г. Москва |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А40-5305/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б. Красновой,
судей И.В. Бекетовой, И.А. Чеботаревой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.03.2023 по делу N А40-5305/23
по заявлению ООО "СКАТ"
к Центральной акцизной таможне
о взыскании 1 074 276, 96 руб.,
при участии от заявителя: Дмитриев В.В. по дов. от 08.02.2021; от ответчика: Полкошников Д.Д. по дов. от 12.05.2023;
УСТАНОВИЛ:
ООО "СКАТ" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Центральной акцизной таможне (далее - ответчик) о взыскании процентов в размере 1074276, 96 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.03.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные в дело доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.09.2021 на Акцизный специализированный таможенный пост (центр электронного декларирования) Центральной акцизной таможни ООО "СКАТ" подана декларация на товары N 10009100/240921/0147297.
В графе 31 декларации на товары Истцом были заявлены сведения о декларируемом товаре "Бывший в эксплуатации гусеничный перегружатель, год производства 2012, основной функцией машины является перегрузка материалов, сопровождаемое или нет, в зависимости от установленного дополнительного оборудования выемкой материала из отвалов, вагонов др. транспортных средств, перегрузка осуществляется без движения машины в пределах зоны досягаемости стрелы и поворота платформы, собственное гусеничное шасси позволяет машине передвигаться в пределах рабочей зоны, длина стрелы 12,6-м., длина рукояти 12 м., максимальная грузоподъемность на конце рукояти 20,6тн, грузоподъемность на 22 метрах 6,7тн, поставляется в частично разобранном виде, для удобства и сохранности при транспортировке, размещён на одном мафике flru858007 и четырех полуприцепов elt8836, elt8829, hhtp6256, hhtp6213, мобильный перегружатель является машиной на базе полноповоротного экскаватора caterpillar cat374d, установленного на собственное портальное гусеничное шасси, собственными рабочими органами (стрелой с рукоятью), на которую могут быть установлены различные дополнительные устройства (2- челюстной, грейферный, лесозахватный), заводской идентификационный номер машины - сн741264, тип двигателя - дизельный двигатель внутреннего сгорания, модель - cat с15, номер двигателя lhx28388, рабочий объем двигателя - 15200 см3, мощность двигателя - 382 кВт/512л.с, вид движителя -гусеничный, максимальная конструктивная скорость - 3,5 км/ч, транспортная высота - 10730, транспортная длина - 16536, транспортная ширина - 8094, наработка - 4632 моточасов, цвет кузова - желточерный, производитель: multidocker cargo handling ав, тов.знак: multidocker, марка: multidocker модель: ch74d, арт.: отсутствует, 1 шт." (далее по тексту - Самоходная Машина).
В графе 33 декларации на товары Истцом был указан код ТН ВЭД ЕАЭС 8429 52 100 1.
24.09.2021 по результатам таможенного контроля Ответчиком было принято решение по классификации товара N РКТ-10009100-21/000776, в соответствии с которым классификационный код Самоходной Машины Ответчиком был изменён на 8426 49 009 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с Перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81, принятым Ответчиком решением по классификации товара ввезённый Истцом товар был отнесён к товару с коэффициентом расчёта утилизационного сбора - 100 (раздел VIII Перечня), что повлекло доначисление Ответчиком утилизационного сбора в размере 10 263 750 руб.
Несмотря на несогласие с решением Ответчика от 24.09.2012 N РКТ-10009100- 21/000776, во избежание препятствий и затяжек со стороны Ответчика при таможенном оформлении Самоходной машины, Обществом была перечислена сумма начисленного утилизационного сбора в размере 17 250 000 руб. (10 263 750 + 6 986 250) платёжным поручением от 06.10.2021 N 1426.
Впоследствии ООО "СКАТ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Центральной акцизной таможне с требованием о признании недействительным (незаконным) решения Ответчика от 24.09.2021 N РКТ-10009100-21/000776 и обязании Ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Истца путём возврата излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 10 263 750 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.05.2022 по делу N А40-259346/2021 решение Центральной акцизной таможни от 24.09.2021 N РКТ-10009100-21/000776 признано незаконным и суд обязал Ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Истца путём возврата Истцу суммы излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 10 263 750 руб.
23.08.2022 Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.05.2022 по делу N А40-259346/2021 оставлено без изменения.
Во исполнение решения Арбитражного суда города Москвы от 19.05.2022 Ответчик платёжным поручением от 22.09.2022 N 527652 произвёл возврат Истцу суммы излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 10 263 750 руб.
Однако, как указывает истец, возвращая излишне уплаченный утилизационный сбор, Ответчик в нарушение требований статьи 67 Федерального закона от 03.08.2018 N 218-ФЗ не начислил и не выплатил Истцу проценты в отношении излишне уплаченной суммы утилизационного сбора в размере 10 263 750 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, Арбитражный суд руководствовался положениями статьи 69 Федерального закона от 03.08.2018 N 218-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", разъяснениями, изложенными в пункте 35 постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" и исходил из того, что в рассматриваемом случае Обществу подлежат выплате проценты на излишне уплаченную сумму утилизационного сбора, исчисляемые со дня, следующего за днем взыскания (перечисления) платежей, по день фактического возврата (зачёта) в размере одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. При этом суд указал, что обстоятельства, связанные с излишней уплатой истцом утилизационного сбора Ответчику, установлены части 2 статьи 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение.
Выражая несогласие с выводами суда, Центральная акцизная таможня, ссылаясь на Постановление Конституционного суда РФ от 08.11.2022 N 47-П, считает, что, поскольку утилизационный сбор не является таможенным платежом, начисление и взыскание процентов на излишне уплаченный утилизационный сбор, является неправомерным.
Апелляционная коллегия, повторно оценив обстоятельства дела и имеющиеся доказательства, считает возможным не согласиться с доводами таможенного органа.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно пункту 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.
Согласно пункту 26 Правил N 81 в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.
Пунктом 37 Правил (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что возврат излишне уплаченных утилизационных сборов производится в валюте Российской Федерации. При возврате излишне уплаченных (взысканных) утилизационных сборов проценты с излишне уплаченных (взысканных) утилизационных сборов не выплачиваются, суммы не индексируются и комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств.
Между тем, Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.11.2022 N 47-П "По делу о проверке конституционности пункта 37 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Трактородеталь Групп"" пункт 37 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35, 52, 53, 55 (часть 3) и 75.1, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение, устанавливая запрет на выплату процентов при возврате излишне взысканных утилизационных сборов, не предусматривает упрощенного порядка восстановления имущественных прав плательщика утилизационного сбора, нарушенных излишним взысканием этого сбора.
Правительству Российской Федерации предписано внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения. Конституционный суд указал, что впредь до их внесения для выплаты процентов с излишне взысканных утилизационных сборов (в том числе путем направления уполномоченным органом уведомления об уплате) при их возврате плательщику подлежит применению по аналогии порядок выплаты процентов, предусмотренный статьей 79 НК РФ для случаев излишнего взыскания налога, сбора, страховых взносов.
Согласно пункту 4 статьи 79 НК РФ проценты на сумму излишне взысканных денежных средств начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата излишне взысканных сумм, при этом процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации.
В порядке исполнения Постановления Конституционного суда РФ Постановлением Правительства РФ от 06.03.2023 N 350 в пункт 37 Правил внесены изменения, вступившие в силу 07.03.2023.
Согласно пункту 37 Правил в редакции Постановления Правительства N 350 денежные средства, учтенные в качестве утилизационного сбора, в том числе уплаченные после направления уполномоченными органами информации о необходимости его уплаты (с уведомлением), признаются излишне взысканным утилизационным сбором в случае установления в отношении этих денежных средств факта их излишней уплаты (взыскания) уполномоченным органом или судебным решением. На сумму указанных денежных средств за период со дня, следующего за днем уплаты по день фактического возврата (зачета) признанного излишне взысканным утилизационного сбора, начисляются проценты исходя из одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в указанный период. Сумма денежных средств, начисленных в качестве процентов в соответствии с настоящим пунктом, не может превышать размер признанного излишне взысканным утилизационного сбора.
В рассматриваемом случае, как следует из обстоятельств дела, утилизационный сбор был перечислен ООО "Скат" на основании вынесенного таможней решения о доначислении (решения о классификации товара), в связи с чем является излишне взысканным.
Таким образом, на момент вынесения судом решения (03.03.2023) в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ N 47-П при рассмотрении вопроса о взыскании процентов на сумму излишне взысканного утилизационного сбора подлежали применению положения статьи 79 НК РФ.
Обращаясь в суд с исковыми требованиями, ООО "Скат" основывал свои требования на положениях пункта 11 статьи 67 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ, в связи с чем просил взыскать проценты, начисленные за период с 07.10.2021 по 22.09.2022 в размере одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, что значительно меньше суммы процентов, исчисляемых в соответствии со статьей 79 НК РФ.
Таким образом, с учетом изложенного, принимая во внимание приведенную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, коллегия судей считает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для вывода об отсутствии у Общества права на получение с таможни процентов на сумму утилизационного сбора, подлежащую возврату.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.03.2023 по делу N А40-5305/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б. Краснова |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-5305/2023
Истец: ООО "СКАТ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ