г. Москва |
|
26 мая 2023 г. |
Дело N А40-192581/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Т.Б.Красновой,
судей: |
И.В.Бекетовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С.Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по г.Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.01.2023 по делу N А40-192581/22
по заявлению ООО "СБК "БОР" (ИНН: 5032063122)
к Управлению Росреестра по г.Москве
третье лицо - ДГИ г. Москвы
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
к/у Лукьянов А.С. по реш. от 31.08.2016 по делу N А40-74783/15; |
от ответчика: |
Скиперский А.С. по дов. от 24.01.2023; |
от третьего лица: |
Фисенко Г.С. по дов. от 22.11.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "СБК "БОР" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление) с требованием о признании незаконным решения, изложенного в уведомлении от 12 июля 2022 г. N КУВД-001/2022-12942731, N PKPVDMFC-2022-03-30-540398, N КУВД-001/2022-12942955, N PKPVDMFC-2022-03-30-541188, N КУВД-001/2022-12967184, N PKPVDMFC -2022-03-30-626645.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 27.01.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель третьего лица поддержал позицию Общества.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из заявления и материалов дела, строительство пешеходного торгово-сервисного перехода, пешеходной зоны, торгово-сервисной зоны, а также инженерных сооружений по адресу: адресу: г. Москва, ул. Люблинская, д. 4А, корп. 1А, осуществлялось в рамках реализации инвестиционного контракта от 10.04.2003 N 12-002831-5401-0004-00001-03, заключенного между Правительством Москвы, ГУП "Орион" (генеральный заказчик), ООО "ЦентрресурсСервис" (инвестор), ООО "СБК "Бор" (соинвестор).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 20.09.2016 по делу N А40- 98572/11-54-636 утверждено мировое соглашение, согласно которому:
- 100% площади пешеходной зоны объекта "Торгово-сервисный пешеходный переход по адресу: г. Москва, пересечение Волгоградского проспекта и ул. Люблинской" передаются в собственность Правительства Москвы в лице Департамента городского имущества города Москвы с последующей передачей в оперативное управление Государственному бюджетному учреждению города Москвы по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений "Гормост";
- 100% торгово-сервисной площади, а также 100% площади инженерных сооружений, неразрывно связанных с системами жизнеобеспечения торгово-сервисной зоны, передается в собственность ООО "СБК "БОР".
Оформление права собственности города Москвы в соответствии с данным судебным актом возможно после формирования в сведениях ЕГРН самостоятельных объектов недвижимости (помещений).
В связи с тем, что право собственности ООО "СБК "Бор" зарегистрировано на все сооружение площадью 9176,9 кв.м, для регистрации перехода права собственности на помещения пешеходной зоны необходимо формирование в сведениях ЕГРН соответствующего объекта недвижимости (в том числе, прекращение зарегистрированного права ООО "СБК "Бор" на все сооружение, постановка на кадастровый учет помещений, подлежащих оформлению в собственность города Москвы и ООО "СБК "Бор").
Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" указанные учетно-регистрационные действия осуществляются только по заявлению собственника здания (сооружения).
ООО "СБК "Бор" проведены кадастровые работы и 30.03.2022 представлены необходимые заявления в Управление Росреестра по Москве:
- о государственном кадастровом учете (ГКУ) и регистрации права собственности (РП) ООО "СБК "БОР" на указанные образуемые помещения;
- о прекращении права собственности на исходный объект с кадастровым номером 77:04:0004017:6126.
От Управления 19.04.2022 поступили уведомления о приостановлении учетно-регистрационных действий.
В целях устранения причин приостановления учетно-регистрационных действий кадастровым инженером ГБУ МосгорБТИ проведены работы по корректировке технических планов и 19.05.2022 в адрес Управления направлены дополнительные материалы в целях проведения учетно-регистрационных действий.
24.05.2022 и 03.06.2022 от Управления Росреестра по Москве поступили уведомления о неустранении причин приостановления.
В последующем в адрес ООО "СБК "Бор" поступило уведомление об отказе в ГКУ и РП от 12 июля 2022 года в связи с неустранением причин приостановления.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с заявленными требованиям.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Законом сведений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При этом понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
Судом установлено, что в сведениях ЕГРН объект с кадастровым номером 77:04:0004017:6126 в установленном порядке поставлен органом регистрации прав на государственный кадастровый учет в качестве сооружения, зарегистрировано право собственности ООО "СБК "Бор".
В результате произошедших изменений в объекте (перепланировки, переустройства) общая площадь сооружения изменилась.
В целях подтверждения надежности и безопасности проведенных работ в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" уполномоченной организацией (ГБУ МосгорБТИ) была подготовлена соответствующая Проектная документация и Техническое заключение.
Информация о данной документации была включена в раздел "Заключение кадастрового инженера" представленных в Управление Технических планов.
Рассматриваемое сооружение представляет собой надземный торгово-сервисный пешеходный переход. Данный объект предназначен, в том числе, для прохода пешеходов через Люблинскую улицу. Посредством помещений пешеходной зоны также осуществляется доступ в торгово-сервисные помещения сооружения.
ООО "СБК "Бор" было обеспечено проведение кадастровых работ с подготовкой технических планов на 2 образуемых помещения площадью 8 244,4 кв.м (торгово-сервисные площади) и 1086,3 кв.м. (пешеходная зона).
Данные работы выполнены в целях исполнения условий мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда города Москвы от 20 сентября 2016 года по делу N А40-98572/11-54-636 Арбитражного суда города Москвы, согласно которому городу Москве подлежит передача помещений пешеходной зоны в сооружении.
Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Довод Управления о том, что выявлено пересечение образуемых объектов недвижимости с объектом незавершенного строительства с кадастровым номером 77:04:0004001:10956, правомерно был отклонен судом первой инстанции.
Совпадение местоположения (пересечение) зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также помещений со зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства не предусмотрено пунктом 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ в качестве основания для приостановления и, соответственно отказа в учетно-регистрационных действиях.
Объект незавершенного строительства с кадастровым номером 77:04:0004001:10956 представляет собой торгово-сервисный пешеходный переход, на который до завершения его строительства было зарегистрировано право собственности ООО "СБК БОР".
Сведения об учете объекта незавершенного строительства фактически являются неактуальными, в связи с чем ООО "СБК БОР" предпринимались действия в целях снятия его с учета и прекращения прав, а именно, было направлено обращение от 11.05.2022 и представлено заявление о прекращении права от 30.05.2022 N MFC-0558/2022-861902-1.
Однако, органом регистрации прав не были совершены необходимые действия в целях устранения дублирования сведений ЕГРН (получено уведомление от 03.06.2022 N КУВД-001/2022-22151671 /1).
В связи с тем, что право собственности ООО "СБК "Бор" зарегистрировано на все сооружение площадью 9176,9 кв.м, для регистрации перехода права собственности на помещения пешеходной зоны необходимо формирование в сведениях ЕГРН соответствующего объекта недвижимости (в том числе, прекращение зарегистрированного права ООО "СБК "Бор" на все сооружение, постановка на кадастровый учет помещений, подлежащих оформлению в собственность города Москвы и ООО "СБК "Бор").
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Судом первой инстанции проверено и установлено, что кадастровым инженером при подготовке технического плана соблюдены все предъявляемые к его составлению требования, утвержденные статьей 23 Закона N 218-ФЗ, и подзаконными нормативными актами. Технический план и приложенные к нему документы являются достаточными для осуществления регистрационных действий.
На основании изложенного, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является незаконным.
При таких обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований, обязав Управление в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления соответствующих регистрационных действий.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.01.2023 по делу N А40-192581/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-192581/2022
Истец: ООО "СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ КОМПЛЕКС "БОР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ