г. Москва |
|
25 мая 2023 г. |
Дело N А40-243113/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2023 по делу N А40-243113/22
по заявлению ОАО "Российские железные дороги"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Писарева Е.Н. по доверенности от 30.11.2020; |
от заинтересованного лица: |
Винокурцева Е.В. по доверенности от 25.04.2023; |
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Заявитель, ОАО "РЖД", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным решения от 01.09.2022 N КУВД-001/2021-50825061/15 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2023 заявление ОАО "РЖД" удовлетворено.
Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Москве доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ООО ОАО "РЖД" с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что ОАО "Российские железные дороги" обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением от 30 ноября 2021 года N КУВД-001/2021-50825061 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости - "здание ТП", расположенного по адресу: г. Москва, ВАО, район Преображенское, ул. Большая Черкизовская, вл. 125 и регистрацию в отношении указанного объекта права собственности.
Уведомлением от 10 декабря 2021 года Управление Росреестра по Москве сообщило о приостановлении государственного кадастрового учета и регистрации права в связи с отсутствием технического плана объекта учета в электронной форме в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем.
08 февраля 2022 года в Управление Росреестра был предоставлен технический план здания, исправленный в соответствии с требованиями законодательства.
Уведомлением от 18 февраля 2022 года Управлением Росреестра по Москве было указано на то, что сведения о площади, заявленного к регистрации объекта недвижимости, не подтверждается представленным в составе технического плана разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 28 октября 2013 года N RU77180000-005220. Также указано, что в нарушение пунктом 50 Требований, в разделе "Заключение кадастрового инженера" представленного технического плана отсутствует обосновывающий вывод об определении площади образуемого объекта недвижимости, не приведены результаты необходимых измерений и расчетов.
ОАО "РЖД" 23 июня 2022 года, 24 августа 2022 года был представлен дополненный технический план здания. Уведомлениями от 6 июля 2022 года, 8 августа 2022 года Управлением Росреестра по Москве было указано, что имеются противоречивые сведения о площади заявленного к регистрации объекта недвижимости (сведения, указанные в представленном техническом плане, не соответствуют сведениям в представленном разрешении на ввод объекта в эксплуатацию).
01 сентября 2022 года Управлением Росреестра по Москве было вынесено Уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав N КУВД-001/2022-8134424/5 на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно частям 2, 3 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости на основании технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом) а также других документов, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
Пунктом 4 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно части 3 пункта 1 статьи 29 Закона о регистрации в процессе осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как установлено судом первой инстанции, 28 октября 2013 года введен в эксплуатацию объект капитального строительства - многоярусная открытая наземная автостоянка, расположенная по адресу: 107553, Москва, ул. Б. Черкизовская, д. 125, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N RU77180000-005220, выданным комитетом государственного строительного надзора города Москвы. Право собственности на указанный объект зарегистрировано за ОАО "РЖД", о чем в ЕГРН сделана запись N 77-77-12/002/2014-007 от 7 мая 2014 года.
Согласно разделу "II нежилые объекты" вышеназванного разрешения, в состав объекта "многоярусная открытая наземная автостоянка" входит вспомогательный по отношению к основному объекту объект - "здание ТП" с характеристикой "1шт".
В соответствии с пунктом 4.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20 июня 2003 года N 242, трансформаторная подстанция - это электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, распределительных устройств, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.
Трансформаторная подстанция является вспомогательным сооружением по отношению к зданию, для обслуживания которого она построена, и находящегося в собственности ОАО "РЖД".
По смыслу норм действующего законодательства под объектом вспомогательного использования следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности.
Данные обстоятельства позволяют отнести ТП к сооружениям вспомогательного назначения, то есть не требующим получения разрешения на строительство, а также акта ввода в эксплуатацию объекта.
В техническом плане здания кадастровым инженером вспомогательный объект: "здание ТП" идентифицировано как здание площадью 20,2 кв.м., поскольку кадастровый учет здания с характеристикой "1 шт" не предусмотрен.
Согласно пункту 1 Требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места (далее - Требования), утвержденных Приказом Росреестра от 23 октября 2020 года N П/0393 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат", настоящие требования применяются при подготовке документов для целей государственного кадастрового учета объектов недвижимости в случае определения площади зданий с назначением "жилое", "многоквартирный дом", "нежилое", помещений с назначением "жилое", "нежилое", машино-мест, площади или площади застройки сооружений, основной характеристикой которых является площадь или площадь застройки.
Согласно пункту 2 Требований площадь здания, площадь сооружения, основной характеристикой которых является площадь, площадь помещения или машино-места определяются на основании натурных измерений такого объекта как площадь простейшей геометрической фигуры или путем разбивки такого объекта на простейшие геометрические фигуры и суммирования площадей таких фигур Измерения для определения площади указанных объектов рекомендуется проводить по завершении строительных, в том числе отделочных, работ, результаты требованиям к подготовке технического плана, установленным в соответствии с частью 13 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 3 Требований значение площади здания или сооружения, площади застройки сооружения, площади помещения, машино-места определяется в квадратных метрах с округлением до 0,1 квадратного метра, а значения измеренных расстояний, применяемые для определения площадей, -в метрах с округлением до 0,01 метра, вычисление площади производится после округления линейных измерений.
При этом, разрешение на ввод в эксплуатацию N RU77180000-005220 от 28 октября 20013 гожа было выдано до утверждения Требований приказом Росреестра от 23 октября 2020 года N П/0393.
Кроме того, в разделе технико-экономические показатели рабочей документации "Технологическое присоединение и комплекс работ и услуг, на объекте с присоединяемой единовременной мощностью 1000 кВт к электрическим сетям ОАО "ОЭК" указана площадь застройки ТП, составляющая 23,06 кв.м., а также указаны параметры здания (ширина и длина).
ОАО "РЖД", обратившись в Управление Росреестра по Москве с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении здания, расположенного по адресу: г. Москва, ВАО, район Преображенское, ул. Большая Черкизовская, вл. 125, предоставило все необходимые документы, установленные пунктом 4 статьи 18 Закона о регистрации, в том числе технический план здания, разрешение на ввод эксплуатацию N RU77180000-005220 от 28 октября 20013 года, рабочую документацию от 2012 года.
ОАО "РЖД" в Управление Росреестра был представлен технические план здания, в котором кадастровым инженером была установлена площадь здания, составляющая 20,2 кв.м. Указанный технический план составлен на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU77180000-005220 от 28 октября 2013 года и полностью соответствует нормам действующего законодательства.
Замечаний к техническому плану, а также иных замечай, за исключением несоответствия сведений о площади заявленного к регистрации объекта недвижимости в Техническом плане (20,2 кв.м) и в представленном разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 28 октября 2013 года N RU77180000-005220 ("1шт") уведомление регистрирующего органа не содержит. При этом, разрешение на ввод в эксплуатацию N RU77180000-005220 от 28 октября 20013 года было выдано до утверждения Требований приказом Росреестра от 23 октября 2020 года N П/0393.
На основании изложенного следует, что, объект недвижимости - "здание ТП" является вспомогательным объектом недвижимого имущества по отношению к основному объекту - многоярусная открытая наземная автостоянка, расположенная по адресу: 107553, Москва, ул. Б. Черкизовская, д. 125, который принадлежит ОАО "РЖД" на праве собственности, предназначен для обеспечения электричеством основного объекта, в связи с чем не требует получения разрешения на строительство; расположен на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0003021:31, также принадлежащим ОАО "РЖД". Заявителем был представлен полный комплект документов, необходимый для осуществления государственного кадастрового учета здания ТП и государственной регистрации прав ОАО "РЖД" в отношении здания.
Таким образом, как верно счёл суд первой инстанции, Управление Росреестра не имело законных прав по данным основаниям для принятия решения об отказе.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8.1 ГК РФ, частью 12 статьи 29 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными, таким образом, требования заявителя подлежат удовлетворению.
В силу действия части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспариваемое Заявителем решение Управления Росреестра по Москве от 01.09.2022 N КУВД-001/2021-50825061/15 является незаконным.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд возложил на Управление Росреестра по Москве обязанность произвести действия по государственному кадастровому учету по заявлению от 30.11.2021 за N КУВД-001/2021-50825061 и представленным документам в установленном законодательством о регистрации объектов недвижимости порядке и сроки.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.03.2023 по делу N А40-243113/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-243113/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ