г. Москва |
|
07 июля 2023 г. |
Дело N А40-7213/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Кухаренко Ю.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.04.2023
по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-7213/23
по иску акционерного общества "Полтавская нефтебаза" (ОГРН: 1022304034059, ИНН: 2336012371)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727),
о взыскании,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Полтавская нефтебаза" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании штрафа в размере 383 240 руб., а также госпошлины в размере 10 664,80 руб., судебных расходов в размере 30 000 руб., почтовых расходов в размере 1 200,33 руб.
Решением суда от 25.04.2023 исковые требования акционерного общества "Полтавская нефтебаза" удовлетворены частично.
С открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу акционерного общества "Полтавская нефтебаза" взыскана сумма штрафа в размере 344 916, а также сумма госпошлины в размере 10 664,80 (Десять тысяч шестьсот шестьдесят четыре рубля 80 копеек), сумма почтовых расходов в размере 1 200,33 (Одна тысяча двести рублей 33 копейки), сумма судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 (Десять тысяч рублей 00 копеек).
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
ОАО "Российские железные дороги", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что истец не представил доказательства нарушения сроков уборки вагонов.
Полагает, что акционерное общество "Полтавская нефтебаза" не является надлежащим истцом по делу.
Ссылается на то, что требование о взыскании почтовых расходов не подлежит удовлетворению.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец представил отзыв, по апелляционной жалобе возражает, просит оставить решение Арбитражного суда г. Москвы без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (по веб-адресу: https://9aas.arbitr.ru/) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: https://kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Как усматривается из материалов дела, в июле, августе и сентябре 2022 года, грузополучатель - АО "Полтавская нефтебаза" на станции Полтавская Северо-Кавказской железной дороги, в адрес перевозчика, направлял уведомления о завершении грузовых операций и готовности ж/д вагонов: N 73100901, N 73133647, N 50401488, N 75178301, N 75178806. N 75178814, N 50777739, N 57477499, N 51211993, N 51662807, N 73031320, N 51765998, N 54654314, N 74881780, N 73999849, N 75161505, N 50634153, N 75005314, N 57348922, N 75165787, N 75121251, N 57906711, N 73100760, N 51595965, N 57515892, N 51153443, N 51213015, N 57679375, N 50117738, N 51151710, N 57198129, N 73913436, N 55949622, N 50647056, N 50729607, N 50405216, N 51192110, N 51432037, N 50760172, N 51752285, N 57231664, N 51230100, N 53947057, N 50982529, N 55949036, N 52087491, N 50152016, N 73211781, N 75108506, N 50936830, N 50961200, N 50431139, N 50435213, N 75036863, N 51081065, N 52089190, N 50076314, N 51468445, N 54244470, N 54246731, N 54719927, N 75007203. N 73094856, N 57595191, N 51411114, N 75100404, N 73194086, N 50230903, N 51458370. N 50074061. N 50043132, N 51638179, N 50389618, N 51571099, N 54887153, N 75003251, N 74905951, N 50431659, N 51170843, N 50602325, N 51633626, N 50745637, N 51674570, N 51095701, N 51666527, N 74950536, N 57178600, N 74888579, N 73098873, N 58276866, N 50363514, N 74913609, N 50786417, N 50770841, N 50765148, N 50254697, N 51475556, N 73924086, N 53868121, N 50682566, N 51766533, N 74959115, N 51973089. N 51412088, N 51617694, N 54240023, N 51746022, N 57638199, N 51356830, N 50722214, N 73990970, N 50664689, N 50681485, N 50681121, N 73032245, N 50439678, N 56905383, N 73027211, N 50622067, N 51384535, N 50387653, N 53923314, N 51639482, N 51687036, N 50474550, N 75036749, N 54792478, N 73981953. N 73024804, N 51739126, N 74967886, N 50602952, N 75077065, N 54081724, N 51877314, N 57014458, N 75166132, N 51782258, N 54630348, N 50271246, N 51187698, N 51628758, N 73989550, N 73965030, N 51414118. N 51 188548. N 54881156, N 54053459, N 50369289. N 50446186, N 50774165, N 57067183, N 53855722, N 73919003, N 58292731, N 75086488. N 50607795, N 73369688, N 51980597, N 50621572, N 74933409, N 54031760, N 57019077, N 51755080, N 54251160, N 54884721, N 50479237, N 70727433, N 54241492, N 57382715, N 51598027, N 57056285, N 75067769, N 51101954, N 74997727, N 74919150, N 54712799, N 57120289, N 57120289, N 57256067. к уборке с железнодорожного пути необщего пользования N 18А, которые были убраны перевозчиком с задержкой, с нарушением срока, что подтверждается памятками приемосдатчика и ведомостями подачи и уборки вагонов.
Перевозчиком указанных вагонов было ОАО "РЖД", на основании договора N 315/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "Полтавская нефтебаза" при железнодорожной станции Полтавская Северо-Кавказской железной дороги от 31.05.2019 г.
Договор N 315/2 указан в ведомостях подачи и уборки вагонов.
Время завершения грузовой операции и готовности вагонов к уборке указано в памятке приемосдатчика.
Согласно п. 2 ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со ст. 55 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав ж/д транспорта) отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.
В силу абз. 3 п. 3.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, вагоны подаются и убираются перевозчиком на/с железнодорожный путь необщего пользования к местам погрузки, выгрузки.
В соответствии с абз. 5 п. 3.5 Правил N 26 для регистрации передачи уведомления о времени завершения грузовой операции на железнодорожном пути необщего пользования, передаваемого владельцем, пользователем или контрагентом, перевозчиком ведется книга уведомления о времени завершения грузовой операции. Порядок передачи уведомлений о времени завершения грузовой операции устанавливается в договоре на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути или в договоре на подачу и уборку вагонов.
Согласно п. 3.7 Правил N 26, сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов. Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии с п. 4.5 Правил N 26 учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Факт задержки уборки вагонов ответчиком в апреле, мае и июне 2022 года с железнодорожного пути необщего пользования N 18А подтверждается представленными ведомостями подачи и уборки вагонов, памятками приемосдатчика, и уведомлениями о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке.
Согласно ст.ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
По смыслу статей 329 и 330 ГК РФ, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой (штрафом, пеней) - определенной законом или договором денежной суммой, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (ст. 330 ГК РФ). При этом по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Доводы отзыва ответчика были рассмотрены судом первой инстанции и признаны необоснованными, документально не подтвержденными.
Так, ответчик указывал, что согласно представленным истцом уведомлениям о завершении грузовых операций в графе примечание по одному-нескольким (вплоть до всех вагонов, указанных в уведомлении) вагонам отмечено "В АС ЭТРАН отсутствует накладная или сведения о ней".
Контррасчет с указанием конкретных вагонов и ссылками на первичные документы ответчиком в нарушение положения ст. 9, 65 АПК РФ не был представлен.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу ч. 2 ст. 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
По уведомлениям, представленным Истцом, указано на согласование таких уведомлений о завершении грузовой операции (например, уведомления N 107, 108, 111, 112, 114, 115 и иные, т. 2 судебного дела), представлены транспортные железнодорожные накладные, памятки приемосдатчика, составление которых также основано на данных ЭТРАН.
Отсутствие данных в системе не является основанием для освобождения Ответчика от ответственности согласно условиям договора, иного в материалы дела не представлено.
Только отметка об отсутствии накладной в АС ЭТРАН не может являться единственным и достаточным доказательством освобождения Ответчика от ответственности.
В графах "Примечание" уведомлений по вагонам, указанным в исковом заявлении, указано "Перевозка согласована".
Факт своевременного уведомления о завершении операции отражен в памятках приемосдатчика.
К отзыву на исковое заявление Ответчиком не было представлено ни одного документа, опровергающие первичные документы Истца по существу заявленных требований.
Ответчиком также не представлена информация об иных датах оформления заготовок собственником (владельцем) вагонов в ЭТРАН электронных уведомлений (железнодорожных накладных), которые бы подтверждали доводы Ответчика, акты общей формы также не представлены. Истец не является лицом, на которого возложены обязательства по составлению АОФ.
Таким образом, суд первой инстанции посчитал, что требования предъявлены Истцом правомерно, иного Ответчиком не доказано.
Кроме того, Устав ж/д транспорта регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
Договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 315/2 установлена обязанность ОАО "РЖД" по уборке ж/д вагона после его разгрузке с места выгрузки на пути необщего пользования.
Таким образом, доводы ответчика относительно отсутствия статуса грузоотправителя или грузополучателя подлежат отклонению.
Ответчиком было заявлено ходатайство о снижении начисленного истцом штрафа в соответствии с положениями ст. 333 ГК РФ.
В соответствии со статьей 309 и 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Необоснованный односторонний отказ от их исполнения не допускается.
Согласно ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу ст. 333 Гражданского кодекса РФ суд наделен правом уменьшения неустойки в случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Пунктом 69 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" предусмотрено, что подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке.
Как разъяснено в пункте 73 указанного постановления, бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ). Доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнения ответчиком социально значимых функций, наличия у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами (например, на основании статей 317.1, 809, 823 ГК РФ) сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки.
Доказательствами обоснованности размера неустойки могут служить, в частности, данные о среднем размере платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, либо платы по краткосрочным кредитам, выдаваемым физическим лицам, в месте нахождения кредитора в период нарушения обязательства, а также о показателях инфляции за соответствующий период (п.75 Постановления).
При этом степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего только суд, рассматривающий дело, вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 указано, что при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 73, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика.
Вместе с тем, размер штрафа, предусмотренный абз.2 ст. 100 Устав ж/д транспорта установлен в целях стимулирования перевозчика к соблюдению сроков в размере 0,2 базового размера исчисления сборов и штрафов за каждый час задержки каждого вагона и уже ограничен законодателем. Базовый размер равен 100 руб.
Истец, за задержку каждой цистерны на станции назначения свыше двух суток обязан выплатить неустойку в размере 2 000 руб. за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования цистерны первые четверо суток и 4 000 руб. за каждые последующие сутки, установленную для грузополучателя пунктом 18.04. Правил проведения торгов в секции "Нефтепродукты" ЗАО "СПбМТСБ". Размер штрафа для ответчика, за тоже самое, составляет 40 руб. в час или 960 руб. за полные сутки, что абсолютно не соизмеримо с мерой ответственности для истца как для грузополучателя, который никак не может повлиять на деятельность ответчика и при этом несет убытки в размере намного превышающем ответственность ответчика - перевозчика. Разница в размере ответственности установленной для грузополучателя (АО "Полтавская нефтебаза") и перевозчика (ОАО "РЖД") составляет 1 040 руб. за одну цистерну в первые четверо суток и 3040 за каждую цистерну начиная с пятых суток.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Ответчик, возражая против удовлетворения заявленных исковых требований, в отзыве на исковое заявление заявил о несоразмерности взыскиваемой истцом суммы пени последствиям ненадлежащего исполнения ответчиком принятых на себя обязательств, просил суд применить ст. 333 ГК РФ и снизить взыскиваемые истцом пени.
В силу ст. 333 Гражданского кодекса РФ суд наделен правом уменьшения неустойки в случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Пунктом 69 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" предусмотрено, что подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке.
Как разъяснено в пункте 73 указанного постановления, бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Доказательствами обоснованности размера неустойки могут служить, в частности, данные о среднем размере платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, либо платы по краткосрочным кредитам, выдаваемым физическим лицам, в месте нахождения кредитора в период нарушения обязательства, а также о показателях инфляции за соответствующий период (п.75 Постановления).
При этом степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего только суд, рассматривающий дело, вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Москвы, приняв во внимание обстоятельства настоящего дела, размер неустойки в связи с несвоевременной доставкой груза, период просрочки в доставке груза, посчитал возможным применить ст. 333 ГК РФ и снизить размер неустойки до 344 916 руб.
В остальной части в удовлетворении исковых требований было отказано.
Также суд первой инстанции учел сложившуюся между Истцом и Ответчиком правоприменительную практику по Договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 315/2.
В том числе по делу N А40- 258286/22-29-2410 за период апрель, май и июнь 2022 года.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2022 года данный судебный акт оставлен без изменения.
Истец также заявил о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб., а также почтовые расходы в размере 1 200 руб. 33 коп.
В подтверждение заявления истцом представлен договор на оказание юридических услуг от 21.09.2022 г., платёжное поручение N 44 от 12.01.2023 г.
Из смысла ч. 3 ст. 111 АПК РФ следует, что лицо, участвующее в деле, на которое возложено возмещение судебных расходов, не лишено возможности представлять доказательства их чрезмерности, с учетом которых арбитражный суд также вправе уменьшить размер возмещения.
Таким образом, право суда признать расходы на оплату услуг представителя чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела не зависит от заявления и представления другой стороной возражений и доказательств чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
На основании изложенного, учитывая характер спора, характер и объем проведенной в рамках оказания юридической помощи работы, нахождение дела в производстве суда незначительный период времени, требования разумности и справедливости, Арбитражный суд Москвы посчитал возможным уменьшить размер подлежащих взысканию судебных расходов до 10 000 руб., поскольку указанная сумма соответствует размеру исковых требований, сложности дела, объему документов, подготовленных представителем истца, времени, затраченному на подготовку документов.
На основании изложенного, требование о взыскании почтовых расходов, подлежало удовлетворению.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения, на основании следующего.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что истец не представил доказательства нарушения сроков уборки вагонов, однако указанный довод нельзя признать состоятельным.
Нормой ст. 58 Устава ж/д транспорта определено, что договорами на подачу и уборку вагонов устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В соответствие с абз.12 ст. 44 Устава ж/д транспорта, после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний грузовой вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортной железнодорожно накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актам документов. Порожний грузовой вагон может быть подан на железнодорожные пути общего пользования без оформленных в установленном порядке перевозочных документов только случаях, предусмотренных настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В силу пунктов 3.4 и 3.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N26), подача и уборка вагонов на (с) железнодорожный путь необщего пользования производятся по уведомлению перевозчиком владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования зависимости от того, с кем заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов. Порядок передачи уведомлений о времени завершения грузовой операции устанавливается в договоре на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути или в договоре на подачу и уборку вагонов.
В силу пункта 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации а 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N26), сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов. Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно понятию, установленному ст. 2 Устава ж/д транспорта перевозочный документ - это документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза, порожнего грузового вагона.
Таким перевозочным документом, согласно пункту 3.4. Правила N 26, для АО "Полтавская нефтебаза" и ОАО "РЖД" является договор N 315/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "Полтавская нефтебаза" при железнодорожной станции Полтавская Северо-Кавказской железной дороги от 31.05.2019 г.
В силу пункта 114 Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащие порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозке грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 27.07.2020 N 256 (далее - Правила N256), накладная предъявляется грузоотправителем (отправителем) перевозчику при предъявлении порожнего вагона для перевозки железнодорожным транспортом, за исключением пробега локомотива в пределах одной станции для выполнения работ по подаче и уборке вагонов.
Положением абзаца 2 пункта 69.3. Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374 (далее - Правила N374), определено, что особенности подачи порожних вагонов на железнодорожные пути общего пользования определяются договорами на подачу и уборку вагонов, на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования.
Из приведенных норм следует, что порожний вагон, без оформленных владельцем вагона перевозочных документов, должен быть убран с места выгрузки грузополучателя и подан на выставочные пути станции в соответствии с предусмотренным Уставом ж/д транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом договором на подачу и уборку вагонов, заключенным перевозчиком с грузополучателем.
В п. 11 договора N 315/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "Полтавская нефтебаза" при железнодорожной станции Полтавская Северо-Кавказской железной дороги от 31.05.2019 г. указано, что о готовности вагонов к уборке Контрагент, в лице ответственного работника назначенного приказом АО "Полтавская нефтебаза", предоставляет приемосдатчику груза и багажа (в его отсутствии дежурному по станции) станции Полтавская уведомление о завершении грузовой операции формы ГУ-26ВЦ/Э.
Таким образом, стороны в договоре предусмотрели, что для уборки вагонов с железнодорожных путей необщего пользования истца, достаточно письменного уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке, а сроки на уборку вагонов исчисляются не с момента оформления перевозочных документов, а в течение 2 часов после окончания приемосдаточных операций или другими словами после получения перевозчиком уведомления о завершении грузовой операции.
Поскольку представленные истцом памятки приемосдатчика содержат время уведомления истцом ответчика о завершении грузовой операции, следовательно, именно с этого момента у ответчика возникла обязанность в течение 2 часов произвести уборку вагонов с железнодорожных путей истца.
С учетом изложенного, перевозчик ОАО "РЖД" не подлежит освобождению от уплаты штрафа, установленного ст. 100 Устава ж/д транспорта, за несвоевременную уборку порожних вагонов на основании абз. 13 ст. 44 Устава ж/д транспорта, из-за несвоевременного предоставления собственниками вагонов оформленных перевозочных документов для их дальнейшего следования, так как для уборки спорных вагонов с места выгрузки на выставочные пути такие документы не нужны, а достаточно только уведомления о завершении грузовой операции формы ГУ-26ВЦ/Э.
Документов (актов общей формы) подтверждающих причины задержки уборки вагонов с мест выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования, и о продолжительности этой задержки перевозчиком не представлены.
Согласно норме абз. 11 ст. 44 Устава ж/д транспорта, перевозчик в соответствии с договором уведомляет владельца вагона о прибытии груза в вагоне, принадлежащем этому владельцу, на железнодорожную станцию назначения.
Абзацем 12 ст. 44 Устава ж/д транспорта, предусмотрено, что для дальнейшего движения, уже порожнего вагона, владелец вагона обязан предоставить перевозчику оформленный в установленном порядке перевозочный документ.
Истцу не известно и ответчиком не представлено документов подтверждающих надлежащее исполнение перевозчиком своих обязательств по уведомлению владельца вагона о прибытии его на станцию назначения.
В связи, с чем будущее заявление ответчика о ненадлежащем исполнении владельцем вагона своих обязательств по предоставлению перевозочного документа на порожний вагон не правомерно, так как предоставление владельцем вагона перевозочного документа зависит от первичного уведомления перевозчиком владельца о прибытии вагона, что в итоге ни как не исключает ответственность самого перевозчика.
Согласно технологического процесса изложенного в абз. 14 и абз. 16 ст. 44 Устава ж/д транспорта, владелец вагонов вносит плату за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса за все время нахождения порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования по истечении: двенадцати часов с момента, когда порожние грузовые вагоны поданы на железнодорожные пути общего пользования по договору на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договору на подачу и уборку вагонов.
О подаче порожних грузовых вагонов на железнодорожные пути общего пользования без оформленных в установленном порядке перевозочных документов перевозчик уведомляет владельца вагонов (абз. 17 ст. 44 Устав ж/д транспорта).
В соответствие с абз. 19 ст. 44 Устава ж/д транспорта, если в течение трех суток с момента выгрузки грузов из вагонов или подачи порожних грузовых вагонов на железнодорожные пути общего пользования владелец вагонов не обеспечил уборку таких вагонов с мест общего пользования либо не обеспечил в установленном порядке предъявление таких вагонов дл} перевозки, плата за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса взимается в пятикратном размере за каждые последующие сутки после истечения третьих суток с момента выгрузки грузов из вагонов или с момента подачи порожних грузовых вагонов на железнодорожные пути общего пользования.
На основе приведенных норм, ответчик взимает плату с владельца вагона за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса, размер которой увеличивается в пятикратном размере за каждые последующие сутки после истечения третьих суток с момента выгрузки грузов из вагонов.
ОАО "РЖД" телеграммой от 09.06.2017 г. N 10610/ЦФТО "О реализации Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России N 374 от 07.12.2016 г." Центрам фирменного транспортного обслуживания сообщила, что временное размещение вагонов вне перевозочного процесса на железнодорожном пути необщего пользования должен согласовать владелец пути.
Такого согласования истец ответчику предоставил.
Согласно уведомлениям формы ГУ-26ВЦ/Э, представленные истцом, порожние вагоны передавались на выставочные пути станции.
Ответчик, не может ссылаться на отсутствие перевозочного документа от владельца вагона и не убирать порожние вагоны с пути необщего пользования истца, самовольно использовать ж/д пути истца, в качестве места временного размещения порожних вагонов, с последующим взиманием платы с владельца вагона за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса.
Учитывая, что только у перевозчика (ответчика) имеются договорные правоотношения с собственником или арендатором вагонов по отправке порожних вагонов со станции, именно в рамках таких правоотношений перевозчик имеет возможность обратиться с требованием о возмещении убытков, понесенных по вине собственника или арендатора вагонов, за несвоевременное предоставление перевозочного документа.
В уведомлениях формы ГУ-26ВЦ/Э указано на согласование таких уведомлений о завершении грузовой операции и готовности вагонов к передаче на выставочные пути станции, представлены транспортные железнодорожные накладные, памятки приемосдатчика, составление которых также основано на данных ЭТРАН.
Отсутствие данных о накладной на отправку порожнего вагона в системе АС ЭТРАН не является основанием для освобождения ответчика от ответственности согласно условиям договора N 315/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "Полтавская нефтебаза" при железнодорожной станции Полтавская Северо-Кавказской железной дороги от 31.05.2019 г.
Договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 315/2 срок уборки вагона для Перевозчика не установлен свыше лимита определенного п.3.7 Правил и составляет 2 часа с момента получения уведомления о завершении грузовой операции.
В отношении срока уборки вагона для Перевозчика на основании договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 315/2 Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 13.04.2021 N 09АП-66127/2020 по делу NА40-141313/20 установил следующее: "Договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 315/2 срок уборки вагона для перевозчика не установлен свыше лимита определенного п.3.7 Правил и составляет 2 часа с момента получения уведомления о завершении грузовой операции." (абз. 2 лист 6 Постановления).
Указанная выше правовая позиция подтверждается судебной практикой: Постановлением Девятого арбитражного суда апелляционного суда от 03.06.2022 г. по делу N А40-2197/22 и Постановлением Девятого арбитражного суда апелляционного суда от 29.08.2022 г. по делу N А40 27760/22.
В соответствие с ч.2 ст. 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют т же лица.
Спорные вагоны были убраны с места выгрузки ответчиком с нарушением срока.
Пунктом 4.5. Правил N 26 определено, что учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Документов (актов общей формы) подтверждающих причины задержки уборки вагонов ё мест выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования, и о продолжительности этой задержки перевозчиком не представлены.
Из чего следует, что обязательство по уборке выше названных ж/д вагонов с мест выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования перевозчиком - ОАО "РЖД" не исполнялись надлежащим образом.
Согласно ст.309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения принятого на себя стороной обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии со статьей 793 ГК РФ, за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно положению ст. 100 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав ж/д транспорта), за задержку по вине перевозчика уборки вагонов с мест выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 базового размера исчисления сборов и штрафов за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
За задержку цистерн размер штрафа, предусмотренный в настоящей статье, увеличивается в два раза. Задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час N 57477499, N 73999849, N 5790671, N 50117738, N 50405216, N 53947057, N 50936830.
Сумма штрафа за задержку уборки с места выгрузки в июле 2022 года на железнодорожных путях необщего пользования грузополучателя АО "Полтавская нефтебаза" вагонов: N 73100901, N 73133647, N 50401488 N 75178301, N 75178806, N 75178814, N 50777739, N 54654314, N 75165787, N 51213015, N 50647056, N 57231664, N 73211781, N 51211993, N 75161505, N 73100760, N 51151710, N 51192110, N 50982529, N 73031320, N 75005314, N 57515892, N 73913436, N 50760172, N 52087491, N 50961200, N 50431139, N 50435213, составляет- 131 640 рублей.
Сумма штрафа за задержку уборки с места выгрузки железнодорожных путях необщего пользования грузополучателя АО "Полтавская нефтебаза" вагонов: N 75036863, N 51081065, N 52089190, N 50076314, N 51468445, N 54244470, N 54246731, N 54719927, N 75007203, N 73094856, N 57595191, N 51411114, N 75100404, N 73194086 N 50230903, N 51458370, N 50074061, N 50043132, N 51638179, N 50389618, N 51571099, N 54887153, N 75003251, N 74905951, N 50431659, N 51170843, N 50602325,N 51633626, N 50745637, N 51674570, N 51095701, N 51666527, N 74950536, N 57178600, N 74888579, N 73098873, N 58276866,N 50363514, N 74913609, N 50786417,N 50770841, N 50765148 N 50254697, N 51475556, N 73924086, N 53868121, N 50682566, N 51766533, N 74959115 N 51973089, N 51412088, N 51617694, N 54240023, N 51746022, N 57638199, составляет - 124 880 рублей.
Сумма штрафа за задержку уборки с места выгрузки в сентябре 2022 года на железнодорожных путях необщего пользования грузополучателя АО "Полтавская нефтебазах вагонов: N 51356830, N 50722214, N 73990970, N 50664689, N 50681485, N 50681121. N 73032245, N 51662807, N 50634153, N 51595965, N 57198129, N 51432037, N 55949036, N 74881780, N 75121251, N 57679375, N 50729607, N 51230100, N 75108506, в августе 2022 года на N 53923314 N 73024804, N 57014458, N 73989550, N 50446186, N 50607795, N 51755080, N 50387653, N 73981953, N 51877314, N 51628758, N 50369289, N 75086488, N 57019077, N 50622067, N 75036749, N 75077065, N 50271246, N 54881156, N 73919003, N 74933409, N 51384535, N 54792478, N 54081724, N 51187698, N 54053459, N 58292731, N 54031760, N 73027211, N 50474550, N 50602952, N 54630348, N 51188548, N 53855722, N 50621572, N 56905383, N 51687036, N 74967886, N 51782258, N 51414118, N 57067183, N 51980597, N 50439678, N 51639482, N 51739126, N 75166132, N 73965030, N 50774165, N 73369688, N 51765998, N 57348922, N 51153443, N 55949622, N 51752285, N 50152016, N 54251160, N 54884721, N 50479237, N 70727433, N 54241492, N 57382715, N 51598027. N 57056285, N 75067769, N 51101954, N 74997727, N 74919150, N 54712799, N 57120289. N 57120289, N 57256067, составляет - 126 720 рублей.
Всего размер штрафа составил - 383 240 руб.
В целях досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика были направлены претензии: исх. N 72 от 04.10.2022 г., исх. N 74 от 07.10.2022 г. и исх. N 84 от 31.10.2022 г., с описью и уведомлением, однако ответчик не отреагировал на данные претензии.
С учетом изложенного, истец справедливо посчитал уклонение ответчика от оплаты штрафа за задержку уборки вагонов с места выгрузки неправомерным.
Согласно п. 2 ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со ст. 55 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав ж/д транспорта) отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.
В силу абз. 3 п. 3.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, вагоны подаются и убираются перевозчиком на/с железнодорожный путь необщего пользования к местам погрузки, выгрузки.
В соответствии с абз. 5 п. 3.5 Правил N 26 для регистрации передачи уведомления о времени завершения грузовой операции на железнодорожном пути необщего пользования, передаваемого владельцем, пользователем или контрагентом, перевозчиком ведется книга уведомления о времени завершения грузовой операции. Порядок передачи уведомлений о времени завершения грузовой операции устанавливается в договоре на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути или в договоре на подачу и уборку вагонов.
Согласно положению п. 3.7 Правил N 26, сроки на уборку вагонов с мест выгрузки устанавливаются и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути| необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов. Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции.
В соответствии с п. 4.5 Правил N 26 учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Факт задержки уборки вагонов ответчиком с железнодорожного пути необщего пользования N 18А подтверждается представленными ведомостями подачи и уборки вагонов, памятками приемосдатчика, и уведомлениями о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке.
В силу ст. 329 ГК РФ исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой (пеней, штрафом), предусмотренной законом или договором.
Поскольку ответчиком вагоны были убраны с железнодорожных путей истца с нарушением срока, предусмотренного договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 315/2, о чем свидетельствуют отметки о времени уборки вагонов в памятках приемосдатчика, и ведомостями подачи и уборки вагонов, истец правомерно начислил ответчику штраф в соответствии со ст. 100 Устава ж/д транспорта.
Факт того, что истец являлся получателем груза, перевозимого железнодорожными вагонами подтверждается транспортными железнодорожными накладными по доставке груза, ОАО "РЖД" не оспаривается.
Доказательств, подтверждающих, что АО "Полтавская нефтебаза" теряет статус грузополучателя с момента получения груза, не имеется.
При таких обстоятельствах, истец обладает статусом грузополучателя до момента получения порожних вагонов новым грузоотправителем от перевозчика.
Договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 315/2 установлена обязанность ОАО "РЖД" по уборке ж/д вагона после его разгрузке с места выгрузки на пути необщего пользования.
Условия договора на эксплуатацию ж/д пути не прекращают правоотношения сторон моментом выгрузки поданного вагона, а наоборот они сохраняются на всем протяжении нахождения вагона на месте выгрузки до его уборки на выставочные пути ж/д станции, в отношении каждого поданного вагона.
В соответствие с лицензией серии ПРД N 2304289 от 06.02.2012 г. "На осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте" АО "Полтавская нефтебаза" осуществлять разгрузку нефтепродуктов из поступающих железнодорожных цистерн. Истец кроме приемки и разгрузки своих грузов поступающих железнодорожным транспортом оказывает услуги по приему и хранению грузов третьих лиц (коммерческих организаций). При приемке ж/д цистерн с нефтепродуктами истец выступает как грузополучатель со всеми правами и обязанностями установленными законодательством.
Истец и третьи лица (коммерческих организаций) закупают нефтепродукты у поставщиков которые в свою очередь приобретают их на товарно-сырьевой бирже ЗАО "СПбМТСБ".
Поставщик нефтепродуктов (ОАО "НК "Роснефть", АО "Лукойл", АО "Газпром" и д.р. выставившие на товарно-сырьевой бирже ЗАО "СПбМТСБ" к продаже товар заключает с покупателем, допущенного к торгам на бирже, договор поставки.
Правилам проведения организованных торгов в секции "Нефтепродукты" ЗАО "СПбМТСБ" (далее - Правила проведения торгов) утверждаются Советом директоров ЗАО "СПбМТСБ" и регистрируются Банком России.
Правилами проведения торгов установлено, что Поставка осуществляется на основании договоров заключаемых между продавцами и покупателями в ходе биржевых торгов, а участники торгов обязаны выполнять требования настоящих Правил торгов.
Согласно установленным Правилам проведения торгов в секции "Нефтепродукты" ЗАО "СПбМТСБ сделки на поставку нефтепродуктов заключаются на условиях "франко-вагон станци отправления".
Способом (условием) поставки "франко-вагон станция отправления" признается способ поставки, который означает доставку биржевого товара Поставщиком до железнодорожной станции, являющейся пунктом отправления, с последующей организацией Поставщиком от своего имени, но за счет Покупателя транспортировки Товара железнодорожным транспортом до железнодорожных станций назначения, указанных Покупателем.
Таким образом, Поставщик обязался выполнить и/или организовать от своего имени, но за счет Покупателя выполнение услуг, связанных с транспортировкой Товара железнодорожным транспортом, включая услуги по организации перевозки Товара в подвижном составе третьих лиц.
При этом, Правилами проведения торгов предусмотрено, что Покупатель несёт ответственность за действия своих контрагентов и грузополучателей, как за свои собственные.
Порядок применения штрафных санкций за сверхнормативный простой в/цистерн применительно к взаимоотношениям сторон установлен Правилами проведения торгов в секции "Нефтепродукты" ЗАО "СПбМТСБ".
Правилами проведения торгов установлен срок использования цистерн Покупателем: срок нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) на станции назначения не должен превышать двух суток, при этом срок нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) определяется как период с даты прибытия груза на станцию назначения согласно календарному штемпелю на транспортной ж/д накладной (груженый рейс) в графе "Прибытие на станцию назначения" по дату отправления порожней цистерны на станцию погрузки или другую станцию, указанную Поставщиком, согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной на возврат порожней цистерны в графе "Оформление! приема груза к перевозке".
В соответствии с Правилами проведения торгов отсчет срока нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днём прибытия груженой цистерны на станцию назначения, и продолжается до момента отправки порожней цистерны на первоначальную станцию отправления либо на иную станцию, указанную Поставщиком. Неполные сутки считаются за полные. Дата отправки порожней цистерны определяется по календарному штемпелю станции отправления в транспортной железнодорожной накладной.
Покупатель обязуется обеспечить слив Товара и отправку порожних цистерн в указанные в Правилах проведения торгов сроки.
В случае превышения Покупателем (грузополучателем) срока использования (нахождения цистерн Поставщик, руководствуясь данными из автоматизированной базы данных ОАО "РЖД" производит расчёт неустойки и направляет Покупателю претензию, которая должна быть удовлетворена Покупателем в полном объёме.
Пунктом 06.20. (ранее пункт 06.18.9.) Правил проведения торгов в секции "Нефтепродукты" ЗАО "СПбМТСБ" установлено, что Покупатель отвечает за соблюдение грузополучателем срока нахождения арендованных цистерн Поставщика (цистерн предоставленных Поставщиком для транспортировки Товара Покупателя) на станции назначения (на путях общего пользования станции назначения и/или на подъездных путях грузополучателя и/или путях необщего пользования организаций, с которыми у Покупателя (грузополучателя заключены договоры на подачу-уборку вагонов и/или договоры на эксплуатацию пути необщего пользования, как за свои собственные.
Согласно положению пункта 18.04. Правил проведения торгов в секции "Нефтепродукты) ЗАО "СПбМТСБ", в случае сверхнормативного использования цистерн на станции назначения Покупатель уплачивает Поставщику неустойку в размере 2 000 (две тысячи) рублей за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой цистерны, если срок сверхнормативного использования составляет менее 5 суток и 4 000 (четыре тысячи) рублей за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой цистерны, если срок сверхнормативного использования составляет 5 суток и более. (Ранее пунктом 18.05. Правил, неустойка составляла 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей за каждые, в том числе неполные, сути сверхнормативного использования каждой цистерны.)
Ссылки грузополучателей Покупателей товара на положения Устав ж/д транспорта по сроку оборота ж/д вагонов признаны судами необоснованными с учетом того, что между сторонами Поставщиком и Покупателем договор поставки, а не договор перевозки. При этом действующее законодательство не содержит запрета на внесение в договор поставки условий о сроке оборота вагонов и ответственности за несоблюдение такого срока.
Установление такого вида ответственности обусловлено тем, что участники правоотношений по поставке товара, не являющиеся одновременного участниками технологического процесса, связанного с перевозкой груза железнодорожным транспортом, вынуждены платить штраф собственнику или арендатору вагонов за нарушение срока оборота вагонов. Учитывая, что только у контрагента покупателя (грузополучателя) имеются договорные правоотношения с перевозчиком на подачу и уборку вагонов, именно в рамках таких правоотношений грузополучатель имеет возможность обратиться с требованием о возмещении убытков, понесенных по вине станции.
Устав ж/д транспорта регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее -железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
Договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 315/2 установлена обязанность ОАО "РЖД" по уборке ж/д вагона после его разгрузке с места выгрузки на пути необщего пользования.
Своевременная уборка ж/д вагона позволит истцу освободить фронт выгрузки для поступающих вагонов и исполнить свое обязательство по сроку обороту ж/д вагонов поступивших поставкой на условиях товарно-сырьевой биржи ЗАО "СПбМТСБ".
Принимая во внимание тот факт, что ответчик, являясь монополистом, профессиональным участником перевозочного процесса, обязанным надлежащим образом выполнять принятые на себя обязательства, принимать все меры к недопущению просрочки исполнения обязательств.
Размер штрафа установлен положениями Устав ж/д транспорта.
Ответчиком не представлено доказательств нарушения исполнения обязательств в результате непреодолимой силы - чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Соразмерность штрафа (неустойки) последствиям нарушения обязательств, предполагается.
В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 указано, что при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 73, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российско Федерации N 7 от 24.03.2016 бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованное выгоды кредитора возлагается на ответчика.
Вместе с тем размер штрафа, предусмотренный абз.2 ст. 100 Устав ж/д транспорта установлен в целях стимулирования перевозчика к соблюдению сроков в размере 0,2 базового размера исчисления сборов и штрафов за каждый час задержки каждого вагона и уже ограничен законодателем. Базовый размер равен 100 руб.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25.04.2023 по делу N А40-7213/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Ю.Н. Кухаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-7213/2023
Истец: АО "ПОЛТАВСКАЯ НЕФТЕБАЗА"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"