г. Владивосток |
|
10 июля 2023 г. |
Дело N А51-22603/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июля 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Понуровской,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Редтайр",
апелляционное производство N 05АП-3370/2023
на решение от 03.05.2023
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-22603/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Редтайр" (ИНН 6320046728, ОГРН 1206300015987)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484)
о признании незаконными решений о классификации товара в соответствии ЕТН ВЭД ЕАЭС,
при участии:
от ООО ТД "Редтайр": представитель Лящевский А.А. по доверенности от 12.12.2022, сроком действия 1 год, копия диплома о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 11867), паспорт;
от Владивостокской таможни: представитель Цветков В.С. по доверенности от 08.09.2022, сроком действия до 08.09.2023, копия диплома о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 0802), служебное удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Торговый дом "Редтайр" (далее - ООО "Редтайр", заявитель, общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений Владивостокской таможни (далее - таможня, таможенный орган) о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 03.05.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО Торговый дом "Редтайр" обратилось с жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение от 03.05.2023 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель настаивает на том, что ввезенный обществом товар следует классифицировать по коду 4011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Шины и покрышки пневматические резиновые новые: для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности". Учитывая положения Технического регламента Таможенного союза 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - ТР ТС 018/2011), общество считает, что шины с индексом "Е" не могут устанавливаться на автобусы (категория М), грузовые (категория N) транспортные средства, и прицепы/полуприцепы (категория О), так как характеристики подобных шин не соответствуют требования, установленным ТР ТС 018/2011. Общество также полагает, что поскольку спорные шины не предназначены для установки на пассажирские и грузовые транспортные средства, а также прицепы/полуприцепы, то оснований для отнесения их в товарную подсубпозицию 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС нет. Кроме того, отсутствие сертификатов соответствия на шины исключает возможность их эксплуатации на транспортных средствах категорий N, М, О. Полагает, что необходимо применить положения Раздела 8 ГОСТ ИСО 4209-1-2006, требования ТР ТС 018\2011 и ГОСТ 5513-97, согласно которым на грузовые транспортные средства и прицепы к ним могут устанавливаться шины, имеющие индекс скорости, начиная с F (от 80 км/ч и выше). Таким образом, суд первой инстанции при вынесения решения, не приняв во внимание предназначение и функциональные характеристики товара, неверно определил основные классификационные признаки шин для отнесения к соответствующей товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Определение Пятого арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 09.06.2023 и размещено в информационной системе "Картотека арбитражных дел" по адресу: http://kad.arbitr.ru в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ.
Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ООО Торговый дом "Редтайр" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Владивостокской таможни в судебном заседании и по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва на доводы апелляционной жалобы возражал. Обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверена Пятым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
С августа по ноябрь 2022 года ООО Торговый дом "Бонтайр" (в настоящее время в связи со сменой наименования общество с ограниченной ответственностью Торговый дом "Редтайр") на основании контракта от 15.12.2021 N 643/48099309/00130, заключенного с компанией QINGDAO GIANTRON TIRE CO.,LTD, на таможенную территорию ЕАЭС ввезены товары: шины пневматические резиновые новые для специальных транспортных средств и строительных, дорожных, подъемно-транспортных машин, используемых в строительстве, разных размеров, моделей, торговая марка RED TYRE, с разным индексом нагрузки, индексом скорости; шины пневматические резиновые, новые для специальных транспортных средств и строительных, дорожных, подъемно-транспортных машин, используемых в строительстве, рисунок протектора шины универсальный, состоящий из шашек или ребер в центральной зоне беговой дорожки и грунтозацепов по ее краям, шина предназначена для эксплуатации на дорогах с усовершенствованным, облегченным и переходным покрытием; шины пневматические резиновые новые для строительных машин, работающих на строительных площадках при выполнении погрузочных и транспортных операций (подробное наименование товара (шин) с указанием размера, моделей, комплектности, ширины профиля, посадочного диаметра, диаметра шин, индекса нагрузки, индекса скорости, производителя, марки указано в ДТ, приложенных к исковому заявлению).
В целях таможенного оформления товаров обществом поданы ДТ N N 10702070/010922/3284176, 10702070/090922/3296692, 10702070/090922/3296699, 10702070/070922/3293014, 10702070/070922/3293017, 10702070/010922/3284187, 10702070/270822/3276979, 10702070/191022/3354874, 10702070/191022/3354873, 10702070/091122/5000288, 10702070/191022/3354872, 10702070/270822/3276981, 10702070/191022/3 354874.
В графе 33 указанных ДТ в отношении ввезенных товаров обществом заявлен классификационный код 4011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Шины и покрышки пневматические резиновые новые: для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности". Из сведений, заявленных в графе 47 рассматриваемой ДТ, следует, что в отношении товара декларантом исчислены и уплачены ввозная таможенная пошлина в размере 5% и налог на добавленную стоимость в размере 20%. Товары, задекларированные в спорных ДТ, выпущены таможенным постом в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В ходе таможенного контроля в рамках системы управления рисками в целях проверки правильности классификации товаров, задекларированных в рассматриваемых ДТ, таможенным постом приняты решения о назначении таможенной экспертизы ЭКС-региональным филиалом ЦЭКТУ г. Нижний Новгород, а также необходимости отбора проб и образцов.
Таможенным постом Тольяттинским Самарской таможни проведен отбор проб и образцов товаров, что подтверждается соответствующими актами.
В последующем в таможенный орган посредством электронного обмена сообщениями в автоматизированную информационную систему "АИСТ-М" таможенных органов поступили заключения таможенного эксперта Экспертнокриминалистической службы-регионального филиала Центрального экспертнокриминалистического таможенного управления г. Нижний Новгород.
С учётом обстоятельств, установленных в экспертизах, таможней приняты решения N РКТ-10702070-22/002505 от 15.10.2022 о классификации товаров, заявленных в ДТN 10702070/010922/3284176, NРКТ-10702070-22/002538 от 22.10.2022 о классификации товаров, заявленных в ДТN 10702070/090922/3296692, NРКТ10702070-22/002539, NРКТ-10702070-22/002540 от 22.10.2022 о классификации товаров, заявленных в ДТN10702070/090922/3296699, NРКТ-10702070-22/002436 от 01.10.2022 о классификации товаров, заявленных в ДТN 10702070/070922/3293014, NРКТ-10702070-22/002437 от 01.10.2022 о классификации товаров, заявленных в ДТ N 10702070/070922/3293017, NРКТ-10702070-22/002438 от 01.10.2022 о классификации товаров, заявленных в ДТN 10702070/010922/3284187, NРКТ-10702070-22/002485 от 11.10.2022 о классификации товаров, заявленных в ДТN10702070/270822/3276979, NРКТ-10702070-22/002480 от 11.10.2022 о классификации товаров, заявленных в ДТN 10702070/270822/3276981, NРКТ-10702070-22/002728 от 20.11.2022 о классификации товаров, заявленных в ДТN 10702070/191022/3354872, NРКТ-10702070-22/002725, NРКТ-10702070-22/002726, NРКТ-10702070-22/002727 от 20.11.2022 о классификации товаров, заявленных в ДТN10702070/191022/3354873, NРКТ-10702070-22/002821 от 05.12.2022 о классификации товаров, заявленных в ДТN 10702070/191022/3 354874, NРКТ-10702070-22/500002, NРКТ-10702070-22/500003, NРКТ-10702070-22/500004 от 01.12.2022 о классификации товаров, заявленных в N10702070/091122/5000288.
Данными решениями классификационный код товара изменён на код 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС - "Шины и покрышки пневматические резиновые новые: для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов: с индексом нагрузки более 121", ставка ввозной таможенной пошлины 10%, НДС - 20%.
Общество обжаловало вышеуказанные решения в ведомственном порядке путем подачи начальнику Владивостокской таможни жалоб. Решениями начальника таможни решения Владивостокской таможни о классификации товара по спорным ДТ признаны правомерными.
Не согласившись с решениями о классификации товаров по ДТ N N 10702070/010922/3284176, 10702070/090922/3296692, 10702070/090922/3296699, 10702070/070922/3293014, 10702070/070922/3293017, 10702070/010922/3284187, 10702070/270822/3276979, 10702070/191022/3354874, 10702070/191022/3354873, 10702070/091122/5000288, 10702070/191022/3354872, 10702070/270822/3276981, 10702070/191022/3 354874, полагая, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Общества в сфере осуществляемой им экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался тем, что оспариваемые решения Владивостокской таможни о классификации товаров по спорным ДТ являются законными, обоснованными и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, выслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим:
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таможенный кодекс ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС) устанавливает, что товары подлежат декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной форме с использованием таможенной декларации (статья 104 ТК ЕАЭС).
Согласно статье 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары указываются основные сведения, в том числе сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
При помещении товаров под таможенную процедуру таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются основные сведения о них, в том числе классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие характеристики товаров, использованные при их классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
При этом, положениями пункта 3 статьи 108 ТК ЕАЭС установлено, что документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС или определенных статьями 114 - 117 ТКЕАЭС, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров (подпункт 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС, часть 2 статьи 15 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Согласно Правилу 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с Правилами 1, 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5 (а), 5 (б) и 6 ОПИ ТН ВЭД.
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
Учитывая изложенное, классификация должна осуществляться в первую очередь в соответствии с текстами товарных позиций или примечаний к разделам и группам, причем наименование товарных позиций и примечания имеют одинаковый статус. Дальнейшую классификацию после того, как определена соответствующая товарная позиция, устанавливает правило ОПИ 6, согласно которому классификация осуществляется в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям.
Разделом III Положения о порядке применения ЕТН ВЭД Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение), определен порядок применения ОПИ.
Согласно пунктам 5 и 6 указанного Положения ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне, и применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно.
Пунктом 7 этого же Положения определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации. Так, при классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
Таким образом, при классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС последовательно должны применяться ОПИ ТН ВЭД, примечания к разделам, группам, и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры.
При этом, при возникновении сомнений и спорных ситуаций не исключена возможность использования Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС, содержащих толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретных товаров к определенной позиции номенклатуры.
В связи с этим в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 ТК ЕАЭС решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, декларант заявил ввезенный им товар как "шины пневматические резиновые новые в комплекте с камерой и ободной лентой для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности (карьерный самосвал)" и определил его квалификационный код 4011 80 000 0, ставка таможенной пошлины - 5%.
В избранной обществом подсубпозиции 4011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС подлежит классификации товар - "Шины и покрышки пневматические резиновые новые для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности".
Товарной субпозиции 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, в которой товар был классифицирован таможенным органом, соответствует товар "Шины и покрышки пневматические резиновые новые для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов с индексом нагрузки более 121".
Таким образом, спор между обществом и таможенным органом возник относительно классификации товаров на уровне одной товарной позиции 4011 ТН ВЭД ТС, но разных товарных подсубпозиций.
В разделе "Общие положения" к группе 40 "Каучук, резина и изделия из них" Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС (Том II. Разделы VI - VIII. Группы 29-43) предусмотрено, что в группе 4011 классификация шин и покрышек пневматических резиновых новых проводится по видам транспортных средств, для использования на которых указанные товары предназначены.
В товарную позицию 4011 включены шины и покрышки пневматические резиновые, субпозиция 4011 20 - для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов, субпозиция 4011 80 - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности.
Таким образом, при проверке правильности заявленного классификационного кода необходимо принимать во внимание предназначение и функциональные данные ввозимого товара.
При этом, основным классификационным признаком шин резиновых в рамках товарной позиции 4011 ТН ВЭД ЕАЭС является вид и предназначение транспорта, для которого данные шины предназначены, а также область применения данных шин.
Как отмечено судом первой инстанции, для верной квалификации спорных товаров необходимо установить область применения шин.
По смыслу описания шин в товарной позиции 4011 80 000 0 к товарам, подлежащим классификации в этой товарной позиции, относятся шины, которые могут быть использованы для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности, и только для них, но не для транспортных средств и машин, используемых в иных областях деятельности.
Из материалов дела усматривается, что в рамках таможенного оформления и таможенного контроля декларантом, были представлены: контракт от 15.12.2021 N 643/48099309/00130, инвойсы, фото товара и маркировки, упаковочные листы, спецификации, экспортные декларации.
В соответствии с пунктом 1.1. контракта, заключенного между компанией QINGDAO GIANTRON TIRE CO.,LTD, (продавец) и ООО "Поволжская шинная компания" (покупатель), Продавец поставляет, а Покупатель принимает в целях таможенного оформления и оплачивает в соответствии со Спецификациями шины пневматические резиновые новые торговой марки "RED TYRE" для специальных транспортных средств и машин, используемых в строительстве и промышленности, предназначенных для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование согласно п.6 технического регламента таможенного союза TP ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", а именно: автомобили, мотоциклы и автобусы оперативных служб полиции, автомобили скорой медицинской помощи, автомобили МЧС, пожарные автомобили; машины городского коммунального хозяйства - снегоуборочная и поливомоечния техника; войсковой транспорт (бронетранспортеры, боевые машины н другие); внутрипроизводственный транспорт, использующийся на предприятиях; и т.д. Предмет спорной поставки был согласован сторонами в спецификациях, согласно которым продавец обязуется поставить, а покупатель принять и оплатить товар - шины различных наименований и артикулов, для специальных транспортных средств и машин, используемых в строительстве и промышленности, код ТН ВЭД-4011800000.
Соглашением от 17.01.2022 об уступке (цессии) прав требований на товар по Коммерческому контракту N 643/48099309/00130 от 15.12.2021 Цедент ООО "Поволжская шинная компания" уступает, а Цессионарий ООО ТД "Бонтайр" принимает права (требования) в полном объеме по коммерческому контракту N643/48099309/00130 от 15.12.2021, где право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.
Согласно сведениям, заявленным в графе 31 ДТ N N 10702070/010922/3284176, 10702070/090922/3296692, 10702070/090922/3296699, 10702070/070922/3293014, 10702070/070922/3293017, 10702070/010922/3284187, 10702070/270822/3276979, 10702070/191022/3354874, 10702070/191022/3354873, 10702070/091122/5000288 шины "RED TYRE" предназначены для транспортных средств и строительных, дорожных, подъёмно-транспортных машин (автокран, экскаватор-планировщик, пожарные автомобили, эвакуаторы, снегоуборочная и поливомоечная техника, автомобили и автобусы оперативных служб полиции), используемых в строительстве, горном деле на дорогах с усовершенствованным, облегченным и переходным покрытием (III*V категории, т.е. для дорог и бездорожья).
Пункт 2 раздела 1 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" к объектам технического регулирования, на которые распространяется действие настоящего технического регламента, относит: колесные транспортные средства категорий L, M, N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования (далее - транспортные средства), а также шасси; компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.
Объекты технического регулирования устанавливаются согласно приложению N 1, согласно которому в Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие ТР ТС 018/2011, отнесены транспортные средства категории N, используемые для перевозки грузов - автомобили грузовые и их шасси, в том числе категорий N 1, N 2, N 3, транспортные средства повышенной проходимости (категории G), специальные и специализированные транспортные средства, изготовленные на базе (шасси) транспортных средств категории G, в том числе специальные и специализированные транспортные средства, в отношении которых предъявляются дополнительные требования безопасности (например, Автолесовозы, Автосамосвалы и прицепы (полуприцепы)-самосвалы, Пожарные автомобили, Транспортные средства для аварийно-спасательных служб и милиции (полиции), Транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, Транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин, и т.п.), а также компоненты транспортных средств такие, как Шины пневматические для легких грузовых и грузовых автомобилей и их прицепов, автобусов и троллейбусов.
Согласно подпунктам 1, 7 пункта 3, пункту 4 раздела 1 TP ТС 018/2011 действие настоящего технического регламента не распространяется на транспортные средства, имеющие максимальную скорость, предусмотренную их конструкцией, не более 25 км/ч, на внедорожные большегрузные транспортные средства, а также на компоненты, предназначенные только для комплектации транспортных средств, указанных в подпунктах 1 - 5, 7 и 8 пункта 3 настоящего технического регламента (раздела 1 TP ТС 018/2011).
Апелляционной коллегией установлено, что в материалы дела представлены заключения таможенных экспертов от 30.09.2022 N 12404004/0019435, N 12404004/0019663, от 23.09.2022 N 124504004/0019803, N 124504004/0019804, от 27.09.2022 N 12404004/0019718, от 28.09.2022 N 12404004/0019440, от 11.10.2022 N 12404004/0020613, от 10.10.2022 N 12404004/0020611, от 08.11.2022 N 12404031/0022890, N 12404031/0022973, от 25.11.2022 N 12410007/0022817 из которых следует, что исследуемые образцы, согласно маркировочного обозначения на боковинах, с учётом маркировочного обозначения "EXTRA LOAD", рассчитаны на максимально допустимую нагрузку для одинарных шин не более 3650 кг/для сдвоенных шин не более 3350 кг (индекс нагрузки "150/147").
Исследуемые образцы товара, согласно маркировочному обозначению на боковинах, предназначены для эксплуатации со скоростью не более 70 км/ч (индекс категории скорости (индекс скорости) "Е". Исследуемые образцы предназначены для эксплуатации на всех осях транспортных средств категорий N, для транспортных средств категории О к ним, а также для машин и транспортных средств, созданных на базе их шасси, преимущественно на дорогах с усовершенствованным облегченным покрытием (III, IV и IV-п категорий) и переходным (IV и V категорий) с максимальной эксплуатационной скоростью не более 70 км/ч.
На исследуемых пневматических шинах отсутствуют маркировки, говорящие о каком-либо их специфическом назначении, об её использовании на специализированных машинах и транспортных средствах.
В тоже время требования к шинам пневматическим для строительных, дорожных, подъёмно-транспортных и рудничных машин установлены ГОСТ 8430-2003 Межгосударственный стандарт (далее - ГОСТ 8430-2003).
Согласно ГОСТ 8430-2003 индекс прочности шины показывает соответствие данной шины максимальной нагрузке, рекомендуемой для конкретных условий эксплуатации. Индекс прочности обозначается символом в виде пятиконечной звезды для радиальной шины.
В соответствии с ГОСТ 8430-2003 на покрышку наносят надписи и обозначения, в том числе, код рисунка протектора, надпись "OFF THE ROAD", надпись "CYCLIC" (на шины, предназначенные для эксплуатации на машинах, работающих в цикличном режиме), однако на спорных товарах указанные маркировки также отсутствуют.
Кроме того, индексами (символами) скорости для шин согласно ГОСТ 8430-2003 являются А1, А2, А3, А4, А5, А6, А7, А8, В, D.
Так, в ГОСТ 8430-2003 для шин пневматических предназначенных для использования на строительных, дорожных, подъемно-транспортных, рудничных (шахтных) машинах (автопогрузчики, прицепы (полуприцепы)-тяжеловозы, автогрейдеры, краны на шасси автомобильного типа, краны пневмоколесные, рудничные самоходные вагоны, скреперы и т.п.) ограничена максимальная скорость эксплуатации шин, а именно 65 км/ч (индекс скорости "Р").
В то же время спорные шины имеют индекс скорости "Е" (до 70 км/ч), что сторонами не отрицается. Маркировка спорных шин не соответствует по символам индекса скорости маркировке шин, указанной в ГОСТ 8430-2003 "Шины пневматические для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин.
Кроме того, в заключениях таможенного эксперта указано, что на шинах "RED TYRE" согласно маркировочному обозначению на боковинах, предназначены для эксплуатации со скоростью не более 70 км/ч (индекс категории скорости (индекс скорости) "Е". Исследуемые образцы предназначены для эксплуатации на всех осях транспортных средств категорий N, для транспортных средств категории О к ним, а также для машин и транспортных средств, созданных на базе их шасси, преимущественно на дорогах с усовершенствованным облегченным покрытием (III, IV и IV-п категорий) и переходным (IV и V категорий) с максимальной эксплуатационной скоростью не более 70 км/ч.
На шины для грузовых автомобилей, индексы категории скорости (то есть скорости, применяемой при эксплуатации шин) распространяется ГОСТ 5513-97 "Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов. Технические условия" (далее - ГОСТ 5513-97).
Согласно указанному ГОСТ 5513-97 шины, предназначенные для использования на грузовых автомобилях, прицепах к ним, автобусах и троллейбусах имеют эксплуатационные скорости от 80 до 130 км/ч (индексы скорости "F", "G", "J", "К", "L", "М").
Данный ГОСТ не соответствует рассматриваемым шинам в части индекса скорости, но вместе с тем, индекс скорости "Е" соответствует ГОСТ ИСО 4209-1-2006 "Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов (метрические серии)" (Таблица 10 - Символы скорости и соответствующие им категории скорости). В данной таблице символу "Е" соответствует скорость 70 км/ч.
Индексу скорости "Е" соответствует ГОСТ ИСО 4209-1-2006 "Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов (метрические серии)" (Таблица 3 - Символы скорости и соответствующие им категории скорости). В данной таблице символу "Е" соответствует скорость 70 км/ч.
Таким образом, учитывая, что индекс категории скорости в соответствии с положениями ТН ВЭД ЕАЭС сам по себе не является критерием для классификации шин, принимая во внимание указанные заключения таможенного эксперта, соответствие шин "RED TYRE" по индексу категории скорости ГОСТ ИСО 4209-1- 2006, доводы заявителя о том, что рассматриваемые товары не соответствует ГОСТ 5513-97 "Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов. Технические условия", не подлежат сертификации в соответствии с ТР ТС 018/2011, их нельзя эксплуатировать на грузовых автомобилях, прицепах, автобусах и троллейбусах, соответствуют ГОСТ Р ИСО 13442-2017 "Шины и ободья для строительных машин. Технические требования", являются несостоятельными.
Апелляционная коллегия при этом отмечает, что индекс категории скорости в соответствии с положениями ТН ВЭД ЕАЭС сам по себе не является критерием для таможенной классификации шин, между тем для правильной классификации спорного товара в соответствующей товарной субпозиции необходимо, как уже указано ранее, установить область применения шин - для транспортных средств для перевозки грузов или для иных транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности, в связи с чем должна быть дана оценка всем известным характеристикам данного товара.
Указанная позиция подтверждается классификационным решением Комитета по Гармонизированной Системе Всемирной таможенной организации (67-я сессия ВТО - апрель 2021), суть которого заключается в том, что при классификации шины, кроме сведений о назначении, следует обратить особое внимание на индекс скорости и если данная скорость не соответствует скорости передвижения специальных транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности в условиях бездорожья, шины подлежат классификации в субпозиции 4011 20 ТН ВЭД ЕАЭС.
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что имеющаяся на спорных шинах маркировка свидетельствует об использовании шин исключительно на транспортных средствах, задействованных в строительстве, горном деле или промышленности.
Вопреки доводам общества коллегия не находит правовых оснований для отнесения рассматриваемых транспортных средств к машинам для использования в строительстве и промышленности.
Принимая во внимание, что классификация спорного товара по ДТ N N 10702070/010922/3284176, 10702070/090922/3296692, 10702070/090922/3296699, 10702070/070922/3293014, 10702070/070922/3293017, 10702070/010922/3284187, 10702070/270822/3276979, 10702070/191022/3354874, 10702070/191022/3354873, 10702070/091122/5000288 была произведена обществом неверно, соответственно, у таможенного органа имелись правовые основания для принятия оспариваемых решений N РКТ-10702070-22/002505 от 15.10.2022 о классификации товаров, заявленных в ДТN 10702070/010922/3284176, NРКТ-10702070-22/002538 от 22.10.2022 о классификации товаров, заявленных в ДТN 10702070/090922/3296692, NРКТ10702070-22/002539, NРКТ-10702070-22/002540 от 22.10.2022 о классификации товаров, заявленных в ДТN10702070/090922/3296699, NРКТ-10702070-22/002436 от 01.10.2022 о классификации товаров, заявленных в ДТN 10702070/070922/3293014, NРКТ-10702070-22/002437 от 01.10.2022 о классификации товаров, заявленных в ДТ N 10702070/070922/3293017, NРКТ-10702070-22/002438 от 01.10.2022 о классификации товаров, заявленных в ДТN 10702070/010922/3284187, NРКТ-10702070-22/002485 от 11.10.2022 о классификации товаров, заявленных в ДТN10702070/270822/3276979, NРКТ-10702070-22/002480 от 11.10.2022 о классификации товаров, заявленных в ДТN 10702070/270822/3276981, NРКТ-10702070-22/002728 от 20.11.2022 о классификации товаров, заявленных в ДТN 10702070/191022/3354872, NРКТ-10702070-22/002725, NРКТ-10702070-22/002726, NРКТ-10702070-22/002727 от 20.11.2022 о классификации товаров, заявленных в ДТN10702070/191022/3354873, NРКТ-10702070-22/002821 от 05.12.2022 о классификации товаров, заявленных в ДТN 10702070/191022/3 354874, NРКТ-10702070-22/500002, NРКТ-10702070-22/500003, NРКТ-10702070-22/500004 от 01.12.2022 о классификации товаров, заявленных в N10702070/091122/5000288.
Таким образом, учитывая, что оспариваемое решение таможенного органа соответствуют закону и не нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии общества с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, но не опровергают их, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Выводы арбитражного суда по настоящему делу соответствует нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1.500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.05.2023 по делу N А51-22603/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Понуровская |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-22603/2022
Истец: ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ "РЕДТАЙР"
Ответчик: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ