город Москва |
|
6 июля 2023 г. |
дело N А40-3329/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 04.07.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.07.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ГранельЖКХ"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.04.2023 по делу N А40-3329/23
по заявлению ООО "ГранельЖКХ"
к Государственной жилищной инспекции г. Москвы
третье лицо: ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино"
о признании недействительным распоряжения;
при участии:
от заявителя - Тугушева В.А. по доверенности от 12.01.2023, Дементьева А.В. по доверенности от 27.09.2022;
от заинтересованного лица - Устинов С.Л. по доверенности от 23.12.2022;
от третьего лица - Елисеева Т.К. по доверенности от 18.01.2023;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.04.2023 в удовлетворении заявленных ООО "ГранельЖКХ" требований о признании недействительным распоряжения Государственной жилищной инспекции г. Москвы от 30.12.2022 N 13362-РП и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке, отказано.
ООО "ГранельЖКХ" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в деле участвует ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино".
Представители лиц, участвующих в деле в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ч. 1.3 ст. 161, ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации, предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Согласно ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (ч. 2 ст. 192 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 195 названного Кодекса сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах: реестр лицензий субъекта Российской Федерации; сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (ч. 2 ст. 195 ЖК РФ).
Орган государственного жилищного надзора после получения указанных сведений вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 3 ст. 198 ЖК РФ).
Согласно ч. 6 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном ст. 200 Кодекса.
Порядок определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В силу п. 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденные Приказом Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с ч. ч. 3, 3.1, 5 - 5.4 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 названного Порядка установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр.
В числе таких документов копия протокола и решение общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания.
В соответствии с п. 5 Порядка N 938 в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: соответствия заявления и документов положениям п. п. 2 и 3 данного порядка; достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в п. 3 данного порядка; отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; выполнения заявителем требования, установленного ч. 2 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом; отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения п. 1 ч. 2 ст. 161 названного Кодекса.
В силу п. 7 Порядка N 938 по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в п. 5 данного порядка (п. 8 Порядка N 938).
Согласно п. 10 Порядка N 938 основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: несоответствие заявления и документов условиям, установленным подп. "б", "в" п. 5 данного Порядка; поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в п. 4 данного Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома; поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право по заявлениям собственников помещений проверять правомерность принятия общим собранием решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом (п. 2 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ).
В силу ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно ст. 44.1 Кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством, в том числе очно-заочного голосования.
Согласно ч. 3 ст. 45 названного Кодекса, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50 % голосов от общего числа голосов.
На основании ч. 1 ст. 46 Кодекса решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Исключения составляют решения, которые принимаются более чем 50 % голосов или не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно п. 1 ст. 48 названного Кодекса, правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (ч. 3 ст. 48 ЖК РФ).
На основании ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 2 ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собственников помещений многоквартирного дома является ничтожным в случае, если оно принято в отсутствие необходимого кворума.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности ООО "ГранельЖКХ" является управление эксплуатацией жилого фонда многоквартирных жилых домов на территории г. Москвы на основании лицензии N 077001802 от 31.05.2019 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной Государственной жилищной инспекцией г. Москвы.
ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" 11.11.2022 обратилось в Государственную жилищную инспекцию г. Москвы с заявлением о включении в реестр лицензий г. Москвы на основании заключенного договора управления с собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: Москва, Дмитровское шоссе, дом 73Б.
Распоряжением Государственной жилищной инспекции г. Москвы от 30.12.2022 N 13362-РП ООО "ГранельЖКХ" с 01.01.2023 исключены сведения из реестра лицензий г. Москвы о том, что общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: Москва, Дмитровское шоссе, дом 73Б (том 1 л.д. 8).
Из пояснений заявителя следует, что фактическое управление многоквартирным домом осуществляет ООО "ГранельЖКХ", управляющая организация ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" к управлению многоквартирным домом не приступило.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что договор управления заключен с собственниками помещений, обладающими более чем 50 % голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ГИС ЖКХ размещен договор управления МКД от 01.11.2022 N 73/2022, заключенный с собственниками помещений в многоквартном доме (размещен реестр собственников, подписавших договор управления на 41 л. с подписями, обладающих 35.506,26 кв.м. или 50,1 % от общего количества голосов в доме).
Заявитель в обоснование своих требований указывает на непредставление доказательств уведомления всех собственников о проведении общего собрания.
В силу п. 4 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник, иное лицо, указанное в Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за 10 дней до даты его проведения.
В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
В данном случае собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводилось на электронной платформе "Электронный дом", сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Москва, Дмитровское шоссе, дом 73Б размещено в ГИС ЖКХ 10.11.2022, с рассылкой информации собственникам в личный кабинет расположенный на государственных услугах.
Заявитель указывает на то, что в реестре собственников помещений не указаны сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме.
Вместе с тем, одним из обязательных приложений к протоколу общего собрания является реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников.
Из материалов дела следует, что в ответ на запрос инспекции ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" представлены договор управления с реестром собственников подписавших договор.
Реестр оформлен надлежащим образом и размещен в ГИС ЖКХ.
Довод заявителя об отсутствии сведений о получении ООО "ГранельЖКХ" уведомления о прекращении/расторжении договора управления многоквартирным домом отклоняется.
В соответствии с ч. 8 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставленное законом или договором право на односторонний отказ от договора может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).
Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из материалов дела следует, что ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" в адрес инспекции направлено подтверждение направления в адрес ООО "Гранель ЖКХ" уведомления о расторжении договора управления и передачи технической документации, с предоставлением копии протокола собрания.
С учетом изложенного оспариваемое распоряжение Государственной жилищной инспекции г. Москвы от 30.12.2022 N 13362-РП соответствует положениям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции установлены обстоятельства дела в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.04.2023 по делу N А40-3329/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-3329/2023
Истец: ООО "ГРАНЕЛЬЖКХ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция г. Москвы
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ЗАПАДНОЕ ДЕГУНИНО"