26 мая 2023 г. |
Дело N А40-151473/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Панкратовой Н.И., Александровой Г.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Резниковым А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 февраля 2023 года
по делу N А40-151473/22-77-1082, принятое судьей Романенковой С.В.,
по иску ООО "Инвестиционная Компания "Светинвест"
(ИНН 5041022387, ОГРН 1035008252630)
к Департаменту городского имущества города Москвы
(ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
третье лицо - Правительство Москвы,
о признании права,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Платонов А.О. по доверенности от 06.02.2023, диплом 107732 0014802 от 16.02.2022;
от ответчика, третьего лица: Геворков И.С. по доверенностям от 21.07.2022, 22.12.2022, диплом 107724 0559665 от 11.07.2014;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционная Компания "Светинвест" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик) о признании права на имущественную поддержку как субъекта малого предпринимательства в виде:
- установления на 2022 год льготной ставки арендной платы в размере 5 000 (пять тысяч) руб. 00 коп. за кв.м. в год по Договору аренды от 05.03.2004 г. N 04-132/04 в отношении помещения общей площадью 231,2 кв.м., по адресу: г. Москва, пр.Саперный, д.13,
- установления на 2023 год льготной ставки арендной платы в размере 5 500 (Пять тысяч пятьсот) руб. за кв.м. в год по Договору аренды от 05.03.2004 N 04 -132/04 в отношении помещения общей площадью 231,2 кв.м., по адресу: г. Москва, пр.Саперный, д.13, с учетом уточнений принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от16 февраля 2023 года по делу N А40-151473/22 требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик и третье лицо обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что заключение между сторонами дополнительного соглашения от 04.09.2017 года, в котором была определена ставка арендной платы, исключает применение льготной ставки арендной платы в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N 800-ПП), а также на наличие у истца задолженности по арендной плате, что является препятствием для применения льготной ставки арендной платы.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика и третьего лица требования апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней мотивам, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт. Представитель истца просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 05 марта 2004 года между истцом (арендатором) и Департаментом имущества города Москвы (правопредшественником Департамента, арендодателем) был заключен Договор N 04-132/04 (далее - Договор) на аренду нежилого объекта (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, в соответствии с которым ответчик передал истцу в аренду помещение общей площадью 231,2 кв.м., по адресу: г. Москва, пр.Саперный, д. 13.
Договор заключен сроком с 16.12.2003 г. по 31.12.2008 г. (2.1.).
Дополнительным соглашением от 04.09.2017 г. срок действия Договора продлен до 11.01.2026 г. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке. Помещение передано арендатору по акту приема-передачи.
Согласно ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор обязан своевременно вносить арендную плату, в размере, предусмотренном Договором ( размер 6 Договора).
В соответствии с п. 6.1 Договора размер арендной платы определяется расчетом размера годовой арендной платы, являющимся неотъемлемой частью Договора.
В случае изменений условий оплаты аренды объекта к Договору оформляется дополнительное соглашение, которое становится его неотъемлемой частью.
В п. 6.6 Договора предусмотрено, что в случае принятия решения Правительством Москвы с централизованном изменении ставки арендной платы, ставка считается измененной в одностороннем порядке.
В этом случае арендодатель уведомляет арендатора заказным письмом, что такое изменение произошло с указанием нормативного акта иного установленного размера арендной платы.
Дополнительным соглашением от 04.09.2017 г. стороны установили арендатору арендную ставку за 1 кв.м., в год в размере 9 178 рублей.
Истец сослался на то, что он является субъектом малого предпринимательства и на основании п. п. 1 и 5 постановления Правительства Москвы N 800-ПП имеет право на применение льготной ставки арендной платы в размере 5.000 руб. за кв.м. в год на 2022 год и в размере 5.500 руб. за кв. м в год на 2023 год.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Оценив, представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 1 ст. 6 Закона N 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных данным Федеральным законом. Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должны оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами) (п. 5 ст. 3 Закона N 209-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки указанным субъектам устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Субъект Российской Федерации - город Москва принял Закон от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" (далее - Закон города Москвы N 60), регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
Данным Законом определены формы поддержки (имущественная, финансовая, информационная и другие), виды такой поддержки, источники ее средств и ресурсов, а также цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП) в городе Москве.
В пунктах 2.8.1 и 2.8.5 Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП, указано, что в целях реализации полномочий города Москвы, предусмотренных Законом N 209-ФЗ, уполномоченные органы власти города Москвы могут оказывать имущественную и иную предусмотренную законодательством поддержку субъектов экономической деятельности; к мерам государственной имущественной поддержки относится установление регулируемых ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы.
Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления (п.п. 1, 4 ч. 3 ст.6 Закона N 209-ФЗ, ст. 3 Закона города Москвы N 60).
Порядок определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, регламентирован постановлением Правительства Москвы N 800-ПП и постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N 809-ПП).
Пунктом 1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП (в редакции изменений от 22.12.2022 г.) с 1 января 2022 г. установлена ставка арендной платы в размере 5000 рублей за кв.м. в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по Договорам аренды, заключенным без проведения торгов, срок которых не истек, за исключением Договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных частью 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
При этом, пункт 1 Постановления Правительства Москвы N 800-ПП не содержит обязанности обращения в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства. Данная обязанность предусмотрена п. 1(1) постановления Правительства Москвы N 800-ПП для СМП для целей установления арендной ставки в размере 3800 руб. за кв.м.
Указанным Постановлением N 800-ПП также установлены требования, предъявляемые для получения мер имущественной поддержки в виде установления арендных ставок, а именно: действующий Договор аренды должен быть действующим и не заключенным на торгах или в соответствии с законом "О защите конкуренции"; площадь арендуемого помещения должна составлять не более 300 кв.м.; наличие статуса СМП.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2022 года N 2688-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы N 800-ПП, согласно которым с 1 января 2023 года установлена ставка арендной платы в размере 5500 руб. за кв.м. в год субъектам малого предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по Договорам аренды, заключенным без проведения торгов, срок которых не истек, за исключением Договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных частью 9 статьи 171.1 Закона N 135-ФЗ.
В части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ сформулировано общее правило о необходимости рыночной оценки при заключении Договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок, но иное может быть предусмотрено другим законодательством, в том числе Законом N 209-ФЗ, которым установлены особые условия предоставления субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду государственного или муниципального имущества, в том числе по льготным (отличным от рыночных) ставкам и при заключении Договоров аренды на новый срок.
Как разъяснено в п. 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если стороны в Договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения Договора аренды. Поскольку по условиям Договора аренды и дополнительного соглашения размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в указанном дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению в спорный период льготной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в пункте 1.1 Постановления N 800-ПП.
В соответствии с Постановлением N 800-ПП (в редакции от 21.12.2021) и Приказом Департамента городского имущества города Москвы от 27.12.2021 г. N 418 имущественная поддержка в размере 5000 руб. за кв. м. в год предоставляется субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда до 300 кв.м., по Договорам аренды, срок которых не истек, за исключением Договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных частью 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ.
Постановлением N 812-ПП от 02.12.2016 из пункта 1.1 Постановления Правительства Москвы N 800-ПП с 1 января 2017 года исключен абзац, предусматривающий необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом. При этом, необходимость обращения в Межведомственную комиссию предусмотрена только в случае, если Арендатор просит установить ему минимальную ставку арендной платы в размере 3800 руб. за 1 кв.м. в год.
В п. 2.2 постановления Правительства Москвы N 800-ПП приведен исчерпывающий перечень оснований, при которых субъекты малого предпринимательства утрачивают право на льготную арендную плату (в случае выявления нецелевого использования помещений, наличия задолженности по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты, передачи без согласия арендодателя помещений в субаренду).
Поскольку Договор является действующим, заключен без проведения торгов, истец является субъектом малого предпринимательства и арендует объект площадью 231,2 кв.м., и на момент направления уведомления об установлении рыночной ставки арендной платы, задолженности не имел, следовательно, истец соответствует мерам поддержки для установления льготной ставки арендной платы без обращения в Межведомственную комиссию.
Таким образом, истец имеет право на применение к Договору льготной ставки арендной платы в порядке, установленном в п. 1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП, в размере 5000 руб. за кв.м. в год на 2022 год и в размере 5.500 за кв.м. в год на 2023 год без обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки.
Само по себе заключение сторонами дополнительного соглашения от 04.09.2017 г. о продлении срока аренды в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ не исключило при определении размера арендной платы по Договору применение положений постановления Правительства Москвы N 800-ПП, в том числе пункта 1.1.
В том случае, если арендатор перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в постановлении Правительства Москвы N 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правого акта, предоставившего льготу, с арендатора будет взиматься арендная плата, установленная дополнительным соглашением от 04.09.2017, определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, и которые должны быть подтверждены определенными доказательствами.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суд пришел к правильному выводу о том, что истец, как субъект малого предпринимательства, арендующий объект нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящийся в имущественной казне города Москвы, по действующему Договору аренды, заключенному без проведения торгов, за период с 01.01.2022 по 31.12.2023 имеет право на имущественную поддержку в виде ставки арендной платы, установленной пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 800-П.П., в размере 5000 руб. за 1 кв.м. в год за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 и в размере 5500 руб. за период с 01.01.2023 по 31.12.2023. Доводы ответчика о наличии задолженности судом отклонены, как необоснованные и документально не подтвержденные, поскольку ответчик при расчете задолженности неправомерно исходил из рыночной стоимости размера арендной платы, тогда как истец в силу закона имел право на льготный размер арендной платы.
Довод ответчика о том, что истец не обращался к нему за перерасчетом арендной платы, является также необоснованным, так как условиями Договора аренды не предусмотрено обязательное обращение арендатора к арендодателю по вопросу установления льготной ставки арендной платы. Данная обязанность арендодателя, как органа исполнительной власти города Москвы, вытекает из принятых нормативных актов г. Москвы, в частности Постановления Правительства Москвы N 800-ПП. Ответчик, как арендодатель по Договору аренды, вправе в любое время осуществить проверку принадлежащего ему объекта недвижимого имущества, в том числе, на предмет его целевого использования и наличия иных нарушений условий Договора арендатором.
При этом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заключение между сторонами дополнительного соглашения от 04.09.2017 года, в котором была определена ставка арендной платы, не препятствует применению льготной ставки арендной платы вне зависимости от того, какие Договоренности были достигнуты.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 февраля 2023 года по делу N А40-151473/22-77-1082 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-151473/2022
Истец: ООО "ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ "СВЕТИНВЕСТ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ