г. Москва |
|
06 июля 2023 г. |
Дело N А41-52528/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Боровиковой С.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Бикметова Д.Д.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Арго"- Семина Н.Н., представитель по доверенности б/н от 10.07.2022, удостоверение;
от Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области - Наумов С.С., представитель по доверенности N 12-19/15 от 11.06.2021, паспорт, диплом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Арго" на решение Арбитражного суда Московской области от 23.12.2022 по делу N А41-52528/22 по иску ООО "Арго" к Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области о об устранении разногласий в договоре купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ООО "АРГО" обратилось в суд с исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области со следующими требованиями:
1. Устранить разногласия и определить условие договора купли-продажи земельного участка N 7 от 26.06.2017 г. о передаче в собственность ООО "АРГО" земельного участка площадью 673 кв. м с кадастровым номером 50:28:0020401:417, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования земельного участка "под размещение склада" в границах, указанных в выписке из ЕГРН на земельный участок (приложение N 1 к Договору), расположенный по адресу: (адресным ориентирам): Московская обл., г. Домодедово, мкр.Востряково, ул. Вокзальная, в части цены выкупа земельного участка.
2. Изложить пункт 3.1. договора в следующей редакции: "Цена Участка составляет 228 123 (двести двадцать восемь тысяч сто двадцать три) рубля 79 коп.".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Администрация городского округа Домодедово, Министерство имущественных отношений Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Арго" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в части не урегулирования разногласий по договору.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению, и допустил нарушение норм материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 13.06.2013 г. по делу N А41-8772/11 отказ администрации городского округа Домодедово признан незаконным. Суд обязал администрацию городского округа Домодедово Московской области в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении ООО "Арго" в собственность земельного участка, необходимого для использования расположенного на данном земельном участке объекта недвижимости - здания "ангар-склад", общей площадью по внешнему контуру застройки 249 кв. м (по данным технического паспорта), инв. N 11-262, лит. Б, расположенного по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкр. Востряково, ул. Вокзальная, д. 2б, равного 673 кв. м; направить его в адрес ООО "АРГО"; подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 673 кв. м после постановки земельного участка на кадастровый учет, заключить с ООО "АРГО" договор купли-продажи указанного земельного участка.
На основании вышеуказанного решения администрацией городского округа Домодедово Московской области вынесено постановление от 17.05.2017 N 1688 "О предоставлении земельного участка в собственность за плату ООО "Арго" земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020401:417 площадью 673 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под размещение ангара-склада и строительство административного здания, расположенный по адресу: Московская область, г. Домодедово, микрорайон Востряково, ул. Вокзальная.
Комитетом по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области в адрес общества направлен проект договора купли-продажи земельного участка N 7 от 26.06.2017, где согласно п. 3.1 настоящего договора цена продажи участка устанавливается в соответствии со ст. 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений Московской области" и составляет 336857,02 руб.
Согласно решению совета депутатов городского округа Домодедово Московской области от 25.09.2007 г. N 1-4/53 ставка земельного налога в отношении спорного земельного участка установлена в размере 1,5% от кадастровой стоимости.
Не согласившись с выкупной ценой земельного участка, истец направил в адрес ответчика протокол разногласий к договору N 7 купли-продажи от 26.06.2017 г., где указал стоимость выкупной цены земельного участка в размере 228 123,79 руб.
31.08.2017 г. ответчиком направлен ответ в адрес истца N 2-12/759, согласно которому комитет выразил несогласие с предложением о замене п. 3.1 договора N 7 от 26.06.2017 г.
Поскольку между сторонами возник спор в части выкупной цены земельного участка, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 22.12.2016 г., оснований применения расчета выкупной цены земельного участка на момент обращения в адрес администрации не имеется.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в арбитражный суд вправе обратиться лицо за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.
Согласно пункту 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Статьей 446 ГК РФ установлено, что в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Указанные нормы предусматривают право стороны на обращение в суд с иском об урегулировании разногласий по договору на стадии его заключения.
Как усматривается из материалов дела, настоящий спор возник из разногласий по определению размера арендной платы и порядку ее изменения.
В силу статей 421 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам (императивным нормам), установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
Выкупная цена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является регулируемой и должна соответствовать нормативным ставкам, действующим на момент заключения договора (статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом указанных правовых норм цена выкупа земельных участков, находящихся в публичной собственности, должна определяться на основании нормативных правовых актов, действующих на дату заключения договора купли-продажи либо принятия судебного акта о понуждении уполномоченного органа заключить такой договор.
Ответчиком также заявлено ходатайство о пропуске срока исковой давности.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае исковая давность не применяется, поскольку цена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является регулируемой и должна соответствовать нормативным ставкам, действующим на момент заключения договора.
Возражая против заявленных требований, ответчик указал, что цена выкупа правомерно определена по состоянию 2017 года, поскольку по состоянию на 2009 год спорный земельный участок не существовал и был поставлен на кадастровый учет только 22.12.2016 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ) в действующей редакции, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном: 1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно ч. 3 ст. 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
В силу ч. 3.1 ст. 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - закон N 23/96-ОЗ) с 1 июля 2012 года: цена продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, сооружения, расположенные на таких земельных участках, устанавливается Правительством Московской области; цена продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, сооружения, расположенные на таких земельных участках, устанавливается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Законом Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" Правительство Московской области постановляет с 1 июля 2012 года установить цену продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, сооружений либо помещений в них, расположенных на таких земельных участках, в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка (п 1 постановления Правительства МО от 02.05.2012 N 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, сооружений либо помещений в них, расположенных на таких земельных участках".
Цена продажи земельного участка, рассчитываемая от кадастровой стоимости земельного участка, определяется на основании сведений о кадастровой стоимости земельного участка, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по запросу исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления, направленному после даты поступления обращения гражданина или юридического лица о предоставлении земельного участка в собственность (ч. 3.2 ст. 12 закона N 23/96-ОЗ).
В силу разъяснений, содержащихся в п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" согласно статье 2 Закона о введении в действие ЗК РФ при продаже в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений их стоимость определяется субъектом Российской Федерации.
Истец полагает, что выкупная цена спорного земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020401:417 должна быть рассчитана ответчиком исходя из кадастровой стоимости, определенной согласно Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222, действовавших в период спорных отношений (утратили силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 24.09.2018 N 514), и в частности п. 2.1.17, согласно которому в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01.03.2015, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пунктов 5 и 6 названной статьи Земельного кодекса, правоотношения по предоставлению в собственность земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления, а по смыслу статьи 2 Закона N 137-ФЗ определяющим критерием применения цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт обращения собственника недвижимого имущества с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012.
При этом, частью 7 ст. 36, ч. 1 ст. 37 Земельного кодекса в указанной редакции установлено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
В 2009 году земельный участок под объектом истца не был сформирован и поставлен на кадастровый учет, не была определена его кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость земельного участка установлена только после постановки земельного участка на кадастровый учет после 22.12.2016 г.
Поскольку спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 22.12.2016 г., оснований применения расчета выкупной цены земельного участка на момент обращения в адрес администрации не имеется.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось.
Апелляционный суд также учитывает, что аналогичный спор между теми же сторонами по другому договору рассмотрен Арбитражным судом Московской области в рамках дела N А41-52582/22. Решением от 26.10.2022, оставленным без изменения Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2023 и Постановлением арбитражного суда Московского округа от 24.05.2023, в удовлетворении иска отказано.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 23.12.2022 по делу N А41-52528/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-52528/2022
Истец: ООО "Арго"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОМОДЕДОВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ