город Ростов-на-Дону |
|
06 июля 2023 г. |
дело N А32-33212/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Илюшина Р.Р., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.,
в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нужный сервис"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2023 по делу N А32-33212/2022
по иску некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов"
(ИНН 2311981102, ОГРН 1132300005650)
к обществу с ограниченной ответственностью "Нужный сервис"
(ИНН 2311200013, ОГРН 1152311016131)
при участии третьих лиц: товарищества собственников жилья "Мир", Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
об обязании перечислить взносы, об обязании предоставить документы и информацию,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая унитарная организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - истец, организация, фонд) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Нужный сервис" (далее - ответчик, общество) об обязании перечислить находящиеся на специальном счете взносы собственников помещений многоквартирного дома, в том числе переданные от ТСЖ "Мир", расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Аксайская, д. 42, на счет регионального оператора, об обязании предоставить документы и информацию, связанные с формированием фонда капитального ремонта многоквартирного дома N 42 по ул. Аксайской в г. Краснодаре.
Исковые требования мотивированы тем, что 19.01.2022 принято решение об определении организации (регионального оператора) владельцем специального счета, открытого в целях формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, однако общество не перечислило денежные средства на счет регионального оператора и не передало документы по учету фонда капитального ремонта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены товарищество собственников жилья "Мир", Государственной жилищной инспекции Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2023 исковые требования удовлетворены, с общества в пользу организации взысканы взносы собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Аксайская, д. 42, путем перечисления на счет регионального оператора по следующим реквизитам: филиал "Южный" Банка ВТБ (ПАО), БИК 046015063, р/ч: 40603810400440001400, к/с 30101810160150000063.
Суд обязал общество предоставить документы и информацию, связанные с формированием фонда капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: г. Краснодар, ул. Аксайская, д. 42 в соответствии с требованиями приказа Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края N 362 от 25.10.2016 "Об утверждении порядка передачи региональным оператором и владельцем специального счета имеющихся у них документов и информации, связанных с формированием фонда капитального ремонта многоквартирного дома, при изменении способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации".
Решение мотивировано тем, что принятое собственниками помещений в МКД решение о выборе ООО "Нужный сервис" владельцем специального счета для формирования фонда капитального ремонта, противоречит нормам ЖК РФ.
На основании постановления Администрации муниципального образования город Краснодар N 323 от 02.02.2022, в соответствии с письмом ГЖИ от 19.01.2022 принято решение об определении некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" владельцем специального счета, открытого в целях формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Аксайская, 42.
Исходя из вышеизложенного, собственники помещений в МКД со 02.02.2022 формируют фонд капитального ремонта на счете НКО "Фонд капитального ремонта МКД".
Как указывает истец, ответчик свои обязанности по перечислению средств, передаче документов и информации не выполнил.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Нужный сервис" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком.
По мнению ответчика, суд неполно выяснил обстоятельства дела, поскольку, согласно протоколу N 2 общего собрания собственников многоквартирного дома расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Аксайская, д. 42 от 23.07.2022 было принято решение в соответствии со ст. ст. 45-48 ЖК РФ. Большинством голосовавших было решено:
- изменить владельца специального счета ТСЖ "МИР" для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома на управляющую организацию ООО "Нужный сервис", осуществляющею обслуживание дома N 42 по ул. Аксайская в г. Краснодаре на основании договора от 01.07.2021;
- закрыть специальный счет, открытый НКО "Фонд капитального ремонта в кредитном учреждении ВТБ (ПАО), расторгнуть договор специального счета "N 40604810706080000004, перечислить денежные средства на специальный счет, открытый ООО "Нужный сервис".
Постановление Администрации МО город Краснодар N 323 от 02.02.2022 было принято до вступления в силу протокола N 2 общего собрания собственников многоквартирного дома расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Аксайская, д. 42 от 23.07.2022.
Кроме того, 10.10.2022 в адрес истца от ответчика было направленно уведомление об изменении собственниками помещений в многоквартирном доме владельца специального счета для формирования фонда капитального ремонта.
Судом не были расстроены документы, предоставленные ответчиком к возражению на иск.
Главным органом управления общим имуществом многоквартирного дома является общее собрание собственников помещений в данном доме. Компетенция общего собрания собственников закреплена в ст. 44 ЖК РФ. Именно собрание собственников решает основные вопросы об определении порядка пользования общим имуществом многоквартирного дома и его содержание.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Аксайская, д. 42, включен в региональную программу, обязанность по оплате взносов возникла у собственников данного дома 2016 года.
Собственниками помещений в МКД на основании решения общего собрания, оформленного протоколом от 27.06.2021 N 1, выбран способ управления МКД - непосредственный способ управления и заключен договор оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД с ООО "Нужный сервис".
Кроме того, собственниками помещений в МКД также принято решение об изменении владельца специального счета на котором собственники помещений МКД формируют фонд капитального ремонта (протокол от 07.11.2021 N 1) на ООО "Нужный сервис".
Государственная жилищная инспекция Краснодарского края указала, что МКД не включен в реестр лицензий ООО "Нужный сервис", что подтверждается отсутствием информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Постановлением Администрации муниципального образования город Краснодар N 323 от 02.02.2022, на основании письма государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 19.01.2022, некоммерческая унитарная организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" определена владельцем специального счета, открытого в целях формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Аксайская, 42.
Региональный оператор уведомил ООО "УК Нужный сервис" о необходимости перечисления денежных средств на счет регионального оператора, указал реквизиты для перечисления, обязательные к предоставлению документы по учету фонда капитального ремонта МКД по установленному образцу (уведомление N 1268-05/22 от 02.03.2022).
Как указывает истец, ответ на уведомление в адрес регионального оператора не поступал.
В претензии от 03.06.2022 фонд потребовал об общества предоставить документы и перечислить находящиеся на специальном счете взносы на счет регионального оператора. В подтверждение направления претензии представлен список внутренних почтовых отправлений.
В отзыве на исковое заявление Государственная жилищная инспекция Краснодарского края поддержала исковые требования.
В возражениях на исковое заявление ответчик против удовлетворения исковых требований возражал, указал, что согласно протоколу N 2 общего собрания собственников многоквартирного дома расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Аксайская. д. 42 от 23.07.2022 было принято решение:
- изменить владельца специального счета ТСЖ "МИР" для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома на управляющую организацию ООО "Нужный сервис", осуществляющую обслуживание дома N 42 по ул. Аксайская в г. Краснодаре на основании договора от 01.07.2021;
- закрыть специальный счет, открытого НКО "Фонд капитального ремонта в кредитном учреждении ВТБ (ПАО), расторгнуть договор специального счета "N 40604810706080000004, перечислить денежные средства на специальный счет, открытый ООО "Нужный сервис".
Согласно пункту 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 данного Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В силу пункта 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации владельцем специального счета может быть:
1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 данного Кодекса;
2) осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив;
3) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.
В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Часть 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет, что при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Согласно части 1.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 данного Кодекса случая.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование осуществляется в том числе в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены данным федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Упомянутые в части 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации договоры являются договорами на оказание отдельных видов услуг (например, уборка мест общего пользования и придомовой территории, техническое обслуживание инженерных коммуникаций и пр.), выполнение отдельных видов работ (ремонт и замена коммуникаций, текущий ремонт мест общего пользования и пр.) более узкого содержания, предполагающими привлечение узко специализированных исполнителей для решения конкретных задач, даже если таковые будут привлечены на определенный период. По смыслу приведенной нормы права условия взаимодействия с таким исполнителем должны каждый раз согласовываться с собственниками помещений.
В отличие от этого, статус управляющей организации предполагает решение всего круга вопросов, возникающих в ходе управления домом, что исключает необходимость для собственников помещений непосредственно участвовать в разрешении каждого конкретного вопроса.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 данного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 данного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Доводы заявителя жалобы сводятся к подтверждению его статуса владельца счета протоколом N 2 общего собрания собственников многоквартирного дома расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Аксайская, д. 42 от 23.07.2022.
Вместе с тем, владельцем специального счета может быть только товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или управляющая организация.
Заявитель жалобы не оспаривает, что спорный дом в реестр лицензий, как после решения собрания от 27.06.2021, так и после решения собрания от 23.07.2022 не внес.
Более того, согласно информации с информационного портала ГИС ЖКХ у ответчика прекращена лицензия по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, ответчик не является управляющей организацией, соответственно он не может быть владельцем специального счета. Даже если ответчик оказывает какие-либо услуги по обслуживанию дома, то делает это как подрядчик.
При изложенных обстоятельствах основания для отказа в удовлетворении исковых требований отсутствуют.
Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат отнесению на ответчика. Доказательств уплаты государственной пошлины не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2023 по делу N А32-33212/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Нужный сервис" (ИНН 2311200013, ОГРН 1152311016131) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33212/2022
Истец: Некоммерческоая унитарная организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов", ООО ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МКД
Ответчик: ООО "Нужный сервис", ООО УК Нужный сервис
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция КК, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края, ТСЖ "Мир", ТСЖ МИР