г. Вологда |
|
03 февраля 2023 г. |
Дело N А44-4809/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 03 февраля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Болдыревой Е.Н. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Парфеновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТНС энерго Великий Новгород" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 27 октября 2022 года по делу N А44-4809/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТНС энерго Великий Новгород" (ОГРН 1107746695891, ИНН 7715825806; адрес: 173009, Новгородская область, город Великий Новгород, улица Псковская, дом 13; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Комитету государственного жилищного контроля и лицензионного контроля Новгородской области (ОГРН 1035300272171, ИНН 5321091224; адрес: 173008, Новгородская область, город Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 81; далее - Комитет) о признании недействительными предписаний от 18.05.2021 N ЖН-613-21, ЖН-342-21, ЖН-818-21, ЖН-608-21, ЖН-350-21, а также об отмене исполнения данных предписаний.
Решением суда от 27 октября 2022 года в удовлетворении требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
От Комитета отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Комитетом на основании приказов от 23.03.2021 N ЖН-342-21, от 26.03.2022 N ЖН-350-21, от 27.04.2021 N ЖН-613-21, N ЖН-608-21, от 25.05.2021 N ЖН-818-21 проведены внеплановые проверки правильности расчета обществом платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных в Новгородском, Демянском, Любытинском, Окуловском районах.
В ходе проверок установлено, что общество в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) при расчете платы за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования, применяла показания приборов учета, установленных за пределами внешней границы сетей электроснабжения многоквартирных домов.
Факты нарушений зафиксированы в актах проверок от 24.03.2021 N ЖН-342-21, от 26.03.2021 N ЖН-350-21, от 27.04.2021 N ЖН-608-21, от 18.05.2021 N ЖН-613-21, от 24.05.2021 N ЖН-818-21, на основании которых обществу выданы предписания от 24.03.2021 N ЖН-342-21, от 26.03.2021 N ЖН-350-21, от 27.04.2021 N ЖН-608-21, от 18.05.2021 N ЖН-613-21, от 24.05.2021 N ЖН-818-21.
Названными предписаниями на общество возложена обязанность отменить начисление платы за коммунальную услугу по электрической энергии, предоставленную на общедомовые нужды, согласно показаниям общедомового прибора учета, установленного на опоре, и исчислять оплату исходя из норматива потребления электрической энергии.
Не согласившись с указанными предписаниями, общество оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления общества.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из пункта 40 Правил N 354 следует, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги, в том числе по электроснабжению, предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении, а также плату за коммунальные услуги, потребленные при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 44 Правил N 354 определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим Правилам (пункт 48 Правил N 354).
По общему правилу общедомовые приборы учета должны быть установлены на внешней границе сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества (пункты 144, 147 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).
Пункт 147 Основных положений допускает при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности, если иное не установлено соглашением сторон, установку прибора учета в месте, максимально к ней приближенном, в котором имеется техническая возможность его установки.
При этом техническая возможность установки прибора учета отсутствует, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
установка прибора учета по проектным характеристикам мест установки невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) или объектов электросетевого хозяйства и (или) без создания новых объектов капитального строительства;
при установке прибора учета невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета, в том числе к условиям его установки и эксплуатации, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.
Согласно пункту 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Следовательно, прибор учета электроэнергии не может считаться расчетным коллективным общедомовым прибором учета поступающей электроэнергии в многоквартирный дом на общедомовые нужды, если установлен в ненадлежащем месте, без соответствующего соглашения с собственниками данного жилого дома и без надлежащих доказательств отсутствия технической возможности установки прибора в границах общедомового имущества МКД.
Указанный вывод подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22.02.2018 N 310-КГ17-23248, согласно которой установленный прибор учета за границей балансовой принадлежности многоквартирного дома, без соответствующего соглашения с собственниками данного жилого дома, в отсутствие доказательств того, что технической возможности его размещения на внешней границе стены многоквартирного домов не имеется, показания которого учитывались при начислении платы за коммунальный ресурс, не может являться общедомовым прибором учета.
В рассматриваемом случае следует из материалов дела и не оспаривается обществом, что общедомовые приборы учета установлены не на внешних границах стен многоквартирных домов, а на опорах ВЛ 0,4 кВ, что подтверждается актами допуска приборов учета в эксплуатацию, актами приемки точки общедомового учета.
При этом обществом не представлены доказательства отсутствия технической возможности размещения общедомового прибора учета на внешней границе стен многоквартирных домов, а также соглашения с собственниками спорных жилых домов об установке прибора учета на опоре ВЛ.
Следовательно, такие приборы учеты не могут быть использованы для учета количества потребленной электроэнергии.
Подателем жалобы не представлены доказательства, опровергающие указанные выводы суда.
Суд не может принять во внимание ссылку подателя жалоба на статьи 69 АПК РФ оно не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела.
При таких обстоятельствах основания для призвания оспариваемых предписаний Комитета незаконными и отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 27 октября 2022 года по делу N А44-4809/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТНС энерго Великий Новгород" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-4809/2022
Истец: ООО "ТНС энерго Великий Новгород"
Ответчик: Комитет государственного жилищного контроля и лицензионного контроля Новгородской области
Третье лицо: Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд