г. Киров |
|
06 июля 2023 г. |
Дело N А82-14313/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Овечкиной Е.А.,
судей Малых Е.Г., Савельева А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовой О.С.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Яруновой Н.Т. по доверенности от 03.02.2023 N 19-д,
от третьих лиц: от ГБУЗ ЯО "ЯОКТБ" - Пиголкиной Е.М. по доверенности от 19.04.2019 N 76 АБ 1613936,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.04.2023 по делу N А82-14313/2022
по исковому заявлению департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (ИНН 7604016214, ОГРН 1027600691469)
к администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области (ИНН 7621003800, ОГРН 1027601598617)
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная клиническая туберкулезная больница" (ОГРН: 1197627008325, ИНН: 7604355190), департамента здравоохранения и фармации Ярославской области (ОГРН: 1027600695220, ИНН: 7604044726), публичного акционерного общества "Россети Центр" в лице филиала "Ярэнерго" (ОГРН: 1046900099498, ИНН: 6901067107)
об обязании принять имущество в муниципальную собственность,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском к администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области (далее - ответчик, заявитель, податель жаолобы, Администрация) об обязании принять в муниципальную собственность имущество, расположенное по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, Туношенский сельский округ, п. Сосновый Бор, находящееся в собственности Ярославской области, а именно:
- здание трансформаторной подстанции, общей площадью 46,2 кв.м., кадастровый номер 76:09:121401:16;
- оборудование трансформаторной подстанции;
- земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с кадастровым номером 76:17:115201:3085, площадью 194 кв.м., с видом разрешенного использования: для эксплуатации здания трансформаторной подстанции;
- высоковольтная линия протяженностью 3700 п.м. (далее - электросетевое имущество, спорное имущество, имущество, объекты).
Требования иска основаны на положениях статей 212, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 15, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), статьи 11 Устава Некрасовского муниципального района Ярославской области и мотивированы необоснованным отказом Администрации в принятии в муниципальную собственность поименованного в иске имущества.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, участвуют государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная клиническая туберкулезная больница" (далее - ГБУЗ ЯО "ЯОКТБ"), департамент здравоохранения и фармации Ярославской области (далее - Департамент здравоохранения), публичное акционерное общество "Россети Центр" в лице филиала "Ярэнерго" (далее - ПАО "Россети Центр").
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 14.04.2023 исковые требования удовлетворены. Как указал суд первой инстанции, решение органа местного самоуправления об отказе от согласования передачи имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения, не должно быть произвольным и препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом, а отсутствие в бюджете средств на проведение мероприятий, связанных с приведением имущества в надлежащее состояние, его содержанием и ремонтом не является основанием, препятствующим процедуре передачи имущества.
Администрация с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.04.2023 и отказать в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы со ссылками на нормативные правовые акты, указывает, что имущество на 70 % используется ГБУЗ ЯО "ЯОКТБ" для собственных нужд, а также для нужд жильцов двух многоквартирных жилых домов, в которых нет муниципальных квартир. Подробнее позиция Администрации изложена письменно.
Истец и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 02.06.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 03.06.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны и третьи лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители Департамента и ГБУЗ ЯО "ЯОКТБ" поддержали решение суда первой инстанции, находя его законным и обоснованным, прося в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело повторно рассмотрено в отсутствие представителей Администрации, Департамента здравоохранения и ПАО "Россети Центр".
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, спорное имущество находится в собственности Ярославской области и закреплено на праве оперативного управления за ГБУЗ ЯО "ЯОКТБ". Земельный участок с кадастровым номером 76:17:115201:3085, площадью 194 кв.м., предоставлен ГБУЗ ЯО "ЯОКТБ" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Письмом от 28.03.2022 N 646 ГБУЗ ЯО "ЯОКТБ" просило Департамент инициировать процедуру передачи объектов электросетевого хозяйства в муниципальную собственность.
17.05.2022 Департамент направил Администрации письмо N ИХ.28-4721/22 о передаче имущества из собственности области в муниципальную.
В ответном письме от 08.06.2022 N ИХ.12.01-1229/22 Администрация сослалась на то, что имущество требует ремонта, объекты находятся в неудовлетворительном состоянии, в связи с чем вопрос о принятии имущества возможен только после приведения его в удовлетворительное состояние.
Отказ Администрации в принятии в собственность Некрасовского муниципального района Ярославской области спорного имущества стал основанием для обращения Департамента с иском в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей Департамента и ГБУЗ ЯО "ЯОКТБ", суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (пункт 1 статьи 215 ГК РФ).
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) и Приложению 3 к Постановлению N 3020-1 (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.09.1993 N 15-П) объекты электроэнергетики, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения) и районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, были отнесены к муниципальной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находились, и передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Порядок передачи имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ.
Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.
В силу правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 10278/13, необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений.
Спорное имущество, расположенное на территории Некрасовского муниципального района Ярославской области и используемое для нужд населения, является муниципальной собственностью в силу закона, а потому подлежат передаче в муниципальную собственность района.
Следовательно, доводы апелляционной жалобы Администрации апелляционным судом не могут быть признаны обоснованными, поскольку противоречат нормам материального права. Суд первой инстанции дал надлежащую оценку всем доводам ответчика, с которой суд апелляционной инстанции в полной мере согласен.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы апелляционным судом не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец и ответчик освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.04.2023 по делу N А82-14313/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.А. Овечкина |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-14313/2022
Истец: Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области
Ответчик: Администрация Некрасовского муниципального района Ярославской области
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ТУБЕРКУЛЕЗНАЯ БОЛЬНИЦА", Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, ПАО "Россети Центр" в лице филиала "Яоэнерго", ПАО "Россети Центр" в лице филиала "Ярэнерго"