город Ростов-на-Дону |
|
06 июля 2023 г. |
дело N А32-44299/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.04.2023 по делу N А32-44299/2022
по заявлению Заместителя Прокурора г. Новороссийска
к Административной комиссии при Администрации муниципального образования город Новороссийск
при участии третьего лица: акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" (ИНН 2312054894, ОГРН 1022301974420)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении АО "АТЭК" к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора г. Новороссийска обратился в Октябрьский районный суд г. Новороссийска с протестом на постановление административной комиссии при администрации г. Новороссийска от 29.04.2022 N 29-04-435 о привлечении АО "АТЭК" к административной ответственности по п. 1 ст. 3.2 Закона N 608-КЗ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Определением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 19.08.2022 протест Прокуратуры г. Новороссийска на постановление Административной комиссии при администрации г. Новороссийска от 29.04.2022 N 29-04-435 направлен по подсудности в Арбитражный суд Краснодарского края, делу присвоен N А32-44299/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - АО "АТЭК").
Решением суда от 11.04.2023 ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока удовлетворено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным, отсутствием оснований для замены административного штрафа предупреждением.
АО "АТЭК" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить решение суда, постановление о привлечении к административной ответственности отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что на момент вынесения оспариваемого постановления срок давности привлечения общества к административной ответственности истек.
В отзыве на апелляционную жалобу административная комиссия просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
Определением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 04.07.2023 в связи с нахождением судьи Ефимовой О.Ю. в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Глазунову И.Н., в связи с чем, рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 29 апреля 2022 года Административной комиссией при Администрации МО г. Новороссийск (далее - Заинтересованное лицо) вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 29-04-435, в отношении АО "АТЭК" о привлечении к административной ответственности по п. 1 ст. 3.2. Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Прокуратура г. Новороссийска обратилась в Октябрьский районный суд г. Новороссийска с протестом на постановление административной комиссии при администрации г. Новороссийска от 29.04.2022 N 29-04-435.
Определением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 19.08.2022 протест Прокуратуры г. Новороссийска на постановление административной комиссии при администрации г. Новороссийска от 29.04.2022 N 29-04-446 направлен по подсудности в Арбитражный суд Краснодарского края, делу присвоен N А32-44454/2022.
В своем протесте Прокуратура г. Новороссийска просит восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу заявления, поскольку обстоятельства, указанные прокуратурой города выявлены 03.06.2022 в ходе проводимой в порядке надзора проверки.
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрен какой-либо перечень уважительных причин для восстановления срока, поэтому право установления наличия таких причин и их оценки принадлежит суду первой инстанции.
Суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 30.03.1998 N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней", указывающим, что Конвенцией запрещен отказ в правосудии, а также закреплено положение, дающее возможность заинтересованному лицу добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия, в соответствии с частью первой статьи 71 АПК РФ, исследовав и оценив доказательства, связанные с причинами пропуска заявителем названного срока, правомерно пришел к выводу о возможности удовлетворения ходатайства.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делам об административном правонарушениях выяснению подлежат следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления в Краснодарском крае, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Правилами организации содержания объектов внешнего благоустройства, инженерной инфраструктуры и санитарного состояния городских территорий муниципального образования город Новороссийск, утвержденными Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 26.09.2017 N 228 (далее -Правила N 228), установлены единые требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений, земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определен перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, установлен порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, установлены требования по благоустройству территории муниципального образования город Новороссийск (включая освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Согласно пункту 32.1 Правил N 228 при производстве работ, в том числе строительных, ремонтных, связанных с разрытием на землях общего пользования территории муниципального образования город Новороссийск, все разрушения и повреждения грунта, дорожного покрытия, озеленения и других элементов благоустройства должны быть восстановлены силами и за счет средств организаций, производящих эти работы.
В соответствии с пунктом 32.3.4 Правил N 228 физические и юридические лица, производящие работы, в частности, по строительству, прокладке, реконструкции и ремонту подземных инженерных коммуникаций, строительству дорог, проведению благоустройства и озеленения территорий, связанные с разрытием на землях общего пользования территории муниципального образования город Новороссийск, в том числе влекущие разрытие дорожного покрытия, разрушение объектов благоустройства, обязаны восстановить после окончания работ по ликвидации аварий в установленный срок все проходы, проезды, тротуары, газоны и другие элементы благоустройства, разрушенные при производстве работ по ликвидации аварий.
Пунктами 4.12.1 и 4.12.2 Правил производства земляных работ на территории муниципального образования город Новороссийск, утвержденных постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 19.09.2013 N 6687 (далее - Правила N 6687), установлено, что на магистралях, в скверах, парках, а также в местах большого движения транспорта и пешеходов восстановительные работы должны начинаться немедленно после засыпки траншеи строительной организацией в кратчайший срок - 24 часа, в остальных случаях - не более 5 суток после засыпки траншеи.
Как следует из материалов дела, обществу выдано одно разрешение на выполнение аварийных земляных работ от 29.12.2021 N 3-2/29.12Д1 по одному объекту - "Ремонт сетей теплоснабжения" по адресу г. Новороссийск ул. Коммунистическая, 36-44.
По состоянию на 17.03.2022 работы были окончены, однако асфальтобетонное покрытие дороги на месте разрытия не восстановлено.
17.03.2022 выявленное нарушение зафиксировано на фототаблицах и в акте визуального осмотра.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что в нарушение п. 32.1 Правил благоустройства АО "АТЭК" не приняты меры к восстановлению элементов благоустройства (асфальтобетонного покрытия дороги) при производстве ремонтных работ, связанных с разрытием на землях общего пользования МО г. Новороссийск.
Обществом документально не подтверждено осуществление мероприятий по своевременному восстановлению элементов благоустройства (асфальтобетонного покрытия дороги).
Доказательств, опровергающих установленные административным органом обстоятельства, в материалы дела заявителем не представлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о наличии правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях".
В материалах дела отсутствуют доказательства принятия АО "АТЭК" всех зависящих от него мер по соблюдению требований Правил N 228, а также объективной невозможности соблюдения указанных требований.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы апелляционной жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что правонарушение выявлено 17.03.2022, на момент составления протокола об административном правонарушении 30.03.2022 восстановительные работы обществом не проведены, иного в материалы дела не представлено. 29.04.2022 административной комиссией принято оспариваемое постановление.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
В рассматриваемом случае апелляционной инстанции не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения АО "АТЭК" административного правонарушения, при том, что общество не могло не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для замены административного штрафа предупреждением, поскольку заявитель не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Судом первой инстанции также установлено, что АО "АТЭК" ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях".
Таким образом, общество реализовало своё право на защиту нарушенных прав.
Аналогичный правовой подход изложен в Постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.09.2022 по делу N A32-54634/2021, от 31.03.2023 по делу N А32-44300/2022, от 28.05.2023 по делу N А32-50052/2022, от 30.06.2022 по делу N А32-49899/2022, от 27.06.2023 по делу N А32-44465/2022.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2023 по делу N А32-44299/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-44299/2022
Истец: заместитель прокурора города Новороссийска, Прокуратура г Новороссийска
Ответчик: Административная комиссия при администрации МО г. Новороссийск, Административная комиссия при Администрации муниципального образования город Новороссийск
Третье лицо: АО "Автономная теплоэнергетическая компания", АО "АТЭК"