г. Самара |
|
06 июля 2023 г. |
Дело N А55-28100/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Харламова А.Ю.,
судей Бажана П.В., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трошенковой А.И.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "ГОТЭ" - Землянко С.И., доверенность от 30.06.2023 N 30-Д, Денисов В.А. паспорт, Выписка из ЕГРЮЛ,
от Администрации городского округа Отрадный Самарской области - Советкина А.С., доверенность от 22.03.2023,
от Общества с ограниченной ответственностью "Коммунальная сервисная компания г. Отрадного" - Хижняк К.В., доверенность от 09.01.2023 N 1,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03.07.2023 в помещении суда апелляционную жалобу ООО "ГОТЭ" на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2023 по делу N А55-28100/2022 (судья Медведев А.А.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ГОТЭ" (ОГРН 1106372000063, ИНН 6372014533), г. Отрадный,
к Администрации городского округа Отрадный Самарской области, г. Отрадный,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:
-Общество с ограниченной ответственностью "Коммунальная сервисная компания г. Отрадного" (ОГРН 1046302613037, ИНН 6372008843), г. Отрадный,
о признании недействительным Постановления, в части,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ГОТЭ" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило признать недействительным Постановление Администрации г.о. Отрадный Самарской области от 17.06.2022 N 830 "Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения г.о. Отрадный Самарской области на 2022-2035 г.г.", в части разд. 10 "Решение об определении единой теплоснабжающей организации", которым сохранен статус единой теплоснабжающей организации городского округа Отрадный за ООО "КСК г. Отрадного", взыскать с Муниципального образования г. Отрадный Самарской области, в лице Администрации г.о. Отрадный Самарской области за счет муниципальной казны в пользу государственную пошлину, уплаченную за подачу настоящего заявления в размере 3 000 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2023 по делу N А55-28100/2022 в удовлетворении заявленных ООО "ГОТЭ" требований было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции ООО "ГОТЭ" обратилось с апелляционной жалобой в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе ООО "ГОТЭ", с учетом принятых судом апелляционной инстанции уточнений ее просительной части, просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных им требований.
В материалы дела Администрацией г.о. Отрадный Самарской области и ООО "КСК г. Отрадного" представили письменные мотивированные Отзывы на апелляционную жалобу ООО "ГОТЭ", в которых просят суд апелляционной инстанции отказать в ее удовлетворении и оставить без изменений обжалуемый судебный акт суда первой инстанции.
В проводимом судом апелляционной инстанции судебном заседании представители ООО "ГОТЭ" поддержали апелляционную жалобу.
В проводимом судом апелляционной инстанции судебном заседании представители Администрации г.о. Отрадный Самарской области и ООО "КСК г. Отрадного" возражали против удовлетворения судом апелляционной инстанции апелляционной жалобы ООО "ГОТЭ".
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке гл. 34 АПК РФ, оценив доводы ООО "ГОТЭ", изложенные в апелляционной жалобе, контрдоводы ООО "КСК г. Отрадного", изложенные в Отзыве на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы по делу, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных законом оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта суда первой инстанции.
Как следует из материалов по настоящему делу и было установлено судом первой инстанции, Администрацией г.о. Отрадный Самарской области утверждено Постановление от 17.06.2022 N 830 "Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения г.о. Отрадный Самарской области на 2022-2035 г.г." согласно разд. 10 которого статус единой теплоснабжающей организации г.о. Отрадный сохранен за ООО "КСК г. Отрадного".
ООО "ГОТЭ" не согласно с указанным решением Администрации г.о. Отрадный, так как "30.03.2022" направляло в орган местного самоуправления "Заявку" на присвоение статуса ЕТО (исх. N 42) и считает, что в требованиях, изложенных в заявлении было необоснованно и незаконно отказано.
В свою очередь, ООО "КСК г. Отрадный" заявление на присвоение статуса ЕТО, либо его продления в адрес Администрации г.о. Отрадный Самарской области не направляло.
При этом, по мнению заявителя, по критериям определения единой теплоснабжающей организации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 808, заявитель - ООО "ГОТЭ" в большей степени чем ООО "КСК г. Отрадного" соответствует критериям единой теплоснабжающей организации. Располагаемая мощность котельной ООО "ГОТЭ" = 149,26 Гкал/ч, т.е больше чем располагаемая мощность всех котельных ООО "КСК г. Отрадного" = 100 Гкал/ч.
ООО "КСК г. Отрадный" владеет тепловыми сетями на основании заключенного Концессионного соглашения от 21.10.2010 N 1. ООО "ГОТЭ" не владеет тепловыми сетями. ООО "ГОТЭ" имеет максимальную тепловую мощность источников тепловой энергии, а ООО "КСК г. Отрадного" - максимальную протяженность тепловых сетей.
У ООО "ГОТЭ" в 2021 году размер чистых активов (собственный капитал) составлял 43,587 млн.руб, а у ООО "КСК г. Отрадного" (по данным бухгалтерской отчетности за 2021 год) - 0,541 млн.руб. (по данным публичных источников).
Указанные обстоятельства, по мнению ООО "ГОТЭ", Администрацией г.о. Отрадный при утверждении ООО "КСК г. Отрадный" в качестве единой теплоснабжающей организацией не проверялись.
Статус единой теплоснабжающей организации был присвоен ранее и оставлен в настоящее время за ООО "КСК г. Отрадный" в отсутствие должного на то правового основания.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "ГОТЭ" в суд первой инстанции с рассматриваемым заявлением.
Повторно рассмотрев настоящее дело по правилам, установленным гл. 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", который устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, (далее в т.ч. - Закон N 190-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжении в РФ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ" утверждены Правила организации теплоснабжения в РФ (далее в т.ч. - Правила N 808).
Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" (далее в т.ч. - Требования N 154).
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее в т.ч. - Закон N 131-ФЗ) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ, определяет государственные гарантии его осуществления, закрепляет правовые основы компетенции муниципальных образований, включая установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
В соответствии со ст. 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения в числе других отнесено организация границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ (ч. 4).
Частью 3 ст. 14 Закона N 190-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесены вопросы, предусмотренные п.п. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи.
Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Законом о теплоснабжении.
В соответствии с п.п. 11, 28 ст. 2 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);
-единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) - теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ.
Присвоение статуса ЕТО осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов на соответствующих территориях (ч. 1 ст. 6 Закона N 190-ФЗ).
ООО "ГОТЭ" обосновывало перед судом первой инстанции свои заявленные требования положениями п.п. 3, 5, 7, 9, 11, 17 Правил N 808.
Как указывал заявитель суду первой инстанции, заявка на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации ООО "ГОТЭ" была получена Администрацией г.о. Отрадный Самарской области - 30.03.2022 (от 30.03.2022 исх N 42).
Основанием направления ООО "ГОТЭ" указанной заявки послужило Уведомление Администрации г.о. Отрадный Самарской области о размещении проекта скорректированной схемы теплоснабжения г.о. Отрадный на период до 2035 г. на официальном Интернет сайте органов местного самоуправления - www.otradnvorg в разделе "Управление и ОН" от 09.03.2022 исх. N 142/10.
ООО "ГОТЭ" считает, что вышеприведенные нормы обязывают уполномоченный орган - Администрацию местного самоуправления городского поселения:
-ежегодно актуализировать схему теплоснабжения г.о. Отрадный Самарской области;
-размещать в сети Интернет Уведомление о начале разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения;
-получать заявки от теплоснабжающих организаций на присвоение статуса ЕТО;
-размещать заявки теплоснабжающих организаций в сети Интернет;
-рассматривать полученные заявки от теплоснабжающих организаций на присвоение статуса ЕТО;
-на основании достоверных и актуальных данных, в том числе и сведений государственной статистической отчетности, данных бухгалтерской отчетности организаций проводить сравнительный анализ организаций, претендующих на статус ЕТО;
-и только после проведения всех установленных законодательством РФ процедур, утверждать актуализированную схемы теплоснабжения.
Однако Администрация г.о. Отрадный Самарской области, данную заявку ООО "ГОТЭ" не рассматривала, т.к Уведомление заявителю о несоответствии поданной заявки установленным п. 5 Правил требованиям, не направлялось.
Кроме того, как указывал заявитель, Уполномоченный орган не разместил данную заявку на официальном Интернет сайте органов местного самоуправления - www.otradnyorg.
ООО "ГОТЭ" считает, что Постановление Администрации г.о. Отрадный Самарской области от 17.06.2022 N 830 "Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения г.о. Отрадный Самарской области на 2022-2035 г.г.", в части разд. 10 "Решение об определении единой теплоснабжающей организации", которым сохранен статус единой теплоснабжающей организации г.о. Отрадный за ООО "КСК г. Отрадного" было принято без учета предусмотренного нормативно-правовыми положениями законодательства РФ порядка определения единой теплоснабжающей организации, то есть в нарушение критериев, установленных законом.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции, возражая против заявленных ООО "ГОТЭ" требований, Администрация г.о. Отрадный Самарской области и ООО "КСК г. Отрадного" указывали следующее.
Требования к содержанию схем теплоснабжения, а также к порядку их разработки, утверждения и актуализации определяются Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" (далее в т.ч. - Требования N 154) при разработке схемы теплоснабжения Администрацией и Управлением ЖКХ и ОН не нарушены.
Требования N 154 не регулируют порядок присвоения теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям статуса единой теплоснабжающей организации (далее в т.ч. - ЕТО) и прямо не предусматривают необходимость сбора предложений от теплоснабжающих и (или) теплосетевых организаций для присвоении им статуса ЕТО при ежегодной актуализации схем теплоснабжения.
Кроме того законодательство РФ прямо не указывает на то, что с актуализацией схемы теплоснабжения статус ЕГО утрачивается.
В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в РФ и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ" предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для лишения статуса ЕТО, и при наступлении которых уполномоченный орган может предложить теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям подать заявку на присвоение им соответствующего статуса - инициирование процедуры ежегодной актуализации схемы теплоснабжения к данному перечню оснований не отнесено.
Таким образом, по общему правилу статус ЕТО присваивается организации при утверждении схемы теплоснабжения, а не при ее актуализации, а возможность присвоения статуса ЕТО при актуализации схемы теплоснабжения закон связывает лишь с наступлением поименованных в п. 13 Правил N 808 оснований утраты статуса ЕТО, а именно:
-неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности), и (или) теплоносителя, и (или) услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, предусмотренных условиями указанных в абз. 3 и 4 п. 12 Правил договоров, в размере, превышающем объем таких обязательств за два расчетных периода, либо систематическое (три и более раза в течение 12ти месяцев) неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, предусмотренных условиями таких договоров, либо неоднократное (два и более раза в течение 1-го календарного года) нарушение антимонопольного законодательства, в том числе при распределении тепловой нагрузки в системе теплоснабжения.
Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должен быть подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов.
-принятие в установленном порядке решения о реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения, когда к организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, присоединяются другие реорганизованные организации, а также реорганизации в форме преобразования) или ликвидации организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации;
-принятие арбитражным судом решения о признании организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, банкротом;
-прекращение права собственности или владения имуществом, указанным абзаце втором п. 7 Правил, по основаниям, предусмотренным законодательством РФ;
-несоответствие организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения;
-подача организацией заявления о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации.
Следовательно, если обстоятельства для утраты статуса ЕТО отсутствуют, то сбор заявок на выбор ЕТО производиться не должен, а в актуализированной схеме теплоснабжения подлежит указанию информация о ранее выбранной ЕТО.
Указанное обстоятельство подтверждается п. 14 Требований N 154.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Арбитражным судом Самарской области рассматривалось дело N А55-33751/2021 по заявлению ООО "ГОТЭ" о признании недействительным Постановления Администрации г.о. Отрадный Самарской области от 20.08.2021 N 1357 "Об утверждении скорректированной схемы теплоснабжения г.о. Оградный Самарской области на 2021-2035 г.г.", в т.ч. о признании недействительным п. 2 Постановления Администрации г.о. Отрадный Самарской области от 20.08.2021 N 1357 "Об утверждении скорректированной схемы теплоснабжения г.о. Отрадный Самарской области на 2021-2035 г.г." о сохранении статуса единой теплоснабжающей организации за ООО "КСК г. Отрадного", и разд. 10 "Решение об определении единой теплоснабжающей организации" Схемы теплоснабжения, утвержденной данным постановлением, в части которой за ООО "КСК г. Отрадного" был сохранен статус единой теплоснабжающей организации г.о. Отрадный.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.04.2022 по делу N А55- 33751/2021, с учетом постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2022 N 11АП-8805/2022, 11АП-8806/2022 по делу N А55-33751/2021 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 30.11.2022 N Ф06-26288/2022 по делу N А55-33751/2021 (Определением Верховного Суда РФ от 15.02.2023 N 306-ЭС22-28830 отказано в передаче дела N А55-33751/2021 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления), в указанной части заявленные ООО "ГОТЭ" требования были оставлены без удовлетворения.
Арбитражным судом Самарской области по делу N А55-33751/2021 был сделан вывод о законности и обоснованности п. 2 Постановления Администрации г.о. Оградный Самарской области от 20.08.2021 N 1357 "Об утверждении скорректированной схемы теплоснабжения г.о. Отрадный Самарской области на 2021-2035 г.г." о сохранении статуса единой теплоснабжающей организации за ООО "КСК г. Отрадного" и разд. 10 "Решение об определении единой теплоснабжающей организации" Схемы теплоснабжения, утвержденной данным постановлением, в части которой за ООО "КСК г. Отрадного" был сохранен статус единой теплоснабжающей организации г.о. Отрадный.
Обоснованность указанного вывода суда первой инстанции была подтверждена судом апелляционной инстанции в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2022 по делу N А55-33751/2021.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что контрдоводы Администрации г.о. Оградный Самарской области и ООО "КСК г. Отрадного" следует признать правомерными и обоснованными, а доводы ООО "ГОТЭ" - необоснованными, основанными на ошибочном толковании вышеуказанных нормативных правовых актов.
В соответствии с п. 3 Правил N 808, статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения.
Процедура актуализации схемы теплоснабжения отлична от процедуры утверждения схемы теплоснабжения.
Порядок присвоение статуса ЕТО, отраженный в п.п. 5-11 Правил N 808, на которые ссылается ООО "ГОТЭ" в своем заявлении, не предусмотрен при актуализации схемы теплоснабжения, за исключением случаев лишения организации статуса ЕТО или возникновения новой зоны деятельности ЕТО.
В соответствии с п. 5 Правил N 808, для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа, города федерального значения лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в орган местного самоуправления поселения, городского округа, орган исполнительной власти города федерального значения, уполномоченные на разработку схемы теплоснабжения, в течение 1-го месяца со дня размещения в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также со дня размещения решения, указанного в п. 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны (зон) ее деятельности.
К указанной заявке прилагается бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед подачей заявки, с отметкой налогового органа о ее принятии или с квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, подписанной электронной подписью уполномоченного лица соответствующего налогового органа.
Заявка на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации не может быть отозвана или изменена (за исключением случая наступления обстоятельств непреодолимой силы).
Сбор заявок на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации не осуществляется:
-в случае размещения в установленном порядке органами, указанными в абз. 1 настоящего пункта, проекта актуализированной схемы теплоснабжения;
-в случае изменения границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации, не влекущих за собой возникновение новой зоны (новых зон) деятельности единой теплоснабжающей организации;
-в случаях, указанных в п.п. 14 и 28 требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения".
В рамках настоящего дела ООО "ГОТЭ" оспаривается Постановление Администрации г.о. Отрадный Самарской области от 17.06.2022 N 830 "Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения г.о. Отрадный Самарской области на 2022- 2035 г.г.".
Таким образом, исходя из прямого указания п. 5 Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, при подготовке оспариваемого Постановления сбор заявок на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации не осуществляется.
При таких обстоятельствах ссылка заявителя на то, что его заявка на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации ООО "ГОТЭ" была получена Администрацией г.о. Отрадный Самарской области 30.03.2022 (от 30.03.2022 исх N 42), но не рассмотрена, правомерно была признана судом первой инстанции необоснованной.
Согласно п. 6 ч. 1 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
Статус единой теплоснабжающей организации (организаций) присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения на основании критериев и в порядке, которые установлены Правилами N 808 (п. 35 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения).
В соответствии с п. 14 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения при разработке проекта новой схемы теплоснабжения разд. 10 "Решение о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации (организациям)", предусмотренный подп. "к" п. 4 требований к схемам теплоснабжения, содержащийся в схеме теплоснабжения (актуализированной схеме теплоснабжения), включается в указанный проект в неизменном виде, за исключением:
а)случаев, указанных в п. 13 Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в РФ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ";
б)случая возникновения новой зоны (новых зон) деятельности единой теплоснабжающей организации.
Ссылаясь на названный пункт Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, на Правила организации теплоснабжения в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, а также на Постановление Администрации г.о. Отрадный Самарской области от 19.12.2014 N 2694, в соответствии с которым единой теплоснабжающей организацией, осуществляющей теплоснабжение на территории г.о. Отрадный Самарской области определено ООО "КСК г. Отрадного, Администрация г.о. Отрадный Самарской области пояснила суду первой инстанции, что статус единой теплоснабжающей присваивается организации при утверждении Схемы теплоснабжения, а не при ее актуализации.
Правилами N 808 подробно регламентирован порядок присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации и принятие решения об утрате организацией этого статуса.
Данные Правила содержат исчерпывающий перечень оснований для утраты статуса единой теплоснабжающей организации.
Так, согласно п. 13 Правил, организация может утратить статус единой теплоснабжающей организации в случаях:
-систематическое (три и более раза в течение 12ти месяцев) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных условиями договоров, указанных в п. 12 данных Правил.
Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должен быть подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов.
-принятие в установленном порядке решения о реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения, когда к организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, присоединяются другие реорганизованные организации, а также реорганизации в форме преобразования) или ликвидации организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации;
-принятие арбитражным судом решения о признании организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, банкротом;
-прекращение права собственности или владения имуществом, указанным в абз. 2 п. 7 названных Правил, по основаниям, предусмотренным законодательством РФ;
-несоответствие организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения;
-подача организацией заявления о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации.
В соответствии с п. 14 Правил лица, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абз. 2 п. 13 данных Правил, незамедлительно информируют об этом уполномоченные органы для принятия ими решения об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации.
К указанной информации должны быть приложены вступившие в законную силу решения федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов.
Уполномоченное должностное лицо организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, обязано уведомить уполномоченный орган о возникновении указанных в абз. 3 - 5 п. 13 этих Правил фактов, являющихся основанием для утраты организацией статуса единой теплоснабжающей организации, в течение 3ех рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом решения о реорганизации, ликвидации, признания организации банкротом, прекращения права собственности или владения имуществом организации.
Пунктом 16 Правил предусмотрено, что уполномоченный орган обязан принять решение об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации в течение 5ти рабочих дней со дня получения от лиц, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абз. 2 п. 13 указанных Правил, вступивших в законную силу решений федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов, а также получения уведомления (заявления) от организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, в случаях, предусмотренных абз. 3 - 7 п. 13 названных Правил.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается а по данному делу, в рассматриваемом случае при разработке проекта новой схемы на 2022-2035 г.г. не подтверждены основания, приведенные в п. 14 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, для изменения разд. 10 "Решение о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации (организациям)" (случаи, указанные в п. 13 Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, либо случай возникновения новой зоны (новых зон) деятельности единой теплоснабжающей организации).
Решений о лишении ООО "КСК г. Отрадного" статуса ЕТО не принималось, основания, предусмотренные п. 13 Правил N 808, для лишения статуса ЕТО ООО "КСК г. Отрадного" - отсутствуют, в связи с чем, учитывая положения п.п. 4, 14 Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", статус ЕТО при актуализации схемы теплоснабжения был сохранен за ООО "КСК г. Отрадного".
Надлежащих доказательства наличия оснований для утраты организацией ООО "КСК г. Отрадного" статуса единой теплоснабжающей организации ООО "ГОТЭ" в нарушение требований ч. 1 ст. 65 АПК РФ в материалы настоящего дела не были представлены.
В силу положений ч. 1 статьи 198 и ч. 4 ст. 200 АПК РФ, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, данных в Постановлении от 01.07.1996 N 6/8, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий:
-несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту;
-нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным является наличие одновременно двух условий:
-несоответствие ненормативного правового акта законам и иным нормативным правовым актам;
-нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении настоящего дела наличие совокупности указанных обстоятельств судом первой инстанции не было установлено, при этом их наличие также не было установлено и судом апелляционной инстанции.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что Постановление Администрации г.о. Отрадный Самарской области от 17.06.2022 N 830 в оспариваемой заявителем части является законным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно оставил заявленные ООО "ГОТЭ" требования без удовлетворения.
Судебные расходы ООО "ГОТЭ" по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ распределены судом первой инстанции правильно.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 и гл. 34 АПК РФ, поддерживая в качестве правомерных и обоснованных контрдоводы представителей Администрации г.о. Отрадный Самарской области и ООО "КСК г. Отрадного", в том числе, изложенные в Отзывах на апелляционную жалобу, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные апеллянтом в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства РФ.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения, которое в полной мере соответствует положениям ст. 170 АПК РФ, в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение судом апелляционной инстанции апелляционной жалобы в соответствии со ст.ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на апеллянта.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2023 по делу N А55-28100/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Харламов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-28100/2022
Истец: ООО "ГОТЭ"
Ответчик: Администрация городского округа Отрадный Самарской области
Третье лицо: ООО "Коммунальная сервисная компания г. Отрадного"