город Самара |
|
06 июля 2023 г. |
Дело N А65-24847/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Некрасовой Е.Н., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Блиновой А.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Татнефть" имени В.Д. Шашина на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 марта 2023 года по делу N А65-24847/2022 (судья Хасаншин И.А.),
по заявлению Публичного акционерного общества "Татнефть" имени В.Д. Шашина (ОГРН 1021601623702, ИНН 1644003838), город Альметьевск Республики Татарстан,
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ОГРН 1021603269500, ИНН 1653017530), город Казань Республики Татарстан,
о признании недействительным приказ N 21 от 18 июля 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Татнефть" имени В.Д. Шашина (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - ответчик, Фонд социального страхования, Фонд) о признании недействительным приказа N 21 от 18.07.2022 г. об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем вынесения решения (приказа) о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно - курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в отношении НГДУ "Нурлатнефть" СП "Татнефть - Добыча" ПАО "Татнефть" в размере 858 494 руб., не позднее десяти календарных дней с даты объявления резолютивной части решения суда.
Кроме того, при удовлетворении основного требования и не исполнении решения суда, обществом заявлено требование о взыскании с фонда судебной неустойки в размере 3 000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта, начиная с одиннадцатого календарного дня с даты объявления резолютивной части решения суда, по дату вынесения ответчиком последнего решения (приказа) о финансовом обеспечении предупредительных мер в отношении НГДУ "Нурлатнефть" СП "Татнефть - Добыча" ПАО "Татнефть".
Решением суда от 30.03.2023 г. в удовлетворении заявления обществу отказано.
Общество, не согласившись с указанным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявление в полном объеме.
Фонд, апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением суда от 29.05.2023 г. судебное разбирательство по апелляционной жалобе откладывалось на основании положений ст. 158 АПК РФ.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением АС Республики Татарстан от 06.07.2022 г. по делу N А65-28044/2021 признан незаконным отказ Фонда социального страхования в финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санитарно-курортного лечения работников ПАО "Татнефть", выраженный в письме от 10.08.2021 г. N 0116-1/01-4327.
Суд обязал Фонд социального страхования устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ПАО "Татнефть" путем рассмотрения заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер от 29.07.2021 г. и вынесения соответствующего приказа.
Кроме того, решением АС Республики Татарстан от 28.06.2022 г. по делу N А65-27875/2021 было признано незаконным бездействие Фонда социального страхования, выразившееся в не рассмотрении по существу заявления ПАО "Татнефть" от 29.07.2021 г. о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя. Суд обязал Фонд социального страхования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "Татнефть" путем рассмотрения заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер от 29.07.2021 г. и вынесения соответствующего приказа.
Повторно рассмотрев заявление НГДУ "Нурлатнефть" СП "Татнефть - Добыча" ПАО "Татнефть" от 29.07.2021 г. (л.д. 17), оспариваемым приказом фонда от 18.07.2022 г. N 21 в удовлетворении заявления общества о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя было отказано (л.д. 22).
Не согласившись с приказом фонда от 18.07.2022 г. N 21, общество обратилось в суд с рассматриваемым требованием.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе обществу в удовлетворении заявленного требования, исходя из следующего.
Как указано выше, в обоснование заявленных требований обществом положены в основу решения АС Республики Татарстан от 06.07.2022 г. по делу N А65-28044/2021, от 28.06.2022 г. по делу N А65-27875/2021, а также от 03.02.2022 г. по делу N А65-23210/2021.
Между тем, решение суда от 28.06.2022 г. по делу N А65-27875/2021 отменено постановлением апелляционного суда от 27.10.2022 г. с принятием решения об отказе в удовлетворении заявления ПАО "Татнефть", а решение суда от 03.02.2022 г. по делу NА65-23210/2021 принято в отношении иных подразделений ПАО "Татнефть".
Таким образом, вопреки доводам заявителя, существенное для настоящего спора значение имеет только решение суда от 06.07.2022 г. по делу N А65-28044/2021, принятое в отношении подразделения ПАО "Татнефть" НГДУ "Нурлатнефть".
Согласно решению суда от 06.07.2022 г. по делу N А65-28044/2021 Фондом допущен формальный поход при рассмотрении заявления страхователя в лице его структурного подразделения. Принимая во внимание отсутствие в оспариваемом письме обоснования причин принятия решения об отказе в финансовом обеспечении, что является важной гарантией прав страхователя, суд пришел к выводу, что оспариваемый отказ не соответствуют закону и поэтому возложил на Фонд обязанность по рассмотрению заявления общества от 29.07.2021 г. по существу.
Во исполнение решения суда от 06.07.2022 г. по делу N А65-28044/2021 Фондом социального страхования повторно рассмотрено заявление НГДУ "Нурлатнефть" СП "Татнефть - Добыча" ПАО "Татнефть" от 29.07.2021 г. о финансовом обеспечении предупредительных мер и вынесен приказ от 18.07.2022 г. N 21 об отказе в финансовом обеспечении в 2021 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, с приложением обоснования причин отказа, с перечнем недостатков, содержащихся в заявлении (приложение N 1) (л.д. 23).
Как следует из содержания данного приказа от 18.07.2022 г. N 21, при его принятии Фонд руководствовался Законом от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ); Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 14.07.2021 г. N 467н (до 19.09.2021 г. действовал Приказ от 10.12.2012 г. N580н) (далее - Приказ N 467н, Приказ N 580н); Приказом Фонда социального страхования РФ от 07.05.2019 г. N 237 "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования РФ государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" (далее - Приказ ФСС РФ N 237); Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.04.2016 г. N 202н "Об утверждении Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования РФ страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц" (далее - Приказ N 202н).
Фондом социального страхования было отказано подразделению ПАО "Татнефть" НГДУ "Нурлатнефть" в финансовом обеспечении в 2021 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний по следующим основаниям: 1) на основании п.п. "б" п. 12 Приказа N 467н, п.п. "б" п. 10 Приказа N 580н, пп. "б" п. 26 Приказа ФСС РФ N 237 в связи предоставлением заявления от 29.07.2021 г. о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и документов, которые оформлены с нарушением установленных требований и содержат недостоверную информацию и недостатки, перечень которых указан в приложении N 1 к приказу; 2) на основании п.п. "в" п. 12 Приказа N 467н, п.п. "в" п. 10 Приказа N 580н, п.п "в" п. 26 Приказа ФСС РФ N 237 в связи с полным распределением, предусмотренных бюджетом Фонда средств на финансовое обеспечение предупредительных мер на 2021 г.
Заявитель полагает, что указанный Фондом довод о полном распределении предусмотренных бюджетом Фонда средств на финансовое обеспечение предупредительных мер на 2021 г. не должен приниматься судом во внимание, поскольку это обстоятельство само по себе не препятствует принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер.
Между тем, п.п. "в" п. 9 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.12.2012 г. N 580н, действовавшими в период подачи заявления от 29.07.2021 г., было установлено, что территориальный орган Фонда социального страхования РФ принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в случае, если предусмотренные бюджетом Фонда социального страхования РФ средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены.
Данное положение Правил N 580н были оспорены в судебном порядке, однако решением ВС РФ от 05.06.2013 г. N АКПИ13-426 в удовлетворении заявления о признании недействующим п.п. "в" п. 9 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. приказом Минтруда России от 10.12.2012 г. N 580н было отказано.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявления по этому основанию, Фонд социального страхования правомерно руководствовался действовавшими в период подачи заявления от 29.07.2021 г. Правилами N 580н.
Кроме того, при рассмотрении заявления общества Фондом были выявлены иные существенные недостатки, указанные в приложении N 1 к приказу N 21 от 18.07.2022 г. (л.д. 23).
Так, Фондом социального страхования было отмечено, что количество работников, на которых составлен план финансового обеспечения предупредительных мер, не соответствует количеству работников, указанных в расчете 4-ФСС за 2021 г.
Согласно расчету 4-ФСС среднесписочная численность обособленного подразделения составляла 7 чел., тогда как согласно представленному плану обеспечение СИЗ испрашивалось на 53 чел.
При этом в нарушение п. 2 Приказа 467н (п. 2 Приказа 580н) в плане финансового обеспечения предупредительных мер запрашиваемая сумма на финансовое обеспечение предупредительных мер значительно превышает сумму начисленных в 2021 г. страховых взносов: согласно расчету 4-ФСС начислено 32 839,72 руб., согласно плану финансового обеспечения предупредительных мер испрашивалась сумма в размере 858 400 руб.
Таким образом, согласно п. 2 Приказа N 467н (п. 2 Приказа N 580н) подразделение ПАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина НГДУ "Нурлатнефть" не вправе претендовать на финансовое обеспечение в сумме, указанной в прилагаемом к заявлению плане, поскольку данная сумма не соответствует сумме начисленных подразделением взносов в 2021 г.
ПАО "Татнефть" ошибочно полагает, что размер финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма каждого обособленного подразделения определяется с учетом суммарной суммы страховых взносов, уплаченных всеми обособленными подразделениями ПАО "Татнефть" в 2020 и 2021 г.
Согласно Приказу N 467н (Приказу N 580н, который действовал до 19.09.2021 г.) финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением произведенных им расходов за счет средств бюджета Фонда социального страхования в пределах согласованной с Фондом социального страхования суммы, но не более суммы страховых взносов, начисленных страхователем за текущий финансовый год, за вычетом расходов, произведенных в текущем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Страхователь направляет на финансовое обеспечение предупредительных мер до 20 % (может быть увеличен до 30 %) сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату указанных пособий и на оплату отпуска застрахованного.
Согласно ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ на учете в Фонде социального страхования состоят также обособленные подразделения страхователей, у которых открыты счета в банках и которые начисляют выплаты в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов и обязанности по представлению расчетов по форме 4-ФСС по месту своего нахождения.
При этом сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для начисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.
В данном случае, ПАО "Татнефть" зарегистрировано в качестве страхователя в Филиале N 10 Фонда социального страхования, регистрационный N 1610440001.
Начиная с 2000 г. ПАО "Татнефть" поставило на учет в Фонд социального страхования в качестве самостоятельных классификационных единиц 26 обособленных подразделений.
В соответствии с Законом 125-ФЗ, Приказом N 202н каждому подразделению ПАО "Татнефть" присвоен регистрационный номер, установлен страховой тариф.
При этом каждое подразделение представляет ежеквартально расчет по форме 4-ФСС, осуществляет учет произведенных расходов, расчет начисленных и уплаченных страховых взносов только в отношении величины базы каждого подразделения в отдельности.
Таким образом, каждое подразделение ПАО "Татнефть" пользуется правами и исполняет обязанности юридического лица (страхователя) в соответствии с Законом N 125-ФЗ, в том числе в части финансового обеспечения предупредительных мер.
С заявлениями о финансовом обеспечении предупредительных мер от 29.07.2021 г. в Фонд социального страхования в данном случае обратились по месту регистрации подразделение НГДУ "Нурлатнефть" СП "Татнефть - Добыча" ПАО "Татнефть".
Таким образом, согласно п. 2 Приказа N 467н (п. 2 Приказа N 580н) указанное подразделение ПАО "Татнефть" не вправе было претендовать на финансовое обеспечение в сумме, указанной в прилагаемом к заявлению плане, поскольку, во-первых, запрашиваемая сумма обеспечения является завышенной и не соответствует сумме начисленных подразделением взносов в 2021 г. (в году, когда подано заявление на финансовое обеспечение предупредительных мер и осуществляются мероприятия по сокращению травматизма), во-вторых, данным подразделением в прилагаемом к заявлению плане финансового обеспечения предупредительных мер в общее количество работников, в отношении которых планировались мероприятия по сокращению травматизма, включены работники, не работающие в соответствующем подразделении.
Учитывая изложенное, судом сделан правильный вывод, что приказ об отказе в финансовом обеспечении в 2021 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний от 18.07.2022 г. N 21 в отношении обособленного подразделения ПАО "Татнефть" НГДУ "Нурлатнефть" СП "Татнефть-добыча" в размере 858 494 руб. вынесен законно и обоснованно и оснований для признания его недействительным не имеется.
Доводы заявителя, что решением суда от 06.07.2022 г. по делу N А65-28044/2021 предрешен вопрос о предоставлении подразделению НГДУ "Нурлатнефть" СП "Татнефть - Добыча" ПАО "Татнефть" финансового обеспечения предупредительных мер в 2021 г., поэтому Фонд социального страхования при повторном рассмотрении заявления НГДУ "Нурлатнефть" СП "Татнефть - Добыча" ПАО "Татнефть" не вправе был давать оценку соответствию заявления требованиям действующего законодательства, правильно отклонены судом, исходя из следующего.
Согласно решения суда от 06.07.2022 г. по делу N А65-28044/2021 заявление общества от 29.07.2021 г. Фондом по существу не было рассмотрено, поэтому суд обязал Фонд социального страхования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер.
С учетом этого, Фонд социального страхования правомерно, после повторного рассмотрения заявлений, мотивированно указал на выявленные в заявлении ошибки.
Доказательства устранения заявителем всех выявленных Фондом социального страхования ошибок в оформлении заявления в материалы дела не представлены.
Удовлетворение Фондом социального страхования заявления НГДУ "Нурлатнефть" СП "Татнефть - Добыча" ПАО "Татнефть" о финансовом обеспечении предупредительных мер не может быть произвольным, поскольку процедура рассмотрения данных заявлений урегулирована законодательно и предполагает формальное его соблюдение как заявителем, так и Фондом социального страхования.
Так, в вышеуказанном решении ВС РФ от 05.06.2013 г. N АКПИ13-426 отмечено, что согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" государственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью страховщика и осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется Счетной палатой РФ, а в части использования ассигнований из федерального бюджета - также федеральным органом исполнительной власти в области финансов. При таком положении распределение средств на финансовое обеспечение не является произвольным.
Аналогичные выводы изложены в постановлении АС Поволжского округа от 16.06.2023 г. по делу N А65-20477/2022 между теми же сторонами.
С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела, а также вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе обществу в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Ссылка заявителя на судебные акты и судебную практику по другим делам не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку они были приняты в отношении иной совокупности фактических обстоятельств, которая не может рассматриваться как разъясняющая вопросы применения той или иной нормы права применительно к данному делу.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 марта 2023 года по делу N А65-24847/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-24847/2022
Истец: ПАО "Татнефть" имени В.Д. Шашина, г.Альметьевск
Ответчик: ГУ региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд