город Воронеж |
|
05 июля 2023 г. |
Дело N А14-13700/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от ПАО "Россети Центр" в лице филиала ПАО "Россети Центр" - "Воронежэнерго": Зинковская А.В. - представитель по доверенности N Д-ВР/279 от 18.10.2022, сроком действия до 18.10.2024, предъявлен паспорт, диплом;
от УФАС по Воронежской области: Русаленко Н.В. представитель по доверенности N ДЧ/5931/22 от 17.08.2022 сроком действия на 1 год, предъявлен паспорт, диплом;
от МУП городского поселения г. Россошь "Городские электрические сети": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Центр" - "Воронежэнерго" на ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ,
третье лицо: муниципальное унитарное предприятие городского поселения - город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ" (ОГРН 1063627011810, ИНН 3627022658),
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "РОССЕТИ ЦЕНТР" в лице филиала ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР"-"Воронежэнерго" (далее - ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР" в лице филиала ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР"-"Воронежэнерго", заявитель), обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления от 26.07.2022 по делу N 036/04/9.21-630/2022 об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело рассматривалось при участии третьего лица МУП городского поселения г. Россошь "Городские электрические сети" (далее также - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 02.05.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Считает, что возбуждение дела об административном правонарушении не допускается должностным лицом на основании заявления гражданина или организации без проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом.
Указывает на осуществление мер для предотвращения нарушений, за которые предусмотрена административная ответственность.
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Центр" поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель УФАС по Воронежской области возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
МУП городского поселения г. Россошь "Городские электрические сети" явку своего представителя не обеспечил, о месте и времени судебного заседания, извещен надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
13.10.2021 заявитель посредством личного кабинета направил в ПАО "Россети Центр" заявку на технологическое присоединение ВЛ-35кВ "Химстрой", в связи с увеличением мощности.
15.10.2021 в личном кабинете статус заявки МУП городского поселения город Россошь "Городские электрические сети" был отражен как "Заявка принята в работу (подготовка проекта договора и ТУ).
Срок направления ответа на заявку - не позднее 27.10.2022 (включительно).
26.11.2021 МУП городского поселения город Россошь "Городские электрические сети" направило в ПАО "Россети Центр" посредством личного кабинета обращение с просьбой направить оферту договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия.
15.03.2022 МУП городского поселения город Россошь "Городские электрические сети" повторно направило в ПАО "Россети Центр" посредством личного кабинета обращение с просьбой направить оферту договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия.
Ответа от ПАО "Россети Центр" на заявки от 26.11.2021 и 15.03.2022 не поступило.
13.04.2022 в Управление от МУП городского поселения город Россошь "Городские электрические сети" поступило обращение (вх. N 3872-ИП/22) по вопросу правомерности уклонения ПАО "Россети Центр" от направления оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технических условий и счета на оплату в установленный Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 срок.
Уведомлением от 24.06.2022 N АЛ/4621/22 общество было извещено о составлении протокола об административном правонарушении 01.07.2022.
01.07.2022 уполномоченным должностным лицом УФАС по Воронежской области в отношении ПАО "Россети Центр", в присутствии защитника Общества, действующего на основании доверенности N Д/ВР/136 Сергеева И.Н. составлен протокол об административном правонарушении N 036/04/9.21-630/2022 по ч.2 ст.9.21 КоАП РФ.
Как следует из протокола, обществу вменено нарушение п.105 Правил технологического присоединения N 861, выразившееся в нарушении срока (10 дней) по размещению оферты договора об осуществлении технологического присоединения, технических условий и счета на оплату.
13.03.2023 постановлением УФАС по Воронежской области по делу об административном правонарушении N 036/04/9.21-630/2022 ПАО "Россети Центр" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
Не согласившись с размером назначенного наказания, ПАО "Россети Центр" обратилось в суд с заявлением о признании постановления незаконным в части.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 500 000 рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600 000 до 1 000 000 рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в области энергетики.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение правил установленного недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям субъекта естественной монополии.
Субъектом правонарушения являются, в том числе, юридические лица.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает, как указано выше, Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике, Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 названного Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила ТП N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, регламентируют процедуру технологического присоединения, устанавливают существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения.
В соответствии с пунктами 3 и 6 Правила ТП N 861 сетевая организация на основании заявки заявителя обязана заключить с ним договор на технологическое присоединение, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств заявителя мероприятия по технологическому присоединению.
В силу пункта 15 Правил ТП N 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
В силу пункта 105 Правил ТП N 861 технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя): условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей; счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию).
Как усматривается из материалов дела, ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР" должно было направить в адрес заявителя оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия и счет на оплату в срок не позднее 27.10.2022.
ПАО "Россети Центр" установленные Правилами ТП N 861 сроки были нарушены. Оферта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия и счет на оплату не были направлены в адрес третьего лица.
Факт нарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 01.07.2022; информацией о поданных заявках от 26.11.2021, 15.03.2022 на технологическое присоединение к электросетям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения - совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 КоАП РФ).
Наличие повторности как квалифицирующего признака вмененного правонарушения подтверждено постановлениями о привлечении ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР" к административной ответственности от 19.07.2021 по делу ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР" к административной ответственности от 04.02.2021 по делу N 036/04/9.21-15/2021, от 08.02.2021 по делу N 036/04/9.21-16/2021, от 14.02.2021 по делу N 036/04/9.21-16/2021, от 04.02.2021 по делу N 036/04/9.21-17/2021, от 21.04.2021 по делу N 036/04/9.21-19/2021, от 08.02.2021 по делу N 036/04/9.21-20/2021, от 05.03.2021 по делу N 036/04/9.21-72/2021, от 21.04.2021 по делу N 036/04/9.21-111/2021 об административном правонарушении.
Таким образом, деяние квалифицировано правильно.
Административным органом доказано наличие в деянии лица объективной стороны вменяемого административного правонарушения.
Срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Наличие объективной стороны правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.
Процессуальных нарушений, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Обстоятельств, исключающих вину Общества, не установлено.
Довод ПАО "Россети Центр" о запрете на проведение контрольных (надзорных) мероприятий на основании Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" является несостоятельным, поскольку указанное Постановление не применяется при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.
Дело об административном правонарушении N 036/04/9.21-630/2022 было возбуждено Воронежским УФАС России правомерно, на основании пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, ввиду получения данных, указывающих на наличие признаков правонарушения
Таким образом, дела по статье 9.21 КоАП РФ могут быть возбуждены как по результатам проведенного государственного контроля (надзора), так и без их проведения на основании пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Положение 4 статьи 2.1 КоАП РФ в указанном случае применению не подлежит.
Частью 3 ст.4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административный штраф при наличии отягчающих вину обстоятельств назначен обществу правомерно, предусмотренном санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Оснований для его снижения не установлено.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о назначении антимонопольным органом наказания в виде штрафа в размере 800 000 руб., поскольку оно соответствует характеру совершенного административного правонарушения, соразмерно его тяжести, является справедливым и отвечает принципам юридической ответственности, регламентированными КоАП РФ.
При рассмотрении настоящего дела судом учитывался характер и административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и его последствия.
Поскольку Общество неоднократно привлекалось за совершение однородных административных правонарушений, а также учитывая степень общественной опасности деяния, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества, как доминирующего субъекта на соответствующем рынке, к исполнению публично-правовых обязанностей и к требованиям законодательства.
В качестве отягчающих обстоятельства учтено, что допущенное нарушение повлекло допущение аналогичных нарушений со стороны МУП городского поселения г. Россошь "Городские электрические сети" (потерпевшего) перед своими потребителями при оказании услуг по техническому присоединению. Также, усматривается, что нарушения Правил допускаются систематически, что свидетельствует о пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
В связи с чем, наказание соответствует характеру и тяжести деяния, его размер, выше минимального, определен правомерно: при наличии отягчающих обстоятельств, в пределах санкции и предоставленного административному органу усмотрения.
С учетом злостности, длительного пренебрежительного отношения к требованиям закона лицом, занимающим доминирующее положение, суд считает, что не имеется оснований полагать, что назначение более мягкого наказания, наказания ниже низшего предела или освобождение от него приведет к достижению цели пресечения и профилактики нарушений.
Доказательств того, что уплата штрафа в назначенном размере является непосильным бременем не представлено.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции является верным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.05.2023 по делу N А14-13700/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-13700/2022
Истец: ПАО "Россети Центр" в лице филиала "Воронежэнерго"
Ответчик: УФАС по ВО
Третье лицо: МУП городского поселения г. Россошь "Городские электрические сети"