г. Москва |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А40-255630/2022 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда М.Е. Верстова
рассмотрев в порядке упрощённого производства апелляционную жалобу
АО "Солид-товарные рынки"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "15" марта 2023 г.
по делу N А40-255630/2022, принятое судьёй А.В. Селивестровым
в порядке упрощенного производства
по иску ООО "Лукойл-резервнефтепродукт-трейдинг"
(ИНН 9705083130, ОГРН 5167746424687)
к АО "Солид-товарные рынки"
(ИНН 7714877093, ОГРН 1127746504050)
о взыскании денежных средств
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-резервнефтепродукт-трейдинг" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Акционерному общества "Солид-товарные рынки" штрафа за сверхнормативный оборот цистерн в рамках генерального соглашения от 10.02.2017 N РТ-0094/17 в размере 642 000 руб.
15.03.2023 суд первой инстанции изготовил мотивированное решение по делу N А40-255630/2022 об удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований на сумму 28 500 руб.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал, что в материалы дела представлены памятки приемосдатчика и ведомости подачи и уборки вагонов, которые исключают вину ответчика в сверхнормативном простое вагонов.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
10.02.2017 между истцом (поставщик) и ответчиком (покупатель) заключено Генеральное соглашение N РТ-0094/17 с целью обеспечения взаимодействия в соответствии с пунктом 22.01 Приложения N 01 к Правилам проведения организованных торгов в Секции "Нефтепродукты" Закрытого акционерного общества "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа".
07.11.2018 ОАО "Солид-товарные рынки" изменило наименование на АО "Солидтоварные рынки".
Согласно 02.01 Приложения к Правилам поставщик обязуется передать, а покупатель принять (выбрать) и оплатить биржевой товар в количестве и качестве, по номенклатуре, по ценам и срокам поставки, установленным в договоре.
Поставка товара осуществлялась железнодорожным транспортом, отгрузка производилась цистернами (пункт 06.01 Приложения к Правилам).
Согласно пункту 06.18.1 Приложения к Правилам срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) на станции назначения не должен превышать 2 суток и определяется как период с даты прибытия груза на станцию назначения согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной (груженый рейс) в графе "Прибытие на станцию назначения" по дату передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику (пункт 06.18.2 Приложения к Правилам).
Для целей расчета срока нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) поставщик использует данные Главного вычислительного центра (ГВЦ) - филиала ОАО "РЖД" и (или) данные ЭТРАН, и (или) данные из иной автоматизированной базы данных ОАО "РЖД" в электронном формате, при этом дата прибытия цистерн определяется по сведениям о дате прибытия на станцию назначения (груженый рейс), а дата передачи порожней цистерны - по дате оформления порожней цистерны к перевозке (порожний рейс) (пункт 06.18.2 Приложения к Правилам).
Отсчет срока нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днём прибытия груженой цистерны на станцию назначения, и продолжается до 24 часов 00 минут даты передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику.
Время использования цистерн свыше установленного срока является сверхнормативным простоем цистерн и исчисляется в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные (пункт 06.18.4 Приложения к Правилам).
Покупатель возвращает порожние цистерны в срок, предусмотренный пунктом 06.18 Приложения к Правилам, в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии по полным перевозочным документам на станцию отправления, указанную в первой транспортной железнодорожной накладной, оформленной на груженый рейс, либо на иную станцию по усмотрению поставщика (пункт 06.13 Приложения к Правилам).
Как утверждает истец, в феврале-июле 2021 года покупателем допущено превышение срока нахождения (использования) цистерн, предусмотренного пунктом 06.18.1 Приложения к Правилам.
Согласно пункту 18.05 Приложения к Правилам в случае сверхнормативного использования цистерн на станции назначения покупатель уплачивает поставщику неустойку в размере 1 500 руб. за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой цистерны.
В случае сверхнормативного простоя цистерн поставщик производит расчет неустойки и направляет покупателю претензию (пункт 06.18.6 Приложения к Правилам).
В случае несогласия покупателя с данными по сверхнормативному простою цистерн, указанными поставщиком в претензии, покупатель обязан в течение 30 календарных дней со дня получения претензии предоставить поставщику оформленные и заверенные надлежащим образом грузополучателем копии транспортных железнодорожных накладных (груженый рейс) с проставленной датой в графе "Прибытие на станцию назначения" и памяток приемосдатчика (Форма ГУ-45) с проставленной датой в графе "уборка" вместе с ведомостями подачи и уборки вагонов (Форма ГУ-46) с проставленными отметками в пункте "Время уборки" (пункт 06.18.8 Приложения к Правилам).
В случаях, когда вина покупателя (грузополучателя) в сверхнормативном простое цистерн отсутствует, покупатель обязан в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения претензии предоставить поставщику в совокупности следующие заверенные надлежащим образом грузополучателем копии документов: актов общей формы (Форма ГУ-23), памяток приемосдатчика (Форма ГУ-45), ведомостей подачи и уборки вагонов (Форма ГУ-46) (пункт 06.18.8 Приложения к Правилам).
Во исполнение пункта 18.12 Приложения к Правилам истцом в адрес ответчика направлены претензии о выплате штрафа N ПР-1059/22 от 06.06.2022 на сумму 517 500 руб., N ПР-898/22 от 12.05.2022 на сумму 124 500 руб.
Документы, свидетельствующие об отсутствии оснований для удовлетворения претензионных требований полностью или в части, по заявлению истца, ответчиком не представлены.
Таким образом, общая сумма требований истца составляет 642 000 руб.
Поскольку штраф за сверхнормативный простой вагонов ответчик не выплатил, истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Расчет неустойки проверен, признан верным.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу об удовлетворении иска.
Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что в материалы дела представлены памятки приемосдатчика и ведомости подачи и уборки вагонов, которые исключают вину ответчика в сверхнормативном простое вагонов, не принимается судом апелляционной инстанции.
При выявлении расхождений между датами согласно данных ГВЦ и (или) согласно данным ЭТРАН, и (или) данным из иной автоматизированной базы данных открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в электронном формате, и датами передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику согласно отметкам в памятке приемосдатчика (Форма ГУ-45) в графе "уборка" и в ведомости подачи и уборки вагонов (Форма ГУ-46) в пункте "Время уборки", дата передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику определяется по дате (времени) отметок в памятке приемосдатчика (Форма ГУ-45) в графе "уборка" и в ведомости подачи и уборки вагонов (Форма ГУ-46) в пункте "Время уборки" и в акте общей формы (Форма ГУ-23) (пункт 06.19.5 Правил торгов).
Разделом 4.10 распоряжения ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333р "Об утверждении Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках" установлена форма ГУ-46 (ГУ-46-ВЦ) "Ведомость подачи и уборки вагонов", а также правила заполнения и обязательные данные для ведомости подачи и уборки вагонов.
В пункте 6.2.9 раздела 4.10 распоряжения ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333р указано, что в числителе графы 4 "Дата и время подачи" указывается день, месяц, часы и минуты подачи на основании памятки приемосдатчика на подачу вагонов или памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов формы ГУ-45 (ГУ-45-ВЦ).
Согласно 6.2.10 раздела 4.10 распоряжения ОАО ""РЖД" от 01.03.2007 N 333р, в знаменателе графы 4 "Дата и время завершения грузовой операции" указывается день, месяц, часы и минуты завершения грузовой операции или передачи на выставочный путь на основании памятки приемосдатчика на уборку вагонов или памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов формы ГУ-45 (ГУ-45-ВЦ).
Таким образом, дата и время завершения грузовой операции по ведомости подачи и уборки вагонов фактически указывает на время завершения грузовой операции или передачи на выставочный путь на основании памятки приемосдатчика на уборку вагонов, а не фактическую дату уборки вагонов с подъездных путей или отправки вагона со станции назначения.
Из указанного следует, что ведомости подачи и уборки вагонов, представленные без акта общей формы (ГУ-23) с указанием причины задержки, не могут быть приняты в качестве документов, подтверждающих отсутствие простоя вагонов.
При заключении договора ответчик добровольно принял на себя обязательства обеспечить возврат порожних вагонов в течение 48 часов, а также собственной волей согласился на условие об уплате истцу штрафа за нарушение сроков возврата.
В этой связи ответчик несет ответственность перед истцом за нарушение договорного обязательства и при отсутствии своей вины, в том числе в случае задержки перевозчиком вагонов на подъездных путях по причине отсутствия локомотива, занятости путей или по иным причинам.
В соответствии с пунктом 06.18.8 Приложения N 01 к Правилам торгов, в случае несогласия покупателя с данными по сверхнормативному простою цистерн, указанными поставщиком в претензии, покупатель обязан в течение 30 календарных дней со дня получения претензии предоставить поставщику оформленные и заверенные надлежащим образом грузополучателем копии транспортных железнодорожных накладных (груженый рейс) с проставленной датой в графе "Прибытие на станцию назначения" и памяток приемосдатчика (форма ГУ-45) с проставленной датой в графе "уборка" вместе с ведомостями подачи и уборки вагонов (форма ГУ-46) с проставленными отметками в пункте "Время уборки".
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в ответ на претензии истца N ПР-1059/22 от 06.06.2022 на сумму 517 500 руб., N ПР-898/22 от 12.05.2022 ответчиком направлялись указанные в пункте 06.19.8 Правил торгов документы в установленный срок.
Анализ имеющихся в материалах дела документов относительно спорных вагонов свидетельствует о том, что данными документами не опровергнут обозначенный истцом в расчете период сверхнормативного простоя спорных вагонов-цистерн, поскольку акты общей формы отсутствуют.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 марта 2023 года по делу N А40-255630/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с АО "Солид-товарные рынки" в доход Федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
М.Е. Верстова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-255630/2022
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-РЕЗЕРВНЕФТЕПРОДУКТ-ТРЕЙДИНГ"
Ответчик: АО "СОЛИД-ТОВАРНЫЕ РЫНКИ"