г. Москва |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А40-269923/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.В. Захаровой,
судей В.В. Валюшкиной, Б.В. Стешана,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.А. Елмановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13 марта 2023 года по делу N А40-269923/22,
по исковому заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284, ИНН: 7704252261)
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: Аскеров Э.Ш. по доверенности от 12.10.2022.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 5 968 руб. 80 коп.
Решением от 13 марта 2023 года Арбитражный суд города Москвы исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал, что суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, не принял во внимание недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена без его участия в порядке, установленном статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2023 подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между истцом и ответчиком заключен Государственный контракт N 1/ДТО-2022/4671219 от 06.01.2022 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении (далее - Контракт).
В соответствии с условиями Контракта Министерству обороны РФ оказывается услуга по обеспечению и выполнению во внутригосударственном сообщении воинских и специальных грузовых железнодорожных перевозок, привлечению подвижного состава в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок (далее - Постановление Правительства РФ), оказание дополнительных услуг в соответствии с Техническим заданием.
Согласно пп. "в" п. 4 Постановления Правительства РФ компенсация, в случае задержки привлеченного подвижного состава при нахождении под грузовыми операциями или в процессе перевозки или подачи под грузовые операции, определяется по формуле: Сзад=Цар*0;tпр +tзад), где:
Сзад -стоимость компенсации в случае задержки привлеченного подвижного состава при нахождении под грузовыми операциями или в процессе перевозки или подачи под грузовые операции (руб/ваг);
Цар- стоимость привлечения перевозчиком подвижного состава, определенная с учетом результатов аукциона (публичной оферты) (руб./вагон в сутки);
tпp- время нахождения привлеченного подвижного состава под грузовыми операциями (суток);
tзад- время задержки привлеченного подвижного состава в процессе перевозки или подачи под грузовые операции по причинам, не зависящим от перевозчика.
Исходя из вышеизложенного, за время нахождения привлеченного подвижного состава под грузовыми операциями взыскивается плата за привлечение.
Плата не взыскивается в случае совпадения времени нахождения под грузовыми операциями со временем приема груза к перевозке или временем прибытия на станцию назначения до истечения срока доставки (привлечение в таком случае взыскивается по перевозочному документу вместе с тарифными платежами).
Согласно п. 3.2.13 Контракта ОАО "РЖД" осуществляет привлечение подвижного состава третьих лиц на основании заявок (с указанием даты, для эшелонов - даты и времени), представляемых получателями услуг (Представителями Заказчика) и организациями - поставщиками Заказчика (при наличии в плане воинских грузовых перевозок), обеспечивая принцип приоритетности выполнения воинских перевозок.
Согласно п. 5.4 Контракта размеры ставок привлечения подвижного состава и контейнеров для осуществления воинских и специальных перевозок во внутригосударственном сообщении приведены в Приложении N 30 к Контракту.
Размер ставки привлеченной платформы в 2022 г. составляет -1658,00.
В соответствии с пунктами 5.5, 5.8 Контракта начало привлечения исчисляется: для вагонов, используемых под погрузку воинских эшелонов - с даты и времени их подачи под грузовую операцию или передачи на выставочных путях железнодорожного пути необщего пользования по договору на эксплуатацию пути/на подачу и уборку вагонов, но не ранее даты и времени, указанных Заказчиком в заявке.
Окончанием привлечения подвижного состава для Заказчика является завершение перевозки и (или) грузовых операций или возврата на выставочные пути железнодорожного пути необщего пользования по договору на эксплуатацию пути/на подачу и уборку вагонов (в том числе раскредитование перевозочных документов и/или прием - передача подвижного состава на основании подписанных Сторонами первичных документов).
Вагоны 43634302, 437561121, 43942549 прибыли под выгрузку 07.05.2022 по железнодорожной накладной Ф474636 срок доставки 05.05.2022.
Подача и завершение грузовой операции произведены 07.05.2022, что подтверждается памяткой приемосдатчика N 888, представленной в материалы дела.
По железнодорожной накладной плата за привлечение вагонов учтена до 05.05.2022.
За время нахождения вагонов под грузовой операцией с 05.05.2022 по 07.05.2022 Министерству обороны РФ в накопительной ведомости N 070501 начислена плата за привлечение вагонов в размере 5 968,80 руб. с учётом НДС.
Красноярским ТЦФТО был выставлен счет N 26А Министерству обороны РФ за воинские перевозки и другие услуги, выполняемые железной дорогой, на акцептование и оплату. К счету предъявлена ведомость возражений, подписанная начальником отделения проверки и акцепта счетов за воинские перевозки.
Истцом в адрес Министерства обороны РФ с целью урегулирования спора в досудебном порядке была направлена претензия N 9576/КРС ТЦФТО от 12.08.2022 г., которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно статьям 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, в том числе, выполнить работу, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий согласно правилам статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что ответчиком не оплачена компенсационная плата за использование привлеченного подвижного состава, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции и считает, что доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене по следующим основаниям.
В соответствии с условиями государственного контракта на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении N 1/ДТО-2022/4671219 от 06.01.2022 для перевозки воинских грузов исполнитель обязан самостоятельно осуществить привлечение подвижного состава третьих лиц, а заказчик - оплатить плату за перевозку воинских грузов, включающую плату за пользование привлеченным подвижным составом, в установленных случаях стоимость компенсации согласно пункту 4 Особенностей тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок" (далее - Особенности тарификации).
Пункт 4 Особенностей тарификации предусматривает исчерпывающий перечень случаев, когда производится начисление стоимости компенсации (компенсация): в случае задержки привлеченного подвижного состава при его нахождении под грузовыми операциями, а также в случае задержки в процессе перевозки или подачи под грузовые операции по причинам, не зависящим от перевозчика и владельца инфраструктуры (т.е. сверх нормативного времени по причинам, зависящим от заказчика); в случае использования привлеченного подвижного состава для осуществления учебной погрузки, в случае отказа федеральных органов исполнительной власти, в интересах которых осуществляются воинские и специальные перевозки, от использования привлеченного подвижного состава.
При этом одновременное начисление за одни и те же сутки и платы за привлечение и стоимости компенсации привлечения одного и того же вагона Особенностями тарификации не предусмотрено.
Согласно статье 33 Устава железнодорожного транспорта, перевозка завершена и грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки вагоны с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Время нахождения вагонов под грузовыми операциями подтверждается памятками приемосдатчика и ведомостями подачи/уборки вагонов.
Однако перечисленные в исковом заявлении накопительные ведомости (включающие в себя сведения из ведомостей подачи и уборки вагонов) не являются надлежащими первичными документами и не могут служить самостоятельным основанием для начисления стоимости компенсации, поскольку в силу ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и приказа Минтранса России от 19.06.2019 N 191 "Об утверждении Единых форм перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом" не являются перевозочными документами и не могут служить основанием для начисления платы за перевозку, включающую плату за использование привлеченного подвижного состава.
Так выгрузка грузов из перечисленных в иске привлеченных вагонов осуществлена Заказчиком своевременно, нормативное время нахождения вагонов под грузовой операцией не превышено, что подтверждается первичными документами - ведомостями подачи и уборки вагонов, составленными ОАО "РЖД".
В материалах дела отсутствуют являющиеся основанием для начисления компенсации доказательства, что задержка доставки груза в перевозочном процессе имела место по зависящим от заказчика причинам.
Таким образом, основания для начисления стоимости компенсации перечисленных в иске привлеченных вагонов отсутствуют.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме (пункт 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 марта 2023 года по делу N А40-269923/22 отменить.
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в доход федерального бюджета 3 000 (три тысячи) руб. 00 коп. - госпошлину по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.В. Захарова |
Судьи |
В.В. Валюшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-269923/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ