02 февраля 2023 г. |
Дело N А83-17822/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Приваловой А.В.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИЛС - Крым" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.06.2022 по делу N А83-17822/2021,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИЛС - Крым"
к муниципальному казенному учреждению Департаменту развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя Республики Крым,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора,: Администрация города Симферополя Республики Крым, Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым,
об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ИЛС - Крым" подало в Арбитражный суд Республики Крым заявление о признании незаконными действий МКУ Департамента развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым по отказу (письмо N 9598/40/05-06 от 02.07.2021) в удовлетворении поданного 24.06.2021 заявления N 9598/40/05-09 об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 2.053кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ялтинская, 26, в целях предоставления в аренду для эксплуатации принадлежащих заявителю на праве собственности нежилых зданий.
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований по тем мотивам, что заявление составлено с нарушением установленных требований; испрашиваемый земельный участок расположен в береговой линии водоема, прибрежной защитной полосе и водоохраной зоне Симферопольского водохранилища, II и III поясов зоны санитарной охраны этого водохранилища; земельный участок является временно подтопляемой территорией; земельный участок расположен в границах территориальной зоны зеленых насаждений (З-1), которая включает в себя участки территории города, предназначенные для установления полос отвода автомобильных дорог, размещения улично-дорожной сети, объектов дорожного сервиса, установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов, объектов благоустройства, в том числе для размещения парков, бульваров, газонов, иных земельных насаждений.
ООО "ИЛС - Крым" подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда и принять новый судебный акт по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального права.
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание представители участников повторно не явились. О месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
На основании статьи 268 АПК РФ Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.
24.06.2021 представитель ООО "ИЛС - Крым" по доверенности от 04.06.2021 Бахтигозин Д.В. подал в МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя заявление об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 2.053кв.м., расположенного по адресу: г. Симферополь, ул. Ялтинская, 26, указав цель использования - для эксплуатации нежилых зданий, право пользования земельным участком - в аренду на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ. В заявлении указано о расположении на земельном участке нежилых зданий лаборатории КН: 90:22:010225:2942, спасательной станции КН: 90:22:010225:2944.
Факт принадлежности на праве собственности заявителю объектов недвижимости подтвержден выписками из ЕГРН от 06.12.2021, согласно которых 22.02.2017 осуществлена государственная регистрация права собственности ООО "ИЛС - Крым" на 1-этажные нежилые здания: лаборатории площадью 23,1кв.м., КН: 90:22:010225:2942, и спасательной станции площадью 151,1кв.м., КН: 90:22:010225:2944.
02.07.2021 письмом N 9598/40/05-06 названный Департамент развития муниципальной собственности за подписью начальника управления земельных ресурсов Деминой Ю.А. отказал ООО "ИЛС - Крым" в утверждении схемы расположения земельного участка по следующим основаниям:
- на основании пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ, так как земельный участок расположен в границах территориальной зоны зеленых насаждений общего пользования (З-1),
- не согласование Государственным комитетом по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым схемы расположения земельного участка из-за расположения земельного участка в водоохраной зоне Симферопольского водохранилища, в границах второго и третьего поясов зоны санитарной охраны Симферопольского водохранилища, в зоне затопления территории городского округа Симферополь (ниже высотной отметки в 293-м над уровнем моря);
- в нарушение подпункта 8 пункта 1 статьи 39.15 ЗК РФ в заявлении неконкретно указана цель использования земельного участка;
- в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 39.15 ЗК РФ не указаны фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя Бахтигозина Д.В.
Действительно, из писем Государственного комитета по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым N 6586/09-19/1 от 02.08.2021 и N 2362/07-17/1 от 10.04.2019, цветной выкопировки из карты функциональных зон Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь, утверждённого решением 50-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым I-го созыва от 25.08.2016 N 888, и цветной выкопировки из Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь, утверждённых решением 45-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым II-го созыва от 30.04.2021 N 361, следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в функциональной зоне зеленых насаждений (З-1), у уреза береговой линии Симферопольского водохранилища.
Заявитель факта расположения земельного участка у береговой линии водохранилища и в зоне санитарной охраны не оспаривает; при рассмотрении дела судом первой инстанции заявитель представил цветной скриншот публичной кадастровой карты, согласно которому испрашиваемый земельный участок по ЗОУИТ 90:00-6-331 находится вне зоны затопления территории.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021 оставлено без изменения решение Арбитражного суда Республики Крым 08.06.2021 по делу N А83-20047/2020 об отказе ООО "ИЛС Крым" в признании незаконными действий Администрации г. Симферополя Республики Крым по отказу 05.11.2020 в согласовании схемы расположения земельного участка (расположенного в г. Симферополь, ул. Ялтинская, 26, на котором расположены принадлежащие заявителю на праве собственности нежилые здания спасательной станцией, КН:90:22:010225:2944 и лаборатории КН: 90:22:010225:2942), так как заявление от 14.19.2020 подано и зарегистрировано в порядке законодательства об обращениях граждан, на это заявление 05.11.2020 дан ответ за исх. N 21082/40/05-06.
Согласно подпунктов 1-3 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (в ред. от 01.07.2021) предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, который предстоит образовать, осуществляется без проведения торгов посредством подготовки схемы расположения земельного участка, подачи юридическим лицом - правообладателем здания (расположенного на земельном участке) в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса.
Пункт 7 статьи 39.15 ЗК РФ устанавливает, что уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, которое должно содержать все основания отказа. Это положение (об обоснованности решения и указании в нем всех основания для отказа) также предусмотрено пунктом 17 статьи 39.15 ЗК РФ.
В пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ приведен перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Пункты 6 и 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ предусматривают, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если:
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
- испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с подпунктами 3 и 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:
3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Как следует из пункта 3 части 1 статьи 5, части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты (в том числе водохранилища) находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 197-утвержден Перечень водохранилищ (в том числе водохранилищ с емкостью более 10 млн. куб. метров), в отношении которых разработка правил использования водохранилищ осуществляется для каждого водохранилища (нескольких водохранилищ, каскада водохранилищ или водохозяйственной системы в случае, если режимы их использования исключают раздельное функционирование).
В этот Перечень включено Симферопольское водохранилище, расположенное в Республике Крым.
Пунктом 3 части 4 статьи 5 ВК РФ определена береговая линия (граница водного объекта) для водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды.
Статьей 65 ВК РФ предусмотрено:
часть 1 - водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;
часть 15 - установлены запреты на осуществления деятельности в границах водоохранных зон;
часть 2 - в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности;
часть 6 - ширина водоохранной зоны водохранилища, за исключением водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров; ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.
Согласно пункта 2 части 8 статьи 45 ВК РФ правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилища должны содержать (в том числе) сведения о зонах воздействия водохранилища (зоне постоянного затопления, зоне периодического или временного затопления, зоне повышения уровня грунтовых вод, зоне возможного изменения берегов водохранилища, зоне климатического воздействия водохранилища, зоне воздействия многолетнего, сезонного, недельного, суточного регулирования поверхностного стока вод в водный объект ниже гидроузлов).
Как установлено, испрашиваемый земельный участок расположен непосредственно у уреза водохранилища государственной собственности, в береговой линии и водоохранной зоне этого водохранилища, зоне воздействия водохранилища (зоне временного затопления). Эти сведения предоставлены уполномоченным на надзор за водными объектами органом. Представленный заявителем скриншот публичной кадастровой карты не содержит информации о поворотных точках испрашиваемого земельного участка, а потому не опровергает предоставленные Госкомитетом по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым сведения о расположении земельного участка в зоне временного затопления.
Заявитель испрашивает земельный участок площадью (2.053кв.м.) в 11 раз превышающую площадь принадлежащих заявителю нежилых зданий (174,2кв.м.), без обоснования необходимости такой площади земельного участка, что не соответствует требованиям статьи 11.9 ЗК РФ.
Учитывая установленные обстоятельства и нормы права, суд апелляционной инстанции полагает, что отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории соответствует требованиям закона.
Относительно соответствия закону действий Департамента о не рассмотрении заявления ООО "ИЛС - Крым" N 9598/40/05-09 от 24.06.2021 суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.15 ЗК РФ, пунктом 12.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка", утвержденного Постановлением Администрации г. Симферополя от 25.09.2020 N 5513, в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка Орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 9.1 настоящего административного регламента, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 9.1 настоящего административного регламента.
Как следует из письма Департамента N 9598/40/05-06 от 02.07.2021 фактически поданное ООО "ИЛС - Крым" заявление рассмотрено по сути, так как в письме Департамента приведены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции полагает, что Департамент не возвратил без рассмотрения заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а принял решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Выводы суда апелляционной инстанции о соответствии закону этого решения Департамента приведены выше.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что изложенные в решении суда первой инстанции выводы соответствуют обстоятельствам дела, решение принято без нарушений норм материального права; иных (в том числе безусловных) оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 3 статьи 333.40, подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ излишне уплаченная при обращении с апелляционной жалобой государственная пошлина в размере 1.500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета ООО "ИЛС - Крым".
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 июня 2022 года по делу N А83-17822/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИЛС - Крым" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ИЛС - Крым" из федерального бюджета излишне уплаченную 27.07.2022 по квитанции N 375 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1.500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-17822/2021
Истец: ООО "ИЛС КРЫМ"
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым, Бахтигозин Дамир Вильдянович