город Самара |
|
6 июля 2023 г. |
Дело N А55-36782/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 июля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова С.А., судей Морозова В.А., Котельникова А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ульяновым Д.В., с участием: от истца: представитель Хабибулина Н.Г. (доверенность от 24.11.2022 N 194), от других лиц, участвующих в деле, представители не явились, извещены надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Строммашивец" на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.04.2022 (судья Хмелев С.П.) по делу N А55-36782/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" к садоводческому некоммерческому товариществу "Строммашивец" о взыскании долга,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - ООО "ЭкоСтройРесурс", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к садоводческому некоммерческому товариществу "Строммашивец" (далее - СНТ "Строммашивец", ответчик) о взыскании 901 074 руб. 20 коп. долга.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.04.2022 иск удовлетворен.
Ответчик обжаловал судебный акт суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе ответчик просит решение Арбитражного суда Самарской области от 25.04.2022 отменить, рассмотреть дело по правилам суда первой инстанции, принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции (определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2022).
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2022 решение Арбитражного суда Самарской области от 25.04.2022 отменено, принят новый судебный акт, иск удовлетворен.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26.12.2022 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2022 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
От ответчика поступило ходатайство о привлечении Администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (т. 1 л.д. 171), в удовлетворении которого апелляционный суд отказал в связи с отсутствием предусмотренных статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для привлечения данного лица к участию в деле, поскольку обжалуемый судебный акт не может повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области с 01.01.20219 истцу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО и с указанной даты региональный оператор приступил к исполнению своих обязанностей.
Пунктом 1 ст. 24.7 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) установлено правило, в соответствии с которым Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО.
При этом договор на оказание таких услуг является публичным для регионального оператора.
Обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, закреплена п. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ.
Положения п. 5 ст. 24.7 Федеральный Закон N 89-ФЗ предписывает заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, с возможностью его дополнения, по соглашению сторон иными непротиворечащими законодательству Российской Федерации положениями.
Из материалов дела следует, что между Обществом с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" и СНТ "Строммашивец" заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-21345 от 21.10.2020.
Согласно п. 6 договора под расчетным периодом понимается календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 г. N 846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 N 95, N 781 от 19.12.2019 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 - 2020 год для населения в размере 498,47 руб./куб.м (без учета НДС) или 598,16 руб./куб.м (с учетом НДС) (далее - тариф).
В соответствии с п. 16 договора стороны производят учет объема (массы) ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
Обращаясь с иском суд, истец указал, что услуги по обращению с ТКО были оказаны региональным оператором надлежащим образом, потребителю были выставлены универсальные платежные документы УПД (N КУ12-026079 от 31.12.2020, N КУ12-026080 от 31.12.2020, N КУ12-026081 от 31.12.2020, N КУ12-026082 от 31.12.2020, N КУ12-026083 от 31.12.2020, NКУ12-026084 от 31.12.2020, N КУ12-026085 от 31.12.2020) на оплату услуг по обращению с ТКО в общем размере 901 074 руб. 20 коп.
В соответствии с п. 7 договора потребитель ежемесячно в полном объеме в безналичной форме оплачивает услуги по обращению с ТКО до десятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Однако оплата произведена ответчиком не была, претензия истца N ЭСР-64267/21 от 15.09.2021 с требованием оплатить задолженность оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с иском к ответчику.
При заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО применяются Правила обращения с ТКО, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Постановление Правительства N 1156).
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540, индивидуальное жилое строительство подразумевает круглогодичное проживание собственника, в связи с чем ТКО на территории ИЖС также образуется круглый год.
В соответствии с Приказом N 804 для садоводческих кооперативов, садово-огородных и дачных товариществ (далее - СНТ) до 04.08.2021 норматив накопления ТКО составлял 2,26 куб.м в год на 1 члена (участника) объединения. Норматив обращения с ТКО для СНТ рассчитан с учетом сезонности, подразумевающей проживание потребителей на территории СНТ в теплое время года (с апреля по октябрь).
Как указал в пояснениях истец, обществом с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" утвержден порядок начисления платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) с учетом понижающего коэффициента (0,5) для садоводческих, огороднических некоммерческих товариществ, садоводческих кооперативов, иных объединений собственников садовых домов, садовых земельных участков, огородных земельных участков.
В отношении объектов недвижимости, имеющих назначение "жилой дом", норматив накопления ТКО для членов СНТ не может быть применен, поскольку указанные объекты недвижимости относятся к категории жилых зданий (помещений) и предназначены для круглогодичного проживания, в соответствии с п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, а не сезонного использования и временного пребывания в отличии от садового дома. С учетом длительности проживания потребителей, назначения объекта недвижимого имущества, размер расчета платы по нормативу за обращение с ТКО для собственников ИЖС и членов СНТ является различным.
В целях недопущения двойного начисления платы за обращение с ТКО, потребителю как собственнику объекта ИЖС и как члену СНТ необходимо обратиться в адрес председателя соответствующего СНТ с заявлением о прекращении начисления платы за обращение с ТКО в составе членов СНТ. К указанному заявлению потребителю необходимо приложить документы, подтверждающие начисление платы за оказанные коммунальные услуги как собственнику ИЖС (платежные документы).
После исключения объекта недвижимости собственника ИЖС из расчета платы за обращение с ТКО для членов СНТ, председатель соответствующего СНТ должен обратиться с соответствующим заявлением в адрес регионального оператора для оформления дополнительного соглашения к договору на обращение с ТКО в связи с уменьшением количества расчетных единиц (членов СНТ) с приложением к обращению заявления собственника ИЖС в СНТ о прекращении начисления платы за обращение с ТКО в составе членов СНТ.
В материалах дела доказательства соответствующего обращения председателя СНТ "Строммашивец" отсутствуют.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность для садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества принимать решения о заключении Договоров оказания услуг по обращению с ТКО непосредственно с каждым его членом. Такая возможность предусмотрена Жилищным кодексом Российской Федерации только для собственников (нанимателей) квартир, находящихся в многоквартирном доме, при этом процедура принятия решения о заключении индивидуальных договоров с Региональным оператором подробно урегулирована (ст. 157.2 ЖК РФ). Аналогия закона и права в данном случае не применима, так как отношения сторон прямо урегулированы специальным законодательством: Законом 217-ФЗ и Постановлением Правительства РФ N 1156.
Право выбора Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 предоставлено не общему собранию членов СНТ, а каждому из собственников жилого дома.
Законом N 217-ФЗ предусмотрено, что членские взносы, уплачиваемые членами товарищества и иными владельцами объектов недвижимости, находящихся в границах территории товарищества, имеют строгое целевое назначение.
Согласно ст. 5 Закона N 217-ФЗ членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные, в частности с содержанием имущества общего пользования товарищества, в том числе уплатой арендных платежей за данное имущество; с осуществлением расчетов с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором по обращению с ТКО на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 14 Закона N 217-ФЗ одним из видов расходов, на которые используются членские взносы, являются расходы, связанные с осуществлением расчетов с региональным оператором по обращению с ТКО на основании договоров, заключенных товариществом с региональным оператором.
При этом Федеральный закон N 217-ФЗ не предусматривает иного способа взимания платы за услугу по обращению с ТКО, в том числе самостоятельной оплаты указанной услуги членами товарищества.
На основании п. 1 ст. 7 Закона N 217-ФЗ, обеспечение обращения с ТКО является одной из целей товарищества для создания благоприятных условий и распространяется в отношении всех лиц, объекты которых расположены на территории садоводческого товарищества, как являющихся членами садового общества, так и не являющихся таковыми.
Использование имущества общего пользования осуществляется исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество, в том числе для обеспечения сбора ТКО.
Таким образом, в соответствии с Законом N 217-ФЗ единственным уполномоченным лицом, которое в силу закона осуществляет заключение договора с региональным оператором на оказание услуги по обращению с ТКО, образуемым в СНТ, является само СНТ.
Указанная позиция также подтверждается Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В частности, согласно п. 148 (7) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается товариществом (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом) посредством заключения с региональным оператором по обращению с ТКО договора на оказание услуг по обращению с ТКО в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям.
В соответствии условиями договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет Акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора.
Доказательства составления такого акта, равно как и доказательства вызова представителя регионального оператора для его составления, ответчиком в материалы дела не представлены.
До согласования ответчику в установленном порядке размещения собственной контейнерной площадки члены СНТ, учитывая законодательно закрепленную презумпцию образования ТКО, имели право и возможность использовать для сбора и накопления ТКО любую контейнерную площадку, включенную в территориальную схему Самарской области.
В ходе рассмотрения дела ответчик наличие непогашенной задолженности перед истцом в заявленной в иске сумме надлежащим образом не опроверг, доказательств погашения долга в материалы дела не представил.
Ответчик не представил доказательства, подтверждающие самостоятельный либо с привлечением третьих лиц вывоз и утилизацию ТКО в спорный период.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 309, 310, 426, 702-739, 779, 781, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 16, 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 9, 65, 70, 133, 167, 171, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 5, 7, 14 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьями 24.6, 24.7, 24.8, 24.9, 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", апелляционной суд пришел к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению.
Апелляционный суд отклоняет довод ответчика о том, что в СНТ "Строммашивец" состоит 420 человек, поскольку данный довод опровергается протоколом собрания членов СНТ "Строммашивец" от 05.09.2020 (т. 1 л.д. 58-60), из которого следует, что общее количество членов СНТ "Строммашивец" составляет 800 человек, а не 420. Подлинник данного протокола обозревался апелляционным судом в судебном заседании, о его фальсификации ответчиком не заявлено, более того, самим ответчиком представлен протокол общего собрания членов СНТ "Строммашивец" от 24.10.2020 N 4, из которого следует, что ответчик не оспаривает ни сам факт существования протокола от 05.09.2020 N 2, ни то обстоятельство, что из протокола от 05.09.2020 N 2 следует, что общее количество членов СНТ "Строммашивец" составляет 800 человек, а не 420. Апелляционный суд отклоняет ссылку ответчика на представленные главой сельского поселения Черноречье сведения о садово-дачных товариществах, поскольку, во-первых, первичный характер носят сведения о количестве членов СНТ, содержащиеся в протоколе собрания членов СНТ, а сведения, представленные главой сельского поселения, носят производный характер и формируются на основе информации, поступающей от самого СНТ - ответчика, во-вторых, страница, на которой указано "400" рядом с "СДТ "Строймашивец", никем не заверена и не подписана.
Апелляционный суд отклоняет довод ответчика о том, что истцом не доказано, что он фактически пытался оказывать услуги по обращению с ТКО, поскольку данный довод опровергается материалами дела, в которых имеются заявка ответчика на заключение договора по обращению с ТКО, соответствующий договор, универсальные передаточные документы, письма и претензия истца к ответчику, в то время как ответчиком не представлены акты о нарушении региональным оператором обязательств по договору, равно как и доказательства вызова представителя регионального оператора для составления данных актов.
Направляя настоящее дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции в постановлении от 26.12.2022 указал следующее.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 N 524/пр "Об утверждении методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО" утверждены категории объектов, а также расчетные единицы по категориям объектов, в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления ТКО. Расчетной единицей для садовых и огороднических кооперативов является 1 участник (член) товарищества.
Аналогичная расчетная единица установлена Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2016 N 804 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области".
В силу статьи 7 Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей: 1) создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия); 2) содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества; 3) содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.
Таким образом, именно товарищество осуществляет защиту прав и законных интересов его членов.
При этом товарищество может быть создано для целей, предусмотренных статьей 7 Закона N 217-ФЗ: 1) гражданами с последующим предоставлением товариществу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 2) гражданами, являющимися собственниками садовых или огородных земельных участков (статьи 9 Закона N 217-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 3-5 статьи 15 Закона N 217-ФЗ не позднее одного месяца со дня государственной регистрации товарищества в соответствии с уставом товарищества председателем товарищества или иным уполномоченным членом правления товарищества создается реестр членов товарищества и осуществляется его ведение.
Реестр членов товарищества должен содержать данные о членах товарищества, указанные в части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, кадастровый (условный) номер земельного участка, правообладателем которого является член товарищества (после осуществления распределения земельных участков между членами товарищества).
Член товарищества обязан предоставлять достоверные сведения, необходимые для ведения реестра членов товарищества, и своевременно информировать председателя товарищества или иного уполномоченного члена правления товарищества об их изменении.
В случае неисполнения требования, установленного частью 4 настоящей статьи, член товарищества несет риск отнесения на него расходов товарищества, связанных с отсутствием в реестре членов товарищества актуальной информации.
Как следует из обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции вывод о количестве членов СНТ "Строммашивец" сделан на основании протокола N 2 общего перевыборного собрания членов СНТ "Строммашивец" в очно-заочной форме от 05.09.2020, согласно которому общее количество членов товарищества на дату проведения собрания составляет 800 человек (т.1, л.д.58-60).
Указанный протокол, как следует из объяснений истца, представлен ответчиком одновременно с заявкой на заключение договора на обращение с ТКО.
Вместе с тем как следует из текста указанной заявки, приложенной ответчиком к апелляционной жалобе, в ней не указано количество членов товарищества, а также отсутствуют приложения в виде приведенного выше протокола общего перевыборного собрания.
В то же время в материалах дела имеется ответ администрации муниципального района Волжский Самарской области от 29.09.2020 на обращение истца, содержащий реестр садово-дачных товариществ, зарегистрированных в районе, направленный в целях сверки данных о заключенных договорах на обращение с ТКО, в котором содержится указание на товарищество с индивидуальным номером налогоплательщика (далее - ИНН) 6367280191, соответствующим ИНН ответчика (т.1, л.д. 131-136), количество членов которого составляет 400 человек.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не дал оценки содержанию сведений указанных доказательств, представленных в дело и, рассматривая дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, не запросил у ответчика как лица, осуществляющего ведение реестра членов товарищества первичные данные о количестве членов товарищества, показатель которых согласно приведенным выше нормам напрямую влияет на расчет и итоговый размер задолженности, предъявленной к взысканию в рамках настоящего дела.
Выполняя указания суда кассационной инстанции, апелляционной суд определением от 11.01.2023 предложил ответчику представить первичные данные о количестве членов товарищества, а также документы, подтверждающие указанные сведения, в том числе реестр членов товарищества по состоянию на спорный период, а также протоколы собраний членов товарищества в спорный период, а также определением от 14.02.2023 истребовал от главы сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области (443537, Самарская область, Волжский район, с. Черноречье, ул. Победы, д. 17) документы, на основании которых в справке главы сельского поселения Черноречье от 19.08.2021 N 1014 указано количество участников СНТ "Строммашивец".
01.03.2023 глава сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области представил копию реестра членов СНТ "Строммашивец" по состоянию на 30.08.2020, из которого следует, что членами данного СНТ являются 420 человек (т. 5 л.д. 2-8).
10.03.2023 ответчик представил реестр членов СНТ "Строммашивец" по состоянию на 30.08.2020, из которого также следует, что членами указанного СНТ являются 420 человек (т. 5 л.д. 20-27).
10.03.2023 ответчик также представил копии протоколов общего собрания членов СНТ "Строммашивец" от 11.08.2019 N 2, от 19.06.2020 N 1, от 04.07.2020 N 3 (т. 5 л.д. 12-19), из которых также следует указанное количество членов товарищества.
Истец со ссылкой на имеющийся у него протокол от 05.09.2020 N 2, содержащий подлинные подписи и оттиск печати ответчика, не согласился с достоверностью сведений о количестве членов СНТ "Строммашивец", содержащихся в представленном ответчиком и главой сельского поселения Черноречье реестре членов данного СНТ, и в представленных ответчиком копиях протоколов от 11.08.2019 N 2, от 19.06.2020 N 1, от 04.07.2020 N 3, от 24.10.2020 N 4, просил истребовать у ответчика подлинники данных протоколов, а также привел довод о том, что в соответствии с п. 1 Устава СНТ "Строммашивец" данное СНТ создано на участке земли общей площадью 89,9 га, поделенном на 1060 участков, предоставленных гражданам на правах собственности, и привел довод о том, что в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" исключение граждан из числа членов товарищества и определение порядка рассмотрения заявлений граждан о приеме в члены товарищества относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества.
Определениями от 15.03.2023, 14.04.2023, 12.05.2023, 08.06.2023 апелляционный суд потребовал от ответчика: представить в апелляционный суд письменные пояснения относительно доводов истца о том, что в соответствии с п. 1 Устава СНТ "Строммашивец" данное СНТ создано на участке земли общей площадью 89,9 га, поделенном на 1060 участков, предоставленных гражданам на правах собственности, а также документы, подтверждающие данные пояснения; исполнить определения Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023, от 14.04.2023, от 12.05.2023; представить в апелляционный суд подлинники протоколов общих собраний членов СНТ "Строммашивец" от 11.08.2019 N 2, от 19.06.2020 N 1, от 04.07.2020 N 3, от 05.09.2020 N 2, от 24.10.2020 N 4 и подлинник отчета ревизионной комиссии за 2019 год; представить документы, подтверждающие сведения о количестве членов товарищества, содержащиеся в представленном ответчиком реестре членов СНТ "Строммашивец" (решения общего собрания членов товарищества о приеме граждан в члены товарищества и об исключении граждан из числа членов товарищества; заявления граждан о приеме в члены товарищества).
Данные определения апелляционного суда ответчиком не исполнены, подлинники указанных протоколов, содержащих сведения о 420 членах СНТ "Строммашивец", отчет ревизионной комиссии, а также заявления граждан о приеме в члены товарищества и решения общего собрания членов товарищества об исключении граждан из числе членов товарищества ответчиком не представлены.
В соответствии с ч. 9 ст. 75 АПК РФ подлинные документы представляются в арбитражный суд по требованию арбитражного суда.
С учетом обстоятельств настоящего дела, в материалах дела которого имеются документы, содержащие противоречивые сведения о количестве членов СНТ "Строммашивец"; с учётом доводов истца о недостоверности представленных ответчиком сведений о количестве членов товарищества; с учётом представления истцом подлинников документов, содержащих сведения о 800 членах СНТ "Строммашивец", с учётом непредставления ответчиком подлинников документов, содержащих сведения о 420 членах СНТ "Строммашивец"; непредставления ответчиком документов, подтверждающих сведения о количестве членов товарищества, содержащихся в представленном ответчиком реестре членов СНТ "Строммашивец" (решения общего собрания членов товарищества о приеме граждан в члены товарищества и об исключении граждан из числа членов товарищества, заявления граждан о приеме в члены товарищества и об исключении из числа членов товарищества), апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований считать доказанными обстоятельства, не подтвержденные подлинными документами, в связи с чем признал доказанным истцом количество членов СНТ "Строммашивец" 800 человек и признал не доказанным ответчиком количество членов указанного СНТ 420 человек.
Апелляционный суд также обращает внимание на противоречивое и непоследовательное процессуальное поведение ответчика, сначала заявившего об исключении копий протоколов и реестра членов СНТ "Строммашивец" из числа доказательств (т. 5 л.д. 87), а затем вновь просившего учитывать данные документы при рассмотрении настоящего дела (т. 5 л.д. 120), что с учетом непредставления подлинников указанных протоколов и документов, подтверждающих достоверность содержащихся в представленном ответчиком реестре членов СНТ сведений, свидетельствует о необоснованности и отсутствии документального подтверждения позиции ответчика относительно количества членов СНТ.
Апелляционных суд отклоняет ссылку ответчика на отмену протокола от 05.09.2020 N 2 протоколом от 24.10.2020 N 4, поскольку, во-первых, подлинник протокола от 24.10.2020 N 4 несмотря на неоднократные требования апелляционного суда так и не был представлен ответчиком, во-вторых, указанное в протоколе от 24.10.2020 N 4 в качестве основания отмены протокола от 05.09.2020 N 2 наличие в последнем неверных данных об общем количестве членов СНТ "Строммашивец" документально не подтверждено и опровергается имеющимися в материалах настоящего дела документами, из которых следует, что общее количество членов СНТ "Строммашивец" составляет 800 человек, а не 420.
Направляя настоящее дело на новое рассмотрение суд кассационной инстанции в постановлении от 26.12.2022 также указал следующее.
Суд округа также обращает внимание на довод заявителя жалобы об отсутствии в судебном акте суда апелляционной инстанции выводов относительно правовых оснований взыскания с ответчика в составе стоимости оказанных услуг суммы НДС, в том числе с 01.01.2019 по 31.12.2019 и с 01.01.2020 по дату окончания искового периода.
В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога НДС являются, в том числе организации, индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Кодекса.
Пунктом 13 статьи 40 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
Объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг).
Согласно статье 24.9 Федерального закона N 89-ФЗ государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2, 4 ст. 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: обработка твердых коммунальных отходов; обезвреживание твердых коммунальных отходов; захоронение твердых коммунальных отходов; оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором; энергетическая утилизация. Регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами. Также регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами: единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; тариф на обработку твердых коммунальных отходов; тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов; тариф на захоронение твердых коммунальных отходов; тариф на энергетическую утилизацию.
В пункте 13 Приказа ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами" указано, что тарифы регулируемых организаций могут дифференцироваться по муниципальным образованиям, видам твердых коммунальных отходов, а также технологическим особенностям в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе, твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема).
В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 211-ФЗ) операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС.
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
Выполняя указания суда кассационной инстанции апелляционных суд определением от 11.01.2023 предложил истцу представить письменные пояснения относительно довода ответчика относительно правовых оснований взыскания с ответчика в составе стоимости оказанных услуг суммы НДС, в том числе с 01.01.2019 по 31.12.2019 и с 01.01.2020 по дату окончания искового периода.
Как следует из пояснений истца и из имеющихся в материалах дела документов, единый предельный тариф на услуги ООО "ЭкоСтройРесурс" по обращению с ТКО, введенный в действие с 01.01.2020, утвержден с учётом НДС для всех категорий потребителей, поэтому услуги по обращению с ТКО, оказываемые истцом с 01.01.2020 по такому тарифу, облагаются НДС, до указанной даты названные услуги также облагались НДС, в связи с чем апелляционный суд отклоняет довод ответчика о несогласии с взысканием в составе стоимости оказанных услуг суммы НДС.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. 2 ч. 4 ст. 270 АПК РФ в связи с отсутствием в материалах дела документов, подтверждающих надлежащее извещение ответчика о судебном разбирательстве в суде первой инстанции.
Расходы по государственной пошлине относятся на ответчика (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 110, 258, 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.04.2022 по делу N А55-36782/2021 отменить.
Иск удовлетворить.
Взыскать с садоводческого некоммерческого товарищества "Строммашивец" (ОГРН 1036302399760, ИНН 6367280191) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (ОГРН 1136316004747, ИНН 6316186232) 901 074 руб. 20 коп. долга, 21 021 руб. расходов по государственной пошлине при подаче искового заявления.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
С.А. Кузнецов |
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-36782/2021
Истец: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчик: СНТ "Строммашивец"
Третье лицо: Администрация сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области, Гоцуляк Владимир Евгеньевич
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-67/2023
26.12.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25466/2022
03.08.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8704/2022
25.04.2022 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-36782/2021