г. Москва |
|
26 мая 2023 г. |
Дело N А40-269884/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Стешана Б.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу ООО "Ком Трейд" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.03.2023 по делу N А40-269884/22, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
к ООО "Ком Трейд" (ОГРН: 5137746003148, ИНН: 7703799358)
о взыскании 471 765 руб.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ООО "Ком Трейд" о взыскании 471 765 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.03.2023 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 424 588 руб. 50 коп. штрафа, а также 12 435 руб. расходов по уплате госпошлины.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований в части 37 783, 72 руб. отказать.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на сайте Картотеки арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В материалы дела от истца поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в порядке статей 266, 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Судом апелляционной инстанции установлено, ООО "Ком Трейд" со станции Суккозеро Октябрьской железной дороги отправило груз - пиловочник сосновый до станции назначения - Лесосибирск Красноярской железной дороги в вагоне N 54991880 по железнодорожной накладной N ЭС309612 от 11.05.2022.
Согласно ст. 784 Гражданского кодекса РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза железнодорожной накладной.
Из пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 26 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации N 18-ФЗ от 10.01.2003 г. при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов - также количество грузовых мест.
Согласно указанной выше транспортной железнодорожной накладной масса груза в вагоне указана 66 000 кг, которая определена грузоотправителем посредством обмера. Т.е. определение массы груза при отправлении производилось грузоотправителем избранным им способом.
В соответствии со статьей 18 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации грузоотправители обязаны подготавливать грузы для перевозки в соответствии с установленными стандартами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В соответствии с положениями статьи 23 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пункта 27 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374 погрузка грузов в вагоны должна осуществляться исходя из технических норм их погрузки, и не должна превышать грузоподъемность вагонов согласно указанным на них трафаретам.
Предельная грузоподъемность вагона N 54991880 согласно трафарету составляет 66 000 кг.
Согласно статье 27 Устава перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов и других сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных.
В соответствии с пунктом 10 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерством путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, начисление суммы штрафов при обнаружении перегруза вагона перевозчиком производится на основании составленных перевозчиком актов общей формы и коммерческих актов с учетом погрешности измерений.
При контрольной перевеске 14.05.2022 г. вагона работниками ОАО "РЖД" на ст. Лоста Северной железной дороги посредством вагонных весов было установлено несоответствие фактической массы груза сведениям, указанным в перевозочном документе в отношении названного вагона. Так, масса груза в действительности составила 73 450 кг. То есть, им было допущено превышение грузоподъемности вагона на 7450 кг. - по показаниям весов, на 5 912 кг. - с учетом всех допустимых погрешностей при их учете в пользу грузоотправителя.
По данному факту составлены коммерческий акт от 14.05.2022 N СЕВ2201033/17 и акт общей формы от 14.05.2022 N 175.
В силу статьи 102 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа).
Претензию, связанную с уплатой штрафа оставил без удовлетворения, сумму начисленного штрафа истцу не перечислил.
Удовлетворяя иск частично, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 309, 310, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что требования истца являются законными и обоснованными, расчеты произведены верно, в то время как ответчик доводы иска документально не опроверг.
При этом, рассмотрев ходатайство ответчика о снижении неустойки, суд посчитал заявленную истцом сумму штрафа явно несоразмерной последствиям нарушения обязательства и уменьшил ее в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации до 424 588 руб. 50 коп.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Довод ответчика о том, что подписание представителем Перевозчика Квитанции о приеме груза N ЭС3096121 свидетельствует о приемке груза в указанных Грузоотправителем объемах (в том числе, с учетом заявленной массы), тем самым, вина ответчика в совершении указанного правонарушения отсутствует, отклоняется как основанный на недопустимых доказательствах.
Содержание квитанции о приеме груза к перевозке основывается на сведениях о грузе, предоставленных грузоотправителем. Они считаются достоверными пока не установлено обратное.
В силу статьи 26 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу.
Из пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса российской Федерации следует, что добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются, пока не доказано иное.
В этой связи статьей 27 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчику предоставлено право (но не обязанность) проверять достоверность массы грузов и других сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных.
В п. 28.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта" указано:
"В силу положений статьи 102 Устава за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа).
Исходя из буквального толкования этой нормы указанный штраф применяется к грузоотправителю (отправителю) за сам факт превышения грузоподъемности, удостоверенный соответствующим актом в силу статьи 119 Устава.
Поэтому независимо от того, где перевозчиком был обнаружен перегруз - на станции отправления, в пути следования или на станции назначения, установление данного факта является основанием для начисления штрафа, сумма которого рассчитывается так же, как и по статье 98 Устава: исходя из размера платы за перевозку фактической массы груза (грузобагажа) за все тарифное расстояние перевозки от станции отправления до станции назначения."
В соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Согласно п. 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, начисление суммы штрафов за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузах производится на основании составленных перевозчиком актов общей формы и коммерческих актов.
Таким образом, доказательствами допущенного нарушения в данном споре, с точки зрения их относимости, наряду с ж.д. накладной, в которой ответчиком указаны сведения о массе груза, являются коммерческий акт и акт общей формы.
Данные доказательства истцом представлены. В материалах дела имеется ж.д. накладная N ЭС309612 от 11.05.2022, свидетельствующая о заключении между ОАО "РЖД" - перевозчиком и ООО "Ком Трейд" договора перевозки.
В деле также имеются коммерческий акт от 14.05.2022 и акт общей формы от 14.05.2022 N 175.
При этом ж.д. сведения о грузе и его массе в ж.д. накладную были внесены ответчиком, где он расписался в их достоверности.
Далее данные сведения, предоставленные ответчиком, были отражены в квитанции о приеме груза. При этом он также расписался в несении ответственности за достоверность указанных сведений о грузе.
Контрольная перевеска осуществлялась надлежащим образом на поверенных вагонных весах, находящихся в исправном состоянии, в подтверждение чего в материалах дела имеется соответствующее свидетельство о поверке.
Таким образом, истцом в полной мере доказан состав допущенного ответчиком нарушения с учетом разъяснений в пункте 28.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта" и в пункте 5 "Обзора судебной практики по спорам, связанными с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции", утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 20.12.2017.
В силу статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя доказывания отсутствия вины в нарушении обязательства лежит на ответчике. Вместе с тем, доказательств отсутствия его вины в допущенном недостоверном указании сведений в ж.д. накладной ответчиком не предоставлено.
Оформление квитанции о приеме груза со сведениями, предоставленными ответчиком, не свидетельствует о невозможности их проверки перевозчиком и, соответственно, их признании последним как изначально и окончательно достоверными.
Предоставленные ответчиком сведения о массе груза, указанные в ж.д. накладной и квитанции, не подтвердились впоследствии при проверке и опровергается оформленными по результатам такой проверки актами.
В апелляционной жалобе ответчик оспаривает правомерность удовлетворения требований о взыскании неустойки в определенном судом размере, ссылаясь на то, что размер неустойки несоразмерен последствиям нарушенного обязательства.
Апелляционный суд не соглашается с доводами ответчика и отмечает следующее.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Пунктом 2 указанной статьи определено, что уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды.
Как разъяснено в пунктах 73, 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика, кредитор не обязан доказывать возникновение у него убытков.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оснований для дополнительного применения судом статьи 333 Кодекса не имеется, поскольку ответчик доказательств чрезмерности взысканной судом неустойки не представил. Игнорируя обязанность исполнять принятые на себя обязательства, ответчик должен был осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий.
Вопреки мнению заявителя апелляционной жалобы, в данном случае определенный судом размер неустойки является соразмерным нарушенному обязательству, не нарушает реального баланса интересов сторон при осуществлении предпринимательской деятельности, является справедливой, достаточной и соразмерной мерой ответственности, которая не будет являться средством обогащения истца за счет ответчика.
Довод ответчика о применении положений моратория, введенного Постановлением Правительства от 28.03.2022 N 497, в части не начисления неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств также отклоняется как несостоятельный и противоречащий нормам действующего законодательства в связи со следующим.
Постановлением N 497, в соответствии с п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), с 01.04.2022 г. на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Мораторий распространяется только на неустойки за неисполнение/ненадлежащее исполнение денежных обязательств.
В соответствии с п. 3 ст. 9.1 Закона о банкротстве на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей (абзац десятый п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве).
В данном случае истцом ответчику начислены пени не за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств, а за нарушение срока оказания услуги по доставке груза.
Таким образом, в рамках настоящего дела неустойка начислена за неисполнение натурального (не денежного обязательства).
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Вместе с тем, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по апелляционной жалобе подлежат отнесению на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02 марта 2023 года по делу N А40-269884/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Б.В. Стешан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-269884/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "КОМ ТРЕЙД"