г. Челябинск |
|
06 июля 2023 г. |
Дело N А07-40500/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем веб-конференции апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31 марта 2023 года по делу N А07-40500/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Башкирский Центр Строительства" - Лаврушина Э.Р. (паспорт, доверенность от 16.02.2022, диплом);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Башкортостан - Хисматуллин Р.З. (служебное удостоверение, доверенность от 30.12.2022, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Башкирский центр строительства" (далее - заявитель, ООО "БашЦС", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (далее - УФНС России по Республике Башкортостан), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Башкортостан (далее также - заинтересованное лицо, Межрайонная ИФНС России N 4 по Республике Башкортостан, Инспекция) о признании недействительными решений о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам ООО "БашЦС", от 26.10.2022 NN 107-112 о приостановлении операций по счетам в банках ООО "БашЦС", об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества; обратить решение Арбитражного суда Республики Башкортостан к немедленному исполнению.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы 33 по Республике Башкортостан (далее
третье лицо, Межрайонная ИФНС России
33 по Республике Башкортостан).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.04.2023 (резолютивная часть решения объявлена 04.04.2023) по делу N А07-40500/2022 заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными решения Инспекции:
от 26.10.2022 N 250 о принятии обеспечительных мер в части приостановления операций по всем, имеющимся у налогоплательщика счетам в банках на сумму 22 578 383 руб. 18 коп.;
от 26.10.2022 N 107 о приостановлении всех расходных операции по счету 40702810312120004008 в ПАО "Всероссийский банк развития регионов";
от 26.10.2022 N 108 приостановлении всех расходных операций по счету 40702810201470005574 в ПАО "Финансовая Корпорация Открытие";
от 26.10.2022 N 109 приостановлении всех расходных операций по счету 4070281072930001153 в ПАО "Альфа-банк";
от 26.10.2022 N 110 приостановлении всех расходных операции по счету 40702810503000154841 в ПАО "Промсвязьбанк";
от 26.10.2022 N 111 приостановлении всех расходных операции по счету 40702810610620000290 в ПАО "БАНК ВТБ "Центральный";
от 26.10.2022 N 112 о приостановлении всех расходных операций по счету 40702810512010180904, 40702810712920180904 в ПАО "Совкомбанк" на сумму 22 578 383 руб. 18 коп., как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Суд обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "БашЦС".
С Инспекции в пользу ООО "БашЦС" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 15 000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Межрайонная ИФНС России N 4 по Республике Башкортостан (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что у Инспекции имелись основания для вынесения спорных решений, поскольку установленные Инспекцией обстоятельства в отношении финансово-хозяйственной деятельности ООО "ООО "БашЦС" дают основания предполагать возможное неисполнение последним решения Межрайонной ИФНС России N 33 по Республике Башкортостан от 14.09.2022 N 12-39/21 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Последовательность наложения запрета на отчуждение имущества с учетом групп, поименованных в пункте 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ, Кодекс), Инспекцией соблюдена.
Решения от 26.10.2022 N 250 о принятии обеспечительных мер, от 26.10.2022 NN 107, 108, 109, 110, 111, 112 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств соответствуют действующему налоговому законодательству и не нарушают права и законные интересы налогоплательщика.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Межрайонной инспекции ФНС России N 33 по Республике Башкортостан.
До начала судебного заседания от Межрайонной инспекции ФНС России N 33 по Республике Башкортостан через систему "Мой Арбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В порядке части 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в приобщении к материалам дела отзыва на апелляционную жалобу отказано, поскольку отсутствуют доказательства его направления в адрес лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "БашЦС" в судебном заседании отклонил изложенные в апелляционной жалобе доводы и просил арбитражный апелляционный суд оставить решение без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Межрайонная ИФНС России N 33 по Республике Башкортостан проведена выездная налоговая проверка ООО "БашЦС" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов.
Межрайонная ИФНС России N 33 по Республике Башкортостан принято решение от 14.09.2022 N 12/39-2021 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно резолютивной части которого Обществу с ограниченной ответственностью "Башкирский центр строительства" предложено уплатить:
- налог на добавленную стоимость 14 779 015 руб. 12 коп.;
- штраф 2 405 116 руб.
- пени 5 285 852,16 руб.
Всего Инспекцией доначислено налогоплательщику 22 469 981,3 руб. обязательных платежей.
В обеспечение исполнения указанного решения 26.10.2022 Межрайонной ИФНС России N 4 по РБ приняты решения N250, 107-112 о применении обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа имущества в сумме 0 руб. - в виду отсутствия имущества (как указано в решении), приостановления операций по счетам в банках на сумму 22 469 981,3 руб.
ООО "БашЦС" обжаловало решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.09.2022 N 12/39-2021 в вышестоящий налоговый орган, жалоба оставлена без удовлетворения.
Заявитель обжаловал решения о принятии обеспечительных мер от 26.10.2022 N N 250,107-112 в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по РБ. Решением Управления Федеральной налоговой службы по РБ жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 33 по РБ от 14.09.2022 N N 12/39-2021 о принятии обеспечительных мер, считая его нарушающим права и законные интересы Общества, 13.02.2023 общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Республики Башкортостан с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом при принятии обеспечительных мер нарушен порядок, предусмотренный статьей 101 НК РФ.
Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
В соответствии с пунктом 10 статьи 101 НК РФ после вынесения решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.
Обеспечительными мерами могут быть:
1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Предусмотренный настоящим подпунктом запрет на отчуждение (передачу в залог) производится последовательно в отношении: недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг); транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений; иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов; готовой продукции, сырья и материалов. При этом запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы применяется в случае, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп, определяемая по данным бухгалтерского учета, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 НК РФ.
Приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Из анализа положений пункта 10 статьи 101 НК РФ следует, что указанная в законе формулировка свидетельствует о том, что для принятия обеспечительных мер достаточно обоснованного предположения о возможности последующей невозможности или затруднительности исполнения решения налогового органа по выездной проверке, то есть не требуется того, чтобы было однозначно доказано, что налогоплательщиком уже предпринимаются меры по реализации имеющегося имущества.
Налоговый орган принимает решение о принятии обеспечительных мер, исходя из тех сведений, которыми располагает на момент его принятия, в свою очередь, налогоплательщик в порядке пункта 11 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации вправе обратиться к руководителю (заместителю руководителя) налогового органа с заявлением об отмене или изменении обеспечительных мер.
Обеспечительные меры, принятые налоговым органом на основании пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, не являются мерой по принудительному взысканию налога, а только направлены на обеспечение исполнения решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности и могут касаться лишь того имущества налогоплательщика, которое может быть отчуждено исключительно им самим.
Поскольку из смысла положений пункта 10 статьи 101 Кодекса следует, что применение спорной обеспечительной меры не предполагает фактическое взыскание со счетов налогоплательщика денежных средств, а имеет целью предотвращение ситуации, когда вследствие истечения определенного времени на процедуру принудительного взыскания налогов во внесудебном порядке может возникнуть затруднительность либо невозможность исполнения принятого решения налогового органа, то вынесение налоговым органом одновременно нескольких решений о приостановлении операций по всем известным налоговому органу счетам налогоплательщика с указанием в каждом решении подлежащей обеспечению суммы, не противоречит положениям пункта 10 статьи 101 Кодекса, в том числе и в случае если общая сумма денежных средств, в отношении которой приняты решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках, превышает сумму доначисленных налогов, пени и штрафов, подлежащую обеспечению в соответствии с положениями пункта 10 статьи 101 Кодекса.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2018 по делу N А75-14080/2017.
Наличие каких-либо неблагоприятных последствий, возникающих для налогоплательщика в результате реализации налоговым органом мер, предусмотренных Кодексом, не влияет на законность или незаконность таких мер.
Действие решения, принятого в порядке пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, по общему правилу продолжается до дня исполнения решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности налогоплательщика, принятого по итогам выездной налоговой проверки.
Как установлено ранее, признавая недействительным решение инспекции о принятии обеспечительных мер, суд первой инстанции исходил из того, что объективных оснований для принятия обеспечительных мер у налогового органа не имелось.
Суд указал, что налоговым органом не приведены достаточные доказательства того, что непринятие обеспечительных мер в рассматриваемом случае может привести к затруднительности или невозможности исполнения решения, принятого по результатам выездной налоговой проверки заявителя.
Удовлетворяя требования ООО "БашЦС" суд первой инстанции указал, что Инспекцией нарушена последовательность принятия обеспечительных мер, установленная пунктом 10 статьи 101 НК РФ, судом установлено наличие имущества у налогоплательщика на момент вынесения решения о принятии обеспечительных мер, определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.02.2023 по делу N А07-3956/23 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия решения Межрайонной ИФНС России N 33 по Республике Башкортостан от 14.09.2022 N 12-39/21 до рассмотрения дела N А07-3956/23 по существу и вступления судебного акта в законную силу.
Суд апелляционной инстанции приходит к иным выводам.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 14.04.2015 N 305-КГ14-5758, предусмотренные пунктом 10 статьи 101 НК РФ обеспечительные меры направлены на оперативную защиту бюджета с целью предотвращения ситуаций, когда вследствие истечения определенного времени может быть затруднено или невозможно исполнение принятого решения налогового органа по причине отчуждения (вывода) налогоплательщиком своих активов.
Межрайонной ИФНС России N 33 по Республике Башкортостан по результатам выездной налоговой проверки ООО "БашЦС" вынесено решение от 14.09.2022 N 12-39/21 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Сумма доначислений составила 22 578 383 руб. 18 руб.
В обеспечение исполнения решения от 14.09.2022 N 12-39/21 Инспекцией на основании пункта 10 статьи 101 НК РФ принято решение от 26.10.2022 N 250 о принятии обеспечительных мер. В связи с отсутствием имущества в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 НК РФ, статьи 76 НК РФ решениями от 26.10.2022 NN 107, 108, 109, 110, 111, 112 приостановлены операции по счетам ООО "БашЦС" в банках на сумму 22 578 383 руб. 18 коп.
Основаниями для принятия Инспекцией обеспечительных мер послужили следующие обстоятельства: отсутствие зарегистрированных в установленном порядке прав ООО "БашЦС" на недвижимое имущество, земельные участки; наличие договора лизинга на транспортное средство ГАЗ 3009D3 с датой последней выплаты по лизингу 31.07.2027; непредставление документов (информации) для проведения мероприятий налогового контроля; снижение финансовых показателей должника: доходов, оборотов по расчетным счетам ООО "БашЦС" в банках, доходов от реализации, получение убытка в текущем году, снижение численности сотрудников; неплатежеспособность: наличие долга по платежам в бюджет, инициирование взыскания в судебном порядке денежных средств с компании; неявка представителя налогоплательщика по уведомлению инспекции для дачи пояснений по вопросу принятия обеспечительных мер; применение схем ухода от налогообложения; значительная сумма доначисленного налога, пеней и штрафа.
С целью выявления имущества подлежащего государственной регистрации, на которое возможно применение обеспечительных мер Инспекцией в регистрирующие органы направлены соответствующие запросы.
В результате установлено следующее:
- на основании ответа Росреестра от 07.09.2022 КУВИ-001/2022-155666260 на государственном регистрационном учете за ООО "БашЦС" недвижимое имущество и земельные участки не зарегистрированы;
- на основании ответа Инспекции гостехнадзора Республики Башкортостан от 12.09.2022 N 09-27/26252@ на регистрационном учете за ООО "БашЦС" трактора, самоходные машины и другие виды техники не зарегистрированы;
- на основании ответа органов ГИБДД от 20.09.2022 N 57817965, установлено, что за ООО "БашЦС" зарегистрировано транспортное средство, которое находится в обременении в виде лизинга. Согласно договора лизинга от 01.06.2022 NАЛ 200194/03-22 БШК транспортное средство Газ 3009D3 VTN XZV3009D3N0003471, 2022 года выпуска передано налогоплательщику во временное владение и пользование. Лизингодателем по данному договору выступает ООО "ВТБ Лизинг" ИНН 7709378229, срок финансовой аренды до 31.07.2027.
В силу пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" предмет лизинга не является собственностью лизингополучателя и на него не может быть обращено взыскание третьего лица.
Инспекцией проведен анализ финансового состояния налогоплательщика и установлено снижение финансовых показателей по данным отчетности:
- снижение доходов от реализации на последнюю отчетную дату 30.06.2022 (более чем 2 раза) по сравнению с данными отчетности (налоговая декларация по налогу на прибыль организаций), представленной за аналогичный период 2021 года (на 01.07.2021 - 19 470 тыс. рублей, на 01.07.2022 - 8 988 тыс. рублей).
- получение убытка в текущем году (согласно представленным налоговым декларациям по налогу на прибыль организаций за полугодие 2022 года налогоплательщиком заявлен убыток в сумме 3 779 тыс. рублей.).
- снижение оборотов по счетам в банках (в ходе анализа выписок движения денежных средств по расчетным счетам налогоплательщика за период с 2020 года по 2 кв. 2022 года установлено снижение оборотов по счетам в банках. В 2020 году поступления составили - 148 974 тыс. рублей, в 2021 году поступления составили -141 212 тыс. рублей, на 01.07.2022 поступления составили - 15 594 тыс. рублей).
Налоговым органом установлено снижение численности сотрудников ООО "БашЦС" (на основании представленных налогоплательщиком реестров расчетов по страховым взносам выявлено сокращение штатной численности сотрудников налогоплательщика по состоянию на 01.07.2022 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: 2 кв. 2021 года-103 чел.; 2 кв. 2022 года - 69 чел.).
В ходе выездной налоговой проверки ООО "БашЦС" привлечён к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за несвоевременное предоставление документов по требованию от 28.09.2021 N 4 на сумму 108 400 руб. По требованию от 28.09.2021 N 4 ООО "БашЦС" представлены 12.09.2022 (вх. N 28422) документы на 823 листах и 14.09.2022 (вх. N 28467) - на 698 листах.
Налогоплательщиком длительное время (почти год) не представлялись документы для проведения выездной налоговой проверки. Ходатайства о продлении сроков представления документов в налоговый орган налогоплательщиком не представлялись.
Указанное свидетельствует о противодействии налогоплательщиком проведению выездной налоговой проверки.
Наличие у ООО "БашЦС" задолженности по налогам, пеням и штрафам, судебных процессов, указывает на неосмотрительное, недобросовестное поведение налогоплательщика.
В ходе мероприятий налогового контроля налоговым органом установлены обстоятельства, свидетельствующие о создании ООО "БашЦС" с ООО "Альянстехсервис", ООО "Трест Промналадка", ООО "Водяной" формального документооборота без осуществления реальных хозяйственных операций в целях получения необоснованной налоговой экономии путем неправомерного заявления вычетов по НДС, что подтверждает факт нарушения налогоплательщиком положений пункта 2 статьи 54.1, статей 169, 171, 172 НК РФ (решение от 14.09.2022 N 12-39/21).
Вышеуказанные обстоятельства и значительность налоговых доначислений доказывают, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения, которым налоговый орган установил применение ООО "БашЦС" схемы, направленной на незаконную минимизацию налоговых обязательств путем совершения налогоплательщиком согласованных действий с контрагентами, при отсутствии реальных хозяйственных операций, и произвел доначисление НДС.
В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом по требованиям от 28.06.2021 N 1, от 14.02.2022 N 1955 у налогоплательщика истребованы документы (информация): оборотно-сальдовые ведомости за период с 01.01.2018 по 31.12.2021 и по состоянию на 01.02.2022 по счетам бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации 01, 02, 08, 10, 41, 60, 62, 66, 67, 76 раздельно в разрезе субсчетов в соответствии с утвержденным в организации планом счетов; расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности с основанием и датой образования в разрезе контрагентов за период с 01.01.2021 по 01.01.2022 и по состоянию на 01.02.2022; акты инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности за период с 01.01.2021 по 01.01.2022 и др. Требование о предоставлении документов (информации) от 28.06.2021 вручено лично представителю по доверенности Еремину Д.Ю., требование о предоставлении документов (информации) от 14.02.2022 N 1995 направлено в адрес ООО "БашЦС" по телекоммуникационным каналам связи и получено 24.02.2022, что подтверждается квитанцией о приеме электронного документа. Налогоплательщиком документы (информация) по указанным требованиям в налоговый орган не представлены.
Инспекцией в адрес ООО "БашЦС" направлено письмо от 11.05.2022 N 09-30/11730 с просьбой о предоставлении актуальной информации об имуществе, принадлежащем налогоплательщику на праве собственности и не находящемуся под обременением, а также предоставления аналитики активов налогоплательщика, в том числе и дебиторской задолженности на текущую или последнюю отчетную дату. Указанным письмом налогоплательщик также приглашен в налоговый орган (25.05.2022) для дачи пояснений о наличии принадлежащего налогоплательщику на праве собственности имущества, в целях принятия обеспечительных мер, предусмотренных пунктом 10 статьи 101 НК РФ.
В назначенное время должностное лицо (представитель) налогоплательщика в налоговый орган не явился, запрашиваемая информация не представлена.
Согласно пункту 4 статьи 31 НК РФ в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня его отправки. Более того, по данным сайта отслеживания почтовых отправлений Почты России www.pochta.ru данное письмо направлено 11.05.2022 налоговым органом в надлежащий адрес налогоплательщика, и своевременно не получено последним по обстоятельствам, зависящим от него (18.05.2022 письмо прибыло в место вручения). До момента принятия оспариваемых налогоплательщиком решений (26.10.2022) у налогоплательщика имелось достаточно времени для представления в налоговый орган информации (документов) о наличии имущества, товарно-материальных ценностей на балансе ООО "БашЦС", о суммах кредиторской и дебиторской задолженности.
Следовательно, налоговым органом до вынесения решения о принятии обеспечительных мер у налогоплательщика неоднократно запрашивалась информация о наличии имущества, товарно-материальных ценностей на балансе ООО "БашЦС", о суммах кредиторской и дебиторской задолженности (требования о предоставлении документов от 28.06.2021 N 1, от 14.02.2022 N 1955, уведомление от 11.05.2022 N 09-30/11730).
В соответствии со статьей 92 НК РФ налоговым органом в ходе контрольных мероприятий проведен осмотр нежилого помещения ООО "БашЦС" по адресу г. Уфа, ул. Ульяновых, 65 (помещение N 14), переданного по договору аренды от 15.03.2021.
В результате осмотра установлено, что офисное помещение состоит из одной комнаты, общей площадью 14,2 кв. м, в комнате имеется 3 рабочих места, из которых одно рабочее место оборудовано оргтехникой, шкафом с документами и рабочей одеждой, иное имущество не установлено (протокол осмотра от 01.07.2021 N 12-38/5, акт от 15.04.2022 N 12-39/7, решение от 14.09.2022 N 12-39/21). В ходе допроса - руководитель ООО "БашЦС" Нурлыгаянов А.Я. пояснил, что имущество, принадлежащее на праве собственности ООО "БашЦС" отсутствует (протокол допроса от 01.07.2022 N 12-39/167, акт от 15.04.2022 N 12-39/7, решение от 14.09.2022 N 12-39/21).
Инспекцией для выявления дебиторской задолженности проведен анализ за период с 01.01.2018 по 01.10.2021 путем сопоставления операций по книге продаж и поступивших сумм по расчетному счету ООО "БашЦС" в разрезе контрагентов. В целях верификации дебиторской задолженности направлены поручения об истребовании документов (информации) у контрагентов ООО "БашЦС" от 09.11.2021 N 4668, от 14.02.2022 N 629.
В соответствии со статьей 93.1 НК РФ Инспекцией направлено поручение об истребовании документов (информации) от 09.11.2021 N 4668 в налоговый орган по месту учета контрагента налогоплательщика. Межрайонной ИФНС России N 40 по Республике Башкортостан в адрес ПАО "АНК Башнефть" ИНН 0274051582 направлено требование о предоставлении документов (информации) от 10.11.2021 N 26270: договоры со всеми дополнениями, изменениями и приложениями, заключенные с ООО "БашЦС", действующие в период с 01.07.2019 по 01.11.2021; акты сверок расчетов с ООО "БашЦС" за период с 01.07.2019 по 01.01.2021; оборотно-сальдовые ведомости по сч. 60, 62,76 по контрагенту ООО "БашЦС" за период с 01.07.2019 по 01.11.2021; информации о наличии дебиторской /кредиторской задолженности перед ООО "БашЦС" по состоянию на 01.01.2021 (в том числе акты взаимозачета); при наличии кредиторской задолженности представить все сопутствующие документы, подтверждающие наличие задолженности ПАО "АНК Башнефть" перед ООО "БашЦС" (счета-фактуры и документы, подтверждающие факт получения товаров, выполненных работ, оказанных услуг (акты о приемке выполненных работ (оказанных услуг), товарно-транспортные накладные, КС-3).
В ответ на требование ПАО "АНК Башнефть" представлены следующие документы: договоры на выполнение работ по ремонту В540919/4563Д, В540719/5286Д, оборотно-сальдовая ведомость по состоянию на 01.11.2021, акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 30.09.2019, по состоянию на 31.10.2021, счет-фактуры, доверенность от 02.07.2022 N дов/8/099/20. При этом представленные документы являются проектами или подписаны в одностороннем порядке: договоры N В540919/4563Д, NВ540719/5286Д не подписаны сторонами и отсутствует информация о дате заключения и подписания сторонами; акты сверок подписаны в одностороннем порядке; оборотно-сальдовая ведомость по состоянию на 01.11.2021 не содержит подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра.
Согласно оборотно-сальдовой ведомости по состоянию на 01.01.2021 задолженность ПАО "АНК Башнефть" перед ООО "БашЦС" составляет 1634 тыс. рублей.
С целью подтверждения дебиторской задолженности в соответствии со статьёй 93.1 НК РФ Инспекцией направлено поручение об истребовании документов (информации) от 14.02.2022 N 629 в налоговый орган по месту учета контрагента налогоплательщика. Межрайонной ИФНС России N 40 по Республике Башкортостан в адрес ПАО "АНК Башнефть" ИНН 0274051582 направлено требование о предоставлении документов (информации) от 14.02.2022 N 3443: договоры со всеми дополнениями, изменениями и приложениями, заключенные с ООО "БашЦС", действующие в период с 01.07.2019 по 01.02.2022; акты сверок расчетов с ООО "БашЦС" за период с 01.01.2021 по 01.02.2022; оборотно-сальдовые ведомости по сч. 60, 62,76 по контрагенту ООО "БашЦС" за период с 01.01.2021 по 01.02.2022; информации о наличии дебиторской/кредиторской задолженности перед ООО "БашЦС" по состоянию на 01.02.2022 (в том числе акты взаимозачета); при наличии кредиторской задолженности представить все сопутствующие документы, подтверждающие наличие задолженности ПАО "АНК Башнефть" перед ООО "БашЦС" (счета-фактуры и документы, подтверждающие факт получения товаров, выполненных работ, оказанных услуг (акты о приемке выполненных работ (оказанных услуг), товарно-транспортные накладные, КС-3).
В ответ на требование ПАО "АНК "Башнефть" представлены следующие документы: письмо о том, что акты сверок за период с 01.01.2021 по 01.02.2022 отсутствуют; оборотно-сальдовая ведомость по состоянию на 01.02.2022 представлена в налоговый орган без подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, доверенность от 01.01.2022 N 1150. Согласно представленной оборотно-сальдовой ведомости за период по состоянию на 01.02.2022 задолженность ПАО "АНК Башнефть" перед ООО "БашЦС" составляет 113 тыс. рублей.
В ходе анализа расчетного счета ООО "БашЦС" за период с 01.02.2022 по дату вынесения оспариваемого решения (26.10.2022) Инспекцией установлено поступление денежных средств от ПАО "АНК "Башнефть" в размере 7212 тыс. рублей. Сумма поступлений денежных средств от контрагента ПАО "АНК "Башнефть" за период 01.02.2022 по 26.10.2022 превышает сумму образовавшейся дебиторской задолженности ПАО "АНК "Башнефть" более чем в 63 раза.
По результатам анализа поступивших документов от контрагента ООО "БашЦС" дебиторская задолженность не верифицирована. ПАО "АНК "Башнефть" не представлены первичные документы, подтверждающие дебиторскую задолженность.
В результате анализа бухгалтерской отчетности ООО "БашЦС" за 2021 год установлено, что у налогоплательщика имеются основные средства 293 тыс. руб., чистая прибыль - 1064 тыс. руб., дебиторская задолженность - 10 894 тыс. руб., запасы - 5163 тыс. руб., денежные средства - 2355 тыс. руб. При этом с учетом краткосрочных обязательств в общей сумме 17 814 руб., в том числе кредиторская задолженность - 17 764 руб., заемные средства - 50 тыс. руб., остаток активов общества составляет 1 955 тыс. руб., что меньше суммы доначислений (22 578 тыс. руб.) по результатам выездной налоговой проверки более чем в 11 раз.
На момент вынесения оспариваемых решений сроки представления бухгалтерской отчетности за 2022 год не наступили. Бухгалтерская отчетность за 2022 год представлена ООО "БашЦС" в налоговый орган 31.03.2023.
До вынесения решения о принятии обеспечительных мер налоговым органом у налогоплательщика неоднократно запрашивалась информация о наличии имущества, товарно-материальных ценностей на балансе ООО "БашЦС", о суммах кредиторской и дебиторской задолженности (требования о предоставлении документов от 28.06.2021 N 1, от 14.02.2022 N 1955, уведомление от 11.05.2022 N 09-30/11730).
Следовательно, налоговым органом предприняты меры по выяснению у налогоплательщика либо его контрагентов состава имущества, в том числе дебиторской задолженности, в отношении которой возможно применить обеспечительные меры. Поскольку ООО "БашЦС" и его контрагентами не представлены сведения об имуществе, в том числе дебиторской задолженности, то Инспекцией правомерно приняты оспариваемые решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика на сумму 22 578 383, 18 руб.
Суд апелляционной инстанции считает, что у Инспекции имелись основания для вынесения спорного решения, поскольку установленные обстоятельства в отношении финансово-хозяйственной деятельности ООО "ООО "БашЦС" дают основания предполагать возможное неисполнение последним решения Межрайонной ИФНС России N 33 по Республике Башкортостан от 14.09.2022 N 12-39/21 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Последовательность наложения запрета на отчуждение имущества с учетом групп, поименованных в пункте 10 статьи 101 НК РФ, Инспекцией соблюдена. Решения от 26.10.2022 N 250 о принятии обеспечительных мер, от 26.10.2022 NN 107, 108, 109, 110, 111, 112 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств соответствуют действующему налоговому законодательству и не нарушают права и законные интересы налогоплательщика.
В силу пункта 11 статьи 101 НК РФ у налогоплательщика имелась возможность инициировать процедуру замены принятых обеспечительных мер на иные обеспечительные меры - банковскую гарантию, залог ценных бумаг, поручительство третьего лица (протокол рабочей встречи от 30.11.2022). ООО "БашЦС" не обращалось в налоговый орган с заявлением о замене обеспечительных мер.
Решением УФНС России по Республике Башкортостан от 07.12.2022 N 394/17 жалоба ООО "БашЦС" на решение о принятии обеспечительных мер от 26.10.2022 N 250 оставлена без удовлетворения. Доводы и документы о наличии имущества налогоплательщиком не представлены и с жалобой в УФНС России по Республике Башкортостан.
Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции, у налогового органа имелись основания полагать, что вследствие истечения определенного времени может быть затруднено или невозможно исполнение принятого решения налогового органа.
Более того, апелляционный суд считает заслуживающими внимания доводы налогового органа о том, что документы, подтверждающие наличие дебиторской задолженности, налогоплательщиком не представлены. Факты, свидетельствующие об имеющейся у Общества дебиторской задолженности, при проведении налоговой проверки и принятия обеспечительных мер в отношении налогоплательщика, налоговым органом не установлены. Следовательно, дебиторская задолженность в отсутствие документов, подтверждающих ее наличие и ликвидность, не может свидетельствовать о ее реальности и, как следствие, не может быть принята в обеспечение спорного решения.
Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации в решении от 12.05.2022 N АКПИ22-118 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими форм Решение о принятии обеспечительных мер и Решение об отмене обеспечительных мер, утверждённый приказом ФНС РФ от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@" указал, что под имуществом в Налоговом кодексе Российской Федерации понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Для целей названного кодекса не признаются имуществом имущественные права, исключением безналичных денежных средств и бездокументарных ценных бумаг (пункт 2 статьи 38). Дебиторская задолженность является правом требования, принадлежащим должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг.
Из вышеуказанного следует, что дебиторская задолженность, не поименованная в качестве вида объектов гражданских прав, относимых к имущественным правам для целей Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 38), и не может использоваться при определении имеющегося у налогоплательщика имущества в целях определения возможности принятия обеспечительных мер.
Обеспечительные меры, принятые налоговым органом на основании пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, не являются мерой по принудительному взысканию налога, а только направлены на обеспечение исполнения решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности и могут касаться лишь того имущества налогоплательщика, которое может быть отчуждено исключительно им самим.
Таким образом, является ошибочным вывод суда первой инстанции, что Инспекцией не опровергнуто, что у общества на момент вынесения оспариваемого решения имелось иное имущество, на которое при наличии соответствующих оснований Инспекцией мог быть наложен запрет на отчуждение - дебиторская задолженность, в связи с чем нарушена очередность, установленная пункт 10 статьи 101 НК РФ.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, у налогового органа имелись достаточные основания для принятия обеспечительных мер.
Суд апелляционной инстанции также полагает необходимым отметить, что общество, являясь субъектом предпринимательской деятельности, осуществляемой на свой страх и риск, отказывая Инспекции в представлении истребуемых документов и сведений, должно было предвидеть наступление негативных последствий в виде возникновения у налогового органа обоснованных оснований для вывода об экономической нестабильности и возможной неплатежеспособности общества через определенный период, что повлекло принятие обеспечительных мер в целях обеспечения исполнения решения инспекции о доначислении налоговых обязательств.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции ошибочно не принято во внимание, что в ходе мероприятий налогового контроля Инспекцией установлены обстоятельства, свидетельствующие о совершении обществом налогового правонарушения, выраженного в неправомерном завышении расходов по налогу на прибыль на стоимость работ (услуг) по договорам, заключенными с индивидуальными предпринимателями, которые одновременно являются работниками организации ООО "БашЦС"; неисполнение требований налогового органа о предоставлении документов, необходимых для проведения мероприятий налогового контроля.
Учитывая изложенное, при наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у ООО "БашЦС" достаточного имущества, которое не находится под обременением, у Инспекции имелись достаточные основания полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения от 14.09.2022 N 12/39-2021.
Доказательства того, что принятие оспариваемых обеспечительных мер повлекло нарушение прав и законных интересов налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ООО "БашЦС" не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции об удовлетворении требований общества о признании недействительными решений от 26.10.2022 N 250 о принятии обеспечительных мер в части приостановления операций по всем, имеющимся у налогоплательщика счетам в банках на сумму 22 578 383 руб. 18 коп.; от 26.10.2022 N 107 о приостановлении всех расходных операции по счету 40702810312120004008 в ПАО "Всероссийский банк развития регионов"; от 26.10.2022 N 108 приостановлении всех расходных операций по счету 40702810201470005574 в ПАО "Финансовая Корпорация Открытие"; от 26.10.2022 N 109 приостановлении всех расходных операций по счету 4070281072930001153 в ПАО "Альфа-банк"; от 26.10.2022 N 110 приостановлении всех расходных операции по счету 40702810503000154841 в ПАО "Промсвязьбанк"; от 26.10.2022 N 111 приостановлении всех расходных операции по счету 40702810610620000290 в ПАО "БАНК ВТБ "Центральный"; от 26.10.2022 N 112 о приостановлении всех расходных операций по счету 40702810512010180904, 40702810712920180904 в ПАО "Совкомбанк" на сумму 22 578 383 руб. 18 коп., как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, принято при неполном выяснении обстоятельств дела, при неправильном применении норм материального права.
Соответственно, решение подлежит отмене, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В связи с отказом в удовлетворении требований заявителя на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления относятся на общество.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31 марта 2023 года по делу N А07-40500/2022 отменить, в удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Башкирский центр строительства" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-40500/2022
Истец: ООО "Башкирский центр строительства"
Ответчик: МРИ ФНС N 4 по РБ
Третье лицо: Межрайонная ИФНС N 33 по РБ, УФНС по РБ