г. Хабаровск |
|
10 июля 2023 г. |
А73-390/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кляузер М.А.
при участии в заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" Маслиной М.И. по доверенности от 20 апреля 2023 года N 80
представителя администрации города Хабаровска Караваевой И.В. по доверенности от 25 октября 2022 года N 1.1.29-224
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Хабаровска, комитета администрации города Хабаровска по управлению Железнодорожным районом
на решение от 2 мая 2023
по делу N А73-390/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ"
к администрации города Хабаровска, комитету администрации города Хабаровска по управлению Железнодорожным районом
о взыскании 58 340,43 рублей
установил: общество с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к комитету администрации города Хабаровска по управлению Железнодорожным районом, а при недостаточности денежных средств к администрации города Хабаровска о взыскании 58 340,43 рублей, составляющих расходы, понесенные в связи с ликвидацией места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
Решением суда от 27 апреля 2023 года исковое требование удовлетворено.
Ответчик и соответчик обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда отменить, приняв новый судебный акт об отказе в иске, по мотиву несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Считают недоказанными объемы ТКО, ликвидированного истцом; полагают, что акт взвешивания не является достоверным доказательством, подтверждающим объем ликвидированной истцом свалки; в установленный тридцатидневный срок ответчиком проведена ликвидация выявленного места несанкционированного размещения ТКО; истцом не соблюдены требования пункта 16 Правил обращения с ТКО об уведомлении ответчика о месте несанкционированного размещения ТКО (далее - МНРО); при расчете объема, стоимости вывоза и утилизации ТКО подлежит применению постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО"; скопление ТКО на данной территории образовалось в результате несвоевременного вывоза ТКО региональным оператором; судом не учтено наличие в районе МНРО места (площадки) для накопления ТКО, включенного в Реестр мест (площадок) накопления ТКО.
В судебном заседании представитель администрации доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель истца заявил о несостоятельности доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное, в обоснование приведены мотивы, изложенные в отзыве на жалобу.
Комитет извещен, представителя не направил.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения жалобы.
Истец осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории городского округа "Город Хабаровск" и муниципального района им. Лазо Хабаровского края с 1 июля 2022 года в соответствии с Соглашением об осуществлении деятельности по обращению с ТКО на территории Хабаровского края в зоне деятельности N 1.
В силу пункта 1.1 соглашения региональный оператор обязался обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее вращение с твердыми коммунальными отходами) на территории Хабаровского края в Зоне деятельности N 1 в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Хабаровского края в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Региональной программой Хабаровского края "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Хабаровского края", утвержденной распоряжением правительства Хабаровского края от 14 ноября 2018 года N 736-рп (далее региональная программа), и территориальной схемой обращения с отходами Хабаровского края, утвержденной постановлением Правительства края от 20 декабря 2016 года N 477-пр (далее - Территориальная схема).
В соответствии с пунктом 3.51 соглашения региональный оператор обязался обеспечивать своевременный вывоз ТКО из мест (площадок) накопления в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 (далее - правила N 354) и санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов потребления с учетам количества допустимых нарушений графика вывоза ТКО из мест сбора и накопления в год, установленных настоящим соглашением.
19 июля 2022 года в ходе мониторинга мест накопления ТКО региональным оператором обнаружено место несанкционированного размещения ТКО (далее - МНРО), расположенное в районе ул. Балтийская, д. 83, г. Хабаровск, объем которых превышает 1 куб. метр. Координаты местонахождения МНРО: 48.435237, 135.122502.
Согласно данным, полученным из открытых источников, собственность на земельный участок, на котором обнаружено МНРО, не разграничена.
Письмом от 20 июля 2022 года N 4056/ХБДВ Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора, управление экологического надзора, лицензионно-разрешительной работы, государственного контроля (надзора) в области организации дорожного движения, за обеспечением сохранности автомобильных дорог г. Хабаровска уведомлены истцом об обнаружении МНРО.
Письмом от 20 июля 2022 года N 4057/ХБДВ истец уведомил ответчика и соответчика о необходимости ликвидации МНРО.
В установленный законом срок ответчик не обеспечил ликвидацию МНРО.
30 августа 2022 года региональный оператор заключил договор N 44/22-ЕП на оказание услуг оператора по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО с обществом с ограниченной ответственностью "Квант".
В ходе исполнения заключенного договора ликвидировано МНРО массой 12,9 тонн.
Расходы на ликвидацию МНРО составили 58 340,43 рубля, в том числе:
- 43 086 рублей услуги по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в объеме 12 900 кг (договор N 44/22-ЕП);
- 13 904,76 рублей услуги по захоронению ТКО (договор от 24 февраля 2022 года N 4);
- 1 349,67 рублей накладные расходы регионального оператора (акт на списание материалов от 6 сентября 2022 года N 00БП-000099).
Расходы регионального оператора по ликвидации выявленного МНРО ответчиком не возмещены, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила N 1156), территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ региональный оператор по обращению с ТКО - это юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Законодательство в сфере обращения с отходами регулирует также вопросы осуществления деятельности, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок.
Пунктом 18 Правил N 1156 обязанность обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО либо заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по такой ликвидации возложена на собственника земельного участка.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Таким образом, поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии обязан собственник (землепользователь, землевладелец).
В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2011 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Судом установлено, что несанкционированное размещение ТКО имело место на земельном участке, собственность которого не разграничена, в черте г.о. Хабаровск, Хабаровского края.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 1156 в случае обнаружения места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на не предназначенном для этих целей земельном участке региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить собственника земельного участка об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО и о необходимости его ликвидации в течение 30 дней после получения уведомления, а также направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.
Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором (пункт 18 Правил N 1156).
Если в течение 30 дней со дня получения уведомления от регионального оператора собственник земельного участка не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО, несанкционированную свалку в соответствии с пунктом 17 Правил N 1156 ликвидирует региональный оператор.
Таким образом, в случае если региональный оператор во исполнение пункта 17 Правил N 1156 ликвидировал несанкционированную свалку самостоятельно, последнему не может быть отказано в удовлетворении требования о возмещении в связи с этим понесенных расходов.
В рассматриваемом случае факт образования и несанкционированного размещения ТКО, а также ликвидация указанных отходов силами регионального оператора подтверждается материалами дела, а именно актами осмотра мест несанкционированного размещения отходов от 19 июля 2022 года N 4 и фактической ликвидации МНРО от 31 августа 2022 года.
Довод заявителей жалоб о том, что в установленный срок ответчиком проведена ликвидация выявленного места несанкционированного размещения ТКО, отклонен судом по следующим мотивам.
Из материалов дела следует, что письмом от 22 августа 2022 года истец уведомил ответчика о проведении совместного выезда к МНРО и необходимости явки специалиста для составления акта о ликвидации свалки.
Администрация явку специалиста не обеспечила, актом повторного осмотра от 23 августа 2022 N 4П, составленного с участием представителей истца и специалиста Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, повторно зафиксировано место несанкционированного размещения.
Доказательств, подтверждающих полную ликвидацию МНРО к истечению установленного Правилами N 1156 срока, ответчиком не представлено.
Представленный суду акт от 18 августа 2022 года составлен ответчиком в одностороннем порядке.
Доказательств выполнения работ по ликвидации специализированной организацией, обладающей лицензией и соответствующей требованиям закона, также не представлено.
Расходы по ликвидации МНРО составили в общей сумме 58 340,43 рубля, из них 43 086 рублей услуги по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО, 13 904,76 рублей услуги по захоронению ТКО, 1 349, 67 рублей накладные расходы оператора.
Факт ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО и количество вывезенных региональным оператором ТКО в объеме 12,9 тонн подтверждается договором на оказание услуг оператора по ликвидации МНРО, спецификацией, актом оказанных услуг, договором на оказание услуг по захоронению ТКО, актом взвешивания (приемки-передачи отходов).
Расходы регионального оператора рассчитаны исходя из массы отходов утилизированного ТКО, поскольку в зоне деятельности регионального оператора ТКО в соответствии с требованиями территориальной схемы обращения с отходами Хабаровского края, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 года N 477-пр (территориальная схема), направляются на единственный имеющийся полигон по захоронению ТКО, расположенный в районе им. Лазо, принадлежащий АО "САХ".
Учет отходов, сданных на полигон в силу пункта 9 постановления Правительства РФ от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" осуществляется только по массе (далее - Правила N 505).
Судом расчет проверен и признан арифметически верным.
Возражения ответчиков по объемам ТКО являлись предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно отклонены.
Доводы ответчиков о том, что в районе МНРО имеется место (площадка) для накопления ТКО, которая включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО, также обоснованно не приняты во внимание судом первой инстанции по следующим основаниям.
Под местом накопления понимается исчерпывающий перечень вариантов с определенными требованиями к ним (пункт 3 СанПиН 2.1.3684-21).
В отношении жилого дома по адресу: ул. Балтийская, 83, г. Хабаровск администрацией установлен пакетный сбор - метод, не предусматривающий его накопления согласно закону (пункт 15 СанПиН 2.1.3684-21).
В Реестре мест (площадок) накопления ТКО, который ведется администрацией и содержится в публичном доступе, сведения о наличии в указанном месте организованного места накопления (контейнерная, специальная площадки или закрытый бункер) отсутствуют.
Довод ответчиков о скоплении ТКО на данной территории в результате несвоевременного вывоза ТКО региональным оператором опровергается материалами дела.
Представленный суду договор от 18 апреля 2022 года N 13 на ликвидацию несанкционированных мест ТКО, в том числе по адресу ул. Балтийская, д.83, свидетельствует о наличии свалки по данному адресу еще до даты начала деятельности регионального оператора (1 июля 2022 года)
Дав надлежащую оценку собранным по делу доказательствам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на комитет обязанности по компенсации затрат истца по ликвидации несанкционированной свалки в заявленном размере.
Согласно пункту 7 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 21 при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
На основании пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, муниципальное образование городской округ "Город Хабаровск" в лице администрации города Хабаровска, являясь учредителем Комитета администрации города Хабаровска по управлению Железнодорожным районом, несет субсидиарную ответственность по обязательствам последнего.
Оснований для иной оценки обстоятельств дела согласно доводам жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 2 мая 2023 года по делу N А73-390/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-390/2023
Истец: ООО "Хабавтотранс ДВ"
Ответчик: Администрация города Хабаровска, Комитет администрации города Хабаровска по управлению Железнодорожным районом