г. Санкт-Петербург |
|
06 июля 2023 г. |
Дело N А21-1160/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13904/2023) акционерного общества "Россетти Янтарь" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.04.2023 по делу N А21-1160/2023, принятое
по заявлению акционерного общества "Россети Янтарь"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
о признании незаконным постановления от 09.12.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-913/2022
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Россети Янтарь" (далее - Общество, АО "Россети Янтарь") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Управление, Калининградское УФАС) от 09.12.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-913/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 05.04.2023 в удовлетворении заявленных АО "Россети Янтарь" требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 05.04.2023 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, вопреки выводам суда первой инстанции, в рассматриваемом случае имеются основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку все мероприятия по осуществлению технологического присоединения по договорам от 16.02.2022 N 1387/02/22 и от 18.12.2021 N 12056/12/21 выполнены.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Калининградское УФАС поступило заявление Белова В.Ю. (вх. N 7676-ЭП/22 от 04.10.2022) на действия (бездействие) АО "Янтарьэнерго", содержащее сведения о нарушении Обществом Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N861), в связи с чем определением Калининградского УФАС от 01.11.2022 возбуждено дело N039/04/9.21-913/2022 по признакам совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В ходе проведения административного расследования Управлением установлено, что 08.12.2021 между АО "Янтарьэнерго" и Беловым В.Ю. заключен договор N 12056/12/21 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта заявителя - индивидуального жилого дома, расположенного (который будет располагаться) по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, Шоссейное п., Заводская ул., кадастровый номер 39:03:080103:409 (далее - Объект), присоединяемая мощность - 15 кВт по III категории надежности при напряжении 0,4 кВ. Неотъемлемой частью договора являются технические условия N Z-12056/21 (далее - Технические условия).
Также между АО "Янтарьэнерго" и Беловым В.Ю. заключен договор от 16.02.2022 N 1387/02/22 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта заявителя - гараж, расположенного (который будет располагаться) по адресу: 236028, Калининградская область, Гурьевский район, Шоссейное п., ПГК "Аист", кадастровый номер 39:03:080101:421 (далее - Объект), присоединяемая мощность - 15 кВт по III категории надежности при напряжении 0,4 кВ. Неотъемлемой частью договора являются технические условия N Z-1387/22 (далее - Технические условия).
Перечень мероприятий, которые должна осуществить сетевая организация, определен в пункте 10 Технических условий.
Пунктом 6 Договоров предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев с даты заключения Договора. Таким образом, датой окончания исполнения обязательств со стороны Общества является 18.06.2022 и 16.08.2022 соответственно.
В ответ на определение от 01.11.2022 о возбуждении дела N 039/04/9.21-913/2022 и проведении административного расследования, Общество письмом от 08.11.2022 N ЯЭ/5/2822 представило в Управление письменные пояснения о мероприятиях, проведенных в рамках исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, согласно которым АО "Россети Янтарь" осуществлены следующие мероприятия:
- по договору от 08.12.2021 N 12056/12/21 Обществом разработано, утверждено и передано в работу техническое задание по титулу "Реконструкция ВЛ 0,4 кВ от ТП 180-16 (инв. N 5151014), организация системы учета электроэнергии в п.Шоссейное, ул. Заводская Гурьевского района" (техническое задание от 12.01.2022 N Z/021494/2021-25); проводятся конкурсные процедуры, в связи с отсутствием коммерческих предложений от подрядных организаций конкурс продлен;
- по договору от 16.02.2022 N 1387/02/22 Обществом разработано, утверждено и передано в работу техническое задание по титулу "Организация системы учета электроэнергии ВЛ 0,4 кВ от ТП 180-11 в п. Шоссейное, ПГК "Аист" Гурьевского района" (техническое задание от 22.02.2022 N Z/022599/2022-25); в целях ускорения технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта заявителя Обществом было принято решение о выполнении строительно-монтажных работ силами Западного РЭС.
Также Общество пояснило, что в связи с увеличением нагрузки на существующие электрические сети, отсутствием электросетевых объектов в месте расположения земельного участка заявителя, Общество для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств спорных объектов необходимо выполнить значительный комплекс мероприятий, включающий разработку технических решений по реконструкции существующих и строительству сетевых объектов, инженерные изыскания, разработку и согласование проекта строительства и реконструкции, оформление акта выбора трасс, получение согласований в организациях-владельцах инженерных коммуникаций, государственных органах, получение разрешений на право пользования земельными участками под сетевые объекты, выполнение строительно-монтажных работ, а также проведение закупочных процедур на привлечение для работ и услуг сторонних организаций в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
По результатам административного расследования Управлением установлено, что в нарушение пункта 16 Правил N 861 Обществом не осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств в сроки, установленные договорами от 08.12.2021 N 12056/12/21 и от 16.02.2022 N1387/02/22 (6 месяцев с даты заключения договора).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества протокола от 25.11.2022 N 039/04/9.21-913/2022 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 09.12.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-913/2022 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 300000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, а также оснований для снижения размера штрафа, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 05.04.2023 в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий урегулированы Правилами N 861.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 16 Правил N 861 договор должен содержать следующие существенные условия:
- перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;
- срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора.
Договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать:
- 6 (шесть) месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Пунктом 6 договоров от 08.12.2021 N 12056/12/21 и от 16.02.2022 N1387/02/22 предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев с даты заключения договоров.
Таким образом, как установлено административным органом и судом первой инстанции, датой окончания исполнения обязательств по вышеуказанным договорам со стороны Общества является 18.06.2022 и 16.08.2022 соответственно, однако к названным срокам технологическое присоединение объектов не выполнено (фактически технологическое присоединение осуществлено только 08.12.2022 и 19.01.2023, то есть с нарушением предусмотренных договорами от 08.12.2021 N 12056/12/21 и от 16.02.2022 N 1387/02/22 сроков), что свидетельствует о нарушении Обществом Правил N 861 и наличии в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (с учетом повторности привлечения Общества к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы об отсутствии в действиях Общества вины во вмененном правонарушении отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных Правилами N 861 требований по технологическому присоединению объектов Белова В.Ю., и своевременно выполнить необходимые мероприятия по договору технологического присоединения, как профессиональный участник рассматриваемых правоотношений.
Как усматривается из материалов дела, в пределах установленных договорами сроков (18.06.2022 и 16.08.2022) Обществом были только разработаны и утверждены технические задания по титулу "Реконструкция ВЛ 0,4 кВ от ТП 180-16 (инв. N 5151014), организация системы учета электроэнергии в п.Шоссейное, ул. Заводская Гурьевского района" (техническое задание от 12.01.2022 N Z/021494/2021-25) (по договору от 08.12.2021 N 12056/12/21), а также по титулу "Организация системы учета электроэнергии ВЛ 0,4 кВ от ТП 180-11 в п. Шоссейное, ПГК "Аист" Гурьевского района" (техническое задание от 22.02.2022 N Z/022599/2022-25) (по договору от 16.02.2022 N 1387/02/22).
Фактически осуществление технологического присоединения объектов Белова В.Ю. к электрическим сетям Общества осуществлено только 08.12.2022 (акт об осуществлении технологического присоединения от 08.12.2022 N Z25-08632-2022) и 19.01.2023 (акт об осуществлении технологического присоединения от 19.01.2023 N Z25-00166-2023), то есть с нарушением сроков более, чем на 4 месяца.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении Обществом требований Правил N 861 и правомерно посчитал доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суд первой инстанции не установил существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Доводы подателя жалобы о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признании совершенного Обществом правонарушения малозначительным, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 и пункта 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Оценив характер и степень общественной опасности вмененного Обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая нарушение Обществом установленного пунктом 16 Правил N 861 срока по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Белова В.Ю., а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным. Устранение правонарушения (фактическое осуществление технологического присоединения) не свидетельствует о малозначительности правонарушения, а может быть учтено при назначении административного наказания.
В рассматриваемом случае, оспариваемым постановлением наказание назначено Обществу с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере 300000 рублей (1/2 санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное административным органом наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании незаконным и отмене постановления Управления от 09.12.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-913/2022.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 05.04.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 05 апреля 2023 года по делу N А21-1160/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Россетти Янтарь"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1160/2023
Истец: АО "РОССЕТИ ЯНТАРЬ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ