город Томск |
|
6 июля 2023 г. |
Дело N А45-11107/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.07.2023.
В полном объеме постановление изготовлено 06.07.2023.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Подцепиловой М.Ю., |
судей |
|
Марченко Н.В., |
|
|
Сухотиной В.М., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О.Ю. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Бердска (N 07АП-4374/2023) на решение от 22.04.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-11107/2022 (судья С.А. Исакова) по иску закрытого акционерного общества группа компаний "Вымпел Сервис" (ОГРН 1095445002850), г. Бердск, к Администрации города Бердска (ОГРН 1025404731109), г. Бердск, о взыскании 39 947 руб. 74 коп.,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,
1) Законодательное собрание Новосибирской области (ОГРН 1105476067289),
2) муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства", г. Бердска (ОГРН 1075445002412), г. Бердск,
В судебном заседании приняли участие:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: представитель Ковтун О.А. по доверенности от 29 мая 2023 года;
от третьих лиц: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество группа компаний "Вымпел Сервис" (далее - ЗАО ГК "Вымпел Сервис") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации города Бердска (далее - Администрация) о взыскании 23 132,22 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Законодательное собрание Новосибирской области, муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства".
Решением от 22.04.2023 Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает на то, что спорным имуществом фактически распоряжается муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства". Государственная регистрация перехода права оперативного управления не была осуществлена по вине данного учреждения. Обязанность по оплате спорной задолженности лежит на МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства". Обязанность по оплате жилищных услуг с 2018 года возложена на Законодательное собрание Новосибирской области.
В суде апелляционной инстанции представитель Администрации доводы жалобы поддержал.
Законодательное собрание Новосибирской области, оспаривая доводы апелляционной жалобы, в отзыве просило оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, истец на основании протокола N 1-15 от 16.02.2015 (договор управления), является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Ленина, д. 16.
В указанном доме ответчику на праве собственности принадлежит жилое помещение (квартира 62), за содержание жилого помещения и дополнительные работы за ответчиком числиться задолженность за период с 01.01.2019 по 30.09.2020 в размере 23 132,22 руб.
28.12.2021 ответчиком получена претензия с требованием об оплате задолженности по содержанию жилья и дополнительным работам, требования не исполнены.
Отсутствие оплаты за содержание жилого помещения и дополнительным работам со стороны ответчика в добровольном порядке, послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209, статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Исходя из положений части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно норме, изложенной в части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Положениями пунктов 28, 39 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилых помещений для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме является одинаковым (пункты 28, 30 Правил N 491) и устанавливается решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов либо, в случае отсутствия такого решения органом местного самоуправления (части 7, 8 статьи 156, часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя (в том числе) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; а также сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов (пункты 7, 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений, независимо от того, жилое это или нежилое помещение и в чьей собственности оно находится.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом первой инстанции установлено, что нежилое помещение, площадью 46.5 кв.м., расположенное по адресу: г. Бердск, ул. Ленина, 16-62, является муниципальной собственностью, право собственности зарегистрировано 01.10.2009 за номером N 54-54- 04/036/2009-673.
В соответствии с постановлением главы муниципального образования города Бердска от 12.11.2007 N 3286, актом о приеме - передачи групп объектов основных средств N 000035 от 14.12.2007, указанное нежилое помещение передано в оперативное управление муниципальному учреждению "Городской центр жилищно-коммунального хозяйства".
На основании постановления администрации города Бердска от 14.12.2010 N 4338 "О реорганизации управления жилищно-коммунальным комплексом города Бердска" создано МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" путем изменения типа существующего муниципального учреждения "Городской центр жилищно-коммунального хозяйства" г. Бердска.
В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (статьи 294, 296).
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом или иными правовыми актами или решением собственника.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Исходя из смысла норм статей 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества. На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования части 3 статьи 30, частей 1, 2, 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы на жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
С учетом названных норм права право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Указанные выводы также соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2022 N 305-ЭС22-4503.
Суд первой инстанции установил, что право оперативного управления на спорное помещение зарегистрировано за МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" в установленном порядке 08.06.2022, ввиду чего в силу приведенных выше норм обязанность по оплате коммунальных услуг ранее указанной даты лежит на Администрации города Бердска.
Несвоевременная государственная регистрация права оперативного управления при указанных обстоятельствах не исключает бремя обязанностей ответчика, связанных с владением нежилым помещением.
В связи с чем, доводы жалобы в части того, что в спорный период ответчик не обладал вещным правом на спорное нежилое помещение и не обязан оплачивать соответствующие расходы, суд находит несостоятельными.
Ответчик доказательств, свидетельствующих о том, что ЗАО ГК "Вымпел Сервис" не оказывало услуги по содержанию общего имущества или оказывало услуги ненадлежащего качества, а также доказательств оплаты задолженности не представил.
Согласно расчету истца задолженность ответчика за период с 01.01.2019 по 30.09.2020 составила 23 132,22 руб.
Расчет задолженности, представленный истцом, судом апелляционной инстанции проверен, признан обоснованным и арифметически правильным. Контррасчет ответчиком не представлен.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворено требование истца о взыскании задолженности в размере 23 132,22 руб.
Правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта с учетом рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, отсутствуют.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для их иной оценки апелляционным судом, в зависимости от доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.04.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-11107/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Бердска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
М.Ю. Подцепилова |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-11107/2022
Истец: ЗАО ГРУППА КОМПАНИЙ "ВЫМПЕЛ СЕРВИС"
Ответчик: Администрация Города Бердска
Третье лицо: Законодательное собрание Новосибирской области, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА" Г.БЕРДСКА, Седьмой Арбитражный Апелляционный Суд