г. Челябинск |
|
11 марта 2024 г. |
Дело N А47-11058/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Корсаковой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.12.2023 по делу N А47-11058/2022.
В судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, организацию которой осуществил Арбитражный суд Оренбургской области, приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Газпром переработка" -Дылдин А.В. (доверенность от 26.12.2023, паспорт, диплом), Ищенко Е.В. (доверенность от 26.12.2023, паспорт, диплом);
Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Скоян Ю.В. (служебное удостоверение, диплом, доверенность).
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром переработка" (ИНН 1102054991, ОГРН 1071102001651, далее - заявитель, общество, ООО "Газпром переработка") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с требованиями к Южно-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, Управление Росприроднадзора) о признании недействительным предписания от 09.03.2022 N 0134-П.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.07.2022 по делу N А07-16683/2022 дело передано на рассмотрение Арбитражного суда Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.12.2023 заявленные требования удовлетворены: предписание от 09.03.2022 года N 0134-П в части пунктов 5 (частично), пунктов 8, 9 и 10 признано недействительным, на Управление Росприроднадзора возложена обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Газпром переработка". С Управления Росприроднадзора в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Управление Росприроднадзора, не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что разработчиком ФР.1.39.2007.03222 "Методика определения и токсичности воды и водных вытяжек из почв, осадков сточных вод, отходов по смертности и изменению плодовитости дафний" является ООО "АКВАРОС" в ответ на запрос сообщено, что в испытательной лаборатории филиала "ЦЛАТИ по Оренбургской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" допускается применение лопаты (малая саперная) в качестве пробоотборного устройства при осуществлении пробоотбора из тары и емкостей накопления отходов производства. Отмечает, что специалисты Центра лабораторного анализа и технических измерений по Оренбургской области ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" имеют специальную профессиональную подготовку, владеют навыками применения утвержденных Методик, в силу чего оснований не доверять и подвергать сомнению правильность отбора проб, результатам проведенных ими исследований отобранных проб, не имеется. Кроме того, отбор проб проводился с участием представителя общества, которым никаких замечаний о нарушениях специалистами экспертной организации порядка отбора проб отходов не заявлено.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ООО "Газпром переработка" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, врио руководителя Межрегионального управления 08.02.2022 года в рамках осуществления государственного экологического надзора и проведения плановых мероприятий по соблюдению требований природоохранного законодательства принято решение N 0134-П о проведении выездной проверки ООО "Газпром переработка" по месту фактического осуществления деятельности Оренбургского газоперерабатывающего завода (460511, Оренбургская область, Оренбургский район, Подгородне-Покровский сельсовет, севернее ориентира 29 км автотрассы Оренбург-Самара), Оренбургского гелиевого завода (Оренбургская область, Оренбургский район, Чернореченский сельсовет, севернее ориентира 33 км трассы Оренбург-Самара) (т. 1, л.д. 110-115).
Решением Межрегионального управления от 10.02.2020 N 12-Н для Оренбургского газоперерабатывающего завода утверждены следующие нормативы образования отходов и лимитов на их размещение: песок загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%), код по ФККО 9 19 201 02 39 4, количество - 25,0 тонн; цеолит отработанный при осушке воздуха и газов, не загрязненный опасными веществами, код по ФККО 4 42 101 01 49 5, количество - 0,5 тонн; силикагель отработанный при осушке воздуха и газов, не загрязненный опасными веществами, код по ФККО 4 42 103 01 49 5, количество - 19,500 тонн; силикагель отработанный, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%), код по ФККО 4 42 503 12 29 4, количество - 9,600 тонн; цеолит отработанный, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%), код по ФККО 4 42 501 11 29 4, количество - 460,0 тонн (т. 10, л.д. 14-19).
Согласно предоставленным обществом сведениям об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления (форма N 2-ТП (отходы)) за 2020 год, в производственной деятельности Оренбургского газоперерабатывающего завода образуются следующие отходы: песок загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%), код по ФККО 9 19 201 02 39 4, класс опасности 4, количество - 24,1 тонн; цеолит отработанный при осушке воздуха и газов, не загрязненный опасными веществами, код по ФККО 4 42 101 01 49 5, класс опасности 5, количество - 0,4 тонны; силикагель отработанный при осушке воздуха и газов, не загрязненный опасными веществами, код по ФККО 4 42 103 01 49 класс опасности 5, количество - 17,6 тонн (т. 2, л.д. 1-42).
Цеолит отработанный при осушке воздуха и газов, не загрязненный опасными веществами, код по ФККО 4 42 101 01 49 5, класс опасности 5, количество - 0,5 тонны; силикагель отработанный при осушке воздуха и газов, не загрязненный опасными веществами, код по ФККО 4 42 103 01 49 класс опасности 5, количество - 19,315 тонн включены заявителем в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год (т. 2, л.д. 43-69).
Согласно разделу 4 программы производственного экологического контроля для объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду - Оренбургского газоперерабатывающего завода, утвержденной 28.04.2022 года, в процессе хозяйственной деятельности образуются следующие отходы: песок загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти и нефтепродуктов менее 15%), код по ФККО 9 19 201 02 39 4, класс опасности 4; цеолит отработанный при осушке воздуха и газов, не загрязненный опасными веществами, код по ФККО 4 42 101 01 49 5, класс опасности 5; силикагель отработанный при осушке воздуха и газов, не загрязненный опасными веществами, код по ФККО 4 42 103 01 49 класс опасности 5 (т. 3, л.д. 110-151, т. 4, т. 5, л.д. 1-5).
В ходе проведения плановой проверки лаборантом филиала "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Оренбургской области" федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" Дреминой А.А. в присутствии сотрудников Межрегионального управления и общества на территории Оренбургского гелиевого завода (ПХУ установка N 33, цех N 1) произведен отбор проб следующего отхода: песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15 процентов и более), о чем составлен протокол N67/17-Б (От) отбора проб отходов от 18.02.2022 (т. 1, л.д. 133-134, т. 10, л.д. 24-26).
Лаборантом филиала "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Оренбургской области" федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" Дреминой А.А. в присутствии сотрудников Межрегионального управления и общества на территории Оренбургского газоперерабатывающего завода (цех N 2 У-171) произведен отбор проб следующего отхода: цеолит отработанный при осушке воздуха и газов, не загрязненный опасными веществами, код по ФККО 4 42 101 01 49 5 (проба N 1); силикагель отработанный при осушке воздуха и газов, не загрязненный опасными веществами, код по ФККО 4 42 103 01 49 (проба N 2), о чем составлен протокол N 69/18-Б (От) отбора проб отходов от 21.02.2022 (т. 9, л.д. 75-77, т 10, л.д. 27-29).
Филиалом "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Оренбургской области" федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" по результатам испытаний (биотестирования) отхода, отобранного протоколом N 67/17-Б (От) отбора проб отходов от 18.02.2022, составлен протокол испытаний (биотестирования) N 33-Б от 03.03.2022, согласно которому предоставленная проба отхода (песок загрязненный нефть или нефтепродуктами (содержание нефти и нефтепродуктов 15% и более)) относится к 3 классу опасности (т. 10, л.д. 32-34).
Согласно экспертному заключению Филиала "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Оренбургской области" федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" от 03.03.022 N 6-Б, песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15 процентов и более), место отбора пробы - ПХУ, установка N 33, цех N1, относится к 3 классу опасности (т. 10, л.д. 30-31).
Филиалом "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Оренбургской области" федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" по результатам испытаний (биотестирования) отхода, отобранного протоколом N 69/18-Б (От) отбора проб отходов от 21.02.2022 (проба N 1), составлен протокол испытаний (биотестирования) N 34-Б от 03.03.2022, согласно которому предоставленная проба отхода (проба N 1) относится к 4 классу опасности (т. 10, л.д. 35-37).
Филиалом "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Оренбургской области" федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" по результатам испытаний (биотестирования) отхода, отобранного протоколом N 69/18-Б (От) отбора проб отходов от 21.02.2022 (проба N 2), составлен протокол испытаний (биотестирования) N 35-Б от 03.03.2022, согласно которому предоставленная проба отхода (проба N 2) относится к 4 классу опасности (т. 10, л.д. 38-40).
По результатам проверки 09.03.2022 составлен акт плановой проверки N 0134-П (т. 1, л.д. 57-72).
Согласно акту проверки, в соответствии с приложением N 1 к решению от 10.02.2020 N 12-Н об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на Оренбургском газоперерабатывающем заводе образуются следующие отходы, относящиеся к V классу опасности: цеолит отработанный при осушке воздуха и газов, не загрязненный опасными веществами - 0,500 т/год; силикагель отработанный при осушке воздуха и газов, не загрязненный опасными веществами - 19,500 т/год. В акте отражены отборы проб на Оренбургском газоперерабатывающем заводе цеолита отработанного при осушке воздуха и газов, не загрязненного опасными веществами (код по ФККО 44210101495); силикагеля отработанного при осушке воздуха и газов, не загрязненного опасными веществами (код по ФККО 44210301495), протоколы испытаний (биотестирования); на Оренбургском гелиевом заводе отбор проб песка, загрязненного нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15 процентов и более), протокол испытаний (биотестирования).
Проверкой установлено, что в журнале первичного учета не отражены отходы - цеолит отработанный при осушке воздуха и газов, не загрязненный опасными веществами (код по ФККО 44250102294); силикагель отработанный при осушке воздуха и газов, не загрязненный опасными веществами (код по ФККО 44250312294).
Проверкой установлено, что обнаруженный песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15 процентов и более) образован в отсутствие установленных нормативов образования отходов; паспорт на указанный опасный отход не разработан; документы, подтверждающие отнесение отхода к классу опасности, не предоставлены; в разделе "Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения" программы ПЭК сведения об образовании обнаруженного в ходе проверки отхода - песок загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15 процентов и более), отсутствуют.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 09.03.2022 N 0134-П об устранении выявленных нарушений обязательных требований, срок исполнения предписания - до 09.06.2022 (т. 1, л.д. 73-75). Жалоба ООО "Газпром переработка" от б/даты N б/н на предписание от 09.03.2022 N0134-П об устранении выявленных нарушений обязательных требований (т. 1, л.д. 99-102) решением врио руководителя Межрегионального управления от 25.04.2022 N 04/0988 (т. 1, л.д. 76-79) оставлена без удовлетворения.
Несогласие с принятым заинтересованным лицом предписанием от 09.03.2022 N 0134-П об устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее - предписание N 0134-П) послужило основанием для обращения ООО "Газпром переработка" в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, указанный орган является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, оспариваемое предписание N 0134-П выдано уполномоченным должностным лицом компетентного государственного органа.
Статьей 34 Закона об охране окружающей среды установлено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1). При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (пункт 2).
В соответствии с абзацем вторым статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом.
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028.
В пункте 5 предписания N 0134-П заинтересованное лицо указало на нарушение обществом положений пункта 1 ст. 19 Федерального закона N 89-ФЗ, приказа Минприроды России от 08.12.2020 N 1028, выразившееся в отсутствии ведения первичного учета образовавшихся отходов при эксплуатации объекта Оренбургский газоперерабатывающий завод: цеолит отработанный, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) (код по ФККО 44250102294); силикагель отработанный, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) (код по ФККО 44250312294).
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 24 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО).
В ФККО включены:
- силикагель отработанный при осушке воздуха и газов, не загрязненный опасными веществами, код 4 42 103 01 49 5;
- силикагель отработанный, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%), код 4 42 503 12 29 4;
- цеолит отработанный при осушке воздуха и газов, не загрязненный опасными веществами, код 4 42 101 01 49 5;
- цеолит отработанный, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%), код 4 42 501 11 29 4.
По результатам проверки заинтересованным лицом установлено, что на Оренбургском газоперерабатывающем заводе в ходе его хозяйственной деятельности образуется не отход силикагель отработанный при осушке воздуха и газов, не загрязненный опасными веществами, код по ФККО 4 42 103 01 49 5, а отход силикагель отработанный, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%), код по ФККО 4 42 503 12 29 4; не отход цеолит отработанный при осушке воздуха и газов, не загрязненный опасными веществами, код по ФККО 4 42 101 01 49 5, а отход - цеолит отработанный, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%), код по ФККО 4 42 501 11 29 4.
К такому выводу Межрегиональное управление пришло по результатам проведенной проверки и проведенных филиалом "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Оренбургской области" федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" испытаний (биотестирования) отходов, отобранного протоколом N 69/18-Б (От) отбора проб отходов от 21.02.2022 (проба N 1, проба N 2).
При этом, согласно данным первичного учета за период с 01.01.2022 по 28.02.2022, на предприятии не образовано отходов: силикагель отработанный, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%), код 4 42 503 12 29 4; цеолит отработанный, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%), код 4 42 501 11 29 4.
В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 19 Закона об охране окружающей среды нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (статья 21 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона об охране окружающей среды, пунктами 1, 2 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 1 ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом пунктом 3 данной статьи установлено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Пунктом 1 ст. 67 Закона об охране окружающей среды определено, что производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Пунктом 2 данной статьи установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Проверкой установлено, что обнаруженный отход - песок загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15 процентов и более) образован в отсутствие установленных нормативов образования отходов (пункт 8 предписания N 0134-П); на указанный отход паспорт опасного отхода не разработан, документы, подтверждающие отнесение отхода к классу опасности, не предоставлены (пункт 9 предписания N 0134-П); в разделе "Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения" программы ПЭК сведения об образовании обнаруженного в ходе проверки отхода отсутствуют (пункт 10 предписания N 0134-П).
К указанным выводам Межрегиональное управление пришло по результатам проведенной проверки и проведенных филиалом "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Оренбургской области" федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" испытаний (биотестирования) отхода, отобранного протоколом N 67/17-Б (От) отбора проб отходов от 18.02.2022.
Таким образом, в ходе проведенной проверки Межрегиональным управлением на основании проведенных филиалом "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Оренбургской области" федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" испытаний (биотестирования) отходов изменены виды образовавшихся в деятельности ООО "Газпром переработка" отходов, классы опасности и их коды по ФККО.
С учетом изложенного, первостепенное значение для определения видов отходов и их класса опасности имеет процедура отбора проб отходов.
ООО "Газпром переработка" приведены доводы о нарушениях, допущенных при отборе проб отходов.
Так, лаборантом филиала "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Оренбургской области" федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" Дреминой А.А. в присутствии сотрудников Межрегионального управления и общества на территории Оренбургского гелиевого завода (ПХУ установка N 33, цех N 1) произведен отбор проб отхода: песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15 процентов и более), о чем составлен протокол N 67/17-Б (От) отбора проб отходов от 18.02.2022.
Отбор проб проводился пробоотборным устройством - лопатой, вид пробы - объединенная, тара из нержавеющей стали, масса (объем) пробы - 5 кг, определяемая характеристика - острая токсичность, агрегатное состояние - прочие дисперсные системы.
Лаборантом филиала "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Оренбургской области" федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" Дреминой А.А. в присутствии сотрудников Межрегионального управления и общества на территории Оренбургского газоперерабатывающего завода (цех N 2 У-171) произведен отбор проб следующего отхода: цеолит отработанный при осушке воздуха и газов, не загрязненный опасными веществами, код по ФККО 4 42 101 01 49 5 (проба N 1); силикагель отработанный при осушке воздуха и газов, не загрязненный опасными веществами, код по ФККО 4 42 103 01 49 (проба N 2), о чем составлен протокол N 69/18-Б (От) отбора проб отходов от 21.02.2022 года.
Пробоотборное устройство - лопата, металлический совок, виды проб - объединенные, тара из нержавеющей стали, масса (объем) проб - 5 кг, определяемая характеристика - острая токсичность, агрегатное состояние - прочие формы твердых веществ.
В протоколах отбора проб указано на следующие нормативные документы по отбору проб:
- ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03 "Методические рекомендации. Отбор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, шламов промышленных сточных вод, отходов производства и потребления";
- ФР.1.39.2007.03222 "Методика определения и токсичности воды и водных вытяжек из почв, осадков сточных вод, отходов по смертности и изменению плодовитости дафний";
- ФР.1.39.2007.03223 "Методика определения и токсичности воды и водных вытяжек из почв, осадков сточных вод, отходов по изменению уровня флуоресценции хлорофилла и численности клеток водорослей".
Согласно пункту 1.1. ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03, настоящие методические рекомендации предназначены для отбора проб: твердых и жидких отходов производства и потребления (далее - отходов), к которым относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, образовавшихся в процессе производства или потребления.
Как следует из пункта 4.5. ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03, твердые отходы производства и потребления отбирают из специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения (свалки, полигоны) и накопления (контейнеры, емкости, площадки и т.д.) отходов или непосредственно в местах образования отходов.
Отбор проб из емкостей для накопления твердых отходов производят из расчета одна объединенная проба на емкость. Объединенную пробу получают путем смешивания не менее 5 точечных проб массой не менее 200 г каждая. Точечные пробы следует отбирать на разных уровнях емкости для накопления отходов.
Отбор проб твердых отходов из емкости производят с помощью щупа (Приложение А, рис. 2).
В Приложении А рис. 2 изображен щуп с продольной щелью и поворотным устройством.
Щуп с продольной щелью и поворотным устройством предусмотрен для проб высокой влажности и сыпучих проб (пункт 4.3. ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03).
Согласно пункту 7.5.3.1 ФР.1.39.2007.03222, отбор сыпучих отходов из тары (вагон, кузов автомобиля, контейнер и др.) производят с помощью щупа. Отбор единичных проб производят погружением щупа в опробуемую массу до середины или на всю высоту тары. Отобранные единичные пробы соединяют в объединенную пробу или сразу после пробоотбора, или после отдельной их подготовки до определенного этапа квартования, а затем объединяют в нужных пропорциях.
Разработчик ФР.1.39.2007.03222 и ФР.1.39.2007.03223 ООО "Акварос" на запрос филиала "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Оренбургской области" федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" письмом от 15.11.2023 N 032 сообщило, что в испытательной лаборатории филиала "ЦЛАТИ по Оренбургской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" допускается применение лопаты (малая саперная) в качестве пробоотборного устройства при осуществлении пробоотбора из тары и емкостей накопления отходов производства (т. 11, л.д. 17).
Вместе с тем, судом первой инстанции, верно отмечено, что в силу положений ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03, именно щуп с продольной щелью и поворотным устройством позволяет отбирать точечные пробы на разных уровнях емкости для накопления отходов высокой влажности или сыпучих.
Применение лопаты, металлического совка не позволит отобрать точечные пробы на разных уровнях емкости для накопления отходов высокой влажности или сыпучих, за исключением случаев, если емкости для накопления отходов наполнены незначительно. В случае, если емкости для накопления отходов значительно наполнены, при отборе проб произойдет осыпание верхних слоев отходов, в результате чего пробы будут перемешаны.
В ходе проведенной проверки сотрудниками Межрегионального управления не составлялись протоколы осмотра емкостей, из которых были обобраны пробы.
Таким образом, не представляется возможным определить объем емкостей для накопления отходов, их габаритные размеры, объем заполнения отходами емкостей (количественная характеристика пространства, занимаемого отходом).
В судебном заседании суда первой инстанции 27.09.2023 в качестве свидетеля допрошена лаборант филиала "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Оренбургской области" федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" Дремина А.А., которая пояснила, что ею производились отборы проб 18.02.2022 на Оренбургском гелиевом заводе (протокол N 67/17-Б (От) отбора проб отходов) и 21.02.2022 на Оренбургском газоперерабатывающем заводе (протокол N 69/18-Б (От) отбора проб отходов). Протоколы отбора проб составлялись ею лично, при отборе проб она руководствовалась ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03.
По отбору проб 18.02.2022 свидетель пояснила, что отбор проб производился из стандартной металлической бочки, которая была заполнена отходами наполовину, ею взяты лопатой 5 проб с разных глубин, пробы помещены в емкость из нержавеющей стали.
В судебном заседании свидетелю была предъявлена видеозапись отбора проб, она подтвердила, что запись сделана 18.02.2022 на Оренбургском гелиевом заводе.
Из видеозаписи следует, что объем емкости для накопления отходов ориентировочно составляет 200 литров.
По отбору проб 18.02.2022 свидетель пояснила, что отбор проб производился из легких пластмассовых бочек объемом меньшим, чем на Оренбургском гелиевом заводе, емкости для накопления отходов заполнены отходами "достаточно", свидетель смогла их наклонить и взять пробы N 1 и N2 (по 5 проб каждая) лопатой с разных глубин, пробы помещены в емкости из нержавеющей стали.
Согласно части 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что с учетом фактических обстоятельств дела Межрегиональным управлением не предоставлены надлежащие и исчерпывающие доказательства соблюдения порядка отбора проб, что, в свою очередь, могло повлечь неверное определение видов отходов и класса их опасности.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание от 09.03.2022 N 0134-П в части пунктов 5 (частично), пунктов 8, 9 и 10 не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем подлежало признанию в указанной части недействительным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность определения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.12.2023 по делу N А47-11058/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-11058/2022
Истец: ООО "Газпром переработка"
Ответчик: Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан, Южно-Уральское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Третье лицо: Арбитражный суд Оренбургской области, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, ФГБУ Филиал "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" Дремин А.А.