город Ростов-на-Дону |
|
07 июля 2023 г. |
дело N А32-353/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Новик В.Л., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семичасновым И.В.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Демерджевой Светлане Владимировне
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.2023 по делу N А32-353/2023
по иску саморегулируемой организации ассоциация арбитражных управляющих "Синергия" (ИНН 2308980067, ОГРН 1112300002330)
к Демерджевой Светлане Владимировне (ИНН 231005633268)
о взыскании задолженности по оплате членских взносов.
УСТАНОВИЛ:
СРО ААУ "Синергия" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Демерджевой Светлане Владимировне (далее - ответчик) о взыскании задолженности по оплате дополнительного членского взноса в размере 6 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.2023 по делу N А32-353/2023 с Демерджевой Светланы Владимировны в пользу СРО ААУ "Синергия" взыскано 6 500 рублей задолженности и 2000 рублей расходов по уплате пошлины.
Демерджева Светлана Владимировна обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что истец приобщил к материалам дела возражения на отзыв ответчика, однако в нарушение АПК РФ, в адрес ответчика приобщенные документы не поступали, что лишило ответчика права на защиту своих законных интересов.
04.07.2023 от ответчика поступили дополнения к апелляционной жалобе в которых заявитель указал, что необоснованным порядком распоряжения средствами компенсационного фонда, непредусмотренным порядком возврата денежных средств в случае выплаты из него без обсуждения и принятия решения на общем собрании членов Ассоциации, незаконно.
Обосновывая вынесенное решение, суд первой инстанции ссылается на п. 4.1.17 Положения о Совете СРО ААУ "Синергия" в соответствии с которым, к компетенции Совета Ассоциации, в том числе относится утверждение размеров вступительного, регулярного членского взносов, а также иных взносов и тарифов.
Таким образом, заявитель апелляционной жалобы считает, что решение о выплате и установлении дополнительного взноса в компенсационный фонд СРО не может быть обосновано п. 4.1.17 и является прерогативой исключительно Общего собрания членов Ассоциации.
В отзыве на апелляционную жалобу истец считает решение суда законным и обоснованным, просит суд решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание истец и ответчик, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, с 21.11.2018 года по 27.12.2021 год Демерджева Светлана Владимировна являлась членом СРО ААУ "Синергия".
В соответствии с протоколом Заседания Совета Саморегулируемой организации арбитражных управляющих "Синергия" (Совета Ассоциации) от 25.05.2021 года в связи с выплатой из компенсационного фонда убытков принято решение установить для членов Ассоциации дополнительный взнос в Компенсационный фонд в размере 6500 рублей, который необходимо внести в течение 10 рабочих дней.
Истец указывает, что в адрес ответчика 26.05.2022 направлено требование о погашении задолженности, требование оставлено ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Краснодарского края.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьей 25.1 Закона о банкротстве для осуществления компенсационных выплат в связи с возмещением убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, арбитражные управляющие обязаны участвовать в формировании компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих, соответствующего требованиям настоящего Закона.
Компенсационным фондом саморегулируемой организации арбитражных управляющих является обособленное имущество, принадлежащее саморегулируемой организации на праве собственности. Он формируется за счет членских взносов членов саморегулируемой организации, перечисляемых только в денежной форме в размере не менее чем двести тысяч рублей на каждого ее члена. Минимальный размер компенсационного фонда составляет пятьдесят миллионов рублей. Не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Согласно пункту 1 статьи 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
Статьей 181.5 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, подлежат правовому регулированию нормами Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В силу пункта 1 статьи 21.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) структура, порядок формирования, компетенция и срок полномочий органов управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих, порядок принятия ими решений устанавливаются уставом некоммерческой организации, внутренними документами этой саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно пункту 2 названной статьи общее собрание членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих является высшим органом управления саморегулируемой организации, полномочным рассматривать вопросы, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и уставом некоммерческой организации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" к компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих относятся следующие вопросы: утверждение устава саморегулируемой организации, внесение в него изменений; установление условий членства в саморегулируемой организации, порядка приема в члены саморегулируемой организации и порядка прекращения членства в саморегулируемой организации; определение приоритетных направлений деятельности саморегулируемой организации, принципов формирования и использования ее имущества; избрание членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих (далее - коллегиальный орган управления), принятие решений о досрочном прекращении полномочий коллегиального органа управления или отдельных его членов; утверждение в порядке и с периодичностью, которые установлены уставом некоммерческой организации, отчетов коллегиального органа управления и исполнительного органа саморегулируемой организации о результатах финансово-хозяйственной и организационной деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих; утверждение мер дисциплинарного воздействия, порядка и оснований их применения, порядка рассмотрения дел о нарушении членами саморегулируемой организации требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности; назначение на должность лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации, досрочное освобождение такого лица от должности; утверждение сметы саморегулируемой организации, внесение в нее изменений, утверждение годовой бухгалтерской отчетности саморегулируемой организации; принятие решения о добровольном исключении сведений о саморегулируемой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; рассмотрение жалобы лица, исключенного из членов саморегулируемой организации, на необоснованность решения об исключении этого лица из членов саморегулируемой организации и принятие решения по такой жалобе; принятие решений о реорганизации или добровольной ликвидации саморегулируемой организации, назначении ликвидационной комиссии; (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ), принятие иных решений в соответствии с федеральными законами и уставом некоммерческой организации. Вопросы, предусмотренные абзацами вторым -седьмым и десятым - двенадцатым настоящего пункта, не могут быть отнесены уставом некоммерческой организации к компетенции иных органов управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
В силу статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон о саморегулируемых организациях) органами управления саморегулируемой организации являются: общее собрание членов саморегулируемой организации, постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации, исполнительный орган саморегулируемой организации. В саморегулируемой организации функции постоянно действующего коллегиального органа управления могут осуществляться общим собранием членов саморегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 16 Закона N 315-ФЗ к компетенции общего собрания членов саморегулируемых организаций относится: утверждение устава некоммерческой организации, внесение в него изменений; избрание членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, досрочное прекращение полномочий указанного органа или досрочное прекращение полномочий отдельных его членов; назначение на должность лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации, досрочное освобождение такого лица от должности; утверждение мер дисциплинарного воздействия, порядка и оснований их применения, порядка рассмотрения дел о нарушении членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации; определение приоритетных направлений деятельности саморегулируемой организации, принципов формирования и использования ее имущества; утверждение отчета постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации и исполнительного органа саморегулируемой организации; утверждение сметы саморегулируемой организации, внесение в нее изменений, утверждение годовой бухгалтерской отчетности саморегулируемой организации; принятие решения о добровольном исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций; принятие решения о реорганизации или ликвидации некоммерческой организации, назначение ликвидатора или ликвидационной комиссии; рассмотрение жалобы лица, исключенного из членов саморегулируемой организации, на необоснованность принятого постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации на основании рекомендации ее органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия решения об исключении этого лица из членов саморегулируемой организации и принятие решения по такой жалобе; принятие иных решений в соответствии с федеральными законами и уставом некоммерческой организации.
Вопросы, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 - 10 части 3 настоящей статьи, не могут быть отнесены уставом некоммерческой организации к компетенции иных органов управления саморегулируемой организации (пункт 3.1 статьи 16).
В силу части 1 статьи 28 Закона о некоммерческих организациях порядок принятия органами управления некоммерческой организации решений устанавливается ее учредительными документами в соответствии с данным законом и иными федеральными законами.
На основании части 6 статьи 17 Закона о СРО порядок принятия решений постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации устанавливается уставом некоммерческой организации.
Приведенные нормы являются отсылочными и, определяя правовой уровень регулирования приведенных в них вопросов, допускают регламентирование порядка деятельности некоммерческой организации, в том числе принятия ею решений, исключительно локальными правовыми актами соответствующей организации.
В соответствии с пунктом 5.1 Устава истца, утвержденного общим собранием ассоциации от 06.07.2016, органами управления Ассоциации являются высший орган управления - общее собрание членов Ассоциации, постоянно действующий коллегиальный орган управления - Совет Ассоциации; единоличный исполнительный орган.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.10 Гражданского кодекса РФ к исключительной компетенции высшего органа ассоциации (союза) наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации (союза) в ее имущество и о размере их субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации (союза), если такая ответственность предусмотрена законом или уставом.
На основании пункта 2.14.1 устава Ассоциации источниками формирования имущества Ассоциации являются регулярные и единовременные поступления от членов Ассоциации (вступительные, членские и целевые взносы).
Согласно пункта 6.2.9 Устава Ассоциации к компетенции общего собрания относится принятие решений о порядке определений размеров и порядка уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов Ассоциации в ее имущество.
В соответствии с пунктом 7.12 Устава к компетенции Совета Ассоциации относится принятие решений по иным вопросам, не отнесенным законодательством к компетенции общего собрания членов Ассоциации.
В силу пункта 2.4 положения о компенсационном фонде СРО мерами по устранению партнерством своего несоответствия требованиям абзаца 4 пункта 2 статьи 21 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" могут являться принятие советом партнерства решения о внесении каждым членом партнерства дополнительного взноса в компенсационный фонд.
На основании пункта 4.1.17 положения о Совете партнерства к компетенции совета относиться утверждение размеров вступительного, регулярного членского взносов, а также иных взносов и тарифов.
Таким образом, принятие решений о конкретном целевом взносе, его размере относится к компетенции Совета Союза.
При этом, принятие решения Советом Союза об уплате взноса в компенсационный фонд в целях обеспечения соответствия компенсационного фонда требованиям Закона о банкротстве не противоречит положениям внутренних документов СРО.
Правовых оснований для квалификации положений внутренних документов СРО в качестве ничтожных суд не усматривает, поскольку не находит противоречий с положениями статьи 123.10 ГК РФ, статей 12, 16 Федерального закона "О саморегулируемых организациях", статьи 21.1. Закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Нарушений порядка подготовки, созыва и проведения собрания совета судом первой инстанции не установлено.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Закона N 315-ФЗ, пункту 1 статьи 26 Закона N 7-ФЗ, одним из источников формирования имущества СРО (некоммерческой организации) являются регулярные и единовременные поступления от учредителей, членов (вступительные, членские и целевые взносы). Порядок регулярных и единовременных поступлений от членов СРО определяется внутренними документами СРО, утвержденными общим собранием членов СРО, если иное не предусмотрено Федеральным законом или уставом некоммерческой организации (часть 3 статьи 12 Закона N 315-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.10 ГК РФ к исключительной компетенции высшего органа ассоциации (союза) относится принятие решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации (союза) в ее имущество и о размере их субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации (союза), если такая ответственность предусмотрена законом или уставом.
На основании пункта 2 статьи 14 Закона N 7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
В абзаце 12 пункта 2 статьи 22 Закона N 127-ФЗ указано, что СРО арбитражных управляющих обязана обеспечивать формирование компенсационного фонда или имущества общества взаимного страхования для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных ее членами при исполнении обязанностей арбитражного управляющего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 упомянутого закона внесение членом СРО установленных ею взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд СРО, является условием членства в СРО арбитражных управляющих, а освобождение члена СРО от обязанности внесения взносов в компенсационный фонд СРО не допускается.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел следующее.
Действительно, согласно пункту 4.12.12 Устава саморегулируемой организации "Ассоциация арбитражных управляющих "Синергия", утвержденного общим собранием членов 06.07.2016, члены ассоциации обязаны уплачивать предусмотренные уставом членские взносы и по решению общего собрания Ассоциации вносить дополнительные имущественные взносы в имущество ассоциации.
Согласно пункту 6.2 Устава к исключительной компетенции ассоциации относится решение вопроса о принятии решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов Ассоциации в ее имущество, о размере их субсидиарной ответственности по обязательства ассоциации, если ответственность предусмотрена законом или уставом.
Согласно пункту 7.12 Устава Совет ассоциации вправе принимать решения по иным вопросам, отнесенным действующим законодательством Российской Федерации к компетенции общего собрания членов ассоциации.
Таким образом, для разрешения спора необходимо определить, является ли полномочие по установлению дополнительных имущественных взносов исключительной компетенцией общего собрания, установленного законом; если не является, и полномочия по установлению дополнительных имущественных взносов общим собранием членов установлены только учредительным документов - Уставом, то влечет ли это вывод о ничтожности решения общего собрания о делегации полномочий по принятию соответствующего решения об установлении дополнительного имущественного взноса органу управления.
Согласно пункту 1 статьи 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.
В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме ассоциаций (союзов), к которым относятся, в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты.
В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" указано, что саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ) порядок регулярных и единовременных поступлений от членов саморегулируемой организации определяется внутренними документами саморегулируемой организации, утвержденными общим собранием членов саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или уставом некоммерческой организации.
Согласно пункту 1 статьи 123.10 Гражданского кодекса Российской Федерации к исключительной компетенции высшего органа ассоциации (союза) наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации (союза) в ее имущество и о размере их субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации (союза), если такая ответственность предусмотрена законом или уставом.
Согласно пункту 2 статьи 123.11 Гражданского кодекса Российской Федерации члены ассоциации (союза) наряду с обязанностями, предусмотренными для участников корпорации пунктом 4 статьи 65.2 настоящего Кодекса, также обязаны уплачивать предусмотренные уставом членские взносы и по решению высшего органа ассоциации (союза) вносить дополнительные имущественные взносы в имущество ассоциации (союза).
Таким образом, вопрос о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации в ее имущество законодатель отнес к исключительной компетенции высшего органа ассоциации. Таковым согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 N "О некоммерческих организациях",пункту 5.1, 6.1 Устава является общее собрание членов ассоциации. Согласно пункту 7.2 Устава Совет ассоциации осуществляет общее руководство деятельностью ассоциации, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания членов ассоциации.
Согласно пунктам 4.12.12 и 6.2.9 Устава вопрос о принятии решений о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации в ее имущество принимается общим собранием членов ассоциации.
С учетом того, что вопрос о принятии решения о дополнительных имущественных взносах относится к исключительной компетенции высшего органа ассоциации в силу императивного указания законодателя, полномочия по принятию указанного решения не могут быть переданы (делегированы) общим собранием никакому другому органу ассоциации.
При таких обстоятельствах апелляционный суд оценивает решение общего собрания об утверждении положения о Совете ассоциации (пункт 4.1.17) в части, наделяющей Совет полномочиями по утверждению иных взносов и тарифов как акт ultra vires (принятый за пределами полномочий общего собрания, не имеющего права в силу прямого указания закона делегировать исключительные полномочия, которыми законодатель наделил только и исключительно высший орган ассоциации).
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.09.1999 N 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" разъяснено: "В случаях, когда стороны, участвующие в рассматриваемом судом споре, ссылаются в обоснование своих требований или возражений по иску на решение общего собрания участников общества, однако судом установлено, что данное решение принято с существенными нарушениями закона или иных правовых актов (с нарушением компетенции этого органа, при отсутствии кворума и т.д.), суд должен исходить из того, что такое решение не имеет юридической силы (в целом или в соответствующей части) независимо от того, было оно оспорено кем-либо из участников общества или нет, и разрешить спор, руководствуясь нормами закона".
Указанное разъяснение подлежит применению по аналогии и к некоммерческой организации корпоративного типа.
Согласно статье 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в заседании или заочном голосовании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
В пункте 106 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что допускается возможность предъявления самостоятельных исков о признании недействительным ничтожного решения собрания; споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого лица, имеющего охраняемый законом интерес в таком признании. Возражение ответчика о том, что требование истца основано на ничтожном решении, оценивается судом по существу независимо от истечения срока исковой давности для признания этого решения недействительным.
Поскольку решение общего собрания членов ассоциации о делегации права устанавливать дополнительные имущественные взносы Совету принято за пределами компетенции общего собрания (поскольку такое решение нарушает императивную норму закона, определившую ряд вопросов как исключительную (неделегируемую) компетенцию общего собрания, апелляционный суд в силу пункта 3 статьи 181.5 ГК РФ констатирует ничтожность решения общего собрания в части делегации исключительных полномочий, и, соответственно, отсутствие у Совета ассоциации права устанавливать дополнительные имущественные взносы.
С учетом изложенного, ввиду принятия решения об установлении дополнительного имущественного взноса органом управления, не имеющим на то законных полномочий, указанное решение в силу того же пункта 3 статьи 181.5 ГК РФ ничтожно, в связи с чем у истца отсутствует право на удовлетворение иска в части требования о взыскании 6500 рублей дополнительного имущественного взноса.
Как следует из искового заявления сумма в размере 6500 рублей составляет дополнительный взнос в компенсационный фонд, решение о выплате которого принято Советом Саморегулируемой организации арбитражных управляющих "Синергия".
Поскольку суд первой инстанции не проверил легитимацию истца в части заявленных исковых требований, не применил материальный закон, подлежащий применению, и применил закон, не подлежащий применению, решение Арбитражного суда Краснодарского края подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении суда апелляционной инстанции по делу N А32-2984/2023.
Расходы по государственной пошлине по иску и по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца, как на проигравшую сторону.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.2023 по делу N А32-353/2023 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Истцу в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с саморегулируемой организации ассоциация арбитражных управляющих "Синергия" (ИНН 2308980067, ОГРН 1112300002330) в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Взыскать с саморегулируемой организации ассоциация арбитражных управляющих "Синергия" (ИНН 2308980067, ОГРН 1112300002330) в пользу Демерджевой Светланы Владимировны (ИНН 231005633268) 1000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-353/2023
Истец: ААУ "Синергия", Саморегулируемая организация ассоциация арбитражных управляющих "Синергия"
Ответчик: Демерджева Светлана Владимировна