г. Санкт-Петербург |
|
26 мая 2023 г. |
Дело N А56-104916/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.,
при участии:
от заявителя: Чипурко А.И., по доверенности от 20.08.2022 (онлайн);
от заинтересованного лица: Тесля П.А., по доверенности от 28.12.2022;
Кулиева С.А., по доверенности от 20.01.2021 (онлайн);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-10222/2023) Санкт-Петербургской таможни, Дагестанской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2023 по делу N А56-104916/2021 (судья Устинкина О.Е.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кранц"
к Санкт-Петербургской таможне
Дагестанской таможне
о признании недействительными уведомлений, решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кранц" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Дагестанской таможни о классификации товаров от 27.09.2021 N РКТ-10801000- 21/000016, N РКТ-10801000-21/000017, N РКТ-10801000-21/000018, N РКТ-10801000- 21/000019, N РКТ-10801000-21/000020, N РКТ-10801000-21/000021, N РКТ-10801000- 21/000022, N РКТ-10801000-21/000023, N РКТ-10801000-21/000036; о признании недействительными решений Дагестанской таможни от 27.09.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN 10005030/010620/0148444, 10005030/010620/0148344, 10005030/260520/0142850, 10005030/260520/0142244, 10005030/190520/0135735, 10005030/180620/0129316, 10005030/210420/0112279, 10005030/090221/0048938, 10005030/040620/0008205; о признании недействительными уведомлений Санкт-Петербургской таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 29.09.2021 N 10210000/У2021/0006818, N 10210000/У2021/0006820, N 10210000/У2021/0006822, N 10210000/У2021/0006824, N 10210000/У2021/0006826, N 10210000/У2021/0006828, N 10210000/У2021/0006829, от 30.09.2021 N 10210000/У2021/0006851, N 10210000/У2021/0006859; об обязании Санкт-Петербургскую таможню и Дагестанскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне взысканных денежных средств в сумме 4 554 442 руб. 36 коп.
Решением суда от 18.03.2022 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2022 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.11.2022 вышеуказанные судебные акты отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Решением суда от 09.02.2023 заявленные требования Общества удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Санкт-Петербургская таможня и Дагестанская таможня подали апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе Санкт - Петербургская таможня считает, что из признания решений Таможни незаконными не следует тот факт, что уведомления также незаконны, поскольку оценка законности уведомлений заключается в исследовании судами соблюдения процедуры направления уведомления, что Санкт - Петербургской таможней и было осуществлено правомерно и в установленные сроки.
В апелляционной жалобе Дагестанская таможня считает, что согласно Правил 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД, с учетом примечания 2 б) к группе 90 ТН ВЭД ЕАЭС, Пояснений (том IV), исходя из сведений о наименовании, назначении, характеристиках и порядке эксплуатации инфузионного шприцевого насоса, приведенных в технической документации и общедоступных источниках информации, товары, заявленные Обществом должны классифицироваться в подсубпозиции 9018 90 500 1 "системы для взятия и переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов", поскольку наиболее соответствуют описанию подсубпозиции 90 18 90 500 1 "системы для взятия и переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов".
В судебном заседании представители таможенных органов поддержали доводы жалоб, просили решение суда отменить.
Представитель Общества просил в удовлетворении жалоб отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществом на таможенный пост Авиационный Центр электронного декларирования (далее - ЦЭД) Шереметьевской таможни с целью помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" ввезен и задекларирован по декларациям на товары (далее - ДТ) N N 10005030/010620/0148444, 10005030/010620/0148344, 10005030/260520/0142850, 10005030/260520/0142244, 10005030/190520/0135735, 10005030/180620/0129316, 10005030/210420/0112279, 10005030/090221/0048938, 10005030/040620/0008205 следующий товар: "Насосы инфузионные шприцевые моделей: SN-50C6, SN-50C6N, SN-50С6Т, SN-50F6, SN-1500H".
В графе 33 указанных ДТ Обществом заявлен код товара в соответствии ТН ВЭД ЕАЭС - 9018 90 840 9 "приборы и устройства, применяемые в медицине - инструменты и оборудование, прочие", ставка ввозной таможенной пошлины 0%.
Товар выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
После выпуска товара Таможней в марте 2021 года проведена камеральная таможенная проверка (Акт камеральной таможенной проверки от 25.08.2021 N 10801000/210/250821/А000048/000).
В результате камеральной таможенной проверки таможенным органом вынесены решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 27.09.2021 N N РТК-10801000-21/000016, РТК10801000-21/000017, РТК-10801000-21/000018, РТК-10801000-21/000019, РТК10801000-21/000020, РТК-10801000-21/000021, РТК-10801000-21/000022, РТК10801000-21/000023, РТК-10801000-21/000036, в соответствии с которыми товар классифицирован в товарной подсубпозиции 9018 90 500 1 "системы для взятия и переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов", ставка ввозной таможенной пошлины - 5%.
С учетом вынесенных решений о классификации товара Таможней приняты решения от 27.09.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары N N 10005030/010620/0148444, 10005030/010620/0148344, 10005030/260520/0142850, 10005030/260520/0142244, 10005030/190520/0135735, 10005030/180620/0129316, 10005030/210420/0112279, 10005030/090221/0048938, 10005030/040620/0008205, что послужило основанием для начисления таможенных платежей в размере 4 554 442 руб. 36 коп.
На основании сведений, указанных в паспорте задолженности, должностными лицами отдела взыскания задолженности Санкт-Петербургской таможни, в соответствии со статьей 73 Федерального закона N 289-ФЗ были сформированы Уведомления NN 10210000/У2021/0006818, 10210000/У2021/0006820, 10210000/У2021/0006822, 10210000/У2021/0006824, 10210000/У2021/0006826, 10210000/У2021/0006828, 10210000/У2021/0006829, от 30.09.2021 NN 10210000/У2021/0006851, 10210000/У2021/0006859, которые направлены в адрес Общества в виде электронного документа через "Личный кабинет" плательщика в установленный срок.
Не согласившись с вынесенными решениями Дагестанской таможни и уведомлениями Санкт-Петербургской таможни, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государств - членов ЕАЭС.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5, 6 ОПИ ТН ВЭД.
Согласно правилу 6 ОПИ ТН ВЭД классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Для целей классификации товаров по ТН ВЭД также используются Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, которые рекомендованы Коллегией Евразийской экономической комиссии к применению в качестве одного из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД (Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21; далее - Пояснения).
Для правильности классификации товаров по ТН ВЭД необходимо установить характеристики товара как с точки зрения его состава и функциональных особенностей, так и назначения, а затем соотнести их с текстом соответствующей товарной позиции с учетом Примечаний и Пояснений к ТН ВЭД.
В настоящем случае Общество как и таможня отнесли ввезенный товар (насосы инфузионные шприцевые) к товарной субпозиции 9018 90 ТН ВЭД "Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения: - инструменты и оборудование, прочие".
Спор между сторонами возник относительно применимых к товару подсубпозиций, поскольку, по мнению декларанта, товар следует классифицировать в остаточной подсубпозиции 9018 90 840 9 ТН ВЭД "прочие", тогда как таможенный орган классифицировал товар в подсубпозиции 9018 90 500 1 ТН ВЭД "системы для взятия и переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов".
Исходя из правила 6 ОПИ ТН ВЭД лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. В Пояснениях к правилу 6 ОПИ ТН ВЭД (пункт II, подпункт (а)) указано, что "субпозиции одного уровня" означают субпозиции с одним дефисом (уровень 1) или субпозиции с двумя дефисами (уровень 2).
Так, при сравнительном анализе двух или более субпозиций с одним дефисом в пределах одной товарной позиции по Правилу 3 (а), возможность отнесения товара к одной из них должна определяться только по описанию товара в этих субпозициях с одним дефисом. После того как субпозиция с одним дефисом, дающая наиболее конкретное описание товара, выбрана и если сама субпозиция делится, тогда и только тогда принимается во внимание описание на уровне субпозиций с двумя дефисами и выбирается одна из них.
Сфера действия субпозиции с двумя дефисами не должна выходить за рамки той субпозиции с одним дефисом, к которой принадлежит данная субпозиция с двумя дефисами; а сфера действия субпозиции с одним дефисом не должна выходить за рамки той товарной позиции, к которой принадлежит данная субпозиция с одним дефисом (пункт III Пояснений к правилу 6 ОПИ ТН ВЭД).
Вывод суда о том, что наименование трехдефисной подсубпозиции "системы для взятия и переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов" имеет более широкое толкование, чем наименование двухдефисной субпозиции "аппаратура для переливания крови" и, помимо аппаратуры для переливания крови, включает аппаратуру для взятия и переливания кровезаменителей и инфузионных растворов, противоречит приведенным Пояснениям.
В данном случае сравнивать нужно на уровне: - - 901890500 и - - 901890840.
Обоснование применения расширительного толкования понятия "системы для взятия и переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов" в обжалуемом судебном акте отсутствует.
Позиция же таможенного органа в этой части, по сути, сводится к сравнению трехдефисных подсубпозиций "системы для взятия и переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов" и "прочие", из которых подсубпозиция 9018 90 500 1 ТН ВЭД, как указывает таможня, содержит наиболее конкретное описание товара. Сравнение двухдефисных позиций таможенным органом не осуществлялось, а Пояснения к подсубпозиции 9018 90 840 9 ТН ВЭД (том VI), по мнению таможни, содержат закрытый перечень устройств и инфузионный насос в данном перечне не указан.
В Пояснениях к подсубпозиции 9018 90 500 1 ТН ВЭД (том VI), а также в пунктах 188.1, 188.2 Разъяснений приведено описание систем для взятия и переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов, и инфузионный насос в составе таких систем не поименован.
Так, согласно Пояснениям к подсубпозиции 9018 90 500 1 ТН ВЭД
(том VI) и пункту 188.1 Разъяснений в данную подсубпозицию включаются устройства комплектные эксфузионные, инфузионные и трансфузионные, предназначенные для взятия крови у донора, для вливания реципиенту растворов и переливания крови и ее компонентов, а также кровезаменителей и других трансфузионных сред из стеклянных и полимерных емкостей.
Эти устройства представляют собой полимерную трубку (снабженную или не снабженную зажимом), на одном конце которой установлена инъекционная игла (металлическая трубчатая), а на другом - игла (трубчатая, с боковым отверстием, изготовленная, как правило, из пластмассы) для подсоединения к емкости для раствора, кровезаменителя или крови. Между иглой для подсоединения к емкости и трубкой могут находиться капельница, фильтрующие узлы. Устройства также могут иметь не одну, а две иглы для подсоединения к емкостям (с соответствующим разветвлением трубки).
Другие устройства, не соответствующие приведенному выше описанию, не относятся к системам для взятия и переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов и классифицируются в подсубпозиции 9018 90 500 9 ТН ВЭД (пункт 188.2 Разъяснений).
В соответствии с представленной обществом технической документацией (Руководство по эксплуатации), инфузионные шприцевые насосы серии SN - это волюметрические многоканальные насосы для инъекций с регулировкой скорости инфузии. Аппарат характеризуется высокой точностью расчета времени, стабильностью заданной скорости инфузии, микродозированием вводимых препаратов. Инфузионные шприцевые насосы являются электрическими. Источником питания является аккумуляторная батарея или электрическая сеть переменного тока. Коммутационные разъемы позволяют обеспечивать связь с медперсоналом (подсоединяется к системе связи с медперсоналом), а разъем RS232 используется для связи с компьютером и обмена данными. Предназначен для введения таких медицинских препаратов, как нитропруссид натрия, допамин, антибактериальные препараты и другие. В инфузионных шприцевых насосах серии SN применяются стерильные шприцы различных объемов, калибрируемые аппаратом. Как только шприц подсоединяется к аппарату, аппарат автоматически определяет его характеристики. Кроме того, аппарат оборудован фракцией сигнализации (тревоги), обеспечивающей безопасность и надежность применения аппарата для инъекций, а также системой контроля скорости и объема инфузии при введении растворов медицинских препаратов, питательных жидкостей. Инфузионный шприцевой насос серии SN состоит из корпуса, зажима для фиксации шприца, панели управления и поршня.
Таким образом, спорные товары представляют собой насосы для инъекций с регулировкой скорости инфузии, они не оснащены инъекционной иглой и иглой для подсоединения к емкости.
Наличие вышеприведенных свойств и функционального назначения у ввезенных обществом товаров не позволяет их самостоятельно использовать в качестве системы для взятия и переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов, следовательно, они не подлежат классификации в подсубпозиции 9018 90 500 1 ТН ВЭД.
Поскольку инфузионный насос не относится к частям систем для взятия и переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов, применение Примечания 2 (б) к группе 90 ТН ВЭД при классификации спорного товара, являющегося отдельным медицинским изделием, используемым в инфузионной терапии, является неправомерным.
Пояснения к подсубпозиции 9018 90 840 9 ТН ВЭД (том VI) содержат закрытый перечень медицинских изделий и устройств. Инфузионный насос в данном перечне не указан, поэтому к данной подсубпозиции он также не может быть отнесен.
Товар соответствует коду 9018 90 500 9 ТН ВЭД, ставка ввозной таможенной пошлины для которого - 0%.
То обстоятельство, что общество квалифицировало спорные товары в подсубпозиции 9018 90 840 9 ТН ВЭД, тогда как совокупность имеющихся в деле доказательств указывает на необходимость их классификации в подсубпозиции 9018 90 500 9 ТН ВЭД, не свидетельствует о законности и обоснованности оспариваемых решений таможенного органа.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - постановление N 49), основанием для вывода о неправомерности оспариваемого в суде решения о классификации товара по ТН ВЭД является неправильная классификация товара таможенным органом. В судебном акте, при наличии к тому достаточных доказательств, также может содержаться вывод о верности классификации, произведенной декларантом, и об отсутствии в связи с этим у таможенного органа основания для принятия решения об иной классификации товара, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС.
В настоящем случае таможня не доказала правомерность классификации товаров в товарной подсубпозиции 9018 90 500 1 ТН ВЭД, что является основанием для признания оспариваемых решений о классификации товаров недействительными и возложения на таможенный орган в порядке статьи 201 АПК РФ обязанности восстановить нарушенные права и законные интересы общества путем возврата заявителю излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей.
Как разъяснено в пункте 33 постановления N 49, в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные Обществом требования.
Доводы апелляционных жалоб проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2023 по делу N А56-104916/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-104916/2021
Истец: ООО "Кранц"
Ответчик: ДАГЕСТАНСКАЯ ТАМОЖНЯ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: ШАБАЛИН Н.И.
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4288/2024
14.02.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-41873/2023
26.05.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10222/2023
09.02.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-104916/2021
08.11.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15479/2022
28.06.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11378/2022
18.03.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-104916/2021