г. Москва |
|
26 мая 2023 г. |
Дело N А40-54549/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Ким,
судей В.В. Валюшкиной, Т.В. Захаровой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Елмановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства обороны РФ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 февраля 2023 года по делу N А40- 54549/22,
по иску АО "Тываэнергосбыт"
к Министерству обороны РФ
третьи лица: ЦЖКУ "ТУИО" Минобороны РФ, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны РФ
о взыскании задолженности в размере 13 494 251,88 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: Загуменников В.В. по доверенности от 21.11.2022,
от ответчика: Кривошеина М.А. по доверенности от 11.10.2022,
от третьих лиц:
от ЦЖКУ "ТУИО" Минобороны РФ: Мосунов М.С. по доверенности от 26.04.2023
от ФГКУ "СТУИО" Минобороны РФ: не явились, извещены,
от ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны РФ: Мизяк Б.Е. по доверенности от 15.11.2022.
УСТАНОВИЛ:
АО "Тываэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Министерству обороны РФ (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 13 494 251,88 руб., с учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь ст.ст. 307,309,310,314,330,333, 401 -406 ГК РФ, ст.ст. 101-103,110,167-171 АПК РФ Решением от 28 февраля 2023 г. суд первой инстанции иск удовлетворил.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил указанное решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, в обоснование отмены ссылался на ненадлежащего ответчика, истцом избран ненадлежащим способ защиты права, поскольку имеется факт бездоговорного потребления.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика, ЦЖКУ "ТУИО" Минобороны РФ доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме. Считают решение суда незаконным и необоснованным, просят решение суда отменить.
Представитель истца, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны РФ возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве. Считают решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Представитель ФГКУ "СТУИО" Минобороны РФ в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи, с чем дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы.
Судом установлено, Акционерным обществом "Тываэнергосбыт" и Министерством обороны РФ договор энергоснабжения в отношении точек поставки электроэнергии "военный городок отдельной мотосрелковой бригады приборы учета N 010248, 0085414, N 806162517, N 806162976" не заключен.
Однако между сторонами фактически сложились обязательственные правоотношения вытекающие из договора энергоснабжения.
В период с 01.09.2020 г. по 31.12.2020 г. гарантирующий поставщик поставил ответчику электрическую энергию в точки поставки ответчика "военный городок отдельной мотосрелковой бригады приборы учета N 010248, 0085414, N 806162517, N 806162976" на общую сумму 13 494 251,88 руб.
Факт поставки электрической энергии ответчику подтверждается: расчетом задолженности за потребленную электроэнергию по количеству отпущенной электроэнергии, договором энергоснабжения, счет-фактурами, актами приема-передачи электрической энергии, сведениями о показаниях приборов учета (непосредственно представленные потребителем).
Ранее договор энергоснабжения в отношении спорных точек поставки "военный городок отдельной мотосрелковой бригады приборы учета N 010248, 0085414, N 806162517, N 806162976" был заключен между гарантирующим поставщиком и АО "Главное управление обустройства войск" (договор N 4841 от 30.04.2014 г.). За спорный период с 01.09.2020 г. по 31.12.2020 г. гарантирующим поставщиком к АО "Главное управление обустройства войск" предъявлено к оплате задолженность за потребленную электрическую энергию в размере 13 494 253,90 руб.
Однако АО "Главное управление обустройства войск" обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва к АО "Тываэнергосбыт" об обязании произвести перерасчет стоимости электрической энергии за период с 01.09.2020 г. по 31.12.2020 г. уменьшив сумму задолженности на 13 494 253,90 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 17.08.2021 г. по делу N А69-566/2021 исковые требования АО "Главное управление обустройства войск" удовлетворены в полном объеме.
При рассмотрении дела выяснилось, что по объектам электроэнергии "временные электроприемники военного городка отдельной мотострелковой бригады" строительство завершено при разрешении на ввод в эксплуатацию.
Таким образом, судом установлено, что обязанность застройщика по оплате спорного коммунального ресурса прекращена в связи с передачей объектов заказчику.
Государственным заказчиком на выполнение полного комплекса работ по проектированию и завершению строительства объектов военного городка отдельной мотосрелковой бригады согласно, государственного контракта от 14.08.2017 г. является Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 г. потребителем электроэнергии признается лицо, приобретающее электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Право владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежит собственнику (п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с п. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Однако ответчик в нарушение требований действующего законодательства, свои обязательства по оплате за потребленную электрическую энергию перед гарантирующим поставщиком выполнял ненадлежащим образом. Таким образом, сумма задолженности ответчика перед истцом составила 13 494 251,88 руб.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции признал исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Апелляционный суд отклоняет доводы жалобы, на основании следующего.
Согласно актам приемки средства расчетного учета от 01.11.2017 г. установлены приборы учета N 0806162517, N 0806162976, измеряющие почасовые объемы потребления электрической энергии, установлены в ПС N 44 "Вавилинская" 110/кВ, фидер 44-02, фидер 44-03.
Согласно акту об осуществлении технологического присоединения от 04.12.2017 г. N 1471 заявителем на технологическое присоединение энергопринимающего оборудования, присоединенного к ПС N 44 "Вавилинская", является Министерство обороны Российской Федерации.
На границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности Министерства обороны находятся технологически соединенные элементы электрической сети КЛ 10 кВ (2ААП2л*240) L=210 м. от границ земельного участка заявителя до РТП-1 кВ и КЛ 10 кВ (2ААП2л 3*240) L=205 м. от границ земельного участка заявителя до РТП-1 10 кВ; РТП-1 10 кВ, S=2*1000кВА, 2КТПНУ 10/04 кВ N 8, S=2*1000; 2 КТПНУ 10/0,4 кВ N 10, S=2*400 кВА; 2КТПНУ 10/04 кВ N 9, S=2*630; КТП "Военкомат" 10/0,4 кВ, S=2*630 кВА; 2КЛ (2ААП2л 3*240 L=1375 м.) от РТП-1 до 2 КТПНУ 10/0,4 кВ N 8; 2КЛ (2ААП2л 3*240 L=1850 м.) от РТП-1 до КТП "Военкомат" 10/0,4 кВ; 2КЛ (2ААП2л 3*240 L=490 м.) от 2КТПНУ 10/0,4 кВ N 8 до 2КТПНУ 10/0,4 кВ N 10; 2КЛ (2ААП2л 3*240 L=400 м.) от 2 КТПНУ 10/0,4 кВ N 10 до 2КТПНУ 10/0,4 кВ N 9).
Согласно акту допуска в эксплуатации прибора учета электрической энергии от 16.09.2020 г. года N 0094 прибор учета N 010248,0085414, измеряющий почасовые объемы потребления электрической энергии, установлен в ПС N 44 "Вавилинская" 110/10кВ, фидер 44-08. Согласно акту о выполнении технических условий N5548 от 22.10.2019 г. на балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности заявителя находятся следующие технологически соединенные элементы электрической сети отходящий от опоры N54-15 ВС-10кВ (СИП 3*50-м), 4ТП 10/0,4 кВ S=630кВА, распределительные сети и электрооборудование.
Таким образом, владельцем электросетевого хозяйства является Министерство обороны РФ.
В соответствии с п. 129 Постановления Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 г. потери электрической энергии, возникающие в принадлежащих иным владельцам объектов электросетевого хозяйства объектах электросетевого хозяйства, приравниваются к потреблению электрической энергии и оплачиваются иными владельцами в рамках заключенных ими договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, с учетом оплаты стоимости услуг по передаче электрической энергии.
Согласно п. 130 Основных положений при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии или договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевые организации (иные владельцы объектов электросетевого хозяйства) оплачивают стоимость электрической энергии в объеме фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
Таким образом, потери электроэнергии в электрических сетях, принадлежащих Министерству обороны Российской Федерации, должны быть оплачены именно Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным^ техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации). Потребителем электроэнергии признается лицо, приобретающее электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (пункт 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442). Право владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежит собственнику (пункт 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В структуру Минобороны России входит такой орган военного управления - как Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинский частей и организаций Министерства обороны.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 390 от 30.06.2021 г. (далее - Приказ), утверждено положение о Департаменте эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны.
В соответствии с указанным Приказом основными задачами Департамента являются:
- осуществление в интересах Вооруженных Сил планировании (текущего, перспективного)объемов бюджетных ассигнований для организации коммунально-эксплуатационного обеспечения Вооруженных Сил ;
- организация деятельности по осуществлению коммунально-эксплуатационного обеспечения Вооруженных Сил (в том числе за пределами территории Российской Федерации)
-организация деятельности по заключению контрактов на коммунально-эксплуатационное обеспечение Вооруженных Сил;
Кроме того, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 с 01.04.2017года на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (далее по тексту - "ЦЖКУ" Минобороны России ) возложена обязанность по содержанию и эксплуатации объектов социальной инфраструктуры и предоставлению коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, что соответствует характеру деятельности организации, закрепленному в Уставе.
"ЦЖКУ" Минобороны России является ответственным за заключение контрактов на поставку ресурсов в интересах подведомственных Минобороны РФ организаций. В связи с созданием "ЦЖКУ" Минобороны России субсидии для заключения государственных контрактов для нужд воинских частей и организаций с 01.04.2017 года выделены вновь сформированной организации "ЦЖКУ" Минобороны России.
При этом до начала работ указанной организации не требовалось какого-либо отдельного приказа, поскольку основным видом деятельности Учредителем (МО РФ) обозначено как содержание и эксплуатация объектов социальной инфраструктуры и предоставлению коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что "ЦЖКУ" Минобороны России приняло военный городок в эксплуатацию и обеспечение коммунальными ресурсами с 01.04.2017 фактическое обеспечение объектов Вооруженных Сил Российской Федерации является бременем - "ЦЖКУ" Минобороны России
Приказом Министра обороны РФ от 30.12.2017 г. N 860 утверждено и введено в действие с 01.04.2018 года Руководство по коммунально -эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации.
Указанное Руководство определяет общий порядок коммунально -эксплуатационного обеспечения органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время.
Названным Руководством вполне четко определено, что "ЦЖКУ" Минобороны России организует и несет ответственность за учет материально -технической базы, эксплуатация которой осуществляется в рамках и за счет средств федерального бюджета, предусмотренного для выполнения государственного задания.
"ЦЖКУ" Минобороны России ведение учета материально - техничес базы осуществляет по каждому эксплуатируемому зданию, сооружению, военному городку, гарнизону и в целом за ЖКО. Кроме того, статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств" в соответствии с которым бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Использование бюджетных средств на цели, не отвечающие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом на соответствующий год, признается нецелевым использованием бюджетных средств.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Бюджетная смета это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
По правилам ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
- составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись;
- распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств;
- исполняет соответствующую часть бюджета.
Согласно пп.7.1 п.7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного данным Указом, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, осуществляет функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Таким образом, если главный распорядитель бюджетных средств не предусмотрел для казенного учреждения в лице ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России таких статей расходов, как оплата за поставленный коммунальный ресурс, то само по себе таковое денежное обязательство является для Учреждения не исполнимым, поскольку законного источника на его оплату юридическое лицо не имеет.
Более того, испрашивать соответствующие лимиты на оплату за поставленный ресурс ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России у главного распорядителя в лице Министерства также не имеет возможности, поскольку тому сопутствует наличествующее положение о Департаменте эксплуатационного содержания, в правомочия которого входят обобщение и представление в финансовый орган Министерства информации о потребностях в бюджетных ассигнованиях на поставку коммунального ресурса.
Таким образом, осуществление внутриведомственных расчетов по оплате транспортных услуг, коммунальных услуг, работ, услуг по содержанию имущества, прочих работ, услуг для нужд подведомственных учреждений бюджетным законодательством не предусмотрено (см. Постановление АС ЗСО от 02.08.2016 N Ф04-3406/2016 по делу N А45-25018/2015).
Указанное обоснование свидетельствует о том, что надлежащим ответчиком по заявленному спору ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России являться не может, поскольку Учреждение не обеспечивает объекты Вооруженных Сил коммунальными услугами и не уполномочено на такое обеспечение, не несет ответственности по обязательствам публично-правового собственника, не имеет полномочий на заключение письменных договоров на оказание коммунальных услуг на объекты Министерства, не является конечным потребителем коммунальных услуг.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 февраля 2023 года по делу N А40- 54549/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Судьи |
В.В. Валюшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-54549/2022
Истец: АО "ТЫВАЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, ФГКУ "СИБИРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ " МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ