г. Киров |
|
06 июля 2023 г. |
Дело N А29-13369/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Овечкиной Е.А.,
судей Малых Е.Г., Савельева А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовой О.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального района "Троицко-Печорский"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.04.2023 по делу N А29-13369/2022
по иску акционерного общества "Коми тепловая компания" (ИНН: 1101205461, ОГРН: 1041100412682)
к администрации муниципального района "Троицко-Печорский" (ИНН: 1115001549, ОГРН: 1021101043182)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Коми тепловая компания" (далее - истец, Общество, Компания, АО "КТК") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с администрации муниципального района "Троицко-Печорский" (далее - ответчик, заявитель, податель жалобы, Администрация) 84 408 рублей 83 копеек денежных средств в виде расходов, понесенных в связи с установкой общедомового прибора учета (далее - ОДПУ, узел учета, прибор учета) в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Коми, пст. Якша, ул. Школьная, д. 6 (далее также - МКД, дом, многоквартирный дом), а также расходов по уплате государственной пошлины.
Исковые требования основаны на положениях статей 8, 11, 12, 314, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 27, 125, 126 АПК РФ, статье 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), и мотивированы уклонением Администрации от погашения долга в виде затрат Общества на установку ОДПУ.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 28.04.2023 исковые требования удовлетворены. Суд первой инстанции установил, что АО "КТК" произвело установку ОДПУ, а Администрация задолженность не оплатила; указал, что рассрочка оплаты распространяется только на физических лиц; доказательств некачественного выполнения работ по установке прибора учета не представлено, об экспертизе Администрация не заявляла.
Администрация с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.04.2023 отменить, принять новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на то, что в акте допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии потребителя от 10.09.2021 (далее также - акт, акт от 10.09.2021, акт допуска) зафиксированы первичные показатели прибора учета. Во время осмотра и составления акта со стороны Администрации проверка на соответствие прибора учета проектной документации не производилась, в том числе по причине ее непредставления истцом. Администрация полагает, что обстоятельство выставления счетов на оплату на основании показаний установленного ОДПУ не свидетельствует об исправности последнего. По мнению подателя жалобы, истец должен доказать, что несоответствие в подключении узла учета проектной документации не повлияло на точность измерений; что между проектной документацией и фактически установленным ОДПУ имеются существенные расхождения, что отражено в акте осмотра узла учета тепловой энергии от 24.03.2023 (далее - акт осмотра, акт от 24.03.2023). Проектная документация к письму от 11.04.2022 N 332 не была приложена. Администрация полагает, что суд первой инстанции должен был привлечь к участию в деле иных собственником помещений в МКД, так как судебный акт по настоящему делу может повлиять на их права и обязанности.
Компания в отзыве на апелляционную жалобу полностью поддержала выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 05.06.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 06.06.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы. Истец ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
На основании статьи 156 АПК РФ дело повторно рассмотрено без участия представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, решением Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 25.02.2020 по делу N 2-50/2020 удовлетворен иск прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к АО "КТК", на которого возложена обязанность в срок до 01.09.2020 установить общедомовые приборы учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в многоквартирных домах, в том числе, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Коми, Троицко-Печорский район, пст. Якша, ул. Школьная, д. 6.
Во исполнение решения суда общей юрисдикции истец осуществил установку ОДПУ в спорном многоквартирном доме.
Письмом от 11.04.2022 N 332 АО "КТК" направило в адрес Администрации договор на установку прибора учета тепловой энергии от 08.04.2022, который остался со стороны Администрации без подписания, смету на установку прибора учета от 08.04.2022, табель выполнения работ, акт на списание материалов от 01.03.2022 N 350, реестр исполнительной документации к договору, фотографии с места установки прибора учета.
В письме от 25.04.2022 N 1961 Администрация в ответ на письмо Компании сослалась на необходимость формирования приемочной комиссии для проверки соответствия работ проектно-сметной документации (далее также - ПСД) и условиям качества выполненных работ.
Распоряжением Администрации от 04.05.2022 N 52 создана и утверждена рабочая (приемочная) комиссия по приемке выполненных работ по установке ОДПУ.
Письмами от 10.08.2022 N 1119, от 05.09.2022 N 1213 Общество просило Администрацию сообщить о сроках оплаты выполненных работ по установке прибора учета.
10.09.2021 представителями Компании и Администрации подписан акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
25.09.2020 при участии представителя АО "КТК" состоялось общее собрание собственником помещений в МКД по вопросу установки ОДПУ, согласно протоколу были приняты решения о типе (марке) ОДПУ, а также об оплате стоимости работ с учетом рассрочки.
В письме от 06.10.2022 N 4810 в адрес истца Администрация сослалась на отсутствие сметной документации, прошедшей государственную экспертизу, отсутствие исполнительной документации, а также на то, что в МКД 2 квартиры из 8 находятся в собственности физических лиц.
Полагая, что Администрация необоснованно уклоняется от оплаты выполненных работ, Общество обратилось с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного закона обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию. При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 и 8 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Согласно статье 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении, Закон N 190-ФЗ) количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету (часть 1). Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (часть 2).
Согласно части 7 статьи 19 Закона N 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034).
Согласно пункту 62 Правил N 1034 ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в составе представителей теплоснабжающей организации, потребителя, организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
При приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется: а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и данным Правилам; б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм; в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета; г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения (пункт 66 Правил N 1034).
В случае выявления несоответствия узла учета положениям Правил N 1034 узел учета не вводится в эксплуатацию и в акте ввода в эксплуатацию приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правил N 1034, положения которых нарушены, и сроков их устранения (пункт 59 Правил N 1034).
Узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию (пункт 58 Правил N 1034). Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания (пункт 68 Правил N 1034).
Администрация подписала акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии 10.09.2021.
Несоблюдение Администрацией порядка, предусмотренного Правилами N 1034, проверка оборудования и документации не в полном объеме, не отменяет факта ввода узла учета в эксплуатацию и не снимает возложенной законом обязанности по возмещению расходов истца на установку прибора учета.
О назначении судебной экспертизы для целей установления существенности изменений, внесенных истцом в схему подключения, и способности их влиять на показания прибора учета, ответчик не заявлял (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Поскольку прибор учета введен в эксплуатацию, а его данные принимаются для выставления счетов, владельцы не лишены возможности требовать проверки достоверности показаний в порядке, предусмотренном Правилами N 1034.
В случае если имеются основания сомневаться в достоверности показаний прибора учета, любая сторона вправе инициировать проверку комиссией функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются актом проверки функционирования узла учета (пункт 83 Правил N 1034).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца расходы на установку прибора учета.
Администрация полагает, что к участию в деле в качестве третьих лиц должны были быть привлечены собственники помещений в МКД.
В соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Из анализа указанной нормы права следует, что третье лицо без самостоятельных требований - это предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, какое является предметом разбирательства в арбитражном суде, в связи с чем принятый по делу судебный акт может повлиять на его права или обязанности.
Из обстоятельств дела не следует, что решение суда может затронуть права либо возложить какие-либо обязанности на собственников помещений МКД. Таким образом, оснований для привлечения к участию в настоящем деле собственников помещений в МКД не имелось.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.04.2023 по делу N А29-13369/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального района "Троицко-Печорский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.А. Овечкина |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-13369/2022
Истец: АО "Коми Тепловая Компания"
Ответчик: Администрация Муниципального Района "Троицко-Печорский"
Третье лицо: Служба Республики кКоми строителього, жилищного и технического надзора (контроля)