г. Владивосток |
|
03 февраля 2023 г. |
Дело N А51-19259/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни,
апелляционное производство N 05АП-1/2023
на решение от 12.12.2022
судьи А.А. Фокиной
по делу N А51-19259/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Центральной акцизной таможни (ИНН 7703166563, ОГРН 1027700552065)
к обществу с ограниченной ответственностью "Алиот" (ИНН 2543135692, ОГРН 1192536007322)
о взыскании утилизационного сбора в сумме 102 465 000 руб. и пени по нему в размере 13 078 448,05 руб. (всего - 115 543 448,05 руб.), пени по дату фактического исполнения обязательства,
при участии: лица, участвующие в деле, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее - заявитель, таможенный орган, таможня) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Алиот" (далее - декларант, общество, ООО "Алиот") о взыскании суммы утилизационного сбора в размере 102 465 000 рублей по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10009100/190821/0125797, N 10009100/190821/0125798, N 10009100/190821/0125858, N 10009100/300821/0131461, N 10009100/150921/0141127, N 10009100/150921/141133, N 10009100/150921/0141237, N 10009100/150921/0141266, N 10009100/280921/0148892, N 10009100/280921/0148894, N 10009100/280921/0148895, N 10009100/280921/0148901, N 10009100/280921/0148924, N 10009100/051021/0153341, N 10009100/151021/0159728, N 10009100/021121/0171701, N 10009100/021121/0171731, N 10009100/081121/0174719, N 10009100/111121/0177625, N 10009100/121121/0178322, N 10009100/291121/0187891, N 10009100/291121/0187892, N 10009100/071221/3004806 и пени по нему в размере 13 078 448, 05 рублей по состоянию на 19.10.2022, а также пени за каждый день просрочки до момента фактического исполнения обязательства.
Решением суда от 12.12.2022 требования таможенного органа удовлетворены частично, с ООО "Алиот" в доход бюджета Российской Федерации взыскано и 109 830 613, 75 рублей, в том числе: утилизационный сбор в сумме 102 465 000 рублей, пени за неуплату утилизационного сбора в сумме 7 365 613, 75 рублей, а также пени, рассчитанные на сумму неуплаченного утилизационного сбора, начиная с 09.12.2022 по дату фактического исполнения обязательства по уплате утилизационного сбора. В удовлетворении остальной части заявленных требований судом отказано. Указанным решением с ООО "Алиот" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 200 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным судебным актом в части отказа во взыскании пени в размере 5 712 834, 30 рублей, таможня обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 12.12.2022 в данной части отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы таможенный орган указывает, что исходя из предмета регулирования Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и круга лиц, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", прекращение начисления пеней с 31.03.2022 возможно исключительно в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, которыми или в отношении которых были поданы заявления о банкротстве, включая поданные до 01.04.2022, вопрос о принятии которых не был решен к дате введения моратория. Между тем, судом первой инстанции не установлено, что общество пострадало от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория. Задолженность декларанта основана на ненадлежащем исполнении обязательств по оплате утилизационного сбора в период до введения моратория.
В связи с чем, со ссылкой на письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 07.05.2022 N 04-52513/22, а также судебную практику таможня полагает возможным взыскание с общества пени в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве.
Относительно вывода арбитражного суда о необходимости расчета периода взыскания пени с учетом выходных дней, таможенный орган указывает, что ни положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ни положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" не установлен порядок исчисления сроков.
При этом согласно пункту 9 статьи 4 ТК ЕАЭС в случае если в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза и в иных местах нахождения таможенных органов установлено время работы таможенных органов в нерабочие дни, срок совершения таможенных операций этими таможенными органами, исчисляемый рабочими днями, включает в себя нерабочие дни.
С учетом изложенного, поскольку Акцизный специализированный таможенный пост (ЦЭД) Центральной акцизной таможни работает ежедневно, сроки, касающиеся обязанности по уплате утилизационного сбора, включают выходные дни.
ООО "Алиот" письменный отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представило.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, от таможенного органа поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В связи с чем, судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие сторон по имеющимся в материалах дела документам.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Принимая во внимание, что решение суда обжалуется заявителем в части отказа во взыскании пени в размере 5 712 834, 30 рублей, и возражений по проверке судебного акта в обжалуемой части от лиц, участвующих в деле, не поступило, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в указанной части.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В период с сентября по декабрь 2021 года ООО "Алиот" ввезло на таможенную территорию и заявило к таможенному оформлению по ДТ N 10009100/190821/0125797, N 10009100/190821/0125798, N 10009100/190821/0125858, N 10009100/300821/0131461, N 10009100/150921/0141127, N 10009100/150921/141133, N 10009100/150921/0141237, N 10009100/150921/0141266, N 10009100/280921/0148892, N 10009100/280921/0148894, N 10009100/280921/0148895, N 10009100/280921/0148901, N 10009100/280921/0148924, N 10009100/051021/0153341, N 10009100/151021/0159728, N 10009100/021121/0171701, N 10009100/021121/0171731, N 10009100/081121/0174719, N 10009100/111121/0177625, N 10009100/121121/0178322, N 10009100/291121/0187891, N 10009100/291121/0187892, N 10009100/071221/3004806 товар - новые снегоболотоходы с объемом двигателей менее 300 куб. см.
Таможенный орган при оформлении товаров требование об уплате утилизационного сбора декларанту не предъявил, товары были выпущены без оформления паспортов самоходной машины и уплаты утилизационного сбора.
Письмом от 14.07.2022 N 13-12/17762, направленным в адрес ООО "Алиот", таможенный орган уведомил декларанта о необходимости уплатить утилизационный сбор по названным самоходным машинам в общей сумме 102 465 000 рублей, а также пеней, рассчитанных по состоянию на дату составления уведомления.
В связи с неуплатой декларантом в добровольном порядке утилизационного сбора, таможенный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании суммы утилизационного сбора и пени.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования частично, исходил из наличия у общества обязанности по уплате утилизационного сбора за ввезенные транспортные средства, при этом пришел к выводу о необходимости учета выходных дней при исчислении даты начала взыскания пени и исключения из заявленного таможенным органом периода начисления пени периода, установленного законодательством Российской Федерации моратория на начисление штрафных санкций.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.
Анализ законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере правоотношений показывает, что по своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).
Пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора, к которым, в том числе относятся лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию.
Пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ устанавливает порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В развитие вышеуказанных положений Правительством Российской Федерации издано постановление от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым утверждены:
- правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила);
- перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81.
Для целей расчета размера утилизационного сбора согласно Перечню учитывается номинальная мощность силовой установки и объем двигателя самоходных машин. Размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 рублей.
Коэффициенты для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин, ввезенных обществом, установлены разделами Перечня в зависимости от кода ТН ВЭД ЕАЭС и мощности силовой установки, а также года выпуска.
Разделом II Правил определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.
В соответствии с пунктом 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), соответствующие документы: в том числе расчет суммы утилизационного сбора по форме, приведенной в приложении N 1, копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.
В силу пункта 11(1) Правил документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня:
- выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования);
- фактического пересечения самоходными машинами и (или) прицепами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае если декларирование самоходных машин и (или) прицепов при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
В соответствии с пунктом 17 Правил в случае, если в течение 3 лет с даты ввоза самоходных машин и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления.
Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что обществом на таможенную территорию Евразийского экономического союза ввезена самоходная техника (самоходные крановые установки на колесном ходу). Однако утилизационный сбор при декларировании данных самоходных машин ответчиком не уплачен.
Согласно пункту 11(1) Правил непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются в соответствии с правилами, установленными для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.
Из материалов дела коллегией установлено, что пени, во взыскании которых судом было отказано, начислены за неуплату ООО "Алиот" утилизационного сбора в сумме 102 465 000 рублей в отношении новых снегоболотоходов, ввезенных им по ДТ N 10009100/190821/0125797, N 10009100/190821/0125798, N 10009100/190821/0125858, N 10009100/300821/0131461, N 10009100/150921/0141127, N 10009100/150921/141133, N 10009100/150921/0141237, N 10009100/150921/0141266, N 10009100/280921/0148892, N 10009100/280921/0148894, N 10009100/280921/0148895, N 10009100/280921/0148901, N 10009100/280921/0148924, N 10009100/051021/0153341, N 10009100/151021/0159728, N 10009100/021121/0171701, N 10009100/021121/0171731, N 10009100/081121/0174719, N 10009100/111121/0177625, N 10009100/121121/0178322, N 10009100/291121/0187891, N 10009100/291121/0187892, N 10009100/071221/3004806.
Поскольку у декларанта имелась обязанность по уплате утилизационного сбора в указанной сумме, то обращение таможни в суд с требованием о взыскании пени является обоснованным.
При этом проверив заявленный таможенным органом период начисления пени, суд первой инстанции правомерно установил, что он является необоснованным и арифметически неверным.
Так, пени по ДТ N 10009100/190821/0125858 начислены таможенным органом, начиная с 05.09.2021 с учетом даты выпуска товара 20.08.2021 и обязанности декларанта уплатить утилизационный сбор и представить документы, предусмотренные пунктом 11 Правил N 81, в срок до 04.09.2021.
Пени по ДТ N 10009100/151021/0159728 начислены таможенным органом, начиная с 31.10.2021 с учетом даты выпуска товара 15.10.2021 и обязанности декларанта уплатить утилизационный сбор и представить документы, предусмотренные пунктом 11 Правил N 81, в срок до 30.10.2021.
Пени по ДТ N 10009100/121121/0178322 начислены таможенным органом, начиная с 28.11.2021 с учетом даты выпуска товара 12.11.2021 и обязанности декларанта уплатить утилизационный сбор и представить документы, предусмотренные пунктом 11 Правил N 81, в срок до 27.11.2021.
Однако арбитражным судом верно установлено, что последний день срока - 04.09.2021, 30.10.2021 и 27.11.2021 выпадают на выходной день - субботу.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что последний день срока уплаты утилизационного сбора в данном случае должен быть перенесен с субботы 04.09.2021, 30.10.2021 и 27.11.2021 на понедельник 06.09.2021, 01.11.2021 и 29.11.2021 соответственно.
Следовательно, расчет пени по ДТ N 10009100/190821/0125858 должен производиться с 07.09.2021, по ДТ N 10009100/151021/0159728 - со 02.11.2021, по ДТ N 10009100/121121/0178322 - с 30.11.2021.
Доводы таможенного органа о необоснованности переноса срока уплаты утилизационного сбора с выходных дней 04.09.2021, 30.10.2021 и 27.11.2021 на первый рабочий день - понедельник 06.09.2021, 01.11.2021 и 29.11.2021, отклоняются апелляционной коллегией, как основанные на неправильном применении норм материального права, в силу следующего.
Действительно, ни Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ, ни Правила N 81, регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора, не устанавливают порядок исчисления сроков.
Между тем, частью 6 статьи 13 АПК РФ установлено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
В связи с чем, апелляционная коллегия полагает обоснованным применение судом первой инстанции по аналогии порядка исчисления сроков, предусмотренного как статьей 193 ГК РФ, так и положениями таможенного законодательства (часть 6 статьи 4 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, часть 6 статьи 7.1 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а также нормами Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 7 статьи 6.1), которыми предусмотрено, что в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
При этом апелляционный суд руководствуется принципом универсальности воли законодателя, а также исходит из того, что несмотря на то, что утилизационный сбор не является налоговым и таможенным платежом, он представляет собой обязательный платеж.
Соответствующая правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2022 N 303-ЭС22-3113 по делу N А51-9611/2021.
Соответственно, вопреки доводам апелляционной жалобы, последний день срока уплаты утилизационного сбора в случае, когда он выпадает на выходной, нерабочий праздничный и (или) нерабочий день, должен быть перенесен на следующий за ним рабочий день.
Также при проверке обоснованности заявленного таможенным органом расчета пени арбитражным судом обоснованно принято во внимание введение на территории Российской Федерации моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами.
Так, согласно статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Целью введения моратория, предусмотренного статьей 9.1 Закона о банкротстве, является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам. Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 9.1 Закона о банкротстве правила о моратории не применяются к лицам, в отношении которых на день введения моратория возбуждено дело о банкротстве.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление Правительства N 497) с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного постановления).
На основании пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление Пленума N 44) в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Из анализа вышеприведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что в период действия моратория на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции (в том числе пени по обязательным платежам, включая утилизационный сбор) не начисляются.
Таким образом, арбитражный суд верно заключил об отсутствии в настоящем случае оснований для начисления в отношении общества пени в период действия указанного моратория.
По тексту апелляционной жалобы таможенный орган ссылается на то, что прекращение начисления пеней с 31.03.2022 возможно исключительно в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, которыми или в отношении которых были поданы заявления о банкротстве, включая поданные до 01.04.2022, вопрос о принятии которых не был решен к дате введения моратория. Между тем, судом первой инстанции не установлено, что ООО "Алиот" пострадало от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория.
Рассмотрев заявленный довод, апелляционная коллегия признает его подлежащим отклонению, поскольку согласно пункту 2 Постановления Пленума N 44 правила о моратории, установленные Постановлением Правительства N 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Пунктом 7 Постановления Пленума N 44 разъяснено, что действие моратория на лиц, подпадающих под определенные Правительством Российской Федерации критерии распространяется и в том случае, если они не находятся в процедурах банкротства.
При этом освобождение от ответственности направлено на уменьшение финансового бремени на должника в тот период его просрочки, когда она усугубляется объективными, непредвиденными и экстраординарными обстоятельствами. Данные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2021 N 305-ЭС20-23028.
В связи с чем, коллегия не усматривает оснований для неприменения в настоящем случае в отношении декларанта последствий введения на территории Российской Федерации Постановлением Правительства N 497 моратория на возбуждение дел о банкротстве.
Заявленная в обоснование изложенных доводов ссылка апеллянта на письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 07.05.2022 N 04-52513/22 не принимается во внимание апелляционным судом, поскольку указанное письмо не является нормативным правовым актом, не регулирует отношения в области банкротных отношений и выражает лишь мнение отраслевого органа по возникшему проблемному вопросу.
Также подлежат отклонению ссылки таможни на иную судебную практику, поскольку применительно к обстоятельствам настоящего дела указанные судебные акты не являются ни тождественными, ни преюдициально значимыми.
Осуществив самостоятельный расчет пени по 31.03.2022 и далее с 02.10.2022 по 08.12.2022 (на дату вынесения решения) с учетом исключения периода введения моратория с 01.04.2022 по 01.10.2022, арбитражный суд пришел к выводу о том, что совокупный размер подлежащих взысканию пеней по всем спорным ДТ составил 7 365 613, 75 рублей.
Между тем, проверив указанный расчет, апелляционная коллегия признает его необоснованным, поскольку арбитражным судом неверно определена дата окончания действия указанного моратория.
Так, пунктом 3 Постановления Правительства N 497, положениями которого на территории Российской Федерации введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве, установлено, что указанный нормативный акт вступает в силу со дня его официального опубликования и действует в течение 6 месяцев.
Текст указанного постановления был опубликован на официальном интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru 01.04.2022.
Из изложенного следует, что действие Постановления Правительства N 497 началось 01.04.2022 и закончилось 30.09.2022.
Таким образом, пени по спорным ДТ после окончания действия моратория подлежали начислению с 01.10.2022.
С учетом изложенного, осуществив самостоятельный расчет пени с учетом выходных дней, а также периода действия моратория (с 01.04.2022 по 30.09.2022), апелляционная коллегия пришла к выводу о необходимости взыскания с ООО "Алиот" пени за неуплату утилизационного сбора за период по 31.03.2022 и далее с 01.10.2022 по 08.12.2022 (по дату вынесения резолютивной части решения) по ДТ:
- N 10009100/190821/0125797 - в размере 244 253, 10 рублей,
- N 10009100/190821/0125798 - в размере 244 253, 10 рублей,
- N 10009100/190821/0125858 - в размере 242 369, 40 рублей,
- N 10009100/300821/0131461 - в размере 593 244, 75 рублей,
- N 10009100/150921/0141127 - в размере 243 069, 75 рублей,
- N 10009100/150921/0141133 - в размере 243 069, 75 рублей,
- N 10009100/150921/0141237 - в размере 448 328, 65 рублей,
- N 10009100/150921/0141266 - в размере 475 336, 40 рублей,
- N 10009100/280921/0148892 - в размере 431 577, 18 рублей,
- N 10009100/280921/0148894 - в размере 233 987, 63 рублей,
- N 10009100/280921/0148895 - в размере 233 987, 63 рублей,
- N 10009100/280921/0148901 - в размере 431 577, 18 рублей,
- N 10009100/280921/0148924 - в размере 431 577, 18 рублей,
- N 10009100/051021/0153341 - в размере 229 097, 25 рублей,
- N 10009100/151021/0159728 - в размере 220 092, 75 рублей,
- N 10009100/021121/0171701 - в размере 206 896, 50 рублей,
- N 10009100/021121/0171731 - в размере 207 672, 75 рублей,
- N 10009100/081121/0174719 - в размере 471 891 рубль,
- N 10009100/111121/0177625 - в размере 200 686, 50 рублей,
- N 10009100/121121/0178322 - в размере 348 228, 05 рублей,
- N 10009100/291121/0187891 - в размере 414 920 рублей,
- N 10009100/291121/0187892 - в размере 414 920 рублей,
- N 10009100/071221/3004806 - в размере 180 193, 50 рублей,
в общем размере 7 391 230 рублей, а также продолжении начисления пени за каждый календарный день просрочки, начиная с 09.12.2022 по дату фактического исполнения обязательства по уплате утилизационного сбора.
Подробный расчет пеней по спорным ДТ приобщен коллегией к материалам дела.
При таких обстоятельствах, на основании части 2 статьи 269, пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ решение арбитражного суда подлежит изменению в части суммы подлежащих взысканию пеней.
В остальной части выводы арбитражного суда признаются апелляционной коллегией верными, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе таможенного органа, несостоятельными и не имеющими юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу пункта 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Поскольку таможенный орган в силу пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, а его требования удовлетворены на 95,08%, с общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение заявления в сумме 190 156 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 12.12.2022 по делу N А51-19259/2022 изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Алиот" (ИНН 2543135692, ОГРН 1192536007322, дата государственной регистрации 27.02.2019, адрес места нахождения: 690049, Приморский край, г. Владивосток, ул. Бородинская, д. 20Б, этаж 2, офис 20-А) в доход бюджета Российской Федерации 109 856 230 (сто девять миллионов восемьсот пятьдесят шесть тысяч двести тридцать) рублей, в том числе: утилизационный сбор в сумме 102 465 000 рублей, пени за неуплату утилизационного сбора в сумме 7 391 230 рублей, начисленных по состоянию на 08.12.2022, а также пени за неуплату утилизационного сбора за каждый календарный день просрочки в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в соответствующие периоды просрочки уплаты утилизационного сбора, начиная с 09.12.2022 по дату фактического исполнения обязательства по уплате утилизационного сбора.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Алиот" (ИНН 2543135692, ОГРН 1192536007322, дата государственной регистрации 27.02.2019, адрес места нахождения: 690049, Приморский край, г. Владивосток, ул. Бородинская, д. 20Б, этаж 2, офис 20-А) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 190 156 (сто девяносто тысяч сто пятьдесят шесть) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-19259/2022
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "АЛИОТ"
Третье лицо: Арбитражный суд Дальневосточного округа, Арбитражный суд Приморского края, МИФНС N12 по ПК, Пятый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2023 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1377/2023
06.03.2023 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-568/2023
03.02.2023 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1/2023
12.12.2022 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-19259/2022