город Самара |
|
6 июля 2023 г. |
Дело N А55-4022/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 июля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова С.А., судей Котельникова А.Г., Колодиной Т.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ульяновым Д.В., с участием: от ответчика: представитель Калинин Р.Г. (доверенность от 30.01.2023 N 17), от других лиц, участвующих в деле, представители не явились, извещены надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Международные грузовые перевозки" на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2023 (судья Рысаева С.Г.) по делу N А55-4022/2023 по иску общества с ограниченной ответственностью "Международные грузовые перевозки" к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" об изменении договора, третьи лица: Администрация городского округа Тольятти, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Международные грузовые перевозки" (далее - ООО "МГП", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - ООО "ЭкоСтройРесурс", ответчик) об изменении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО-27933 от 14.10.2021 согласно проекту дополнительного соглашения к договору, изложив в редакции истца (потребителя) пункты 16, 29 Договора и Приложение N 1 ("Объем и место (площадка) накопления ТКО"), а именно: " пункт 16. Стороны производят учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов согласно Приложению N 1 к настоящему Договору (в редакции настоящего Дополнительного соглашения)"; " пункт 29. Настоящий Договор считается продленным на срок 1 год (12 месяцев) на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из Сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях";
"Приложение N 1:
Место нахождения объекта недвижимости: 445007 Самарская область, г. Тольятти, бульвар 50 лет Октября, д. 54, офис 1
Наименование объекта недвижимости: Офис
Порядок коммерческого учета ТКО: Расчетным путем исходя из количества и объема накопителей ТКО для складирования ТКО в местах накопления ТКО
Место (площадка) накопления ТКО /КГО: Самарская область, г. Тольятти, б-р 50 лет Октября, д. 54
Географические координаты места накопления (широта/долгота): 1326783.690000/ 424867.110000
Тип накопителя ТКО: Контейнер Количество накопителей ТКО: 2 Объем накопителей, ТКО, м3: 0,75
Периодичность вывоза ТКО: при температуре +5 градусов С и выше - ежедневно; при температуре 44 градуса С и ниже - один раз в 3 суток" (уточненные исковые требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация городского округа Тольятти (далее - Администрация г.о. Тольятти, третье лицо 1), Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области, третье лицо 2).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2023 в иске отказано.
Истец обжаловал судебный акт суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе истец просит решение Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2023 отменить, принять новый судебный акт, иск удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.10.2021 между ООО "МГП" и ООО "ЭкоСтройРесурс" был заключен Договор на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-27933. По условиям п. 16 Договора и Приложения N 1 к Договору стороны договорились производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
ООО "МГП" арендует у ПК "Умелец" площадку накопления ТКО по адресу: Самарская область, г. Тольятти, бульвар 50 лет Октября, 54, на которой установлены два контейнера для накопления отходов объемом по 0,75 куб. м каждый, Управлением Роспотребнадзора по Самарской области ПК "Умелец" выдано Заключение от 15.09.2022 N 63-18/321 о соответствии площадки требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, сведения о площадке внесены в реестр мест (площадок) накопления ТКО Администрации г.о. Тольятти.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия исх. 394-22 от 27.12.2022 о необходимости определить периодичность вывоза ТКО не реже 1 раза в неделю и приступить к исполнению Договора в части фактического приема и вывоза отходов по адресу: Самарская область, г. Тольятти, бульвар 50 лет Октября, 54 исходя из количества контейнеров.
На претензию был получен ответ от 21.01.2023 исх. N ЭСР-03821/23 о том, что истцу необходимо представить копию заключения Управления Роспотребнадзора по Самарской области о соответствии заявки о создании места (площадки) накопления ТКО требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и копию уведомления уполномоченного органа о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО соответствующего муниципального образования.
Истец полагал, что доводы ответчика незаконны, в связи с чем обратился в суд за защитой своих прав.
В соответствии с п. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Статьей 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Согласно п. 4 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Постановление N 1156, Правила N 1156) обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Частью 3 ст. 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами в обязательном порядке содержит схему потоков отходов, в том числе ТКО, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, а также сведения о зонах деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах зоны деятельности регионального оператора также содержатся в территориальной схеме.
Таким образом, документом, регулирующим обращение с отходами, образующимися на территории субъекта Российской Федерации, является территориальная схема обращения с отходами, ориентированная на вовлечение всех отходов в хозяйственный оборот. При этом, территориальная схема обязательна для соблюдения всеми участниками, осуществляющими обращение с отходами, в том числе лицами, в деятельности которых образуются отходы.
Пунктом 9 Постановления N 1156 установлено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. Территориальная схема Самарской области утверждена приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 N 228, электронная модель территориальной схемы опубликована на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в разделе "Деятельность" (подраздел "Обращение с твердыми коммунальными отходами"). Изменения в действующую территориальную схему внесены Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 279 от 27.12.2019 "О внесении изменений в приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 N 228 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Самарской области". Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включение в территориальную схему предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", в соответствии с которым места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица.
Следовательно, до момента включения места накопления ТКО в территориальную схему у Регионального оператора отсутствует обязанность осуществлять коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров.
Все места накопления ТКО Самарской области, включенные в территориальную схему отражены в приложении N 1 к приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 279 от 27.12.2019, контейнерная площадка, расположенная по адресу: Самарская область, г. Тольятти, бульвар 50 лет Октября, д. 54, в указанном приложении не значится, в территориальную схему не включена.
Внесение же сведений о площадке в реестр мест (площадок) накопления ТКО Администрации г.о. Тольятти не заменяет и не отменяет требование о включении места накопления ТКО в территориальную схему обращения с отходами.
Таким образом, в настоящее время отсутствуют правовые основания для осуществления коммерческого учета объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров по Договору, а действующая редакция Договора, согласно которому коммерческий учет осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления, соответствует действующему федеральному и региональному законодательству и является единственно верной.
Истец просил изложить п. 29 Договора в следующей редакции: "Настоящий Договор считается продленным на срок 1 год (12 месяцев) на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из Сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях".
Действующая редакция п. 29 Договора следующая: "Настоящий Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из Сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях".
Согласно п. 28 Договора, договор заключен на срок с 01.01.2019 по 31.12.2019, то есть на 1 год (12 месяцев).
Норма п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ предписывает заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации с возможностью его дополнения, по соглашению сторон иными непротиворечащими законодательству Российской Федерации положениями.
Пунктом 27 типовой формы договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением N 1156, изложен в следующей редакции: "Настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях". Таким образом, п. 29 Договора в редакции Регионального оператора соответствует п. 27 типового договора, утвержденного Постановлением N 1156.
В части периодичности вывоза ТКО истец просил утвердить условие Договора в следующей редакции: "при температуре +5 градусов выше С и выше - ежедневно; при температуре +4 градуса С и ниже - один раз в 3 суток".
Периодичность вывоза ТКО определена в Приложении N 1 к Договору, согласно которому, периодичность вывоза ТКО - в соответствии с санитарными нормами и правилами.
Периодичность вывоза ТКО основана на п. 11 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий":
срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:
плюс 5 °C и выше - не более 1 суток;
плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.
Таким образом, Договором предусмотрена периодичность, предлагаемая истцом, но с учетом требований санитарных норм и правил. В то же время, при утверждении редакции истца, в случае изменения или принятия новых санитарных норм и правил, условия Договора не будут соответствовать требованиям законодательства, так как, Правилами N ?1156 предписывается необходимость учета законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении накопления отходов.
Требование о том, что измененные условия Договора считаются действовавшими с 01.10.2022, заведомо неисполнимо, противоречит общим принципам гражданского законодательства, не предусматривающим совершение действий в прошедшем времени (п. 1 ст. 307 ГК РФ).
В соответствии со ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения, п. 2 данной нормы установлено, что только стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. В случае обязания заключить договор в судебном порядке, права и обязанности сторон возникают только на будущее время с момента вступления решения в законную силу.
С учетом норм действующего законодательства и сложившейся судебной практики, применение условий договора к отношениям, возникшим до его заключения, то есть на прошлое время, возможно только при наличии добровольного волеизъявления сторон на придание договору обратной силы. Это является правом, а не обязанностью сторон. Между тем в данном случае такого соглашения сторонами не достигнуто. Так в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2017 по делу N 306-ЭС16-9493 по делу N А55-10533/2015, указано, что заключение договора на прошедший период противоречит общим принципам гражданского законодательства, не предусматривающих совершение действий в прошедшем времени (пункт 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также нормам статей 445, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, направленным на обеспечение фактической реализации интересов сторон. Более того, установление обязательства по совершению каких-либо действий в прошедшем периоде времени в принципе невозможно.
Довод истца о возможности применения сторонами договора N ТКО-27933 от 14.10.21 учета объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО суд первой инстанции отклонил как основанный на неверном толковании норм права.
Договор N ТКО-27933 от 14.10.21 между Региональным оператором и ООО "Международные грузовые перевозки" в соответствии с п. 8 (15) Постановления Правительства РФ N 1156 считается заключенным на условиях типового договора по цене, предложенной Региональным оператором, исходя из нормативов накопления ТКО, что сторонами не отрицалось.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для внесения изменений в договор в порядке ст. 450, 451, 452 ГК РФ.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 307, 425, 445, 448, 450, 451, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 13.3, 24.6, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал в иске.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2023 по делу N А55-4022/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
С.А. Кузнецов |
Судьи |
А.Г. Котельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4022/2023
Истец: ООО "Международные грузовые перевозки"
Ответчик: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Третье лицо: Администрация г.о. Тольятти, Министерство энергетики и ЖКХ