город Ростов-на-Дону |
|
06 июля 2023 г. |
дело N А32-58786/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Кубань"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.05.2023 по делу N А32-58786/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Кубань"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: Прохоровой Елены Михайловны;
общества с ограниченной ответственностью "Ростэкэлектросети"
об оспаривании постановления об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Кубань" (далее - сетевая организация, общество, ПАО "Россети Кубань") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, административный орган, УФАС по Краснодарскому краю) от 09.11.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-4703/2022.
Определениями Арбитражного суда Краснодарского края от 25.11.2022, от 24.01.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: Прохорова Елена Михайловна; общество с ограниченной ответственностью "Ростэкэлектросети".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Кубань" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в действиях ПАО "Россети Кубань" отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку по состоянию на 28.06.2022 ближайшей сетевой организацией до объекта Прохоровой Е.М. являлось ООО "Ростекэлектроссти". Кроме того, на дату подачи заявки на технологическое присоединение (28.06.2022) ООО "Ростекэлектросети" не уведомило ПАО "Россети Кубань" о расторжении договор аренды от 01.10.2018, заключенного с ИП Лопаревой Т.Н.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В материалы дела от ПАО "Россети Кубань" поступило ходатайство об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
Определением от 28.06.2023 ходатайство ПАО "Россети Кубань" об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции удовлетворено судом.
В назначенное время представитель ПАО "Россети Кубань" не подключился к судебному заседанию в режиме веб-конференции.
Судебное заседание проведено с объявлением перерыва в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ.
После перерыва представитель ПАО "Россети Кубань" не подключился к судебному заседанию, проводимому в режиме веб-конференции.
Суд не усмотрел технических неполадок информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) и счел возможным продолжить судебное заседание.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, в УФАС по Краснодарскому краю поступило обращение Прохоровой Е.М.
(вх. от 31.08.2022 N 14733-ЭП/22), о нарушении со стороны сетевой организации Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, выразившееся в невыполнении в установленный срок мероприятия по технологическому присоединению.
Установив при рассмотрении обращения и представленных документов, что сетевая организация не выполнила в установленный срок мероприятия по технологическому присоединению объекта заявителя, антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении ПАО "Россети Кубань" п. 11, 15, 105 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
28.09.2022 по факту выявленных нарушений УФАС по Краснодарскому краю в отношении ПАО "Россети Кубань" составлен протокол по делу N 023/04/9.21-4703/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (л.д. 94-96).
09.11.2022 УФАС по Краснодарскому краю в отношении ПАО "Россети Кубань" вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-4703/2022, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб. (л.д. 28-31).
Несогласие с указанным постановлением антимонопольного органа послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификации на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективную сторону правонарушения составляет, в том числе нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Субъектом правонарушения является организация - субъект естественной монополии.
Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Судом первой инстанции при исследовании материалов дела верно установлено, что 28.06.2022 Прохоровой Е.М. подана заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям ЭПУ земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, с. Южная Озереевка, кад. N 23:47:0118003:1115 (далее - объект).
Заявка зарегистрирована ПАО "Россети Кубань" 28.06.2022 за N 5198479.
В заявке на технологическое присоединение указана присоединяемая мощность 15 кВт (с ранее учетом ранее присоединенной 0 кВт), при напряжении 0,4 кВ, категория надежности III (далее - Заявка).
01.07.2022 письмом ПАО "Россети Кубань" уведомило заявителя о том, что рассмотрение заявки приостановлено, поскольку ближайшей сетевой организацией является ООО "Ростэкэлектросети".
14.07.2022 заявителем в ПАО "Россети Кубань" направлено обращение "О технологическом присоединении" за N ЮЗ/1/5895.
19.07.2022 ПАО "Россети Кубань" направило ответ заявителю на обращение (вх. от 14.07.2022 N ЮЗ/1/5895), в котором повторно указано на необходимость подачи заявки в соответствии с п. 8 Правил N 861, а именно: ближайшей сетевой организацией является ООО "Ростэкэлектросети".
Заявителем повторно направлены обращения "О технологическом присоединении" (вх. от 19.07.2022 N ЮЗ/1/6069, 20.07.2022 N ЮЗ/1/6121).
По результатам рассмотрения обращений ПАО "Россети Кубань" повторно указало на необходимость подачи заявки в соответствии с п. 8 Правил N 861, а именно: ближайшей сетевой организацией является ООО "Ростэкэлектросети".
27.07.2022 заявитель направил в адрес ПАО "Россети Кубань" мотивированный отказ, после чего заявка на технологическое присоединение принята в работу.
Правилами N 861 определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 861 их действие распространяется на случаи:
1) присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств;
2) увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств;
3) изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств;
4) присоединения ранее присоединенных энергопринимающих устройств, выведенных из эксплуатации.
На основании пункта 3 Правил N 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил. Заявитель относится к категории потребителей, указанных в пункте 14 Правил N 861.
В силу пункта 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) Правил N 861.
Под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.
Пунктом 8(1) Правил N 861 установлено, что, если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них.
Ранее, при рассмотрении административного дела N 023/04/9.21-1143/2022, N 023/04/9.21-4242/2021 должностным лицом установлено:
- до объектов ПАО "Россети Кубань" уровнем напряжения 0,4 кВ - 590 метров;
по уровню напряжения 10 кВ - 170 метров;
- от ТП ШБ-12-942 третьего лица ФГУП "Росморпорт", подключенной от сетей ПАО "Россети Кубань" - 150 метров;
- до объектов ООО "Ростэкэлектросети" по уровню напряжения 0,4 кВ - 462 метра; по уровню напряжения 10 кВ - 460 метров.
Кроме того, при рассмотрении административного дела N 023/04/9.21-2736/2022 установлено, что ближайшим по расположению к ЭПУ объекта заявителя объектом электросетевого хозяйства было ТП ШБ-12-1097п, эксплуатируемым ООО "Ростэкэлектросети", в соответствии договором аренды N 021/АР от 01.10.2018, заключенным с ИП Лопаревой Т.Н. С 01.06.2022 ТП ШБ-12-1097п договор аренды N 021/АР от 01.10.2018 расторгнут.
Учитываю дату подачи заявки - 28.06.2022, у ООО "Ростэкэлектросети" отсутствовали объекты электросетевого хозяйства, расположенные в непосредственной близости к участку заявителя.
Таким образом, на наименьшем расстоянии от границ земельного участка заявителя находятся сети ПАО "Россети Кубань", имеющие тот же класс напряжения, что и в заявке от 28.06.2022 за N 5198479.
С учетом вышеизложенного, антимонопольный орган и суд первой инстанции пришли к правомерному выводу о том, что действия ПАО "Россети Кубань" по направлению в адрес заявителя письма от 01.07.2022 осуществлены в нарушении требований Правил N 861.
Согласно пункту 105 Правил N 861, в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя): условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей; счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию); инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Учитывая дату поступления заявки (28.06.2022), сетевая организация должна разместить в личном кабинете потребителя документы, предусмотренные п. 105 Правил N 861, не позднее 12.07.2022.
Таким образом, в действиях ПАО "Россети Кубань", выразившихся в нарушении требований п. 11, 15, 105 Правил N 861, содержатся признаки нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела следует и судом апелляционной инстанции установлено, что возможность для соблюдения заявителем правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ имелась, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, исключающих наличие у общества, как хозяйствующего субъекта, объективной возможности по своевременному и надлежащему принятию мер, направленных на недопущение совершения правонарушения, в материалах дела не имеется и суду представлено не было; доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ранее ПАО "Россети Кубань" было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (дело N А32-27379/2021).
Таким образом, совершенное обществом правонарушение верно квалифицировано антимонопольным органом по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а действия общества, выразившиеся в нарушении требований Правил N 861, образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрено частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции не установил оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным в порядке, предусмотренном статьей 2.9 КоАП РФ, равно как и оснований для применения положений статей 3.4, 4.1.1, 4.1.2 КоАП РФ. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иного вывода.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о принятии ПАО "Россети Кубань" всех необходимых мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Статус субъекта, занимающего доминирующее положение на том или ином рынке, придает действиям указанного субъекта характер особой значимости, поскольку затрагивает не только частный интерес конкретного лица, с которым взаимодействует, но и публичную сферу. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в рассматриваемом случае заключается не в наступлении каких-либо последствий для потерпевшего, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к требованиям законодательства. Наступление общественно-опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом бездействия. Совершенное обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере электроснабжения населения.
Оспариваемым в настоящем деле постановлением о привлечении к административной ответственности обществу назначено административное наказание в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ - 600 000 руб.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для снижения назначенного обществу размера штрафа ниже низшего предела, определенного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доказательства того, что реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 600 000 руб., в деле отсутствуют, равно как и доказательства того, что взыскание штрафа в таком размере повлечет за собой для общества необратимые последствия и приведет фактически к банкротству и невозможности дальнейшего нормального осуществления своей деятельности.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя и его доминирующее положение на рынке оказания спорных услуг, суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб. соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, поскольку в сфере спорных правоотношений на стороне лиц, занимающих доминирующее положение, выступают, как правило, устойчивые и крупные с экономической точки зрения субъекты, от законности действий которых на рынке оказания спорных услуг во многом зависит возможность нормального осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности другими субъектами.
Учитывая изложенное, основания для признания незаконным и отмены постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 09.11.2022 N 023/04/9.21-4703/2022, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы общества направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2023 по делу N А32-58786/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-58786/2022
Истец: ПАО "РОССЕТИ КУБАНЬ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, УФАС ПО КК
Третье лицо: ООО "Ростэкэлектросети", Прохорова Елена Михайловна