г. Тула |
|
5 июля 2023 г. |
Дело N А68-2957/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.07.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.07.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Волковой Ю.А. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Тульской таможни (г. Тула, ОГРН 1027100592507, ИНН 7107020323) - Грачевой А.И. (доверенность от 09.01.2023), Рыбакова Б.И. (доверенность от 09.01.2023), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Авангард" (г. Тула, ОГРН 1027100973316, ИНН 7107035390), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тульской таможни на решение Арбитражного суда Тульской области от 07.04.2023 по делу N А68-2957/2022 (судья Косоухова С.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Авангард" (далее - ООО "Авангард", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Тульской таможне (далее - таможня) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 09.03.2022 N 10116000-134/2022.
частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, считая, что судом ошибочно определено начало течения срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), таможня обжаловала его в апелляционном порядке. Настаивает на том, что административное правонарушение, связанное с несвоевременным представлением в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, является оконченным на дату направления статформы в таможенный орган через личный кабинет.
ООО "Авангард" возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, представителя в судебное заседание не направило, извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 21.04.2021 ООО "Авангард" заполнило и при помощи электронно-цифровой подписи в автоматическом режиме зарегистрировало на сайте ФТС России (www.customs.ru) статистическую форму учета перемещения товаров (ED20210421170750040 (регистрационный номер 10116000/210421/С521907) по ввозу товаров на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь за январь 2021 года в рамках контракта от 17.06.2020 N СО-11/20, заключенного с ООО "Продовольственный ресурс" (Республика Беларусь).
Начальником отделения таможенной статистики службы таможенного контроля после выпуска товаров Тульской таможни при осуществлении контроля за своевременностью ООО "Авангард" статистической формы учета перемещения товаров и достоверностью содержащихся в ней сведений 24.02.2022 составлен протокол N 10116000-134/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, поскольку общество нарушило сроки представления статистической формы учета перемещения товаров в Тульскую таможню.
Это явилось основанием для вынесения таможней постановления от 09.03.2022 N 10116000-134/2022, которым общество признано виновным в совершении вменяемого правонарушения и ему назначен административный штраф в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, указывая, в частности, на то, что годичный срок давности привлечения заявителя к ответственности, установленной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, истек 12.02.2022. При этом протокол составлен 24.02.2022, а постановление вынесено 09.03.2022.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в сфере ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств-членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств-членов ЕАЭС.
Объективную сторону административного правонарушения составляет противоправное деяние, выраженное в несвоевременном представлении статистической формы учета перемещения товаров в таможенный орган.
В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 Российская Федерация и Республика Беларусь являются государствами-членами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и сторонами Договора.
В силу статьи 24 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 и протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к договору) официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами-членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств-членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении ЕЭК официальной статистической информации уполномоченными органами государств членов ЕАЭС".
На основании пункта 2 части 2 статьи 254 и части 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами ЕАЭС ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.
В силу пунктов 1, 2 и 3 статьи 278 Закона N 289-ФЗ обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму установлена для российских лиц, которые:
- заключили сделку, либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российской Федерации с территорий государств-членов ЕАЭС;
- не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329" утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Пунктами 5, 7, 9, 10, 16 Правил предусмотрено, что российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
При нахождении товаров, временно ввезенных в Российскую Федерацию на срок менее 1 года, в Российской Федерации в течение 1 года и более заявитель представляет в таможенный орган статистическую форму не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором срок нахождения товаров превысил 1 год. В качестве отчетного периода указывается месяц фактического ввоза (вывоза) товаров. При переходе права собственности на товары, временно ввезенные (вывезенные) на срок менее 1 года, заявитель представляет в таможенные органы статистическую форму не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произошел переход права. В качестве отчетного периода указывается месяц перехода права.
Статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил.
Местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.
Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что ООО "Авангард" должно было представить в Тульскую таможню статистическую форму учета перемещения товаров по ввозу товаров на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь за январь 2021 года в рамках контракта от 17.06.2020 N СО-11/20, заключенного с ООО "Продовольственный ресурс" (Республика Беларусь), не позднее 14.02.2021.
Статистическая форма за январь 2021 года заполнена обществом на сайте ФТС России 21.04.2021, представлена в Тульскую таможню путем регистрации с помощью электронной цифровой подписи 21.04.2021, то есть с нарушением установленного срока.
Факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 24.02.2022 N 10116000-134/2022, постановлением о назначении административного наказания от 09.03.2022 N 10116000-134/2022, другими материалами дела.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения вышеуказанных нормативных требований, в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств невозможности соблюдения обществом данных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Таким образом, является обоснованным вывод суда о наличии в действиях ООО "Авангард" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Процедура производства по делу об административном правонарушении административным органом соблюдена, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания соблюдены, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление таможней принято с пропуском срока давности привлечения, с чем согласен апелляционный суд на основании следующего.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 4.5, части 6 статьи 24.5 КоАП РФ, разъяснениями, изложенными в пунктах 14 и 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пришел к верному выводу, что таможней пропущен годичный срок привлечения к административной ответственности, поскольку в соответствии с Правилами, действующими на момент возникновения обязанности по предоставлению статистической отчетности, общество обязано было предоставить статистическую форму не позднее 14.02.2021, а оспариваемое постановление таможней вынесено 09.03.2022, то есть за пределами срока давности, в связи с чем на дату принятия оспариваемого постановления ООО "Авангард" уже не могло быть привлечено к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения.
При этом таможня не была лишена возможности осуществлять контроль за своевременным предоставлением статистической формы учета перемещения товаров с применением мер, предусмотренных главой 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, направленных на предупреждение, выявление или пресечение нарушений обязательных требований таможенного законодательства.
Аналогичные выводы по вопросу исчисления срока давности привлечения к административной ответственности по статье 19.7.13 КоАП РФ изложены в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 02.09.2022 по делу N А62-8617/2021, от 24.03.2022 по делу N А68-2955/2022.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, признав оспариваемое постановление таможни от 09.03.2022 N 10116000-134/2022 о привлечении ООО "Авангард" к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ незаконным и подлежащим отмене.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 07.04.2023 по делу N А68-2957/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-2957/2022
Истец: ООО "Авангард"
Ответчик: Тульская таможня